Закон о ремонте вместо выплат по страхованию ОСАГО принят 17 марта 2017 года. Теперь вместо выплат по ОСАГО будет осуществляться ремонт автомобилей по направлению страховой компании. Все плюсы и минусы, а также нюансы и спорные ситуации этого закона в 2019 году мы и рассмотрим в этой статье.
Но для начала немного вводных данных. Закон о ремонте вместо страховой выплаты изначально (в первом чтении) выдвигался депутатами Госдумы в качестве представления альтернативы для страхователя (страхователь — это владелец автомобиля). То есть по выбору именно страхователя должен был быть проведён либо ремонт, либо осуществлена страховая выплата. Однако, уже во втором чтении закон приобрёл иной характер, лишивший большинство автоюристов огромного куска пирога — приоритет будет отдан именно ремонту, а не выплате. Лишь по решению самой страховой компании (страховщика) натуральное возмещение вреда — ремонт — может быть заменён на выплату.
Предмет нового закона о ремонте вместо выплаты ОСАГО
Всё очень просто. Новый законопроект вносит в Федеральный закон об ОСАГО изменения. Они коснутся всех статей и пунктов, которые регламентировали только выплату, и теперь будут подразумевать ремонт по ОСАГО.
Суть нововведения заключается в том, что теперь страховая за исключением исключений выдаёт направление на ремонт потерпевшей стороне вместо выплаты денег. Нововведение действует только для новых полисов, заключённых после вступления нововведения в законную силу (когда это будет, пока неизвестно, но уже в ближайшем месяце). Также изменения действуют только на физических лиц и легковые автомобили — организации, а также грузовые автомобили, автобусы и мотоциклы всё также будут получать выплаты деньгами.
При заключении полиса ОСАГО в 2019 году владелец автомобиля уже в полисе будет выбирать сервисный центр из списка доступных, с которыми у страховой заключён договор на ремонт, который его устраивает больше всего, и при обращении в страховую (в случае прямого возмещения убытков) та его направит на ремонт.
В каких случаях ремонт вместо выплаты не распространяется?
Есть ещё исключения, при которых страховая компания всё же будет обязана произвести выплату, а не направлять на ремонт в автосервис. В таким исключениям относятся:
- в результате ДТП причинён тяжкий вред здоровью водителя или наступила его смерть;
- в результате ДТП автомобиль восстановлению не подлежит (полная гибель);
- в результате ДТП ущерб превысил 400 тысяч рублей;
- потерпевший в ДТП — инвалид первой или второй группы.
Кроме того, выплата деньгами может быть осуществлена, если страховщик по тем или иным причинам не может организовать ремонт в выбранном владельцем автомобиля автосервисе.
Также есть существенный момент: если ближайший автосервис находится дальше 50 км от места жительства владельца автомобиля или места ДТП (по выбору владельца), то также вместо ремонта происходит выплата деньгами. Однако, если страховая компания может организовать транспортировку ремонтируемого автомобиля до автосервиса и обратно, то условие с расстоянием перестаёт действовать.
Кроме того, по согласованию со страховой компанией владелец автомобиля может выбрать автосервис для ремонта не из списка возможных от страховой. Но нужно понимать, что вероятность такого исхода событий крайне низка. Для этого в заявлении на прямое возмещение убытков нужно указать полное наименование сервисного центра, его адрес и платёжные реквизиты. Если вдруг страховая согласится с выбором потерпевшего, то выдаст ему направление на ремонт в выбранном потерпевшим автосервисе и оплатит этот ремонт. То есть, если Вы выберите какой-либо дорогой сервисный центр дилера, то нужно понимать, что выплата всё равно будет рассчитана по единой методике и, скорее всего, будет ниже фактической.
Условия ремонта по ОСАГО по закону
По новым изменениям в закон об ОСАГО на автомобиль в рамках ремонта могут установить только новые детали и запчасти. Гарантия на произведённый ремонт будет составлять 12 месяцев на работы, где использовались лакокрасочные материалы, и 6 месяцев для иных деталей.
Если возраст автомобиля менее 2 лет, то восстановительный ремонт по новому закону должен проводиться только в сервисных центрах официальных дилеров производителей автомобиля.
При этом, есть существенный момент, касающийся несогласованности стоимости ремонта между страховой компанией и автосервисом. Пока не совсем понятно, как такое может быть, но владелец авто при возникновении такого разногласия обязан будет (шутка ли!) доплатить за ремонт. Также можно будет доплатить за ремонт, если ДТП было оформлено по европротоколу, а сумма ремонта превысила максимальную в таких случаях (50 тысяч рублей). То есть по факту, страховая после оценки стоимости ремонта направляет владельца в автосервис, а сама перечисляет этому сервису деньги за ремонт по своей калькуляции. А вот если ремонт по факту будет стоить дороже, чем посчитала страховая, то деньги должны быть оплачены из кармана владельца.
Максимальный срок ремонта не может превышать 30 дней (для выплат остаётся срок 20 дней). Сюда включен также срок транспортировки автомобиля страховой компанией, если таковая осуществлялась. Если срок оказался больше, то страховая обязана выплатить владельцу авто неустойку в размере 0,5% от суммы ремонта за каждый день просрочки.
А вот если страховая нарушит условия ремонта 2 или более раза в год, то её ждут жёсткие санкции — запрет направлять на ремонт по новому закону и только производить выплаты деньгами.
Страховая компания по новому закону о ремонте по ОСАГО обязана вывешивать на своём официальном сайте общедоступно список сервисов, с которыми у неё заключён договор, для удобства выбора водителем, и поддерживать этот список в актуальном состоянии.
Поправки по выплатам ОСАГО, внесенные в закон № 40-ФЗ, вступили в действие в середине 2017 года. Новые требования относятся только к тем договорам, которые были оформлены после 28 апреля того же года. Денежные возмещения на восстановление транспортного средства при ДТП заменяются оплатой физического ремонта автомобиля.
Предыдущая редакция нормативного документа оставляла право выбора за автовладельцами на получение финансовой выплаты или устранение повреждений. Обновленный порядок жестко регламентирует процедуру. Виновнику аварии с полисом, заключенным после 28 апреля 2017 года, придется позабыть о денежной компенсации, в большинстве случаев. Через полгода прямое возмещение станет возможным при участии в ДТП двух и более автомобилей.
Как функционировал старый порядок?
До вступления в силу изменений автолюбитель имел два варианта компенсации ущерба:
- Деньги поступали на счет владельца транспортного средства для оплаты услуг по ремонту.
- Средства перечислялись напрямую СТО, а доплачивать за восстановление авто приходилось из личных сбережений.
Пострадавшая сторона имела право отказаться от ремонтных работ на автосервисе, забрать причитающееся и распорядиться им по собственному усмотрению. Сообразительные юристы пользовались возможностью обеспечить клиентов, участвовавших в транспортном происшествии, дополнительным доходом.
Мошенничество в данной сфере достигло критического уровня. Некоторые нечистые на руку автовладельцы даже провоцировали инциденты на дорогах, подставляя собственный автомобиль под удар. Полученные по страховке денежные средства с лихвой компенсировали неудобства и юридические хлопоты. Законодательные изменения обязывают восстанавливать машину на автосервисе, чтобы пресечь злоупотребления.
Поправки в закон № 40-ФЗ об ОСАГО
Алгоритм действия изменился после того, как были приняты нововведения:
- автолюбитель попадает в дорожно-транспортное происшествие;
- потерпевшая сторона получает направление в авторемонтную мастерскую;
- страховая оплачивает запчасти и все расходы по восстановлению автомобиля.
Компенсации в денежном выражении отменены только для собственников легковых машин, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Автовладельцы должны иметь российское гражданство.
