Как выплачивается утс по осаго

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 1
  • Капот
  • 1.1
  • Бампер передний
  • 2
  • Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съёмных панелей УТС при замене — 0)
  • Не влияет
  • 2.1
  • Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
  • Не влияет
  • 2.2
  • Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
  • Не влияет
  • 3
  • Брызговик облицовки радиатора съёмный
  • Не влияет
  • 4
  • Брызговик облицовки радиатора несъёмный
  • Не влияет
  • 5 (1)
  • Крыло переднее правое (съёмное)
  • 5 (2)
  • Крыло переднее левое (съёмное)
  • 6 (1)
  • Крыло переднее правое (не съёмное)
  • 6 (2)
  • Крыло переднее левое (не съёмное)
  • 7 (1)
  • Брызговик переднего правого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 7 (2)
  • Брызговик переднего левого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 8 (1)
  • Лонжерон передний правый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 8 (2)
  • Лонжерон передний левый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 9
  • Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
  • Не влияет
  • 9.1
  • Надставка щита передка
  • Не влияет
  • 10
  • Короб воздухопритока
  • Не влияет
  • 11
  • Панель рамы ветрового окна
  • 11.1
  • Нижняя часть панели рамы ветрового окна
  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 12 (1)
  • Дверь передняя правая
  • 12 (2)
  • Дверь передняя плевая
  • 12 (3)
  • Дверь задняя правая
  • 12 (4)
  • Дверь задняя левая
  • 13
  • Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
  • 14 (1)
  • Панель крыши боковая правая (конструктивно — отдельный элемент)
  • 14 (2)
  • Панель крыши боковая левая (конструктивно — отдельный элемент)
  • 15 (1)
  • Боковина кузова правая с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
  • 15 (2)
  • Боковина кузова левая с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
  • 15.1 (1)
  • Боковина кузова правая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
  • 15.1 (2)
  • Боковина кузова левая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
  • 15.2
  • Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
  • 15.3 (1)
  • Стойка боковины передняя правая (от крыши до порога)
  • 15.3 (2)
  • Стойка боковины передняя левая (от крыши до порога)
  • 15.4 (1)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.4 (2)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.5 (1)
  • Стойка ветрового или заднего окна правая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.5 (2)
  • Стойка ветрового или заднего окна левая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.6 (1)
  • Стойка боковины центральная правая
  • 15.6 (2)
  • Стойка боковины центральная левая
  • 15.7 (1)
  • Нижняя часть боковины правая (порог)
  • 15.7 (2)
  • Нижняя часть боковины левая (порог)
  • 16
  • Пол салона
  • Не влияет
  • 17 (1)
  • Лонжерон, поперечина пола салона правая
  • Не влияет
  • 17 (2)
  • Лонжерон, поперечина пола салона левая
  • Не влияет
  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 18
  • Дверь задка, крышка багажника
  • 18.1
  • Бампер задний
  • 19
  • Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
  • 20 (1)
  • Крыло заднее правое (конструктивно — отдельный элемент)
  • 20 (2)
  • Крыло заднее левое (конструктивно — отдельный элемент)
  • 21 (1)
  • Крыло заднее правое (панель боковины задняя наружная правая (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова))
  • 21 (2)
  • Крыло заднее левое (панель боковины задняя наружная левая (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова))
  • 22 (1)
  • Арка заднего правого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22 (2)
  • Арка заднего левого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (1)
  • Арка заднего правого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (2)
  • Арка заднего левого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (1)
  • Внутренняя панель правой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (2)
  • Внутренняя панель левой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 23
  • Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
  • Не влияет
  • 23.1
  • Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
  • Не влияет
  • 24 (1)
  • Лонжерон задний правый
  • Не влияет
  • 24 (2)
  • Лонжерон задний левый
  • Не влияет
  • 25
  • Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
  • Не влияет
  • 26
  • Панель рамы окна задка
  • Не влияет
  • 26.1
  • Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
  • Не влияет
  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 29
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.1
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.2
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.3
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 30
  • Перекосы
  • Не влияет
  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 27
  • Полная окраска кузова
  • Полная

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

«Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

УТС — Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

Читайте также:  Страховая премия в полисе осаго что это

Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС. Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.

Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).

В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение — это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.

Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.

И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.

Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.

  1. Само понятие УТС нигде не определяется, но порядок расчёта регламентирован соответствующей методикой.
  2. Формула расчёта достаточно сложная, и в ней способны разобраться зачастую лишь эксперты, но в статье мы приведём пример калькуляции.
  3. Если же вы хотите просто узнать, сколько в среднем составляет утрата товарной стоимости, то при средних повреждениях автомобиля это цифра от 8 до 10% от рыночной стоимости автомобиля.
  4. Заявление на выплату УТС можно подать и при направлении на ремонт. В любом случае она выплачивается деньгами (образец заявления в статье).

Что такое УТС и кому платят?

Само это понятие в законодательстве не содержится, но методика его расчёта есть.

Верховный суд даёт такую трактовку утере товарной стоимости:

Читайте также:  Можно ли внести изменения в страховку осаго

Простым языком УТС — это разница между стоимостью целого, но не битого и не крашеного автомобиля, и стоимостью такого же целого, но битого, а потом восстановленного и крашеного автомобиля после ДТП.

Поскольку утрата стоимости относится к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, то владелец поврежденного транспортного средства (потерпевший) имеет право на получение данной выплаты.

Сколько могут выплатить? Расчёт

Такой расчет производят по определенным правилам, собранным в специальную методику. Порядок калькуляции приведен в соответствующих Методических рекомендациях, которые были подготовлены Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте РФ в 2018 году.

Величина УТС зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению.

Расчёт производится на дату оценки (исследования) по формуле:

  • CКТС – стоимость КТС (колесного транспортного средства) на дату расчёта УТС (исследования) в рублях,
  • КУТСi – коэффициент УТС по i-ному элементу КТС, ремонтному воздействию, в процентах.

Значения коэффициентов УТС (КУТСi)определяются по результатам экспертной практики и приведены в указанных выше Методических рекомендациях Минюста в виде таблицы.

Для расчёта коэффициента УТС при окраске автомобиля используется отдельная формула:

  • КУТСокр(1) – коэффициент УТС по окраске первой кузовной составной части или бампера, %,
  • КУТСокр(n-1) – коэффициент УТС по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера, %,
  • N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата стоимости.

Ничего не понятно! Сколько выплатят в рублях?

Указанные выше формулы используются независимыми экспертами, да и то за них УТС рассчитывает программа. Неудивительно, что самостоятельно посчитать ее вы вряд ли сможете.

Но давайте приведём небольшой пример.

Допустим, стоимость машины на дату расчета УТС в 2019 году будет равна 500 000 рублей. Из ремонтных воздействий были:

  • замена заднего лонжерона (0.5% по таблице),
  • замена панели задней части (0.3% по таблице),
  • окраска этой панели (0.5% по таблице).

Считаем: 500 000 руб. х (0.5% + 0.3% + 0.5%)/100% = 6 500 рублей.

Таким образом, к стоимости восстановительного ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства по ОСАГО добавится еще сумма УТС в размере 6 500 рублей.

В целом же, можно ещё больше упростить формулу и, тем самым, сделать расчёт ещё грубее. Просто возьмите ориентировочно 8-10% от рыночной стоимости машины – это и будет средняя сумма УТС при средних повреждениях автомобиля.

Забегая немного вперед, скажем, что если был произведен ремонт на СТОА по направлению страховщика, то потерпевший сможет просто получить выплату УТС деньгами в этом же размере 6 500 рублей.

Когда УТС не считают?

Но есть и исключения для расчёта и выплаты, вот наиболее актуальные из них.

УТС не рассчитывается в следующих случаях:

  1. если автомобиль старше 5 лет с даты выпуска;
  2. если машина старше 2,5 лет и признана использующейся в интенсивном режиме;
  3. для грузовых авто – если они старше 3 лет;
  4. когда была произведена замена кузова до расчёта УТС (кроме кабины КТС, установленного на раме за кабиной);
  5. если автомобиль ранее подвергался ремонту по ОСАГО или в других формах, в том числе даже частичной окраске;
  6. если у машины были повреждения в результате ДТП,
  7. когда на дату ДТП авто имело ржавчину на кузове (на деталях, которые были повреждены).

Обратите внимание на 5 пункт (п.п. ж, пункта 8.3 Методических рекомендаций), в таком виде он появился только в действующей редакции Методики, актуальной на 2019 год. Теперь УТС можно получить, только если авто повреждается впервые, а не как раньше – за каждое ДТП в отдельности.

Можно ли получить выплату УТС при ремонте по ОСАГО?

Да, можно. Несмотря на то, что страховая компания оплачивает ремонт непосредственно автосервису, потерпевший может получить выплату УТС деньгами.

На это однозначно указал Верховный Суд РФ в пункте 37 Пленума по ОСАГО:

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания.

Как подать заявление?

Для получения выплаты УТС по ОСАГО потребуется написать отдельное заявление – вне зависимости от наличия основного заявления, которое подаётся вместе с извещением, о страховом возмещении.

Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2019 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.

Оно пишется в свободной форме. В заявлении желательно сразу указать банковские данные, куда страховая компания должна перечислить рассчитанную сумму УТС, либо прямо выразить желание получить возмещение наличными в кассе офиса страховщика.

Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.

Типичный образец выглядит примерно так:

Образец заявления на выплату УТС

В страховую компанию
ПАО СК «РОСГОССТРАХ»
197342, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 5, лит. А
от Петрова Петра Петровича
Адрес: 197022, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 39, кв. 10.

Заявление о возмещении УТС по ОСАГО

Прошу выплатить компенсацию утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля по страховому случаю (ДТП), произошедшему 01.01.2019 года в 11:11 по адресу Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 213.

В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен транспортному средству HYUNDAI SOLARIS г.р.з. О777ОО178, VIN Z94CT41DBBR000000, собственник (потерпевший) – Петров Петр Петрович (полис ОСАГО потерпевшего ХХХ 23400000000).

В связи с указанным ДТП я обращался в вашу компанию с заявлением по ОСАГО и полным комплектом необходимых документов.

Читайте также:  Можно ли ездить с распечатанным полисом осаго

Поврежденное ТС было вами осмотрено 01.10.2019.

На основании изложенного прошу вас произвести страховую выплату в виде компенсации УТС в мой адрес по следующим реквизитам:

  • Наименование получателя: Петров Петр Петрович
  • Банк получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
  • Счет получателя: 40817810455800000000
  • Корреспондентский счет: 30101810500000000653
  • БИК: 044030653
  • ИНН: 7707083893

03.03.2019
Петров Петр Петрович /_________________

Представим себе неприятную, но вполне реальную ситуацию: человек приобрел новый автомобиль и вскоре после покупки попал в ДТП не по своей вине. Ожидая страховую выплату в таком случае, стоит рассчитывать не только на оплату ремонта, но и на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля. Выясняем, что это, и как ее получить.

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в базовом понимании – это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП. Ведь совершенно очевидно, что небитый автомобиль стоит дороже, а даже самый качественный ремонт не может восстановить машину до предаварийного состояния. Именно это снижение стоимости автомобиля из-за ДТП и есть утрата товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости компенсируется не всем автовладельцам. Для того, чтобы правомерно претендовать на нее, должны соблюдаться определенные условия.

  • Возраст автомобиля не должен превышать 7 лет для иномарок и 3 лет для отечественных машин
  • Износ автомобиля не должен превышать 30%
  • ДТП, по которому требуется компенсация УТС, должно быть первым для автомобиля
  • Владелец автомобиля не должен являться виновником ДТП
  • В случае, если УТС компенсируется по ОСАГО, оно не может суммарно с основными выплатами превышать максимальную страховую сумму
  • Если речь идет о каско, отказ в компенсации УТС не должен быть прямо прописан в страховом договоре

Действующей правовой базой и судебными прецедентами. Во-первых, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. утвердило факт того, что утрата товарной стоимости не относится к упущенной выгоде, как заявляют некоторые страховщики в ответ на обращения граждан.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Во-вторых, Постановление Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подтверждает право автовладельца на компенсацию УТС.

29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования.

Таким образом, если соблюдены условия, перечисленные в пункте 2, утрата товарной стоимости автомобиля должна компенсироваться безусловно, и ее нельзя трактовать как упущенную выгоду. Стоит отметить, что в случае с ОСАГО единственным ограничением на получение полноценной компенсации УТС является максимальная страховая сумма, равная 400 тысячам рублей – суммарная выплата и на ремонт, и за УТС не может превышать эти 400 тысяч. А вот в случае страхования по каско следует внимательно читать договор: поскольку каско – это добровольное страхование, условия могут быть разными, и страховая компания может уточнить в договоре, что компенсация УТС не входит в число выплат по этому договору.

Для того, чтобы получить компенсацию УТС, вам, скорее всего, потребуется обратиться к автоюристу: процедура получения выплаты не слишком сложна, но имеет свои нюансы оформления. В целом она состоит из трех этапов: проведения независимой экспертизы, которая определит размер УТС, последующего заявления на выплату компенсации в страховую компанию и – в случае отказа – искового заявления в суд. Судебная практика, как указывалось выше, подтверждает правоту автовладельца в случае соблюдения всех перечисленных ранее условий, поэтому шансы на урегулирование вопроса в досудебном порядке довольно велики.

Читайте также: