Убыточно ли осаго для страховых компаний

Вчера мы рассказали об инициативах Госдумы по обеспечению дорожной безопасности, но отдельным пунктом в работе депутатов стало изучение убыточности ОСАГО из-за так называемых автоюристов, на которую постоянно жалуется Российский союз автостраховщиков (РСА). Действительно, можно ли считать аферистами людей или организации, помогающие потерпевшим участникам ДТП на законном основании получать со страховой компании сумму полного покрытия ущерба?

Главный вопрос, который заинтересовал депутатов Госдумы, в том, насколько обоснованны жалобы на мошенников-автоюристов, из-за которых страховщики якобы несут колоссальные убытки. Думский комитет в лице заместителя председателя Вячеслава Лысакова даже направил обращение в МВД — копия официального документа с информацией от ведомства оказалась в распоряжении Авторевю.

Согласно проведенным проверкам и информации от Центрального банка РФ за 2016 год, по решению судов страховые компании выплатили по ОСАГО 26,3 млрд рублей, причем 90% убытков в данном секторе сосредоточено в компании Росгосстрах. Тем не менее убыточность здесь вызвана не пресловутыми аферистами, а стремительным сокращением количества проданных полисов автогражданки (на шесть миллионов штук!) и предельно высокими судебными выплатами (около 23 млрд рублей). В отчете МВД приводятся данные о превышении выплат по сравнению со страховыми премиями на 16 млрд рублей! Такие издержки и негативный опыт одной компании, по мнению самого ведомства, беспричинно объявляются Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) ущербом для всего рынка ОСАГО. Тем временем ситуация с Росгосстрахом до сих пор остается достаточно темной, потому как решение МВД о проверке деятельности страховой компании до сих пор не одобрено Центробанком.

Интересен и факт, что, по данным ЦБ РФ, за тот же 2016 год в полицию поступило 2600 заявлений о возбуждении дел по уголовным статьям в области страхового мошенничества и подделки полисов. По грубым подсчетам при максимально возможных выплатах 400 тысяч рублей по всем заявленным случаям совокупная сумма выплат составила бы 1,04 млрд рублей. Это всего 0,6% от общей суммы выплат по ОСАГО! Такая ничтожная доля свидетельствует о том, что заявления РСА об убыточности всего рынка ОСАГО из-за автоюристов сильно преувеличены.

Как следствие, заявления, сделанные ранее страховым сообществом об ущербе в 2016—2017 годах на 50—70 млрд рублей из-за действий автоюристов, объективного подтверждения не находят. Более того, изучение уголовных дел, по информации МВД, приводит к тому, что каждое четвертое злоупотребление в области ОСАГО, к сожалению, приходится на самих агентов или сотрудников страховых компаний. Интересен и тот факт, что при разработке мер по противодействию страховому мошенничеству страховое сообщество, по словам чиновников, ни разу не обратилось в МВД России.

Среди предлагаемых мер со стороны МВД для решения сложившейся непрозрачной ситуации на рынке ОСАГО значатся улучшение служб безопасности и юридических служб страховых компаний, поддержка идеи создания отдела страховых детективов и проведения проверок финансовой деятельности страховщика перед его санацией. В Государственной Думе и вовсе назревает решение обратиться к Центральному банку и в Генеральную прокуратру РФ с предложением об оценке правовой позиции РСА в вопросах определения ущерба компенсационному фонду РСА и проведения процедуры компенсационных выплат. Но какие инициативы увидят свет и будут реализованы в будущем, мы пока можем только догадываться.

Читайте также:  Как переделать страховку на нового владельца автомобиля

Вокруг ОСАГО продолжают кипеть страсти. Даже после принятия поправок о натуральном возмещении они не утихают. То ли бешеная прибыль у страховщиков (тогда странно выглядит их желание с этого рынка уйти), то ли дикие убытки. Как же на самом деле?

На самом деле результаты 2016 года реально очень печальны. А итоги I квартала 2017-го, видимо, еще хуже (мы еще не видим статистику, но предварительные результаты января и февраля показывают продолжение мощного роста как коэффициента выплат, так и судебных расходов).

Еще раз надо сделать важную оговорку: автоюристы не враги рынка, они выполняют очень важную функцию — только если не начинают действовать против закона. А именно: заниматься фальсификацией документов, вступать в сговор с судьями, вводить в заблуждение пострадавших (в том числе о процедуре получения и потенциальной сумме выплаты).

Теперь посмотрим на статистику. Рост убыточности продолжался в течение всего 2016 года, а уровень выплат в первые месяцы 2017-го даже побил рекордный показатель прошлого года. Если в начале 2016 года только в семи регионах выплаты превышали 77% премий, то в конце года их стало уже 27. Рост премий по ОСАГО замедлился в первой половине года и сменился падением во втором полугодии на фоне ускоряющегося роста выплат. Коэффициент выплат уже в III квартале достиг критических значений в 72%, а в IV квартале вырос до 74%.

Важно понимать, что коэффициент выплат — это не коэффициент убыточности. То есть разница между взносами и выплатами — это не прибыль страховщиков, даже близко. К уровню текущих выплат надо прибавить будущие выплаты (по текущим договорам они будут продолжаться еще более двух лет) и расходы, в том числе судебные. Суммарно это уже больше 100%, а в ряде регионов — больше 120%. По расчетам РСА, в 2016 году было оплачено 24% убытков по текущим договорам на 42,5 млрд рублей, в 2017-м ожидается оплата 59% убытков (по договорам прошлого года) на сумму 104,6 млрд рублей, в 2018-м — 13% на 23 млрд рублей, в 2019-м — 3% на 5,3 млрд рублей, в 2020 году — 1% на 1,8 млрд рублей. Размер выплат по жизни и здоровью составит не менее 2 млрд рублей. Объем расходов на ведение дел страховыми компаниями и резервы компенсационных выплат составляют 23%, в отношении договоров 2016 года эта сумма достигает 52,4 млрд рублей. В совокупности сумма составляет 231,6 млрд рублей. Кроме того, часть судебных расходов и выплат не учтены в данном расчете. Объем собранной премии по ОСАГО по итогам прошлого года — 228 млрд рублей. Получается, что реальный уровень комбинированной убыточности превышает 103%, а в 2017 году, по нашей оценке, превысит 110%.

Читайте также:  Как внести изменения в полис осаго альфастрахование

Первые два месяца 2017 года показали усугубление этой тенденции: премии составили 28,95 млрд рублей, а выплаты за этот период достигли 28,35 млрд рублей. При этом объем сборов вырос на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма выплат — на 38%.

Еще раз: взносы остались такими же, как в первые два месяца прошлого года, а выплаты выросли почти на 40% — такая статистика даже не нуждается в комментариях. Факторов этой динамики много: последствия повышения лимитов в ОСАГО в 2014 году, деятельность недобросовестных юридических посредников и групп страховых мошенников, а также рост уровня средней выплаты. По итогам января — февраля 2017 года средняя выплата достигла 72,7 тыс. рублей, что на 24% больше по сравнению с таким же периодом 2016 года. Средняя премия снизилась на 2% и составила 6,1 тыс. рублей.

Кроме того, продолжает расти доля автовладельцев без ОСАГО: число договоров сократилось на 3 млн в 2015 году и еще на 1,4 млн в 2016-м. Эта динамика не коррелирует с масштабом автопарка и количеством автовладельцев, то есть доля незастрахованных увеличивается как минимум второй год подряд. А это тоже означает, что на меньшее число застрахованных приходится все больше страховых случаев и выплат.

Количество компаний, работающих в этом сегменте, уменьшилось в полтора раза за два года: в 2014 году их было 99, на конец 2016-го осталось 72. Полагаю, что к концу 2017 года в сегменте ОСАГО останется не более 65 компаний.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В целом идея ОСАГО правильная и успешно существует во многих западных странах.