Кто платит за всё?
Представитель страховой компании оформляет бланк направления на ремонт, когда тщательно осматривает и визуально оценивает степень повреждения автомобиля после ДТП. На СТО должны применяться новые детали, а не восстановленные бывшие в употреблении. Исключения допускаются в случае, если оформлена соответствующая договоренность со страховщиком, который может не согласиться с подобной инициативой.
Какова процедура расчетов?
Центробанк устанавливает методологию вычисления. Учитываются различные факторы, включая выделение средств на частичную покраску отрихтованных деталей. Такой пункт может отсутствовать в перечне ремонтных работ. Применяется индивидуальный подход, в зависимости от обстоятельств.
Компенсация стоимости установленных узлов и запчастей осуществляется на основании среднестатистических данных, опубликованных в специальном справочнике. Расходы авторемонтной мастерской рассчитываются по идентичному принципу. Квитанции или чеки из магазинов не понадобятся. Что делать, когда выделенных по страховке средств не хватает на полное восстановление автомобиля? Доплачивать разницу из собственного кармана.
Как долго по закону выполняется ремонт?
Для выдачи письменного предписания на СТО отведено 20 дней с момента получения официального обращения застрахованного. Если запланировано приведение в работоспособное состояние транспортного средства в автомастерской, которой нет в списке страховой компании, то задержка не может превышать месячный период.
По нормативам, все работы выполняются в 30-дневный срок, с момента поступления автомобиля на СТО. Когда требуется сложный процесс восстановления, то время может быть увеличено. Происходит подобное при информированном согласии пострадавшего в ДТП. Автолюбитель имеет право потребовать от страховщика выплату неустойки за весь период просрочки, в случае умышленного нарушения договорных обязательств.
Даёт ли СТО гарантию на свои услуги?
Гарантийные обязательства сводятся к таким временным рамкам:
- кузовные восстановительные работы – календарный год;
- другие виды ремонта, независимо от сложности – полгода.
В какую автомастерскую направляется авто?
Страховая компания выбирает те станции, с которыми оформлены соглашения о взаимном сотрудничестве. В расчет принимается расстояние до ближайшей СТО, пожелания сторон, индивидуальные особенности и обстоятельства. Законодательно установлено ближайшее месторасположение подходящей ремонтной мастерской. Объект не должен находиться дальше 50 километров от места жительства пострадавшего или от района дорожно-транспортного инцидента.
Если состояние автомобиля требует вызова эвакуатора, то автолюбитель имеет законное право воспользоваться услугами любой СТО из одобренного списка. Как это работает? Страховая компания должна прислать эвакуатор даже в случае, когда инцидент произошел в двухстах километрах от проживания автовладельца. Появляется основание выбрать одну автостанцию из перечня, получив право на доставку отремонтированной машины по указанному адресу за счет страховщика. Исключением является ситуация с авто, которое в состоянии добраться до ближайшей мастерской своим ходом.
Как быть с гарантийными случаями?
Страховщик инициирует восстановление гарантийного транспорта на специализированном сервисе. Наличие письменных договоренностей между дилером и автопроизводителем конкретной марки – обязательное условие. Мастерская должна иметь право выполнять гарантийные ремонты. Что делать, когда в местности отсутствуют такие СТО? Вопросы регулируются сторонами индивидуально. Потребуется согласие пострадавшего. Если автовладелец отказывается от предложенных вариантов, то в порядке исключения ему разрешается забрать деньги.
Гарантийная процедура касается только новых транспортных средств, возраст которых не превышает двух полных лет с момента приобретения. Нормативное отечественное требование распространяется на ситуации, когда изготовитель предоставляет гарантию до 5 лет. Если двухлетний период со дня покупки прошел, то денежные компенсации не полагаются, а страховщик вправе произвести ремонт на любом автосервисе.
Какую выбрать мастерскую?
На этапе оформления полиса страхователь волен вписать в документы реквизиты предпочтительного автосервиса. При прямом покрытии ущерба туда должен быть отбуксирован или направлен поврежденный автомобиль. Перед подписанием окончательного текста стороны могут прийти к взаимным договоренностям, прописав информацию об СТО. Если обсуждения не проводились, то придется воспользоваться списком страховой компании.
В заявлении потребуется отразить принятые ранее решения. Согласие страховщика фиксируется в письменном виде. Случаются нестандартные ситуации, когда у исполнителя нет возможности рассчитаться за ремонт, выполненный определенным автосервисом. Автовладелец может потребовать компенсацию в денежном выражении.
Как доказать невыполнение условий соглашения?
Нарушения договорных обязательств, длительные задержки, некачественный сервис приводят к неудовольствию пострадавшего. Письменная претензия позволяет прекратить злоупотребления. Понадобятся весомые доказательства, чтобы принудить исполнителя исправить недоделки. Если вопрос не решается, то устанавливать справедливость, требуя компенсацию, придется в зале суда.
В каких случаях можно рассчитывать на денежное возмещение?
Безналичные перечисления на счет автовладельца производятся, когда:
- транспортное средство не подлежит восстановлению;
- поврежденный спецтранспорт принадлежит инвалиду;
- признана обоюдная вина сторон, участвовавших в ДТП;
- страхового возмещения не хватает на покрытие ущерба;
- стороны пришли к договоренности о форме компенсации;
- получено разрешение Центробанка на денежную выплату;
- потерпевший погиб в аварии, а родственникам нужны деньги;
- невиновной стороне причинен тяжкий вред или средней тяжести;
- страхователь отказывается восстанавливать авто на предложенном автосервисе, не имеющем соглашений с автопроизводителем.
Законно ли получение денег при выполнении ремонта своими силами?
Самостоятельные ремонтные работы не являются основанием для выплат денежного покрытия страхователю. Все исключительные случаи перечислены выше в статье. Единственная возможность – договориться со страховой компанией. Принудить страховщика к выплате не получится, поскольку способы давления в обновлённой редакции закона об ОСАГО отсутствуют. На практике, понадобится соглашаться на любые условия, даже если придется компенсировать разницу за восстановление авто из собственного кармана.
Почему невиновный автолюбитель должен доплачивать?
Методология расчета учитывает большое количество составляющих: обширность повреждений, израсходованные материалы, возраст авто, техническое состояние до аварии. Свечи зажигания, как и марка моторного масла, определяются по стандартным справочникам. Дополнительные сведения предоставляют эксперты-механики. Автовладелец не может настаивать на эксклюзивных запчастях и расходных материалах.
По перечисленным причинам, компенсационных средств обычно недостаточно для оплаты спектра услуг. Единственный выход – согласовать установку бывших в употреблении запчастей. Понадобится письменное согласие страховщика. Невиновная сторона вправе настаивать на компенсации дополнительных издержек виновником аварии.
Как быть, если страховой договор подписан раньше 28 апреля 2017 года?
У застрахованного остается возможность выбрать способ выплаты покрытия. Если действие полиса закончилось, то потребуется пролонгация или выбор нового страховщика. Важно обратить внимание на исполнителя, готового согласиться с условиями, предложенными клиентом.
Когда не удается прийти к взаимопониманию на этапе переговоров, тогда в будущем стоит ожидать новых проблем при наступлении страхового случая. На официальном портале компании содержится исчерпывающая информация по всем интересующим страхователя вопросам: реквизиты мастерских, сроки ремонтов, обслуживаемые марки.
Самостоятельное устранение повреждений нужно подтвердить товарными чеками и квитанциями, которые могут потребоваться при судебном производстве или экспертизе. Если бумаги в порядке и правильно оформлены, то остается вероятность прямого страхового возмещения.
Как сохранить гарантию при покупке свежего автомобиля?
Необходимо получить официальные разъяснения дилера о наличии в регионе авторизированных СТО. Поиски страховой компании, сотрудничающей с нужным автосервисом, не займут много времени. При транспортном происшествии потребуется настаивать на ремонте там, где осуществляется гарантийное техобслуживание, даже если страховщик виновной стороны не сотрудничает в этой автомастерской. Отказ идти на уступки дает право получить денежное покрытие.
Покупка подержанного транспортного средства сопряжена с необходимостью просить у предыдущего владельца оригиналы подтверждений оплат запчастей.
Приобретение дорогого авто побуждает подумать о том, что в случае ДТП доплата обойдется в кругленькую сумму. Времена самостоятельных ремонтов и получение дополнительных финансовых средств по ОСАГО закончились.
С 28 апреля вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Этот документ устанавливает приоритет так называемого натурального возмещения: теперь вместо денежных выплат страховщики в большинстве случаев будут обеспечивать ремонт автомобиля потерпевшего за свой счет. Правда, действие обновленного закона распространяется только на тех автовладельцев, которые подписали договор ОСАГО c 28 апреля.
При этом, как пояснил 27 апреля Банк России, если у двух и более участников ДТП оформлены полисы как по старым, так и по новым правилам, то форма возмещения будет выбираться в зависимости от того, какой договор заключен со страховой компанией, выплачивающей компенсацию. Проще говоря, если у виновника аварии договор был заключен после 28 апреля, то пострадавшие могут рассчитывать на ремонт машины, а если до 28 апреля, то на денежное возмещение.
Что изменилось для автовладельца
Ответственность за ремонт несет сам страховщик, а уже перед ним отвечает станция техобслуживания, уточняет адвокат Вадим Рождественский. Поэтому, согласно новому закону, клиент не должен вступать в споры с ремонтником — со всеми претензиями он будет обращаться к своему страховщику.
При наличии претензий к качеству ремонта клиенту придется направлять жалобу страховщику, который должен будет обратиться к независимым оценщикам, уточняет Рождественский. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некачественный ремонт будет обозначать для страховщиков возможные репутационные или даже финансовые потери (если потерпевший подаст на страховую компанию в суд), так что в их интересах обеспечить хороший уровень ремонтных работ.
Каким должен быть ремонт
Согласно поправкам к закону, ремонтники обязаны использовать для починки автомобиля только новые детали, не учитывая степень его износа. Если новые детали для автомобиля, нуждающегося в ремонте, недоступны, страховщик вправе предложить автомастерской использовать старые детали. Конечное решение при этом остается за потерпевшим. В законе не оговаривается, кто именно должен быть производителем этих деталей, но если машине меньше двух лет, то мастерская, в которую ее направят на ремонт, должна быть авторизованной производителем авто. То есть если ремонтируется автомобиль марки Ford, то его должны направить в автосервис с сертификатом компании Ford.
Ремонтник обязан завершить работы над автомобилем за 30 суток. При нарушении сроков ремонтных работ страховщика будут ждать штрафы. В частности, страховая компания должна будет выплатить клиенту компенсацию в 0,5% страхового возмещения за каждый пропущенный день. Также, если прогнозируемая длительность ремонта — не в заявленный срок, клиент имеет право получить деньги. Гарантия на работу отремонтированных частей составляет полгода, на покраску автомобиля — год. Согласно поправкам, претензии по гарантии клиент предъявляет своему страховщику.
А что с деньгами?
Впрочем, эти поправки не означают, что клиент больше не сможет получать денежные выплаты: в документе приведен перечень исключений. Потребитель имеет право на гарантированную денежную выплату, если автомобиль не подлежит ремонту; потерпевший получил средние или тяжелые травмы; страховку получают родственники погибшего в ДТП; потерпевший является инвалидом; ремонт оценен дороже максимальной выплаты (400 тыс. руб.).
Подводные камни