Обязан ли работодатель страховать водителей

  • Толбухина Наталья | преподаватель, эксперт по трудовому праву

У большинства работодателей есть служебный автотранспорт: машина руководителя, одна-две легковушки, транспортные газельки. И здесь работодатель может столкнуться с несколькими вопросами, ответы на которые способны сильно удивить его на проверке:

  • нужно ли оформлять путевые листы на служебные поездки менеджеров и подвергать их предрейсовому медицинскому осмотру?
  • нужно ли страховать жизнь и здоровье работников, использующих служебный автотранспорт?
  • в каких случаях нужно оборудовать автомобили тахографом?

Верховный Суд РФ в постановлении от 19.12.2016 № 18-АД16-173 четко указал, что торговые представители подлежат предрейсовым медосмотрам, поскольку в их обязанности входит посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом. Суд также отметил, что от лиц, претендующих на занятие указанной должности, требовалось наличие водительского удостоверения и стажа вождения не менее года. В результате ВС РФ пришел к выводу, что эти работники осуществляют функции водителей и, следовательно, подлежат предрейсовым медосмотрам. Ключевым фактором в оценке стали фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что торговый представитель выполнял трудовую функцию по управлению транспортным средством.

Таким образом, если работники управляют служебными автомобилями, независимо от должности и статуса, работодатель обязан организовать проведение предрейсовых медосмотров лиц, допущенных к управлению транспортными средствами.

Вопрос о необходимости путевых листов в служебных автомобилях традиционно входит в число дискуссионных. Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, в котором указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, время и пробег при выезде на рейс, а также отметки о дате и времени предрейсового и медицинского осмотра водителя.

Часть инспекторов ГИБДД спрашивают путевой лист у любого лица, управляющего транспортным средством, принадлежащим юридическому лицу, другие сотрудники ГИБДД не обращают на это внимания.

Так влечет ли отсутствие путевого листа негативные последствия для работодателя – владельца транспортного средства? На первый взгляд все просто. В ст. 12.3 КоАП РФ среди документов, которые должны быть у водителя, путевой лист не упомянут. Логично предположить, что ответственность за его отсутствие у работника не наступит.

Таким образом, путевой лист – необходимый документ, и он должен быть заполнен в соответствии со всеми предъявляемыми к нему законодательными и нормативными требованиями.

  1. транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  2. транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  3. транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  4. транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Мы видим, что первые две категории – автобусы, вторые две – грузовые авто. В перечне также содержится множество исключений из этого списка, сделанных для пассажирских городских и пригородных автобусов, пассажирских и грузовых троллейбусов, транспорта военной автомобильной инспекции и ряда других государственных органов, множества специальных машин, например, автобетононасосов, автолавок, автокранов и т.п., которым тахографы устанавливать не требуется.

Прежде чем принимать решение о покупке и установке тахографа либо укрепиться в мысли о том, что его установка не требуется, работодателю следует внимательно изучить приложение № 2 к Приказу Минтранса РФ. В этом случае вы будете уверены, что на грузовую газель или легковой автомобиль тахограф не нужен, даже если организация активно занимается грузоперевозками, а вот при наличии грузового автомобиля тяжелее 3,5 тонны придется раскошелиться и купить тахограф.

Страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров тоже является важным вопросом. Мы уже привыкли, что закон об ОСАГО распространяется на всех автовладельцев, вне зависимости от рода их профессиональной деятельности и цели использования транспортного средства. Полис ОСАГО предусматривает, помимо прочего, страховые выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира. Статья 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что за вред, причиненный источником повышенной опасности, к которым относится любой автомобиль, отвечает его владелец. И вроде бы в тех случаях, когда ответственность владельца авто застрахована, можно быть спокойным. Однако размер выплат по полису ОСАГО может оказаться существенно меньше, чем с владельца источника повышенной опасности взыскивают суды.

Страховые компании предлагают страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров в комплексе с полисом КАСКО, и в этом случае речь идет о необязательном виде страхования, когда работодатель хочет дополнительно позаботиться об интересах как водителей и иных сотрудников, которые ездят за рулем служебных авто, так и пассажиров, среди которых те же работники и даже клиенты компании. При решении вопроса, страховать или нет жизнь и здоровье водителя и пассажиров дополнительно, стоит задуматься, ведь при отсутствии дополнительного страхования, размер возмещаемого ущерба в случае ДТП может превысить экономию на покупке дополнительной страховки.

Читайте также:  Как отмазаться от гаишников если нет страховки

Пару слов скажем об ответственности. Размер штрафа за отсутствие путевого листа может варьироваться в зависимости от того, какое нарушение будет усмотрено инспектором ГИБДД. Так, в случае ответственности по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ штраф будет наложен на водителя и составит 500 рублей. Если же будет применена санкция, предусмотренная ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, то штраф для должностного лица составит 20 000 рублей, а для юридического лица существенно больше – 100 000 рублей.

Часть 2 ст. 12.31.1. КоАП РФ устанавливает штраф за отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медицинском осмотре для водителя – в размере 3000 рублей; для должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию транспортного средства, – 5000 рублей; для юридического лица – 30 000 рублей.

Ответственность за отсутствие в автомобиле тахографа наступит по ст. 11.23 КоАП РФ, для водителя штраф будет от 1000 до 3000 рублей, а для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей.

Должен ли работодатель оборудовать место для приема пищи работников

Однако вывод этот является поспешным, так как данная норма является общей. Специальной нормой, конкретизирующей такую обязанность работодателя, будет ст. 108 ТК РФ, в соответствии с которой на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Речь идет о видах работ, при выполнении которых оставление сотрудником рабочего места и временное прекращение исполнения трудовых обязанностей может повлечь нарушение производственного процесса, это в первую очередь касается производств с непрерывным циклом. Перечень таких работ, при выполнении которых работнику предоставляется возможность приема пищи непосредственно на территории работодателя, а также места для отдыха и приема пищи должны быть зафиксированы в правилах внутреннего трудового распорядка.

Обязанность работодателя по оборудованию помещения для приема пищи может быть дополнительно предусмотрена коллективным договором или даже закреплена самим работодателем в добровольном порядке в локальном нормативном акте в том случае, когда работодатель хочет обеспечить работникам дополнительный комфорт.

Во всех остальных случаях работник вправе использовать перерыв для отдыха и питания по своему усмотрению и осуществить прием пищи в любом удобном ему месте за пределами рабочего места или даже территории работодателя, а работодатель не обязан выделять и оборудовать помещение для приема пищи работниками.

Персональные данные соискателей: формирование кадрового резерва

Подбор персонала – важная составляющая успешного бизнеса, поэтому ему принято уделять много времени и внимания. Поток кандидатов на вакантные должности иногда может быть довольно большим, а сам отбор длительным. Все это время работодатель хранит у себя резюме соискателей, а также копии предоставленных документов (например, трудовой книжки, документов об образовании, рекомендательных писем и т.п.), которые содержат их персональные данные (ПД).

Несмотря на все попытки феминисток установить равенство с мужчинами, в трудовой сфере существующие еще с советских времен особенности применения труда женщин не позволяют слабому полу трудиться наравне с мужчинами. Ограничения касаются как профессий и должностей, находящихся для женщин под запретом, так и определенных условий труда, например ограничения подъема и перемещения тяжестей.

К перечню есть ряд оговорок, делающих исключение для некоторых видов работ. Например, занимать руководящие должности (как генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий) на шахтах и рудниках на добыче угля женщинам разрешено, если при этом она не выполняет физической работы и непостоянно пребывает под землей. Прежде чем осуществлять прием на работу женщины, убедитесь, что должность (работа по конкретной трудовой функции) не попадает в выше указанный перечень.

  1. подъем и перемещение тяжестей до 10 кг 1 при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);
  2. подъем и перемещение тяжестей 7 кг постоянно в течение рабочей смены;
  3. величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:
    • с рабочей поверхности – 1750 кГм,
    • с пола – 875 кГм.
Читайте также:  Сколько можно ездить без осаго после покупки

Правила, как мы убедились, предельно просты, и кажется, что они должны применяться только на производствах, в каких-нибудь цехах. Но это не так. Нормы универсальны и обязательны для всех работодателей. Например, у вас небольшой магазин, продавцы, как водится, женщины, отдельных грузчиков нет. Вот и получается, что женщины-продавцы и приемом (разгрузкой) товаров занимаются, и ящиками в процессе торговли тоже ворочают. Так, банка тушенки весит 600 г, но в коробке их 24 штуки, то есть вес ящика составит 14,4 кг. А таких коробок в магазине масса, и женщине приходится их поднимать, перекладывать иногда чаще двух раз в час.

Если нормы подъема и перемещения тяжестей нарушены, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф, налагаемый на должностных лиц, составит от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Вернуться назад

Помимо страхования транспортного средства, также осуществляется страхование водителей. Защита от несчастных случаев, способных произойти с гражданами, находящимися в автомобиле, осуществляется на добровольной основе, является опциональной.

Содержание:
Система мест
Паушальная система
Размер итоговых выплат
Потенциальные исключения

Страховые ситуации

Страховые компенсации водителям/пассажирам осуществляются при следующих ситуациях:

  • временная уплата водителем/пассажиром трудоспособности по причине несчастного случая;
  • инвалидность из-за несчастного случая;
  • смерть застрахованного из-за несчастного случая.

Варианты страхования

Страховка водителей от несчастных случаев осуществляется в рамках двух ключевых систем, определяющих методику подсчёта/классификацию компенсаций. Выбор между системами зависит от предложения страховой компании и выбора водителя. Существует система мест и паушальная система.

Система мест

Простой, понятный вариант без переусложнений. Страховая компенсация на каждого человека предусматривается своя. Точнее говоря, она предусматривается на каждое сидячее место салона транспортного средства. Сумма не зависит от ситуаций, но периодически зависит от места. Есть такие варианты:

  • места страхуются одинаково с точки зрения суммы;
  • для водительского/переднего пассажирского мест предусмотрены повышенные коэффициенты, увеличивающие потенциальную совокупность компенсаций;
  • повышенные коэффициенты предусмотрены для задних мест.

Паушальная система

  • Количество граждан, находившихся в автосалоне на момент наступления подлежащей рассмотрению ситуации.
  • Количество граждан из автосалона, суммарно пострадавших при несчастном случае.
  • Количество граждан, суммарно требующих компенсацию.

Традиционно страховая сумма делится на количество обратившихся/пострадавших граждан. Иногда максимальный предел выплат может ограничиваться лимитами при количестве человек до четырёх. Примеры лимитов (могут быть разными у различных страховых компаний):

Пострадал один 40-50% общей суммы страховой максимальной выплаты
Пострадали двое 35% общей суммы страховой максимальной выплаты
Пострадали трое 30% общей суммы страховой максимальной выплаты

Примечание. При четырёх и более пострадавших страховая сумма практически всегда равномерно делится между всеми людьми.

Размер итоговых выплат

Итоговые выплаты зависят не только от выбора паушальной системы/системы мест. В зависимости от особенностей составленного договора, на итоговые выплаты могут дополнительно влиять:

  • Договорная система компенсаций.
  • Срок договора.
  • Оговоренная величина компенсационной суммы.

Система выплат может быть прописана в специальной таблице, утверждённой компанией, где каждой ситуации соответствует свой размер максимального страхового вознаграждения. Альтернатива – фиксированная математическая формула расчёта суммы компенсации. В последнем случае каждый день нетрудоспособности начисляется фиксированная часть страховой суммы – 0,1-0,5%.

Факт! Другой модификатор размера выплаты – факт получения инвалидности. Обычно в зависимости от группы инвалидности выплачивается 60, 80 или 100% от страховой суммы. Смерть – 100% доли компенсации.

Потенциальные исключения

Выплаты осуществляются не при всех несчастных случаях. Страховая компания снимает ответственность при возникновении несчастного случая по причине:

  • применении технического неисправного автомобиля;
  • управления автомобилем, находясь в алкогольном/наркотическом/ином опьянении;
  • воздействия военных, террористических действий, забастовок и аналогичных ситуаций;
  • конфискации/уничтожения автомобиля по требованию властей;
  • умышленных действий, направленных на повреждение автомобиля и дальнейшего потенциального получения страховой выгоды;
  • управление транспортным средством с целью обучения вождению;
  • управление транспортным средством гражданами, не имеющими права подобного управления.

Подводим итоги

Страхование водителей от потенциальных несчастных случаев осуществляется на разных условиях в разных страховых компаниях, варьируются суммы выплат, модификаторы, условия. Потому имеется возможность подписать договор, устраивающий лично вас. Если вы считаете, что предложение выбранной компании невыгодно или не учитывает возможные распространённые риски, всегда можно обратиться в альтернативную компанию и узнать, что предложат там.

Читайте также:  Когда приходит электронный полис осаго после оплаты

Чтобы подробнее разобраться в различных видах автострахования, рекомендуем посмотреть следующее видео:

“Солидарность” публикует поступившее на имя главного редактора газеты Александра Шершукова письмо председателя Московской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Людмилы Емельяненко.

Уважаемый Александр Владимирович!

На IV Пленуме Московского областного комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (16 ноября 2016 г.) рассмотрен вопрос об обязательном страховании водителей и кондукторов пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта.

Причиной для рассмотрения указанного вопроса послужил тот факт, что в отношении работников — членов профсоюза допускается серьезная социальная несправедливость, которая выражается в отсутствии должного страхового обеспечения в отношении жизни и здоровья водителей и кондукторов, работающих на предприятиях пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном” (ОСГОП), в случае дорожно-транспортного происшествия только пассажиры имеют страховую защиту при причинении вреда их жизни и здоровью в сумме до 2 025 000 рублей. Закон действует более 3-х лет и показал свою важность с точки зрения интересов пассажиров.

По имеющейся у профсоюза информации, 20 октября т.г. на основании мониторинга Совет директоров Банка России утвердил указание, устанавливающее новые предельные тарифы по ОСГОП. В частности, ЦБ России принято решение в 1,44 раза снизить тарифы на страхование по городским автобусным регулярным перевозкам, в два раза — для владельцев пригородных и городских заказных автобусов, а также “маршруток”.

Таким образом, у транспортных предприятий за счет снижения тарифов заметно сократятся финансовые затраты на страхование, часть которых можно было бы направить на обеспечение страховой защиты членов экипажей пассажирского автомобильного транспорта — водителей и кондукторов, так как именно они подвергаются наибольшей опасности, чаще всего бывают первыми и даже единственными пострадавшими в дорожно-транспортных происшествиях.

Данный вопрос неоднократно поднимался на мероприятиях различного уровня. Последняя серьезная дискуссия состоялась в начале этого года в Министерстве транспорта Российской Федерации, по результатам которой сформирована Рабочая группа, которая рекомендовала внести изменения в законодательство Российской Федерации в части унификации объемов страховой защиты для пассажиров и членов экипажей транспортных средств через внесение изменений в соответствующие транспортные кодексы и законы.

Такая рекомендация реализована на воздушном транспорте через внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации. Статьей 132 Воздушного кодекса РФ предусматривается обязательное страхование жизни и здоровья экипажа пилотируемого воздушного судна. И сегодня страхование жизни и здоровья экипажа воздушного судна является обязательным условием для получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта, предусмотренным ФАП “Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации”.

В настоящее время средний уровень заработной платы водителей и кондукторов находится на достаточно низком уровне, работодатели в связи с ежегодным ростом инфляции, затрат на запчасти, топливо и другие эксплуатационные материалы и энергоносители при отсутствии в полном объеме финансирования из бюджета субъекта региона при принятии коллективных договоров ежегодно сокращают объем “социального пакета”.

Действовавшая ранее норма в коллективных договорах о добровольном страховании жизни и здоровья работников от несчастного случая в последние годы работодателем не продлевается.

Учитывая, что принятие изменений в транспортные уставы и кодексы, касающихся вопроса обязательного страхования водителей и кондукторов пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта, прерогатива федерального уровня, профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области обращается через газету “Солидарность” ко всем профсоюзным организациям с просьбой поддержать инициативу Мособкома профсоюза, органам исполнительной и законодательной власти приступить к решению вопроса, поставленного отраслевым профсоюзом Московской области.

При принятии такой нормы будет не только обеспечена социальная справедливость с точки зрения уравнивания прав пострадавших пассажиров и водителей/кондукторов, но и заметно повысится привлекательность профессий на автомобильном транспорте.

Читайте также: