При наступлении страхового случая, водители, имеющие на руках полисы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) теперь могут выбирать, каким способом получать компенсацию: выплаты в денежном эквиваленте или путем ремонта автомобиля страховой компанией.
Человек, некомпетентный в данных вопросах, может понести значительные убытки из-за незнания всех тонкостей данных процедур. Что лучше выбрать автолюбителю, какие положительные и отрицательные моменты имеет восстановление ТС и выплата деньгами, и другие нюансы в материале данной статьи.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно !. Это быстро и бесплатно!
Восстановления автомобиля страховой компанией или лучше замена на получение денежных средств?
Плюсы и минусы
Помимо этого, страхователь мог столкнуться с рядом сложностей, если выберет возмещение ущерба в виде ремонта, а именно:
- У страховщика нет заключенного договора оказания ремонтных услуг с официальным дилером, обслуживающим ТС собственника.
- Мастера, работающие в СТО, стремились сэкономить на ремонте, так как оплата в рамках страховки не всегда покрывала стоимость новых оригинальных деталей.
- После завершения ремонтных работ, бухгалтерия автосервиса могла выписать чек собственнику автомобиля на оплату разницы между суммой ремонта и суммой, полученной от страховщика.
Если возникали разногласия по качеству проведенных восстановительных работ авто, то разбираться приходилось не со страховщиком, а с автосервисом.- Зачастую, работники СТО не сообщали собственнику о скрытых дефектах, обнаруженных при проведении ремонта, и они оставались нетронутыми.
- Прежде чем отремонтируют транспортное средство, проходило немало времени с момента ДТП, так как страховщик выписывал направление в автосервис в течение 20 дней после получения заявления о страховом случае. В тоже время, направить ТС в автосервис при получении денег можно сразу, написав заявление и зафиксировав причиненный ущерб ТС на фото и видео.
С другой стороны, вероятность попасть к недобросовестной СТО была невелика, так как такие сервисы утверждены на законодательном уровне, поэтому большинство страховых компаний работало именно с такими компаниями, понимая ответственность перед страхователями. В свою очередь, СТО старались качественно выполнить ремонтные работы, так как дорожили своей репутацией, а соответственно и потоком клиентов.
У страхового возмещения в виде денежной компенсации, есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам относится:
- Получение компенсации в виде денежной выплаты максимально снижает срок ремонта транспортного средства, так как он не зависит от третьих лиц (нет посредника между СТО и страхователем).
- Потерпевший имеет полное право использовать денежные средства на свое усмотрение. Если страхователь получил от СК денежное возмещение причиненного ущерба, то он не обязан отчитываться перед ней за проведенный ремонт ТС.
Несмотря на положительные моменты, у денежной компенсации имеются и отрицательные стороны, а именно:
Именно поэтому, получение денежной компенсации вместо ремонтных работ выбирали страхователи, которые не планировали ремонтировать транспортное средство (собирались эксплуатировать его в таком виде или попросту решали о его реализации).
Какой вариант выбрать?
Что делать, если компенсации не хватает?
Здесь может быть две ситуации: страховщик намеренно занизил сумму выплаты по страховому полису и сумма ремонта намного выше выплачиваемого лимита страховщиками.
Встречаются такие недобросовестные страховые компании, которые намеренно занижают сумму выплаты, дабы уменьшить свои расходы. В таких случаях не стоит мириться с решением страховщика, а стоит действовать следующим образом:
- Провести независимую экспертизу ТС, которая установит сумму причиненного ущерба.
- Написать в СК претензию, в которой указать недоплаченную разницу, при этом приложив заключение эксперта о повреждениях авто.
- В случае отказа в удовлетворении претензии или игнорирования ее, подавать иск в суд.
Если вы выбрали устранение повреждений по полису
- В течение 20 дней после получения заявления о наступлении страхового случая, страховая компания обязана выдать потерпевшему направление на ремонт в автосервис, если он не предпочтет получить компенсацию в денежном эквиваленте.
- Страховая компания имеет право устанавливать срок ремонтных работ авто, на основании полученного заключения экспертов о повреждениях, а также производить контроль выполнения работ на автосервисе.
- Страховщик оповещает страхователя о превышении стоимости ремонта ТС, разницу которой, последний может оплатить из собственных средств.
- Обязательства страховой компании по возмещению ущерба ОСАГО в виде ремонта считаются выполненными, после получения страхователем отремонтированного ТС.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
От аварий на дороге бывает трудно уберечься, и после произошедшего столкновения возникает вопрос о компенсации ущерба. Если виновник ДТП не в состоянии погасить убытки пострадавшей стороне, то за него это должна сделать страховая компания.
В случае аварии понадобится:
- пригласить на место столкновения сотрудников ГИБДД;
- зафиксироватьавтомобильные повреждения на фотографиях;
- предъявить в СК нужные справки, дав предварительную оценку стоимости нанесённого ущерба.
Отметим, что вред, причинённый жизни или здоровью участников аварии, компенсируется исключительно деньгами. Бывает и так, что потерпевший обнаружил у себя расстройство здоровья с некоторым опозданием. В данной ситуации, ему следует обратиться в страховую организацию виновника. Когда речь идёт о повреждении автомобилей, то возмещение производится одним из двух путей – денежными выплатами либо посредством ремонта машин.
Изменения в законодательстве
В 2017-м году было введено новое правило: при наступлении страхового случая, СК обязуется взять на себя ремонтные работы, не выплачивая денежных компенсаций. Если же страховой полис был оформлен участником ДТП уже после 28 апреля 2017-го года, то компания может самостоятельно определить способ покрытия ущерба (то есть ОСАГО ремонт или выплата деньгами). Водитель выбирает лишь партнёрский автосервис, где будут восстанавливать его транспортное средство.
Претендовать на возмещение деньгами можно в следующих ситуациях:
- когда расстояние до ближайшей СТО (партнёра страховщика) превышает 50 км;
- если потерпевший получил серьёзный ущерб своему здоровью (средней степени тяжести или тяжкий);
- финансовое возмещение по закону гарантировано инвалидам.
Если вас волнует вопрос, как получить выплату по ОСАГО вместо ремонта, то надо принять к сведению: подобная компенсация производится в течение 30 календарных дней. Следует обратиться к руководителю СК с соответствующим заявлением (согласия достигают путём переговоров между страховщиком и потерпевшим). Водитель вправе просить перечислить ему деньги безналичным расчётом.
Очевидно, что за сроки и качество исполнения ремонтных работ, навязанных автовладельцу, отвечает только станция технического обслуживания, а с неё нельзя взыскать компенсацию. Отсюда и напрашивается вывод — что лучше выплата или ремонт по ОСАГО (во втором случае, невозможно проконтролировать, насколько добросовестно всё будет сделано).
Предлагаем заказать полис ОСАГО онлайн у нас сайте (документ придёт на адрес вашей электронной почты). Воспользовавшись нашими услугами, вы сбережёте своё время.
Всем привет! С вами Кулик Илья и сегодня расскажу о выборе, который предоставляется по ОСАГО выплата или ремонт, при наступлении страхового случая.
Не так давно у автомобилистов появилась возможность вместо выплаты денежного возмещения автогражданки воспользоваться предложением восстановления страховщиком повреждений застрахованного транспорта.
Но стоит ли пользоваться новым вариантом и в каких случаях это может быть оправдано? Какие плюсы и минусы имеются при выборе выплат или ремонтно-восстановительных работ?
Новичок, столкнувшийся с подобными вопросами, может понести значительные убытки, если не будет знать ответы, особенно когда страховая компания использует нечестные схемы ради своей выгоды. Прочитав этот материал, вы уже не примете опрометчивых решений и поступите в соответствии с вашей выгодой.
Когда появилась возможность выбора между ремонтом и деньгами?
Предоставление водителям выбора между восстановлением повреждений автомобиля и денежным возмещением, при наступлении страхового случая, возможность новая и она является следствием внесения поправок в закон Об ОСАГО (№ 40-ФЗ) в 2014 г.
ОСАГО с подобными условиями начали выдавать с 1 сентября 2014 г., но в полном масштабе нововведение заработало с 2015 года, когда такими полисами обзавелось большое количество водителей.
С этого периода и появилась дилемма о том, что лучше: взять возмещение деньгами, или вместо этого отдать машину на ремонтно-страховое восстановление.
Что говорит закон?
Давайте более детально разберемся в обновленном законодательстве. За варианты возмещения отвечает ст. 12 закона Об ОСАГО, имеющая 25 пунктов.
