Можно ли управлять автомобилем без полиса осаго

Нашел животрепещущую тему по поводу полиса ОСАГО, тем более сейчас целая проблема его приобрести без каких либо «дополнительных опций»
Верховный суд разъяснил, когда можно управлять машиной без ОСАГО РГ

Верховный суд в обзоре судебной практики указал судьям, что водитель может управлять автомобилем без полиса ОСАГО до 10 суток после передачи ему права владения машиной.
Грубо говоря, если вы вчера купили б/у автомобиль и едете на нем, пусть даже со старыми номерами, у вас на это есть полное право. Если вам передали автомобиль по доверенности, доверенность у вас на руках, но вы не вписаны в полис ОСАГО, у вас все равно есть десять суток для оформления новой страховки.
Поводом для такого решения суда послужило дело некоего водителя Самокаева. Его в городе Йошкар-Ола привлекли за управление транспортным средством водителем, не вписанным в полис обязательного страхования.

Это решение поддержал и Верховный суд Марий Эл . Однако Верховный суд Российской Федерации посчитал его необоснованным.

Итак, Самокаев ехал за рулем автомобиля по Йошкар-Оле 7 февраля 2013 года. При этом он не был вписан в полис обязательного страхования. Однако у него на руках был договор о передаче ему в безвозмездное пользование этой машины, заключенный 5 февраля того же года.

Инспектор ДПС посчитал, что этого договора в доказательство невиновности недостаточно, и назначил штраф. Водитель обратился в суд, который признал действия инспектора правильными. И только дойдя до Верховного суда РФ, удалось отстоять правду. Дело в том, что согласно закону об ОСАГО владелец транспортного средства обязан застраховать свою ответственность перед третьими лицами не позднее чем через 10 дней.

Договор был заключен 5 февраля, а остановили водителя 7 февраля. То есть срок, обозначенный законом, еще не истек. А соответственно, и водителя не за что привлекать.

Верховный суд постановил прекратить производство по этому делу в связи с отсутствием состава правонарушения.

Понятно, что в России не прецедентное право, однако такие дела, которые Верховный суд выносит в обзор судебной практики, считаются образцом для остальных судов. Кроме того, даже инспекторов ДПС знакомят с обзором судебной практики.

Надо еще раз напомнить, что владелец транспортного средства — не обязательно его собственник. Владеть машиной можно и по доверенности, и по договору, составленным в простой рукописной форме.

Читайте также:  Что нужно знать об осаго

Именно это, как правило, смущает представителей ГИБДД. Ведь договор можно составлять на коленке хоть каждый день. Однако его юридической значимости это не отменяет. Понятно, что таким льготным режимом с удовольствием воспользуются мошенники, которых «жаба душит» купить полис ОСАГО. Но это не повод привлекать к ответственности водителей, у которых все документы на машину на руках.

В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России это решение Верховного суда сочли справедливым. Ведь закон предусматривает временной лаг в 10 дней. С другой стороны, это повод для мошенничества. Но такой мошенник, попав в аварию, должен будет оплачивать весь ущерб из своего собственного кошелька.

«Российская газета» — Федеральный выпуск №6609 (38)

Заключение договора ОСАГО является обязательным, но порой, к сожалению, происходит так, что своевременное его подписание невозможно по финансовым причинам или просто из-за нехватки времени. Разрешено ли вообще не оформлять страхование? Если да, то сколько времени можно без него обойтись? Ответим на эти вопросы.

Законодательство при этом не расшифровывает, на каком основании человек получает данное право. Соответственно, моментом приобретения ТС может считаться:

  • оформление договора купли-продажи автомобиля;
  • получение ТС на правах оперативного управления и прочего;
  • получение ТС в порядке наследования (в момент вступления в наследство).

В соответствии с уже упомянутой статьей владелец авто должен получить полис не позднее чем в десятидневный срок после вступления в права на машину.

При этом помните, что это календарные дни, а не рабочие. Этот срок начинает отсчитываться с 0 часов следующего дня. Это время дается автомобилисту, чтобы перед регистрацией машины в ГИБДД он успел сделать техосмотр ТС, оформить диагностическую карту, выбрать и купить полис ОСАГО .

Несмотря на то, что законодательство определило для автовладельцев десятидневный срок (пойдя им на уступки), не стоит забывать, что пока вы не приобрели полис, имущественная ответственность при аварии, если его виновником будете признаны вы, ложится на ваш кошелек. Компенсировать данный вред придется вам. Тоже самое, касается отсутствия действующей диагностической карты — при наличии полиса ОСАГО и отсутствии действующей на момент ДТП диагностической карты страховая может отказать в выплате, либо предъявить Вам регрессное требование после выплаты. Потому затягивать со сроками покупки полиса и прохождения техосмотра не рекомендуется, иначе может получиться, что называется, себе дороже.

