Тестовую проверку новой системы запустил Центр организации дорожного движения Москвы при содействии Российского союза автостраховщиков и отдела ГИБДД по Москве.
Отмечается, что в тестировании системы по выявлению автомобилей без полиса ОСАГО задействованы все столичные камеры. Об этом сообщил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. «В рамках тестирования системы проводился срез — порядка 7 процентов водителей ездят без полиса ОСАГО. Это соответствует информации страховщиков о водителях без полисов и с фальшивыми полисами. При этом фиксировать нарушения станут не какие-то отдельные, а все камеры Москвы», — сказал Уфимцев.
Ранее в РСА сообщили, что тестирование системы по выявлению автомобилей без полисов займет три месяца. В столичном УГИБДД сообщили, что по окончании тестового периода начнут привлекать к ответственности автовладельцев.
Сейчас столичный ЦОДД, ГИБДД и РСА обсуждают длительность возможного переходного периода, который позволил бы автовладельцам подготовиться к нововведениям. В Союзе автостраховщиков считают, что он должен составлять не меньше двух-трех месяцев.
Пока же будут приходить только уведомления — около 5 тысяч таких писем уже подготовлены к отправке. В них водителям напомнят об административной ответственности за езду на незастрахованном автомобиле.
Напомним, за управление автомобилем без заключенного договора страхования либо если срок действия страховки ОСАГО закончился, предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Если же за рулем оказывается водитель, не вписанный в полис, штраф придется заплатить в 500 рублей.
В июне 2019 года парламент Кабардино-Балкарии внес в Госдуму законопроект об ужесточении ответственности за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО. Предлагается ввести для таких водителей санкцию в виде лишения прав. В РСА эту инициативу поддержали.
В конце мая 2018 года о запуске тестовой системы по выявлению автомобилей без ОСАГО с помощью камер видеофиксации сообщил глава ГИБДД Михаил Черников. Предполагалось проводить эксперимент в Москве, позднее в РСА сообщили, что систему будут тестировать и в Татарстане. Новая система после проведения пилота в Москве заработает и в других городах. В РСА рассчитывают, что в первую очередь кроме Казани система заработает в Санкт-Петербурге.
Подготовку к эксперименту начали полтора года назад. Все это время Российский союз автостраховщиков актуализировал базу данных полисов ОСАГО — АИС РСА. «Она формируется из сведений 60 страховых компаний, которые работают на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности. Чистота этой базы очень важна, поскольку любая ошибка в ней грозит незаслуженным штрафом и недовольством автовладельцев», — рассказал журналистам президент РСА Игорь Юргенс.
В итоге систему удалось довести до ума только к этому лету. Как пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, для исключения ошибок будет действовать двухуровневая система контроля. «Первая проверка будет осуществляться в момент, когда камера зафиксировала автомобиль. Вторая — через 10 дней. В режиме онлайн потенциального нарушителя еще раз проверят на случай, если он все-таки заключил договор ОСАГО и страховая компания передала об этом сведения в нашу систему», — сказал Уфимцев.
Страховка ОСАГО является обязательным документом, который должен быть у каждого водителя. Полис защищает интересы автовладельцев в случае ДТП и покрывает расходы на восстановление машины потерпевшего. По действующему законодательству тому, кто управляет ТС без страховки, назначают штраф по ст. 12.37 КоАП РФ.
Такие нарушения систематически фиксировались сотрудниками ГИБДД. Но в 2016 году стала обсуждаться возможность их отслеживания при помощи средств видеонаблюдения, установленных на российских дорогах. В 2019 году многих интересует вопрос: фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО.
В этой статье дадим ответ на поставленный вопрос и рассмотрим принцип выявления водителей без страховки.
Обнаруживают ли камеры отсутствие ОСАГО
Когда в 2016 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2017 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2018 года.
Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:
- номерной базы ГИБДД;
- базы данных РСА о действующих страховках.
Когда камеры начнут определять отсутствие страховки
В актуальном официальном ответе МВД указано, что до окончания обозначенных работ автоматическое выявление данных правонарушений не осуществляется. Оно будет запущено только после технической подготовки информационных систем.
Как видно из представленного официального ответа ведомства, когда заработают камеры на ОСАГО, не известно. Точная дата не называется. Очевидно, что это произойдет после интеграции и настройки баз данных ГИБДД и РСА.
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО
Чтобы выявить, застрахован ли автомобиль, камера должна выполнить определенный алгоритм действий:
- Определить номер машины.
- Отправить зафиксированные данные в программу.
- Программа в автоматическом режиме получает данные из баз ГИБДД и РСА и производит поиск актуального полиса по госномеру автомобиля.
- Если действующий ОСАГО не обнаружен, программа назначает наказание (далее оно перепроверяется специалистами).
Теоретически, при таком подходе есть вероятность повторного назначения штрафа в течение суток. Разработчики уверяют, что за 24 часа водитель будет получать не более 1 постановления. Как будет производиться контроль – пока не ясно.
Величина штрафа
Ранее в сети распространилась информация о том, что штраф за езду без ОСАГО возрастет с 1 января 2019 года и составит 5000 рублей. Эта информация не нашла своего подтверждения. Штрафы за нарушения ПДД в 2019 году остались на прежнем уровне.
Взыскание за управление автомобилем без оформления страхового полиса наказывается по ст. 12.37 КоАП РФ. Указанный нормативно-правовой акт подразумевает два вида нарушения с разными взысканиями:
Кроме ст. 12.37 КоАП РФ, наказание за отсутствие страховки предусмотрено ст. 12.3 ч. 2 КоАП России. Водителю, забывшему полис дома, назначается штраф 500 рублей.
Камеры видеофиксации смогут назначать наказание только за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, а именно за просроченную страховку или полное ее отсутствие. Выписать штраф за забытый документ или за управление машиной лицом, не вписанным в ОСАГО, автоматические устройства не смогут. Они не способны идентифицировать водителя или проверить наличие документа в бардачке авто.
Подводим итоги
По состоянию на конец марта 2019 года не известна точная дата, когда камеры начнут фиксировать отсутствие ОСАГО у водителей. В настоящее время не решены многие технические стороны этой процедуры. После ввода программы в эксплуатацию камера сможет назначить взыскание только за неоформленную или просроченную страховку. Штрафы за забытый полис или за управление машиной лицами, не вписанными в него, по-прежнему будут выписывать только инспекторы ДПС.
Правительство Москвы начало передавать данные о водителях, которые ездят без полисов ОСАГО в МВД. Там, в свою очередь, сверяют эти данные с базами РСА. Как сообщил вице-премьер Максим Акимов, более 5,5 тыс. автовладельцев уже получили уведомления о езде без полисов ОСАГО, которые были выписаны при помощи дорожных камер. При этом комплексы фиксации начнут оформлять настоящие штрафы за данное нарушение уже в 2020 г., передает корреспондент Autonews.ru.
Ранее стало известно, что в Москве в тестовом режиме запустили систему обнаружения водителей, ездящих без оформленного полиса обязательного автострахования. При этом штрафы за нарушения пока не выписывают — автомобилистам лишь напоминают об ответственности за езду без ОСАГО, высылая им уведомления.
В тестировании задействованы все столичные комплексы фиксации нарушений. По предварительным данным, на данный момент письма с предупреждениями получили уже 5,5 тыс. водителей.