Но с самого начала система ОСАГО стала давать сбои по одной простой причине – страховые компании посчитали, что они должны немедленно начать обогащаться за счет разницы между сборами и выплатами. И чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль.

К примеру, в первый год действия ОСАГО страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а заплатили лишь 1,1 млрд, в 2004 году страховые компании собрали 49,4 млрд рублей, а выплатили лишь 18,5 млрд. Т.е. в первый год действия ОСАГО страховые компании из 25 млрд рублей, полученных от клиентов, оставили на собственные нужды и прибыль 24 млрд, во второй год – уже более 30 млрд рублей. По действовавшему на тот момент курсу, это было более $1 млрд долларов США.

И это только за полтора года действия системы ОСАГО. Дальше эта цифра пришла к среднему отношению выплат к сборам около 50%. К этому еще и общая сумма сборов все увеличивалась за счет прироста автопарка и вовлечения новых водителей в систему ОСАГО. Если в первом полном году действия ОСАГО (2004) было продано 26,3 млн полисов ОСАГО, то через 10 лет (в 2014) количество выданных полисов составило 42,6 млн.

Читайте также:  Осаго что входит в стоимость

Плюс к этому за период действия ОСАГО цена полиса существенно увеличивалась четыре раза (2 раза серьезно были увеличены территориальные коэффициенты и 2 раза – базовая стоимость полиса).

За счет всех этих манипуляций страхового лобби вместо 50 млрд рублей в 2004 году ОСАГО в 2015 году принесло страховым компаниям более 220 млрд рублей сборов.

В итоге за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили автовладельцам и пешеходам только 670 млрд рублей вместо положенного по закону 1 триллиона рублей.

Все это официальные легко проверяемые цифры. Достаточно посмотреть годовой отчет Российского союза автостраховщиков на официальном сайте. Причем закон сформулирован таким образом, что страховые компании заплатить более 80% могут – это не будет нарушением, а вот меньше 80% платить не имеют права – это уже будет нарушением закона. Таким образом, общая сумма незаконно недоплаченных водителям и пешеходам денег составила более 330 000 000 000 рублей.

Как я написал, чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль. И тут включились любые изощренные приемы, направленные на максимизацию прибыли страховых компаний и сокращение выплат:

2) отказ компенсировать утрату товарной стоимости;

3) перенос центров урегулирования убытков в отдаленные места, чтобы клиенту было затруднительно заявить об убытке и получить выплату. Немало было случаев, когда клиенту предлагали проехать более 600 км в один конец, чтобы предоставить поврежденное авто на осмотр в страховую компанию.

В последние 2-3 года к нарушениям закона, направленным на максимизацию прибыли страховых компаний в части тотальных недоплат добавились нарушения, направленные на повышение сборов любыми способами. Популярными стали растиражированные незаконные схемы:

1) навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО;

2) отказ в заключении договора ОСАГО клиентам, которые отказываются купить допуслуги у страховой компании;

3) Отказы в предоставлении законной скидки на ОСАГО (коэффициента бонус-малус, КБМ).

В целом разного рода ухищрений, как собрать побольше и выплатить поменьше, большое разнообразие. Выше лишь наиболее популярные из них, с которыми столкнулись десятки миллионов автовладельцев только за последние годы.

Чтобы повысить привлекательность системы ОСАГО для автовладельцев, надо контролировать исполнение страховыми компаниями указанного в законе норматива, то есть страховые компании должны выплачивать автовладельцам более 80% от сборов по ОСАГО.

Хотя более цивилизованный показатель даже не 80%, а 90 или 95% . Только тогда система ОСАГО может стать привлекательной для автовладельцев. Ситуация, когда значительная доля сборов (более 40%) остается в распоряжении страховых компаний, приведет к краху системы. Даже не с точки зрения отмены государством обязательного страхования автогражданки, а из-за массового отказа от покупки полисов ОСАГО автовладельцев.

Читайте также:
Adblock
detector