Даже начинающие автомобилисты знают, что прежде чем выехать за рулем на улицы города, необходимо оформить страховку. За отсутствие полиса ОСАГО предусмотрен штраф. Дополнительные расходы удорожают и без того недешевое содержание автомобиля и вызывают недовольство граждан.
Предпосылки для разработки закона
Благодаря экономическим реформам в стране, в 90-е годы количество автомобилей на дорогах резко увеличилось. Соответственно увеличилось и число ДТП, где новым и не очень машинам наносился ущерб разной степени. Поврежденный транспорт требует ремонта, стоимость которого может быть весьма и весьма высокой. Кто должен его оплачивать? Согласно гражданскому законодательству, любой вред, причиненный чужому имуществу, должен быть полностью возмещен виновным в его причинении. Иными словами, оплатить ремонт разбитой в ДТП чужой машины должен виновник аварии. Если только он не сможет доказать, что действовал в условиях крайней необходимости или форс-мажора.
Учитывая невысокие доходы населения, для возмещения стоимости ремонта дорогой новой иномарки водителю другой машины приходилось расстаться с солидной суммой денег, а порой и с собственным имуществом: автомобилем и даже квартирой. Были примеры и криминальных случаев, когда ценой ошибки за рулем становилась жизнь.
Между тем, еще в первой половине прошлого века в США начали страховать имущественную ответственность автовладельцев. Такая страховка позволила переложить бремя финансового возмещения с водителя на его страховую компанию. Европа также переняла полезный опыт, но в России в силу социально-экономических причин он внедрен не был, хотя такая идея в 60 годах в СССР обсуждалась.
Однако в начале нового века стало очевидным, что необходимо вводить обязательное страхование не самих транспортных средств, а ответственности их владельцев. Это позволит решить сразу несколько острых проблем:
- защитит автомобилистов финансово;
- снизит криминальную напряженность в обществе в целом;
- сделает водителей более дисциплинированными.
Когда ввели ОСАГО в России
На проработку всех аспектов нового закона ушло довольно много времени — около 10 лет. Первые законопроекты были внесены в Госдуму еще в 1993 году. Однако рассмотрение нового нормативного акта в первом чтении состоялось только в 2000 г. Затем последовали еще два года доработок и, наконец, в апреле 2002 года закон был одобрен Федеральным собранием и подписан Президентом.
Однако ОСАГО стало строго обязательным лишь спустя год — с 1 июля 2003 года. Столь длительный промежуток времени потребовался для проработки механизмов реализации нового закона и принятия соответствующих документов. В дальнейшем вводились различные поправки и дополнения, а в 2014 году законодательство об ОСАГО было серьезно реформировано.
Когда автострахование только стало обязательным, это вызвало серьезный негативны отклик как со стороны водителей, так и от страховых компаний. Высказывались претензии к тому, что новый закон серьезно ограничивает права граждан и коммерческих компаний на свободу договора и собственности, гарантированных Конституцией. Кроме того, стоимость полиса оказалась довольно высокой для большинства автовладельцев. Но Конституционный суд, рассмотрев обращение группы депутатов, счел, что основному закону ограничения, налагаемые ОСАГО, не противоречат.
Особенности обязательной страховки
Главной особенностью страхования ответственности автовладельцев является его обязательность. Причем как для самих водителей, так и для страховых компаний. К неудовольствию последних, государство жестко ограничивает размер страховой премии за счет введения единого для всех механизма ее расчета и тарифного коридора. С 2016 года страховщики не могу ссылаться даже на отсутствие у них необходимых бланков — появилось оформление полиса электронным способом.
В отличие от имущественного страхования, ОСАГО страхует не автомобиль, а ответственность его владельца или водителя перед третьими лицами в случае ДТП. Если при аварии был поврежден чужой автомобиль, то его ремонт оплатит страховщик виновника. При отсутствии у него полиса, возмещение производит уже он сам.
При расчете стоимости страховки учитывается такой коэффициент как КБМ (бонус-малус) Его суть состоит в том, что дисциплинированный водитель, аккуратно ведущий себя на дорогах и не устраивающий аварии, при заключении каждого последующего договора ОСАГО платит все меньше им меньше. Разница может составить до 50%. Соответственно действует и обратная зависимость — неоднократный виновник ДТП будет с каждым годом платить больше.
Страховое возмещение по ОСАГО имеет ограничение. Максимум, который может получить пострадавший водитель, равен 400 000 руб. Если же эта сумма не покрывает стоимости ремонта, то недостающую часть придется взыскивать в виновника уже самостоятельно, в рамках гражданского иска.
Введение ОСАГО, хоть и вызвало немало споров, позволило добиться поставленных целей. Очередные поправки, защищающие автовладельцев и расширяющие возможности страховых компаний по премированию аккуратных водителей, вступают в силу с 1 июля 2018 года
С 1 сентября должны были вступить в действие новые тарифы ОСАГО, а дорожные камеры — начать выписывать штрафы за отсутствие полиса. Однако эти меры были отложены, вместо этого изменились правила оформления еОСАГО. Как теперь действует электронный полис и какие новшества добровольного страхования ожидать, разбирался портал iz.ru
Новые тарифы — когда ждать?
С 31 августа должны были измениться тарифы и коэффициенты ОСАГО. Банк России планировал расширить нижнюю и верхнюю границы тарифного коридора на 20%, а коэффициенты рассчитывать по 50 параметрам вместо нынешних пяти. Это позволяло сделать тарифы более индивидуальными — опытные и безаварйиные водители платили бы меньше, молодые и неопытные — больше. В среднем же цена полиса вырастала с 5,8 тыс. до 7 тыс. рублей.
Неожиданно ЦБ решил отложить введение тарифов и обсудить готовящуюся реформу в Госдуме и Совфеде. Большинство участников парламентских слушаний 13 сентября высказались против повышения тарифов, но сошлись во мнении, что они требуют пересмотра в сторону либерализации. Банк России, в свою очередь, не намерен отказываться от планов по расширению коридора, но перед этим повторно исследует тарифы ОСАГО — появились цифры, свидетельствующие о снижении убыточности на рынке обязательного страхования.
За первые шесть месяцев выплаты по ОСАГО уменьшились на 35,8%, до 66,5 млрд рублей. Следующие слушания, по предложению Банка России, запланированы в Совете Федерации на 24 сентября.
Камеры не включились
Впрочем, от идеи следить с помощью камер за наличием ОСАГО не отказываются, но точных сроков никто не называет. Ориентировочно это произойдет в конце года.
еОСАГО с трехдневной задержкой
В РСА пояснили: это сделано для того, чтобы устранить возможность покупки полиса сразу после ДТП. Представители Союза уточнили, что при оформлении бумажных полисов такой проблемы не возникает. Он начинает действовать с 00.00 следующего дня или с даты, указанной как начало действия полиса.
Цены на запчасти поменяют
К концу ноября РСА обещает обновить справочники средней стоимости запчастей. Поводом послужило предписание управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Татарстан, обнаружившего различные нарушения, прежде всего — занижение цен. Справочники составлялись с 1 декабря 2014 по 1 мая 2015 года, УФАС установило несоответствие цен на запчасти в апреле 2016 года, но РСА долгое время пытался оспорить предписание в судах.
В итоге Коллегия Верховного суда встала на сторону антимонопольной службы. РСА начал работу по актуализации справочников еще в марте 2018 года, но это большая работа. Предстоит собрать проанализировать информацию, предоставленную магазинами во всех субъектах Российской Федерации, всего их насчитывается около тысячи.
Что будет со штрафами
Минфин допустил повышение штрафов за отсутствие ОСАГО — сейчас за езду с просроченным полисом наказывают на сумму 500 рублей, а за его отсутствие — на сумму 800 рублей.
В свою очередь, зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что неуплата штрафа должна ограничивать осуществление юридически значимых действий — например, регистрацию имущества, покупку билетов.
В Госдуме повышение штрафов не поддержали. Последняя подобная инициатива — единоросс Сергей Вострецов предлагал штрафовать незастрахованных автовладельцев на 5 тыс. рублей —– была отклонена депутатами еще в весеннюю сессию.
Успеть за пять дней
РСА предложил ограничить срок обращения за выплатой по ОСАГО пятью днями. Сейчас он работает только при оформлении по европротоколу, а в остальных случаях точно не определен. В Союзе считают, что это позволит бороться с автоюристами, которые намеренно затягивают процесс, чтобы страховщику было сложно разобраться в обстоятельствах произошедшего и чтобы получить неустойку. В Минфине идея РСА поддержки не нашла.
Полис под запись
В Госдуме предложили снимать процесс подписание договора ОСАГО на видео со звуком. В том случае, если запись будет некачественной, действия страховой будут трактоваться не в ее пользу, отметил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Представитель ЦБ эту идею одобрил, страховщикам она не понравилась — обязательная видеофиксация приведет к дополнительным расходам.
Необязательное страхование
По данным РСА, за последние четыре года минимум 3 млн автомобилистов либо отказались от полиса обязательного страхования либо купили поддельный. В этом году тенденция сохраняется, несмотря на рост продаж новых автомобилей.
Приносит ли ОСАГО убытки?
В то же время первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков утверждает, что информация об убыточности обязательного страхования неверна.
В данной статье мы рассмотрим в каком году ввели ОСАГО, а также историю возникновения обязательного автострахования и путь его развития в России и мире.
История появления обязательного страхования
В 2018 году исполнилось 120 лет с момента оформления первого страхового полиса на машину. Документ был выдан компанией Travelers Insurance Company. Страхователем выступил доктор Мартин Трумэн. Он приобрел полис для защиты своего автомобиля от столкновения с конными повозками.
По условиям договора Мартин внес плату в 12 долларов. При наступления страхового случая компания должна была возместить ему убытки в сумме 500 долларов. Приобретение полиса являлось собственной инициативой Трумэна, поскольку риск столкновения с конной повозкой был предельно высок. В Америке на тот момент на 20 млн лошадей приходилось всего 4000 автомобилей.
Заключить страховой договор доктора побудило происшествие 1896 года, которое было освещено всеми СМИ. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на женщину. Пострадавшая скончалась. Причиной аварии стала не скорость машины, а ограничение видимости из-за повозок.
Судья признал происшествие несчастным случаем, но многие автовладельцы стали задумываться о безопасности. Идея предприимчивого американца не нашла широкой поддержки. Отсутствие интереса граждан к автострахованию объяснялось небольшим количеством транспорта на дорогах.
В 20-х годах ХХ века компания Ford наладила массовый выпуск машин, из предмета роскоши они превратились в распространенное средство передвижения. В 1925 году власти штата Массачусетс признали автострахование обязательным. Такой полис гарантировал компенсацию ущерба потерпевшей стороне. Т. е., объектом страхования выступала автогражданская ответственность водителя. Желающие могли оформить полис и на свою машину. Но такой вид услуги носил добровольный характер.
По примеру США практически все страны Европы стали вводить обязательную систему автострахования. Большая часть государств к середине прошедшего столетия уже имела прототип нынешнего ОСАГО. Примерно в это же время появилась система страхования, действующая на территории всех европейских стран.
Возникновение ОСАГО в России
Обсуждение введения обязательного автострахования в России началось в 1924 году. Но из-за незначительного количества машин на дорогах вопрос был признан руководством страны неактуальным. Во второй половине ХХ века число авто в СССР увеличилось настолько, что власти вновь подняли тему внедрения системы полисов.
В 1991 году стали появляться первые полиса КАСКО, но они не получили широкого распространения. Идея внедрения обязательного ОСАГО возникла только после распада СССР. Первый проект соответствующего закона был представлен на рассмотрение в Госдуму в 1993 году. Документ требовал серьезных правок и доработок.
Главным нововведением стал объект страхования. Прежде в России с помощью полиса автовладельцы защищали только свои машины и пассажиров. Теперь было решено страховать ответственность водителей перед другими участникам дорожного движения. В случае ДТП убытки потерпевшей стороне возмещает компания, заключившая договор с виновником происшествия.
Введение электронного страхования
В 2015 году Правительство России приняло поправки в № 40–ФЗ, дающие возможность водителям оформить страховку через Интернет без посещения офиса. Далеко не все компании ввели такую функцию и продолжали продавать полиса только при личном визите автовладельца.
Очередные изменения № 40–ФЗ в 2017 году и утверждение новых указаний ЦБ, касающихся порядка оформление е-ОСАГО и работы сайтов страховщиков, обязали СК предоставлять возможность приобретения документа онлайн.
Появление обязательного автострахования произошло более 100 лет назад. Несмотря на вековую историю, в России ОСАГО является относительно молодым и новым продуктом.