Начиная с апреля 2017 года подавляющее число автострахователей стали направляться на ремонт от страховых организаций. Однако их злоключения могут продолжаться из-за того, что выплата по ОСАГО не покрывает ремонт. Как не стать жертвой безграмотности и не подписать соглашение со страховщиком себе в ущерб? Эта трудность и другие подводные камни требуют рассмотрения.
Что гласит законодательство?
Стоит упомянуть о различиях между нововведениями и предыдущей практикой возмещения натурального ущерба от ДТП. До 2017 г. авторемонтники могли устанавливать бывшие в употреблении и неоригинальные автозапчати и детали. От таких действий страдали не только подержаные автомобили, но и новые. Теперь закон требует проводить замену только новыми и оригинальными запчастями, а это требование явно не на руку авторемонтникам.
Практическая сторона законопроекта
Благие намерения правил ОСАГО не встретили положительный отклик со стороны автостраховщиков. Сложность заключается в том, что стоимость поврежденного имущества покрывается из расчета справочников. Цены на автодетали постоянно меняются, а данные справочника обновляются гораздо реже. В результате происходит несоответствие цен по реальному ремонту и начисленной сумме компенсации. По этой причине в большинстве случаев рассчитанной суммы не хватает на ремонт машины, и станция ТО запрашивает доплату.
Не секрет, что автотсраховщики, дабы удержаться на плаву страхового рынка, не желают восполнять урон полностью. То, что средств по ОСАГО недостаточно для возмещения, было и раньше. Автолюбители с этим фактом как-то свыклись, но цель поправок в законе заключается в снижении аварийности. Замена б/у деталей новыми вообще не подразумевает доплачивать автосервису деньги. В свете данной проблемы обсудим уловки страховых компаний с целью ухода от ответственности за неполноценное ремонтирование.
Урегулирование ущерба у страховщика
Внимание! В обязанность страховых организаций входит компенсирование имущественного урона по автогражданке в размере 400 тыс. рублей. В пределах этой суммы вы вправе смело требовать качественного восстановления машины без требования доплатить. Размер издержек, превышающий максимальный лимит в 400 тыс. рублей компенсирует виновник ДТП.
Вывод следующий: направляя авто на ремонт, страховщик должен полностью покрыть размер причиненного ущерба.
По правилам урегулирования убытков, в стадии оформления заявления на выплату, клиенту предоставляется список автомастерских. Новые автомобили вообще положено направлять в дилерский автосервис. Здесь необходима осторожность. Под видом того, что СТО требуют доплату, вам сообщают, что денежное перечисление от компании поступит, а вы оплатите разницу. Вроде все правильно, но обман заключается в том, что вы не глядя подписываете договор о денежном компенсировании. Якобы вы получаете наличные и, заключив соглашение со станцией ТО, оплачиваете ее услуги.
Это важно! Подписывая соглашение на денежный перевод, в том случае, когда авто ремонтируют, ваше взаимодействие со страховщиком заканчивается. СК от вас откупилась, и трудности по восстановлению ТС решаются исключительно между вами и автомастерской. С этого момента компания за дальнейший исход событий не отвечает.
Внимательно подписывайте документы, прочитывая предварительно текст. Непонятные для вас выражения попросите пояснить простым человеческим языком. При дорогостоящем восстановлении личного транспорта обращайтесь к автоюристам.
Ваши дальнейшие действия
Мы обсудили вопрос, что делать, когда требуют доплату за ремонт по ОСАГО. Ответ однозначный – ни о каких дополнительных расходах речь идти не может. Но как правильно построить диалог с представителями страховой организации? Наилучшая формула успеха покрытия имущественных потерь – это выяснение формы компенсации: деньги или ремонт. Менеджер компании четко осознает ваши ожидания и будет работать в согласии с ними.
Вам необходимо знать, что деньги выплачиваются только в следующих обстоятельствах:
- Невозможно отремонтировать автотранспорт.
- Повреждения транспортного средства составляют более 80% (полная гибель).
- Отсутствует надлежащий автосервис.
- Период восстановительных работ превысил 30 дней.
- Наступила смерть страхователя в результате ДТП.
- Существует договоренность с СК.
- Нет разрешения для страховщика на ремонтирование от Центробанка.
Если вышеперечисленные причины к вам не относятся, то менеджер не вправе навязывать выплату наличными. Руководство автомастерской требует доплатить – значит, ваши действия такие:
- Заявите, что оплачивать все работы обязана компания, а вы ожидаете автомобиль в исправном состоянии. Все вопросы обсуждаются между плательщиком (СК) и СТО.
- Напомните, что страховая организация несет ответственность за ремонт, а при несоблюдении 30-дневного периода последует пеня за каждый день просрочки и штраф 0,5% от максимального лимита по защите имущества (около 20 000 рублей). Расскажите, что намерены подать судебный иск в случае проволочки или обратитесь в прокуратуру.
Если вы все же стали жертвой обмана и подписали договор о компенсации в форме денег, то поступайте следующим образом:
- Автомобиль в стадии ремонтирования оценивает независимый эксперт и увеличивает сумму выплаты.
- Отремонтированную машину осматривает независимый эксперт и выявляет несоответствия техническим требованиям. Претензия направляется к руководству станции ТО.
На заметку! Предлагаем рассмотреть законодательный ориентир для того, чтобы поступать безошибочно в стрессовой ситуации:
Вывод
Любой законопроект нуждается в проверке временем, и затем вносятся иные поправки. Российский Союз Автостраховщиков считает, что необходимо обновлять справочники либо рекомендует вовсе их отменить. А пока важно грамотно отстаивать свои права, не пренебрегая правом обращения в суды РФ.
Максимальный лимит страховой выплаты по ОСАГО – 400 тыс. руб. Это значит, что при аварии данной суммы может быть недостаточно для покрытия всех убытков. И что тогда, доплачивать самостоятельно или обратиться в страховую компанию, взыскать плату с виновника или остаться без машины? Вопросов масса. И далее подробная инструкция о том, что делать в подобных ситуациях.
Алгоритм действий: что и как делать, если страховка не покрывает ущерб
Существует две причины, почему страховой выплаты недостаточно для оплаты фактического ремонта машины:
- страховая компания целенаправленно снижает итоговую сумму выплаты, понимая по факту реальный причиненный ущерб;
- ремонтные затраты автомобиля в общей сложности превышают допустимый лимит по страховке. Они ограничены даже законодательством – не более 400 00 рублей.
И далее более подробно о каждой из ситуации. Подробно о том: » Сколько ущерба покрывает страховой полис осаго при ДТП «.
Кто обязан доплатить за ремонт
Популярный вариант: автомобиль пригнан на СТО, сумма ремонтных работает превышает страховую выплату, представители мастерской требуют у владельца ТС погасить разницу. Конечно, субъект может это сделать, если не желает терять время. Но такие требования абсолютно незаконные. Если субъект, то есть застрахованное лицо не виновный в ДТП, то и нести расходы на восстановление машины он не должен.
Если же средств все-таки не хватает, то дальнейшие действия зависят от ситуации: не хватает по причине занижения суммы со стороны страховой компании или за счет превышения лимита. Если реально сумма ремонтных восстановительных работ более 400 тыс. руб., то нужно выставить претензию на оплату виновнику ДТП. Как это сделать будет рассмотрено далее. Если по Вашим расчетам сумма целенаправленно занижена страховщиком, то претензия выдвигается компании.
Например, тоже требование по компенсации ущерба со стороны виновника регламентировано гражданским правом. Поэтому при отказе производить выплату можно обратиться в суд.
Вариант 1: страховая выплата реально занижена страховщиком
Экспертиза проведена корректна. У потерпевшего лица нет никаких замечаний и страховая компания соглашается на выплату страховой выплаты. Когда субъект получает деньги, то их реально становится недостаточно для покрытия всего ремонта машины. Частая ситуация, когда ремонтные работы превышают возмещение в раз 10.
Решать проблему стоит с простого обращения к страховщику: нужно обязательно запросить отчет о проведенной оценке. Представитель СК обязан его предоставить. Если СК предоставляет отказ, то нужно предупредить ее об ответственности и обращение в суд. Как правило, такие аргументы срабатывают.
Когда документ получен, то стоит понять: какая часть работ занижена или какая-то вообще не учтена. Практика показывает, что зачастую в возмещение забывают включить какие-то маленькие поломки, царапины и т.д. Хотя все эти мелочи подлежат погашению.
Если есть желание, то владелец авто может самостоятельно провести экспертизу . И она покажет реальную ситуацию.
Но минус всей этой ситуации и в том, что цены на ремонт в реальных СТО отдельных регионов значительно отличаются от тех, которые указываются в справочных бюллетенях РСА. Поэтому и может возникать такая разница.
Вариант 2: Стоимость работы больше максимально допустимой выплаты
Если же ремонт больше установленных 400 000 рублей, то разницу обязан заплатить виновник ДТП. Это его обязанность, а не право. Например, если ремонт автомобиля пострадавшего лица составляет 550 000 рублей, независимая экспертиза потянула на 10 000 рублей, то виновник обязан компенсировать субъекту минимум (550+10) – 400 = 160 000 рублей. Подробнее о лимитах вы можете узнать здесь — » Размеры и максимальные суммы страховой выплаты по ОСАГО «.
Порядок действий, если выплата по ОСАГО не покрывает ремонт
Обязательство по компенсации разницы между максимальной выплатой по ОСАГО и причиненным ущербом возлагается на виновника ДТП. При этом право взыскать размер ущерба пострадавший имеет как сразу после аварии, так и в течение еще трех лет после фактической аварии. Вариантов развития событий несколько: виновник может самостоятельно предложить возместить расходы, с ним можно договориться или придется обращаться в суд. Наиболее популярный вариант – это составление досудебной претензии, которая может урегулировать спорную ситуацию. И ее предоставление виновнику является обязательным этапом на пути урегулирования конфликта.
Пакет бумаг, необходимых для обоснования претензии
Любая претензия должна быть документально аргументирована. Если нет документов, то нет и оснований.
Для предъявления претензии виновному лицу необходимы:
- бумаги, подтверждающие понесенные расходы. Это может быть чек, квитанция, заключение и т.д.;
- документы, подтверждающие затраты на экспертизу;
- документы, подтверждающие полученную выплату от страховой компании.
Помимо документов, подтверждающих расходы субъекта, необходимы и стандартные бумаги:
- право собственности на автомобиль. Это может быть технический паспорт или свидетельство о регистрации;
- акт, подтверждающий проведение ремонтных работ;
- протокол дорожно-транспортного происшествия;
- извещение к страховщику.
Виновник ДТП при желании может потребовать дополнительные документы, подтверждающие расходы потерпевшего. Досудебная претензия позволяет договориться на обоюдных засадах. Полная информация о том: » Какие документы нужны для страховой выплаты «.
Как взыскать разницу с виновника ДТП
Теоретически, пострадавшее лицо может требовать с виновника как недостающую сумму по ущербу, так и компенсацию причиненного вреда здоровью и моральный ущерб. Дополнительно субъект может запросить возместить ему расходы на судебных издержки, на хранение ТС на стоянке, на услуги эвакуатора, эксперта и т.д.
Интересный момент: законодательно предусмотрена возможность пострадавшего взыскивать с виновника полную сумму ремонта, без учета амортизации запасных частей ТС.
Досудебный порядок
Потерпевший обязан сначала попытаться урегулировать конфликт мирным путем. Для этого и нужна досудебная претензия. Она не может быть выдвинута в устном порядке. Только письменное обращение с соблюдением регламента.
Документ должен содержать:
- сумму, которая реально была затрачена на ремонт;
- сумма, которую выделила страховая компания в рамках ОСАГО;
- размер недостающей выплаты;
- мотивированную просьбу компенсировать нанесенный ущерб в рамках недостающей выплаты или в рамках компенсации еще и дополнительных расходов.
Претензия вместе со всеми документами направляется по почте. Это необходимо сделать для получения доказательства отправки.
Когда виновник ДТП получит документы, то он может:
- полностью удовлетворить претензии пострадавшего лица;
- частично удовлетворить пострадавшее лицо;
- договориться с пострадавшем о ином порядке возмещения;
- полностью отказаться от компенсации.
В последнем варианте, при отказе пострадавший вынужден действовать по единому направлению – обращаться в суд.
Рассмотрение дела в суде
Место подачи иска зависит от стоимости претензии. Если она более 50 000 рублей, то иск подается в районный суд. Если сумма меньше указанной суммы, то в мировой суд. В любом случае документ подается по месту проживания виновника, то есть ответчика.
Иск о взыскании с виновника компенсации подается по общепринятым нормам. Никаких специфических особенностей в этом нет. Справиться с задачей можно самостоятельно, без привлечения юриста. Тем более, что правда на стороне истца. Главное – это документально подтвердить все понесенные расходы. Список бумаг аналогичен тем, которые потерпевший подавал вместе с досудебной претензией (см. выше).
Судебное делопроизводство должно завершиться решением о взыскании. Задача потерпевшего лица – получить исполнительный лист, где будет указана сумма взыскания. С этим листом обязательно необходимо обратиться в ФССП – к судебным приставам. Их задача по исполнительному листу найти виновника и взыскать с него положенную сумму. Каким образом это будет происходить не так важно. Могут даже конфисковать имущество, продав его на торгах. Поэтому в интересах виновника договориться с потерпевшим до судебного решения.
Подводим итоги
О чём это?
Это по поводу аварий и компенсаций по ОСАГО . Теперь если в вас врезались, а страховая насчитала слишком мало ущерба, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд 10 марта.
Раньше ущерб всегда считали с учетом износа. Даже через суд нельзя было получить полную компенсацию за ремонт после ДТП . Теперь износ будут считать только для ОСАГО . А с виновника аварии разрешили требовать всю сумму ущерба.
Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.
Как было раньше?
Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.
Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец. Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний.
По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО . Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП .
Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ . Верховный суд поддерживал эту позицию.
Что стряслось?
Но тут четыре автолюбителя обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить компенсацию ущерба с виновников ДТП .
Конституционный суд решил, что методику Центробанка нужно применять только для расчета выплат по ОСАГО . Разницу между реальным ущербом и страховыми выплатами можно требовать с виновника аварии.
Это хорошо или плохо?
Это хорошо для пострадавших из-за ДТП . Теперь они смогут получить возмещение с виновника аварии. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа.
Это плохо для виновников ДТП . Теперь если врач на Рено Логане не справится с управлением и случайно повредит десятилетний Мерседес, то страховая выплатит возмещение с учетом износа, а разницу могут взыскать с доктора.
Это поучительно для дорожных хулиганов. Раньше полис ОСАГО защищал от выплат виновника аварии. Можно было купить полис, нарушать правила и повреждать чужие машины. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО .
Если мою машину повредят, что мне делать?
Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.
Собирайте все документы на услуги автосервиса и оплату запчастей. Храните документы от страховой компании.
Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.
Если я стану виновником ДТП , что мне делать, чтобы не переплачивать?
Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.
Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.