Читайте также:  Как расторгнуть договор осаго и вернуть деньги

В общем, без ОСАГО ездить не рекомендуется.

В России много лет действует закон, по которому страхование ответственности водителя за ДТП обязательно. Однако бывают ситуации, когда отсутствие ОСАГО нарушением не будет. Когда же страховка обязательна, а в каких случаях можно ездить без страховки законно и какие проблемы могут возникнуть у водителя при этом?

В каких случаях можно обойтись без полиса и на каких транспортных средствах можно ездить без ОСАГО?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно!

Когда страховка обязательна?


Прежде всего, нужно разобраться, что представляет собой ОСАГО — это полис, которым страхуется ответственность водителя за вред, причинённый в результате ДТП. В результате, если произошла авария, то значительную часть ущерба в пределах, определяемых законом, возмещает не непосредственный виновник из своего кармана, а страховая компания, с которой был заключён договор.

  • Водитель не смог предъявить полис (например, забыл дома) – 500 рублей.
  • Договор вообще не оформлялся – 800 рублей.
  • Договор заключался, но истёк срок действия полиса – 800 рублей (сколько можно ездить с просроченной страховкой?).
  • Договор действующий, но сейчас не страховой период по нему – 500 рублей.
  • Договор заключался, период актуален, но на конкретного водителя действие полиса не распространяется – 500 рублей.

О грубых нарушениях условий страхования ОСАГО читайте в этой статье.

Как передвигаться без страховки законно?

Тем не менее, из правила об обязательности ОСАГО предусмотрены некоторые исключения. Согласно законодательству, они касаются:

  • определённого срока при покупке нового автомобиля;
  • некоторых категорий транспорта;
  • некоторых категорий водителей.

Итак, кто, когда и как может ездить без страхового полиса?

В каких случаях можно обойтись без полиса?


Самый распространённый и известный вариант, когда отсутствие полиса не будет административным правонарушением – это ситуация, когда автомобиль только что куплен. В течение 10 дней с момента, как был заключён договор, новый владелец может ездить без страхования. Это правило подтверждено было ещё в 2014 году Верховным Судом РФ в решении № 12-АД13-3. Подробнее о том, сколько можно ездить без ОСАГО после покупки нового автомобиля, читайте тут.

Этот способ можно применять сколько угодно раз, чем пользуются некоторые недобросовестные автовладельцы. Они раз за разом заключают фиктивные договора – и каждый раз начинается отсчёт 10 дней заново. Формально букву закона они не нарушают: правило о сроке есть, оно соблюдается. Однако здесь могут возникнуть проблемы, о которых будет сказано далее.

Кроме того, ОСАГО можно не приобретать в следующих случаях:

Кроме того, полис нужен не для всех транспортных средств. Без ОСАГО могут ездить:

  • Автомобили и иные виды транспорта, конструктивно не предназначенные для скоростей свыше 20 км/ч.
  • Транспорт армии и других военизированных структур – за исключением легковых машин и автобусов.
  • Любой неколёсный транспорт (гусеничные и полугусеничные машины, аэросани и т. д.).
  • Прицепы на легковые автомобили. Отдельно на них полис покупать не надо.

Риски и возможные проблемы


Самый главный риск при пользовании автомобилем без ОСАГО – это то, что в случае ДТП ущерб придётся возмещать в полном объёме. По состоянию на 2018 год полис компенсирует (ст. 7 ФЗ об ОСАГО):

  1. при вреде жизни или здоровью – до 500 000 рублей на потерпевшего;
  2. при ущербе имуществу – до 400 000 рублей на каждого из потерпевших.

Если нет договора со страховой компанией, эти суммы виновному придётся выкладывать из своего кармана. Поскольку же размер ущерба, который возникает при ДТП, часто куда выше, многие владельцы машин не только не пренебрегают ОСАГО, но даже заключают дополнительные договора. Их возможность предусмотрена п. 5 ст. 4 ФЗ об ОСАГО. Если такой страховой договор заключён, страховщик возмещает полный вред, а не только указанный в ст. 7 минимум. Стоит дополнительный полис дороже обычного, однако всё же куда меньше возможного ущерба.

  • В первый раз – штраф не менее 500 и не более 800 рублей.
  • Во второй – штраф 5000 рублей либо лишение прав от 1 до 3 месяцев.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Читайте также: