Относится ли страхование груза к транспортным расходам

Статья опубликована в журнале «Современный бухучет» № 7 июль 2013 года

С. Будаев, Д. Игнатьев,
эксперты службы Правового консалтинга Гарант

Товар (автомобили) поставляется импортером дилеру для его дальнейшей реализации. Договор с поставщиком (импортером) содержит условие о принятии покупателем товара на ответственное хранение до перехода к нему права собственности, а также об обязанности покупателя за свой счет застраховать полученный товар. Страхованию подлежит риск утраты или повреждения имущества. Договор страхования заключается в пользу выгодоприобретателя ­поставщика (импортера) сроком на один год.

В данном случае имеет место добровольное имущественное страхование, так как объектами страхования являются интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 27.11.92 г. № 4015­I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

В силу п. 1 ст. 930 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

Интерес импортера в сохранении имущества, очевидно, обусловлен тем обстоятельством, что до момента оплаты переданных дилеру автомобилей право собственности на эти автомобили сохраняется за импортером.

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль взносы на добровольное страхование включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1, подп. 4 п. 2 ст. 253 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли в расходах учитываются страховые взносы только на те виды добровольного имущественного страхования, которые указаны в ст. 263 НК РФ (п. 6 ст. 270 НК РФ).

Так, при формировании налогооблагаемой прибыли могут быть учтены расходы на добровольное страхование товарно­материальных запасов (подп. 5 п. 1 ст. 263 НК РФ).

Отметим, что нормы ст. 263 НК РФ не связывают возможность признания расходов на добровольное страхование товарно­материальных запасов с фактом их принадлежности налогоплательщику на праве собственности, что, на наш взгляд, создает основания для возможности применения в приведенной ситуации названного подпункта.

Кроме того, в налоговом учете могут признаваться расходы на страхование фактически любого имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (подп. 7 п. 1 ст. 263 НК РФ).

Следует отметить, что права владения, пользования и распоряжения приобретаемым товаром возникнут у покупателя только после перехода к нему права собственности на указанное имущество (п. 1 ст. 209 ГК РФ). До этого момента оно фактически не может использоваться им в предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство, на наш взгляд, не позволяет напрямую воспользоваться нормой подп. 7 п. 1 ст. 263 НК РФ в рассматриваемой ситуации.

Однако Минфин России в Письме от 17.04.07 г. № 03­03­06/1/246 выразил такую позицию: расходы на добровольное страхование приобретаемых товаров, риск случайной гибели которых переходит к покупателю с момента отгрузки, до перехода права собственности могут быть учтены покупателем для целей налогообложения прибыли на основании подп. 7 п. 1 ст. 263 НК РФ при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что нормы ст. 263 НК РФ не ставят возможность признания налогоплательщиком расходов на добровольное имущественное страхование в зависимость от того, кто является выгодоприобретателем по договору страхования, считаем, что организация­покупатель вправе признать произведенные расходы на страхование при формировании налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

На наш взгляд, рассматриваемые затраты являются обоснованными и непосредственно направлены на получение дохода, поскольку страхование имущества, приобретаемого налогоплательщиком для последующей реализации, осуществляется покупателем в силу требований договора поставки.

Порядок признания расходов при методе начисления регулируется нормами ст. 272 НК РФ.

По общему правилу согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором по условиям договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов.

В то же время, если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

А если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Иными словами, в этом случае расходы признаются в течение того периода, за который уплачена очередная часть страхового взноса.

Бухгалтерский учет

Страхование товара в приведенной ситуации непосредственно связано с торговой деятельностью организации­покупателя, т.е. с приобретением и продажей товаров, следовательно, страховую премию надо рассматривать в качестве расхода по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 г. № 33н; далее — ПБУ 10/99).

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99).

При этом согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Читайте также:  Когда страховая не платит по осаго

Полагаем, что в данном случае расходы в виде страховой премии, перечисленной организацией, должны признаваться в бухгалтерском учете в течение всего срока действия договора страхования.

Для равномерного включения в расходы сумм страховой премии нужно использовать счет 97 «Расходы будущих периодов».

В рассматриваемой ситуации необходимо учитывать и нормы Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально­производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.01 г. № 44н; далее — ПБУ 5/01), устанавливающее правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально­производственных запасах (МПЗ) организации, к которым относятся и товары (п. 1, 2 ПБУ 5/01).

Материально­производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ), к которым относятся в том числе и затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию (п. 6 ПБУ 5/01).

В связи с этим полагаем, что часть расходов на уплату страховой премии, момент признания которых наступил до момента перехода к организации права собственности на товар, нужно включать в его фактическую себестоимость.