Пункт первый теперь гласит, что потерпевшая сторона имеет право требовать от страховой компании (СК) возмещения вреда: жизни, здоровью, имуществу по соответствующему заявлению на имя страховщика о страховой выплате или же прямом покрытии ущерба.
Вот это прямое покрытие, кроме прочего, предполагает возмещение ущерба в натуральной форме – ремонтом ТС. Где конкретно это прописано? В пункте 15 данной статьи, в первом абзаце, говорится, что возмещение может быть осуществлено посредством организации и оплаты ремонтных работ ТС.
Вот тут вы должны обратить внимание на два ключевых слова: организация и оплата. То есть страховщик не сам ремонтирует поврежденное авто, а организует и оплачивает этот ремонт у третьего лица-подрядчика – СТО. Причем только на тех станциях, с которыми у СК имеется соответствующий договор.
Что дает выбор варианта со страховым ремонтом авто?
Для чего вообще в практику ОСАГО был введен вариант со страховым ремонтом-восстановлением? Только ли ради большего разнообразия для водителей? Конечно, нет.
Главным лоббистом внесенных поправок в закон № 40 является РСА (Российский союз автостраховщиков) и данные изменения имели основной целью внедрение страхового восстановления авто как юридического факта с заделом на будущее, а не как реального улучшения на сегодняшний день.
Поэтому, на данный момент, особенных плюсов в страховом ремонте нет. Не потому, что сама затея плоха, а ввиду того, что процесс реформации еще не завершен.
По идее, те водители, чей выбор пал на страховой ремонт, должны быть в более выгодном положении, нежели те, кто взял денежное возмещение:
- У потерпевшей стороны не болит голова по поводу выбора СТО, других организационных хлопот и т. д. – отдал битое авто, забрал восстановленное.
- Отпадает надобность в традиционном торге (а нередко и судебной тяжбе) между страховщиком и страхователем по поводу суммы возмещения.
- Страхователю предоставляются все гарантии по состоянию автомобиля после работы технического подрядчика, и он спокоен насчет его качества, соответствия стандартам и т. д.
Но это все пока что в теории, а на практике сегодня можно соглашаться на ремонтно-страховое восстановление только если в ДТП затронут исключительно кузов и в представленном страховщиком списке СТО имеются приемлемые варианты как по доступности сервиса (близкое расположение), так и по его репутационным характеристикам.
Вот новостной видеоролик, который анонсировал нововведения по страховым выплатам:
Обязан ли страховщик предоставлять страхователю возможность замены выплаты ремонтом?
Нет, не обязан. Замена страхового возмещения на ремонтно-восстановительные работы пока что применяется как право страховщика, а не как его обязанность. В будущем тут, скорее всего, будут изменения, но пока что СК могут предлагать или не предлагать страховой ремонт по своему усмотрению.
Но ирония заключается в том, что подозрение вызывают не те СК, которые не желают внедрять в свою практику ремонтно-страховые работы, а именно те, которые проявляют в этом плане повышенную активность.
Внимание! Список СТО, заключивших со СК договор на страховое восстановление автотранспорта по правилам обязан находиться на официальном сайте компании, причем всегда в актуальном виде.
Какие у страхового ремонта имеются недостатки на сегодняшний день?
Теперь я остановлюсь на недостатках страхового ремонта, но прошу еще раз обратить внимание на тот факт, что в своем большинстве они являются следствием незаконченного реформирования и в будущем, по завершении процесса совершенствования системы страховых возмещений, могут исчезнуть.
Если при выборе денежного возмещения водитель имеет возможность организации и оплаты восстановительных работ по собственному усмотрению, то в случае со страховым ремонтом единственное что позволяется выбрать автомобилисту это:
- Способ страхового возмещения.
- Станцию техобслуживания (при выборе страхового ремонта).
Причем на самом деле СТО выбирает для себя СК согласно только своим предпочтениям, а на долю страхователя остается лишь выбор тех станций, которые являются партнерами страховщика.
Естественно, что страховщик будет стараться заключать договора только с теми СТО, которые им более выгодны в финансовом плане, что уже предполагает отказ от дорогих станций при авторизованных дилерских центрах, использующих к тому же не дешевые оригинальные комплектующие.
Конечно, такое положение отрицательно сказывается на качестве восстановления повреждений даже в том случае, если станция привыкла работать честно.
Но кроме качества есть еще фактор месторасположения СТО – зачастую все они находятся не близко, что требует дополнительных затрат на доставку.
Не менее важным недостатком является то, что по общим правилам страховщиков автомобилист не будет иметь возможности контроля за процессом восстановления ТС – проверка допускается только по окончанию ремонта.
Странное правило, не правда ли? Однако страховые компании объясняют это тем, что такой мерой они пресекают возможность сговора между водителем и работниками СТО, для получения каких-то не предусмотренных договором профитов.
Но с другой стороны, тогда непонятно как контролировать от подобного сговора страховщика и СТО? Ведь и они вполне могут внести свои коррективы в ремонт, не ставя об этом в известность владельца.
Судя по отзывам, именно таким образом зачастую и обстоят дела: ради экономии средств страховая компания приветствует установку самых дешевых комплектующих и проведение восстановления по наиболее выгодной схеме. Например, вместо полагающейся замены усилителя бампера его отреставрируют, а вместо рихтовочных работ просто наложат более толстый слой шпаклевки.
То есть, все усилия дружественного страховщику СТО могут быть направлены не на максимально возможное исправление повреждений, а на доведение авто до внешнего товарного вида.
Автомобилист же имеет право проверки качества ремонта только по его окончанию, но заметить все то, что было недоделано или сделано кое-как, особенно при внутренних работах, без основательных знаний и тщательного обследования проблематично.
Такое же печальное положение наблюдается и после завершения обязательств СК. После того, как автомобилист заберет из автосервиса свою машину, подписав документы о приемке, а потом обнаружатся серьезные скрытые неисправности или недоделки, добиться справедливости будет или чрезвычайно хлопотно, или вообще невозможно.
Дело в том, что в пункте 17 (ст. 12 закона Об ОСАГО) данный момент расписан весьма размыто и там нет какой-то четкой конкретики. Вопросам решения споров по выявлению скрытых повреждений посвящен четвертый абзац и там сказано, что при приемке авто на ремонт и его возврате владельцу в восстановленном состоянии центральную роль играет именно СТО, а не страховщик.
Предполагается, что работники СТО должны по собственной инициативе информировать страховщика и владельца об обнаруженных скрытых повреждениях, но на деле это, конечно, делается далеко не всегда, а если делается, то информируется только СК, а не владелец машины. Понятно, что тут и страховщик и СТО в первую очередь будут исходить из своих интересов.
Сами посудите, как с подобными формулировками потом добиваться правды от ушлых юристов СК, когда даже независимая экспертиза некачественно отремонтированного авто уже является большой проблемой?
Еще вы должны знать, что для страхового ремонта, как и для начисления страхового возмещения, применяются правила остаточной стоимости, подобно УТС. В данном случае стоимость запчастей рассчитывается не в общем плане, а к каждой заменяемой детали отдельно.
А пункт 19 (ст.12, абз. 2) определяет, что затраты на замену различных узлов и комплектующих, рассчитываются с учетом их предыдущего износа. По закону этот износ на сегодня не может превышать 50%, но и половинная сумма вычета тоже немало, особенно если заменяемые запчасти не из дешевых.
Именно это правило наиболее часто вызывает возмущение автомобилистов, которым в течении ремонта предъявляют требования доплатить разницу между новой деталью и замененной, считающейся как БУ, даже если она была вами недавно куплена.
Понятно, что расчеты тут могут быть с самыми разными результатами даже если их честно проводили два профессиональных эксперта равной квалификации. Ну а честность тут и сама по себе встречается не очень часто.
Вы можете узнать из данного видеоролика мнение эксперта по вопросу невыгодности ремонтно-восстановительных работ от ОСАГО:
Если вы выбрали страховой ремонт
Если вы вместо денежного возмещения выбрали страховое восстановление своего транспорта, то имейте в виду следующие нюансы:
- Страховщик имеет право устанавливать свои сроки ремонта, основываясь на данных страховой экспертизы авто и корректировке ее результатов в процессе работы СТО (согласно пункту 17, ст. 12, абз. 2).
- Владелец авто имеет возможность доплатить за ремонт если страховых средств будет недостаточно, о чем его ставит в известность страховая компания (согласно пункту 17, ст. 12, абз. 5 и 6).
- Направление на восстановительный ремонт, согласно пункту 17 (ст. 12, абз. 2), страховщик обязан выдать в течение 20 дней (кроме выходных и праздников) с момента поступления заявления на страховое возмещение от пострадавшего.
- Все спорные вопросы по расходам на проведение ремонта решаются согласно специальным правилам установленным Центробанком РФ (согласно пункту 19, ст. 12, абз. 3).
- Обязательства страховщика, согласно пункту 17 (ст. 12, абз. 7), считаются выполненными с момента передачи вам на руки отремонтированной машины на СТО.
Стоит ли заменять страховым ремонтом обычное денежное возмещение?
Итак, из всего вышесказанного вам стало понятно, что страховой ремонт, в его сегодняшнем виде, не дает понесшему убыток автомобилисту практически никаких значимых преимуществ.
Зато негативных сторон подобный вариант имеет предостаточно, связанных как с недоработкой законодательства, так и с многочисленными возможностями обмана страхователя и страховщиком, и техническим подрядчиком (СТО).
Лично я пока что не встречал рекомендаций, которые бы советовали отказаться от обычных страховых денег в пользу ремонта, исключая рекламные публикации, конечно.
Действительно, если вы получите на руки положенное денежное возмещение и займетесь восстановлением авто самостоятельно, то вы можете даже сэкономить, получив общую смету меньше стоимости ремонта по рыночным расценкам. А в обратном случае подобное полностью исключено и скорее всего восстановление будет произведено с низким качеством и малообоснованными (или вовсе не обоснованными) доплатами.
Поэтому, пока что, выбирать возмещение страховым ремонтом не рекомендуется, особенно если вам его навязывают (навязывание дополнительных услуг при страховании осаго) с подозрительной настойчивостью.
Что планируется по страховому ремонту на будущее?
Что же планируется нашим государством в будущем по поводу способов страхового возмещения? Тут я даже не знаю что и сказать: то ли огорчить, то ли или обнадежить.
Дело в том, что реформа ОСАГО продолжается и страховые выплаты также хотят подвергнуть дальнейшему реформированию, причем самым кардинальным образом. РСА продолжает лоббировать этот вопрос и как результат, в апреле и июне этого года было две важных новости:
Почему я считаю, что это инициатива лоббистов от РСА? Потому, что как раз за месяц до президентского поручения Союз подал на рассмотрение Центробанком, Госдумой и Минфином проект с поправками для закона Об ОСАГО именно по этому поводу.
Согласно данному законопроекту, планируется ужесточение ответственности страховщиков за некачественное восстановление ТС, развитие специализированной сети авторизованных СТО, требования к плотности их территориального расположения и другие хорошие для автомобилистов нововведения.
Основная же официальная выгода самих страховщиков та, что они уходят от схем с денежным возмещением и это выбивает почву из-под ног целого пласта страховых аферистов (в основном это юридические лица), кормящихся за счет накручивания страховых возмещений и других махинаций, включая прямое мошенничество.
Ну что ж, данную инициативу нельзя сходу назвать плохой, но поживем – увидим.
Больше подробностей на эту тему можно узнать посмотрев пресс-конференцию, где участвуют:
Полезные советы
- При конструктивной гибели автомобиля страховой ремонт не производится.
- Весь остаток запасных частей, оставшийся после страхового ремонта, по закону принадлежит страховой компании, и потерпевший не имеет права на них претендовать, по крайней мере бесплатно.
- Для страховой экспертизы автомобиль должен быть предоставлен СК не позднее 5-и рабочих дней, с момента подачи вами заявления о возмещении, не забывайте об этом.
Заключение
Из статьи вы уяснили, что на данный момент наилучшим решением при востребовании страхового возмещения является классическая денежная форма, а не восстановительный ремонт. Но в будущем, если запланированные реформы пройдут успешно, то возможно изменение ситуации в обратную сторону – выгоднее станет отдавать машину на страховое восстановление.
А как вы поступаете при наступлении страхового случая? Что вы выбираете: ремонт или денежное возмещение, и по каким критериям вы это делаете? И если выбрали ремонт, то не пожалели?
Поделитесь своим опытом и мнением в комментах. Если же есть вопрос — смело пишите, постараюсь ответить.
На сегодня всё – я жду вас на страницах следующих публикаций. Следите за обновлениями материала, а чтобы это было удобней делать, подпишитесь на блог и о новых статьях вы будете узнавать в автоматическом режиме.
Делитесь с вашими друзьями полезными сведениями из моих статей через соцсети, кнопки которых расположены снизу – сегодня это один из самых эффективных методов помогать людям находить нужную информацию и самому получать ответную помощь.