Для начала — немного истории. Российская система ОСАГО строилась на твердом правиле: водители, часто попадающие в аварии и тем самым разоряющие страховые компании, должны платить за полис больше, чем те, кто ездит безаварийно.
Водителю, впервые купившему полис ОСАГО, автоматически присваивается третий класс — для него коэффициент бонуса-малуса (КБМ) равен 1. После года безаварийной езды он переходит в четвертый класс и получает скидку в 5%. Еще год — еще 5%. В обратную сторону цена полиса меняется куда резвее. За единственную аварию в 2013 году водитель получает надбавку в 55% к цене полиса на следующий год. При этом даже если весь следующий год он отъездит без аварий, полис на 2015 год обойдется ему дороже стандартного на 40%.
Нетрудно посчитать, что при базовой стоимости полиса в Москве 3960 руб. за одну аварию виновник ДТП, управлявший автомобилем мощностью 80 л. с., переплатит при покупке полиса в последующие два года 3762 руб. Если водитель стал виновником двух и более аварий, возвращаться к КБМ, равному 1, он будет еще четыре года, и за это время переплатит 14 612 руб. Разумеется, при том условии, что за это время он снова ни разу ни в кого не врежется.
Легко понять: подобная система вызывала немало недовольства у граждан. А потому сразу после ее введения они начали пытаться ее обойти. Тем более, что варианты, как сделать это были.
Второй способ до последнего времени не имел столь плачевных в перспективе последствий. Дело тут вот в чем: до недавнего времени КБМ считался не на человека, а на некий симбиоз владельца и машины. Стоило поменяться хотя бы одной из переменных — и коэффициент обнулялся. Достаточно было снять машину с учета в ГИБДД и в тот же день поставить обратно. Де-юре по всем базам данных это будет уже автомобиль — а значит, и КБМ на него тоже должен был обнулиться.
Ситуация изменилась с начала этого года, когда в полную силу заработала общая база данных страховщиков. В ней ведется поименный учет граждан — а значит, трюк с перерегистрацией автомобиля больше не проходит. А точнее, потенциально ведет к уже описанным негативным последствиям.
Депутаты Госдумы предлагают повысить штраф до одного миллиона рублей для автостраховщиков за необоснованные платные услуги или отказ в заключении договора ОСАГО.
Страховые компании находят новые лазейки для навязывания дополнительных услуг клиентам и отказа от заключения договора автогражданки
Навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО запрещено законом
Напомним, что ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО введена ещё в 2014 году.
Так, в качестве санкции предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.
Но при этом количество жалоб граждан на отказ в заключении договора ОСАГО не снизилось, что свидетельствует о недостаточной эффективности установленной меры ответственности.
Это и послужило поводом для того, чтобы повысить административные штрафы, предусмотренные статьей 15.34.1 КоАП для юридических лиц, установив их в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей.
Как считает федеральный эксперт по вопросам страхования и защиты прав автомобилистов Сергей Кузин, пик отказов в выдаче полисов ОСАГО был полтора года назад. На сегодня проблема уже не такая острая, но в токсичных регионах она осталась.
Эксперт пояснил, что там, где сумма выплат у страховщиков сильно превышает сумму сборов, купить полис по-прежнему проблематично. Это Краснодарский край, например, и в целом юг страны.
В каком случае можно отказаться от оплаченной страховки
Известно немало предлогов для отказа гражданину в заключении полиса ОСАГО. Так, правозащитники назвали яркий пример, когда автовладельца доверительно предупреждают, что его заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Это абсолютно незаконно, но практикуется очень часто.
Беда в том, что большинство россиян просто не знают, что по закону полис должен выдаваться в день обращения. Клиенты просто разворачиваются и уходят.
Нередко применяется и другое формальное основание — зависает база. Не каждому хватит терпения просидеть четыре часа в коридоре. Как правило, люди тоже уходят.
Не знают многие и о том, что, согласно указанию Банка России, после заключения договора страхования у страхователя есть 14 рабочих дней, чтобы отказаться от ненужной ему страховки и потребовать обратно уплаченную за неё сумму страховой премии.
Но в то же время следует помнить, что это возможно, только если навязанный договор действует более тридцати дней и страхователь не обращался за выплатой по навязанной страховке.
Однако, по его словам, лазеек остаётся очень много, так как страховщики пользуются пробелами в правовых знаниях автомобилистов. Что же можно предпринять, чтобы отстоять свои права?
Как доказать незаконные требования страховщика
Нельзя забывать, что даже, если у автовладельца есть законные основания для подачи жалобы на действия страховщика, факт нарушения нужно ещё доказать. В этом может помочь видеозапись нарушения, письменный ответ страховщика или свидетельские показания очевидцев.
Кстати, глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков уже предлагал ввести аудио- и видеозапись переговоров страховщиков с клиентами в качестве усиления контроля за страховыми компаниями.
Однако пока это предложение воплотится в законодательную инициативу, сбором доказательной базы следует озаботиться самим автовладельцам.
В каком случае страховщик прав
В то же время не будем забывать, что не каждый отказ страховщика противозаконен. Полис не выдадут без прохождения техосмотра и предоставления оригиналов паспорта, водительского удостоверения и документов на машину.
Не сможет застраховать автомобиль и лицо, не имеющее никаких документально подтверждённых прав на него.
Как рассказал сенатор Александр Башкин, для решения проблем в сфере ОСАГО необходим комплекс мер, а не одна единственная.
Парламентарий поддерживает ужесточение ответственности за незаконное навязывание услуги, которая не нужна гражданину, и отказ от предоставления полиса ОСАГО, если практика показывает, что действующие санкции неэффективны.
Однако, по мнению Башкина, одновременно следует предусмотреть и меры для защиты законной деятельности страховщиков, которые несут убытки от действий юридических аферистов.
Чтобы избежать дополнительных накруток цены и исключить любые трудности при оформлении автогражданки, эксперты рекомендуют приобретать электронные страховки.
При оформлении полиса в электронном виде страховая компания не сможет отказать в страховании или навязать дополнительную страховку. Правда, система электронного страхования всё ещё не до конца отлажена, потому иногда могут возникать технические сбои.
Страховые компании находят новые лазейки для навязывания дополнительных услуг клиентам и отказа от заключения договора автогражданки
Фото: ПГ/Михаил Нилов
Ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО введена ещё в 2014 году. В качестве санкции предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.
Автостраховщикам предложили реформировать ОСАГО за счёт своих резервов
Правозащитники назвали самый яркий предлог для отказа гражданину в заключении полиса ОСАГО: автовладельца доверительно предупреждают, что его заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Это абсолютно незаконно, но практикуется очень часто. Большинство россиян просто не знают, что по закону полис должен выдаваться в день обращения. Клиенты просто разворачиваются и уходят.
Другое формальное основание — зависает база. Не каждому хватит терпения просидеть четыре часа в коридоре. Как правило, люди тоже уходят.
Также многие не знают, что, согласно указанию Банка России, после заключения договора страхования у страхователя есть 14 рабочих дней, чтобы отказаться от ненужной ему страховки и потребовать обратно уплаченную за неё сумму страховой премии. Однако следует помнить, что это возможно, только если навязанный договор действует более тридцати дней и страхователь не обращался за выплатой по навязанной страховке.
Сергей Кузин. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев
По его словам, лазеек остаётся очень много, так как страховщики пользуются пробелами в правовых знаниях автомобилистов. Что же можно предпринять, чтобы отстоять свои права?
Даже если у автовладельца есть законные основания для подачи жалобы на действия страховщика, нельзя забывать, что факт нарушения нужно ещё доказать. В этом может помочь видеозапись нарушения, письменный ответ страховщика или свидетельские показания очевидцев.
Ранее глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков предлагал ввести аудио- и видеозапись переговоров страховщиков с клиентами в качестве усиления контроля за страховыми компаниями. Однако пока это предложение воплотится в законодательную инициативу, сбором доказательной базы следует озаботиться самим автовладельцам.
Ударит ли по карману однодневный ОСАГО
При оформлении полиса в электронном виде страховая компания не сможет отказать в страховании или навязать дополнительную страховку. Правда, система электронного страхования всё ещё не до конца отлажена, потому иногда могут возникать технические сбои.
Сравнение численности автопарка и количества заключённых договоров ОСАГО