Поскольку фактическая себестоимость товара в рассматриваемой ситуации будет формироваться из нескольких элементов в течение определенного отрезка времени (не одномоментно), считаем возможным аккумулировать затраты, включаемые в фактическую себестоимость товара, на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае в дебет счета 15 будут относиться и расходы на страхование приобретаемого товара.

После перехода к организации права собственности на товар затраты, собранные на счете 15, будут списаны в дебет счета 41 «Товары». После этого суммы страховой премии, не включенные в фактическую себестоимость товара, полежат отнесению на счет 44 «Расходы на продажу».

Отметим, что порядок учета расходов на страхование приобретаемого товара целесообразно зафиксировать в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.11 г. № 402­ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина России от 06.10.08 г. № 106н).

Следует учитывать, что организация, осуществляющая торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, может включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). Если учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета установлен такой порядок признания транспортно­заготовительных расходов, то расходы на уплату страховой премии в рассматриваемой ситуации надо относить в состав расходов на продажу, т.е. на счет 44, а не включать их в фактическую себестоимость товара.

Что такое прямые и косвенные расходы

Каждая компания в процессе своей деятельности несет затраты. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик для целей налогообложения должен указывать в учетной политике алгоритм разделения расходов на прямые и косвенные.

Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость, но признаются только по мере реализации продукта, товара или услуги. А косвенные траты можно учесть сразу же в полном объеме в расходах компании в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Распределять расходы по их типам должны все компании, но есть 2 исключения:

  • организации, которым разрешено использовать в учете кассовый метод, не выделяют прямые и косвенные расходы, поскольку признают все расходы по мере их оплаты (п. 1 ст. 318, ст. 273 НК РФ);
  • фирмы, работающие в сфере услуг, имеют право учитывать все затраты в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348).

Ст. 318 НК РФ содержит перечень прямых расходов компании:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда и начисляемые выплаты во внебюджетные фонды;
  • затраты на амортизацию ОС.

Этот перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер. Это значит, что указанные выше прямые расходы налогоплательщик может учесть как косвенные либо включить в состав прямых затрат те, которые прямо не названы в ст. 318 НК РФ. Однако налоговики требуют доказывать обоснованность такого подхода (ст. 252, 319 НК РФ, письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@). Учесть затраты на производство в качестве косвенных можно, только если компания докажет в учетной политике невозможность их отнесения к прямым, а также представит алгоритм распределения таких трат с учетом экономически обоснованных показателей.

От правильности отнесения затрат к прямым и косвенным зависит расчет налога на прибыль. Если компания спишет сразу много косвенных затрат, а налоговики с ней не согласятся, скорее всего, последует доначисление налога и штраф. Примером, когда компания включила в состав косвенных расходов амортизацию и отстояла свою позицию в суде, служит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2014 № А82-12003/2012. Однако есть и обратный пример: Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016 согласился с налоговым органом, который посчитал неправомерным отнесение в состав косвенных расходов общестроительных затрат, связанных с содержанием строительной площадки при строительстве малоэтажного индивидуального жилья и инфраструктуры поселка (определением Верховного суда РФ от 27.09.2017 № 305-КГ17-13063 отказано в передаче дела № А40-136716/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).

Что такое прямые и косвенные расходы, мы выяснили. Теперь определим, какие транспортные расходы существуют и в каком случае они являются прямыми затратами компании, а в каком — косвенными.

Что относится к транспортным расходам

Транспортные расходы (ТР) компании на практике делятся на 3 группы:

  • расходы на доставку приобретенного имущества (сырья, товаров, ОС);
  • расходы на доставку покупателям товаров и продукции;
  • расходы на обслуживание автопарка (содержание собственных ТС и обслуживание и оплату арендованных автомобилей).

Рассмотрим подробнее каждый тип транспортных расходов.

Расходы на доставку приобретенного имущества

Если торговая компания закупает товары у другой фирмы и вывозит их собственными силами либо платит за доставку транспортной компании или контрагенту, такие расходы будут носить характер прямых (абз. 3 ст. 320 НК РФ). На себестоимость товаров они списываются не в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующим формулам:

Читайте также:  Что такое безальтернативное пву в осаго

ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (Стек + ОСТтов) × 100%,

ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,

где: ТР — транспортные расходы;

ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).

При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.

Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.

Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

Торговая компания учитывает расходы на доставку товаров покупателям на основании абз. 3 ст. 320 НК РФ. Такие траты являются косвенными. Иные транспортные расходы также следует считать косвенными (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783).

Производственная компания при доставке продукции покупателям учитывает расходы на это в качестве материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поскольку они непосредственно не указаны в перечне прямых расходов, компания может принимать их в качестве косвенных (письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-05/251).

Для учета ТР при доставке имущества покупателю компания должна оформить товарную накладную (ТОРГ-12) и товарно-транспортную накладную (1-Т) (письмо Минфина России от 27.02.2012 № 03-03-06/1/105).

Расходы на содержание транспорта

В расходы на содержание транспорта компания включает траты на ГСМ, ремонт и покупку комплектующих для автомобилей, стоимость услуг страховой компании, парковку и штрафы ГИБДД.

Траты на бензин, дизельное или иное топливо для автомобиля относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако компания может учитывать их и как прямые расходы, опираясь на письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67. Например, если на автомобиле доставляется продукция покупателям, траты на ГСМ в таком случае можно учесть в материальных расходах. А вот если ТС предназначено для перевозки топ-менеджеров фирмы, стоимость ГСМ является прочими расходами и косвенными тратами. Эти нюансы следует закрепить в учетной политике.

Покупку запчастей и ремонт ТС следует отнести к косвенным расходам и полностью списать в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Списываются расходы на ремонт на основании:

  • акта выполненных работ, счета-фактуры и платежных документов, если ремонт выполняла сторонняя фирма;
  • сметы ремонтных работ, накладной на отпуск запчастей со склада, акта приема выполненных работ, акта списания изношенных запчастей, если ремонт был проведен своими силами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Траты на ремонт должны быть экономически оправданными. Если, к примеру, вместо сломавшейся автомагнитолы будет установлена дорогостоящая звуковая система, налоговики посчитают это излишеством и снимут расходы, поскольку на способность авто приносить прибыль качество звука не влияет.

Дополнительно к ОСАГО компания может купить КАСКО. Это ее право, а не обязанность. КАСКО предоставляет расширенную страховую гарантию на автомобиль, поэтому стоит дороже. Траты на полис КАСКО относятся к прочим расходам компании (п. 3 ст. 263 НК РФ).

Стоимость платной парковки можно учесть для целей налогообложения в качестве косвенных расходов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для списания затрат будет служить парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если заключается договор долгосрочной аренды машино-места.

А вот если автомобиль попал на штрафстоянку или водитель нарушил ПДД, то оплату штрафов учесть в расходах нельзя в любом случае, как и любые другие административные штрафы (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Расходы на аренду транспорта

Компания может не иметь ТС, а арендовать их у другой фирмы, физлица или платить работникам компенсацию за использование собственных авто в служебных целях.

Для целей налогообложения плата арендатора по договору аренды ТС включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если автомобиль был арендован для осуществления основной деятельности фирмы (торговли или производства), расходы на аренду можно учесть в качестве прямых. Если же автомобиль используется в иных целях (например, для обслуживания административного персонала), такие траты лучше учесть в косвенных расходах. Обосновать выбранный порядок компания должна в учетной политике.

Арендатор в соответствии с договором аренды несет расходы на обслуживание автомобиля (ГСМ, страховку, ремонт и пр.). Такие траты учитываются аналогично ситуации, когда автомобиль находится в собственности компании.

Списывать расходы арендатор будет на основании подтверждающих документов: договоров, платежных документов, актов приемки-передачи ТС, путевых листов и т. д.

Если авто арендовано с экипажем, то расходы на его обслуживание несет арендодатель, а затраты на управление автомобилем компания может списать в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ) в соответствии с актом приемки-передачи услуг. Будут ли такие расходы относится к прямым или косвенным, зависит от сферы использования автомобиля.

Читайте также:  Когда отменят осаго в россии

Если компания платит работнику компенсацию за использование собственного легкового автомобиля на работе, такие траты можно списать только в пределах норматива, установленного в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ:

  • для авто с объемом двигателя до 2 000 куб. см — 1 200 руб. в месяц;
  • авто с двигателем свыше 2 000 куб. см — 1 500 руб. в месяц (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92).

Свыше этих сумм, по мнению чиновников, компания никакие траты на транспорт, принадлежащий сотруднику, учесть не может (письмо Минфина России от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366, от 04.12.2015 № 03-03-06/70852, от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140).

Компенсация сотруднику за использование транспорта является косвенным расходом компании, поскольку в ст. 318 НК РФ среди сумм, которые могут быть отнесены к прямым расходам, компенсации отсутствуют.

Итоги

Для удобства мы свели самые распространенные транспортные расходы в таблицу с указанием типа (прямые или косвенные).

Управленческий учёт транспортных расходов: типичные ошибки

Казалось бы, какие сложности могут возникнуть в том, как отражать в управленческом учете транспортные расходы?

Однако на практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что даже те компании, у которых управленческий учет давно уже есть, не всегда могут правильно учитывать транспортные расходы.

На самом деле все, как всегда, просто.

Правильный учет транспортных расходов зависит только от того, насколько верно или неверно вы их классифицируете. Все!

Самая распространенная ошибка – относить на транспортные расходы все, что так или иначе связано с транспортом, машинами, проездом, а это не так.

Запомните: не все расходы, связанные с транспортом, являются транспортными! Ниже я расскажу об этом.

Существует всего 3 группы транспортных расходов:

А вы консультируетесь при выделении статей в управленческом учете, в частности, по расходам относимым на себестоимость, и, в частности, по транспортным, с Главным бухгалтером? Нет? Нууу… это неправильно. Поверьте мне, ваша бухгалтерия давно уже разобралась, что формирует у вас себестоимость товара (сырья, материалов), а что нет.

Так что очень рекомендую спросить Главного бухгалтера, какие транспортные расходы ОН/ОНА относит на себестоимость. И сделать в управленческом учете аналогично.

Если при доставке товара до склада используется собственный транспорт, то в управленческом учете расходы на содержание этого транспорта можно относить на себестоимость товара. Целесообразно делать это в 2-х случаях:

  • если указанный собственный транспорт используется ТОЛЬКО для доставки товара до склада и больше нигде. В противном случае, сложно будет делить расходы на те, которые к себестоимости относятся и те, которые к ней отношения не имеют.
  • Если экономический эффект от отнесения затрат по собственному транспорту на себестоимость выше затраченного на это времени.

Здесь также нелишним будет проконсультироваться с бухгалтерией. Зачем нам принципиальные существенные расхождения между порядком учета транспортных расходов в бухгалтерском и управленческом учете? Зачастую это вовсе неоправданно.

  1. Транспортные расходы по доставке товара, относящиеся к коммерческим расходам.

Это самая интересная группа. Чаще всего ошибки случаются при принятии решения об отнесении транспортных расходов к первой, вышерассмотренной, и к этой группе.

К коммерческим транспортным расходам относятся следующие:

  • расходы по доставке товара собственным или арендованным транспортом до клиента,
  • расходы по доставке товара собственным или арендованным транспортом в филиалы,
  • транспортные расходы, связанные с перемещением товара со склада на склад (внутренняя доставка).

В бюджете под эти расходы можно выделить следующие статьи:

  • транспортно-экспедиторские услуги — оплата услуг транспортных компаний при доставке товара до клиента. Если товар до клиента везем собственным транспортом, то расходы на содержание этого транспорта правильнее учитывать в следующей (третьей) группе статей;
  • погрузо-разгрузочные работы – оплата услуг сторонних компаний или грузчиков при погрузке-разгрузке товара, доставленного клиенту или в филиал;
  • экспертиза груза – оплата услуг сторонних компаний по экспертизе груза при его доставке клиенту;
  • страхование перевозки грузов – оплата страхования груза при его перевозке до клиента или в филиал;
  • штрафы, плата за простой – при доставке груза клиенту или в филиал;
  • прочее – прочие расходы при доставке груза клиенту или в филиал, под которые нецелесообразно выделять отдельную подстатью.

Неправильно относить на себестоимость транспортные расходы, перечисленные во второй группе! Это не только искажает (уменьшает) валовую прибыль, но и существенно усложняет (тормозит) расчет себестоимости. На практике это означает, что себестоимость в управленческом учете может формироваться с опозданием на месяц.

  1. Третья группа транспортных расходов – это расходы на содержание личного транспорта учредителей или разъездного транспорта, используемого в служебных целях.
  • топливо
  • расх. материалы, ремонт, ТЭО, мойка
  • гаражно-стояночные услуги
  • страхование, сигнализация
  • прочее.

Таким образом, мы закончили с транспортными расходами.

А что делать с расходами на проезд на поезде, самолете и т.д.? – спросите вы. В какие транспортные расходы их включать?

А куда относить расходы на оплату проезда курьеров?

А куда относить расходы на оплату компенсации за проезд сотрудников, например, проездные на метро?

Все очень просто. Это все разные расходы. Расходы, связанные с транспортом, но… они никакого отношения не имеют к уже рассмотренным нами 3-м группам транспортных расходов.

Это очень важно понять! Расходы на билеты на поезд, самолет, проездные курьерам и т.д. НЕ ДОЛЖНЫ увеличивать ни одну из статей/подстатей, рассмотренных в 3-х группах. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!

Так куда же их относить?

  • проездные документы, в т.ч. проезд курьеров
  • проживание
  • суточные
  • моб. связь и телефонные переговоры в командировке
  • прочее.

С транспортными расходами все. Вопросы можете задавать здесь.

Подробно об этом и многое другое Вы можете узнать на семинаре «Управленческий учёт: с чего начать?» . Ближайшие даты и стоимость . Программа семинара . Отзывы.

Читайте также: