Различия между ними позволит стереть присвоение уникальных номеров. С их помощью сотрудники ГИБДД смогут убедиться в достоверности полиса даже без его предъявления. Но неточность в законе не дает понять, в каком виде водителя попросят показать документ при проверке
Электронные полисы ОСАГО становятся все популярнее у автовладельцев. В течение первого квартала 2019 г. было выдано 4,25 млн таких полисов. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, это число составляет около половины всех договоров ОСАГО, заключенных с января по март текущего года.
Начнут действовать эти поправки в ноябре текущего года.
Как будет выдаваться электронный полис?
В течение одного рабочего дня после его заключения страховая компания вносит сведения о договоре в автоматизированную информационную систему (АИС). После выплаты владельцем транспортного средства страховой премии страховщик направит ему электронный полис.
Сейчас, если договор заключен онлайн, полис обязательно оформляется на бланке и либо выдается автовладельцу в офисе страховой компании, либо направляется ему за его же счет по почте. После вступления в силу поправок полис по желанию автовладельца можно будет напечатать на бланке страховщика или на обычной бумаге.
В каком виде нужно будет предъявлять полис сотрудникам ГИБДД?
Каждому договору ОСАГО страховщики станут присваивать уникальный номер, который будет фиксироваться в АИС. Таким образом, этот номер позволит сотруднику ГИБДД при проверке полиса идентифицировать страховую компанию и убедиться в достоверности документа. После вступления в силу поправок водитель сможет предъявить сотруднику ГИБДД полис в следующем виде:
1) на бланке строгой отчетности (если полис был получен традиционным способом);
В настоящее время мошенники находят действующий полис через АИС, а потом, используя его реквизиты, делают поддельный документ и продают его ничего не подозревающему автовладельцу. При проверке поддельного полиса по его номеру в АИС сервис подтверждает существование такого документа. Также продавцы поддельных полисов похищают бланки из страховых компаний или вступают в сговор с их сотрудниками. Страховые агенты списывают бланки как утраченные и продают их номера. Уравнивание бумажного и электронного полисов должно способствовать увеличению доли выданных электронных полисов.
Помните: покупать электронный полис нужно на официальном сайте лицензированной страховой организации. Причем переходить на него лучше по ссылке с сайта Российского союза автостраховщиков.
Кроме того, чтобы не купить фальшивый полис, необходимо убедиться в том, что страховая компания имеет лицензию на его выдачу. Для этого следует воспользоваться сайтом Центрального банка: можно открыть реестр субъектов страхового дела либо найти компанию в справочнике участников финансового рынка.
Хотя электронный полис ОСАГО ничем не отличается от бумажного, практикующие инспекторы ГАИ отказываются принимать распечатку как вариант доказательства наличия у автомобилиста страховки. В связи с этим, у владельцев автогражданки, оформленной онлайн, возникает вопрос: нельзя ли вместо компьютерной версии страховки получить обычный документ, обратившись в офис агента?
Как получить бумажный полис?
- по почте (заказным письмом);
- в офисе страховой компании.
При этом расходы на пересылку, отправку и т.д. оплачивает клиент самостоятельно. В договоре часто указывается, что получившаяся сумма пишется отдельно от затрат на само страховое покрытие. Оформляется ОСАГО в бумажном виде на специальном бланке Гознака.
Итак, владельцы электронных полисов обладают правом получить в дополнение к цифровому бумажный документ. Однако для этого придется обратиться в страховую компанию.
Это новшество вводится поправками в закон об ОСАГО, которые подписал президент Владимир Путин. Напомним, что до сих пор регресс страховщики могли предъявлять только нетрезвым водителям. А если виновник в ДТП отказался проходить медосвидетельствование, страховая компания просто возмещала за него причиненный ущерб. Да, такой водитель лишался прав, платил штраф 30 тысяч рублей. Но за чужой поврежденный автомобиль он не расплачивался. Теперь ситуация изменится. В публикуемом сегодня законе четко прописано, что регресс предъявляется, если водитель не выполнил требования инспектора о прохождении медосвидетельствования, либо употребил алкоголь или наркотики в нарушение правил дорожного движения после ДТП.
Таким образом, закрыта еще одна лазейка для нетрезвых водителей, которые, пользуясь дырами в законе, смягчают свою ответственность. Теперь, если водитель отказался от медосвидетельствования, страховая компания возместит за него ущерб пострадавшим, но потом потребует возместить ей эти траты.
Также закон уравнивает в статусе бумажные и электронные полисы. По сути, это нормативно закрепляет возможность возить с собой копию электронного полиса, распечатанного на принтере на обычной бумаге, а не на бланке строгой отчетности с кучей защит.
Такой порядок действовал и до сих пор. Просто он не был закреплен законом. Если инспектор дорожно-патрульной захочет проверить наличие полиса, ему достаточно будет предъявить такую распечатку, в которой есть и номер полиса, и название страховой компании. Этой информации достаточно, чтобы проверить полис по базе данных ОСАГО. Кроме того, исключается порядок двойного учета полисов, то есть, когда для бумажных и для электронных полисов были свои базы данных. Получалось, что номера полисов могли дублироваться. Законом устанавливается единый учет. Каждый полис, каким бы он ни был — электронным или бумажным — получит свой уникальный порядковый номер.
Еще одна новация, которая вносится в закон об ОСАГО, это снятие запрета на перестрахование рисков по обязательному страхованию. До сих пор это был единственный вид имущественного страхования, риски по которому не передавались в перестрахование. Снятие такого ограничения связано, со значительным увеличением за годы действия ОСАГО объемов собираемых страховщиками страховых премий. С 26 миллиардов рублей в 2003 году до 234 миллиардов в 2016 году, а также увеличением размера средней выплаты и ростом активов страховщиков. Впрочем, на простых автомобилистах это никак не скажется. Лишь повысятся гарантии выплаты.
Другая новость не всем придется по вкусу. Напомним, что у нас на страховщиков по части выплат за ущерб распространяются требования закона о защите прав потребителей. То есть, просрочил страховщик срок выплат или мало заплатил, по суду помимо спорной суммы можно взыскать еще и штраф за просрочку, и пени, и прочие неустойки. Эти положения хитрые юристы пытались распространять и на компенсационные выплаты. То есть те, которые производит Российский союз автостраховщиков, если страховая компания, которая должна была рассчитаться с пострадавшим, обанкротилась. В соответствии с этим законом положения закона о защите прав потребителей на отношения между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не распространяются.
Также установлен претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся компенсационных выплат. То есть сначала пострадавший должен обратиться с претензией в РСА, и только получив неудовлетворяющий его ответ, или вовсе не получив ответа, он может обращаться в суд.
Не обошлось в законе и без казусных норм. Так в нем прописано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в ДТП пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему, а также к его родственникам и наследникам. Но вот беда, если пешеход попал под колеса автомобиля, это не страховой случай по ОСАГО. И по ОСАГО никто не заплатит водителю. Ведь у пешехода ОСАГО просто нет. А значит и регресс возникнуть не может. Эту норму необходимо было включить в закон об организации страхового дела в России, но никак не в закон об ОСАГО. А теперь это просто мертворожденная статья.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»