Какие коэффициенты применяются при расчете осаго


Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для покупки полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. (Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 33 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Страховые компании самостоятельно выбирают наиболее приемлемый для них размер тарифа в установленном диапазоне для каждого вида транспортных средств, после чего обязаны опубликовать его на своем официальном сайте в течение трех дней со дня утверждения (п. 1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования). Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемым в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 3432 руб., максимальный – 4118 руб. Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (4118 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту прописки (или временной регистрации) собственника автомобиля. Для Москвы этот коэффициент составляет 2, для Санкт-Петербурга – 1,8. Максимальный коэффициент (2,1) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,6) – для Симферополя, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 13-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50%.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно – КВС составит в этом случае 1,8.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 1 (табл. 1).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 4 Приложения 2 к Указанию)

Возраст и стаж водителя транспортного средства

До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно

Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно

Получение полиса ОСАГО является обязательным для владельца транспортного средства. При расчете страхового взноса применяются коэффициенты и базовая ставка, размер которых регулируется государством.

Правовой основой использования коэффициентов ОСАГО является:

Регулятором же размеров ставок является Центробанк, который в конце 2018 года опубликовал их изменение, вступившие в силу с 9 января 2019 года. Таким образом, тем автовладельцам, которые обращаются в страховую компанию за оформлением полиса ОСАГО в 2019 году, его стоимость будет рассчитана по новым размерам базовых ставок и коэффициентов.

Формула расчета ОСАГО

Тариф стоимости полиса ОСАГО складываются из базовых ставок и коэффициентов.

Т = ТБ × КТ × КБМ × КВС × КО × КМ × КС × КП × КН × КПр

  • ТБ — базовая ставка страхового тарифа
Читайте также:  Отказ в выдаче полиса осаго что делать

Рассмотрим все коэффициенты с расшифровкой в таблице с актуальной информацией, применяемые страховщиками ОСАГО в 2019 году:

Формула расчета ОСАГО, коэффициенты стоимости в 2019 году

Данный вид полиса нужен гражданам, в собственности у которых есть транспортные средства. Главное его предназначение – защитить имущественные интересы автовладельца. Каждому водителю полезно знать о правилах пользования этим документом, штрафах, принципах и особенностях его оформления. Приобретенная страховка помогает избежать финансовых убытков, которые неминуемы при возмещении вреда, нанесенного собственнику автомобиля и здоровью третьих лиц.

Проще говоря, он освобождает от расходов на ремонт и лечение людей, пострадавших в результате ДТП, случившегося по вине владельца полиса. При виновности противоположной стороны ущерб также компенсируется за счет ОСАГО.

Понятие о коэффициентах ОСАГО и цели их применения

В системе действуют специальные коэффициенты, которые показывают, насколько реально наступление страхового случая, вызванного разными обстоятельствами. Дорожно-транспортное происшествие может произойти по разным причинам. И здесь не имеет значения солидный стаж и личный опыт водителя. На самом деле поводов для опасных внештатных ситуаций на дороге великое множество, избежать которых не удается даже водителям при самом аккуратном вождении.

Исходя из этого, доля риска для находящего за рулем лица не может быть одинаковой, которую может испытывать другой участник дорожного движения. Другими словами, понижающие и повышающие коэффициенты при страховании ОСАГО показывают, в какой степени в действительности может произойти страховой случай. В данном контексте существует прямая связь с:

  • Техническим состоянием отдельно взятого транспортного средства.
  • Индивидуальными характеристиками человека, который им управляет.

На коэффициенты ОСАГО также заметно влияют некоторые нюансы оформления полиса для условий, при которых эксплуатируется автомобиль. Принимается во внимание время разрешения пользоваться страховкой и сколько людей могут быть допущены для того, чтобы совершать поездки на конкретной машине. Из вышесказанного следует, что коэффициенты для определения суммы по страховке ОСАГО в прошлом году можно распределить по 3-м категориям.

По типу транспортного средства

При КМ основным моментом при расчетах является мощность автомобиля, которая измеряется в лошадиных силах. Установлено, что вероятность наступления аварийной ситуации или любого неприятного инцидента намного увеличивается у авто с более сильным мотором.

  • КВС — возраст и срок, при котором гражданин находится за рулем своей машины.
  • КБМ (бонус-малус) — показатель безопасного вождения, учитывающий число опасных ситуаций, наступивших из-за оплошностей и невнимательных действий данного владельца авто.
  • КН — коэффициент нарушений. Принимаются во внимание наиболее серьезные провинности, которые допустил именно этот водитель при управлении автомобилем. Сюда же относится соблюдение им установленных к ОСАГО требований.
  • КТ – параметр, предусмотренный для конкретно взятого региона. Начисления производятся, исходя из местоположения хозяина транспортного средства — определенного города или населенного пункта, независимо от численности жителей и величины, где совершалась регистрация.
  • КО — коэффициент наличия ограничений, связанных с управлением транспортным средством. Начисления совершаются, исходя из количества водителей, которые указаны в полисе.
  • КС – временной отрезок, за который документ считается действительным.
  • КСС – период, предусмотренный страхованием. Данный тип коэффициента действует исключительно для водителей, прибывших из другой страны и находящихся на территории Российской Федерации лишь какое-то время, независимо от цели поездки.

Базовый коэффициент ОСАГО

Сокращенно БК или, иначе именуемый базовым тарифом — это значение, которое установил Центробанк РФ. Он зависит от типа автомобиля и статуса его владельца. Здесь правила регламентируют порядок расчета, разделяющий юридические лица и частных собственников машин. При нахождении транспортного средства в пользовании у коммерческой организации, выполняющей перевозки пассажиров, базовый показатель ОСАГО в 2018-м г. во много раз превышает тот, который предусмотрен для индивидуальных хозяев транспорта.

С 9.01.2019 главный финансовый модератор страны — ЦБ изменил базовые ставки. Для физических лиц новшества на 20% расширяют коридор, если водитель управляет легковым автомобилем, с юридическим же статусом понижение составляет 5,7%. При управлении мотоциклом – указывается значение в 10.9%.

В соответствии с нормами ОСАГО, страховые компании вправе самостоятельно принимать решения относительно назначения величины базового коэффициента, но при этом не отступая от принятых ограничений по тарифам, устанавливающим предельно разрешаемые суммы для каждого типа автомобиля.

Правильно рассчитать базовый коэффициент ОСАГО для всех разновидностей транспортных средств можно по специальной таблице. В ней указаны:

  • Виды транспортных средств — мотоциклы, мопеды, такси.
  • Ограничения по тарифам.
  • Минимальные и максимальные суммы.
  • Расходы для легковых авто для юридических и физических лиц.

Территориальный коэффициент ОСАГО

КТ действует только в определенном регионе России. Является одним из показателей, учитываемых при определении цены за полис ОСАГО. Назначается лишь по месту постоянной регистрации водителя. Размер высчитывается от степени интенсивности дорожного движения в отдельно взятой местности Российской Федерации.

Наибольший размер этого типа коэффициента предусмотрен для мегаполисов и крупных городов, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Челябинск и других и составляет 2,1. В них наблюдается особо плотное перемещение по дорогам и огромное количество транспорта. Наименьший показатель равняется 0,6 предусмотрен для районов с незначительным числом населения и относительно редким потоком машин. К этому виду относятся Чеченская и Ингушская республики.

Читайте также:  На какую сумму страховка осаго

Коэффициент возраста и стажа ОСАГО

Известно, что зачастую ДТП возникает не по неосторожности водителя, его безответственного поведения и отсутствия внимания за рулем, но из-за личных квалификации и опыта. Сюда также включается возрастная планка. С 9.01.2019 размер КВС колеблется от 0,96 до 1,87. По этой разновидности действует 56 уровней. Категория возрастает при большем возрасте и накоплении знаний по вождению. Это обстоятельство необходимо особенно соблюдать в ситуации, если в полис записан не только владелец авто, а одновременно включены другие водители. Цена за страховку назначается по максимальному значению коэффициента.

При желании, каждый хозяин транспортного средства может самостоятельно подобрать подходящий для него коэффициент в зависимости от своего возраста и стажа нахождения за рулем. Более подробную информацию можно почерпнуть из материала о том, что такое КВС в ОСАГО.

Коэффициент безаварийного вождения, или бонус-малус

Разработчики полиса ОСАГО предусмотрели нюансы относительно того, как можно в несколько раз снизить его стоимость. В данном случае приобретение обойдется намного дешевле. Для данных целей предусмотрен бонус-малус или КБМ. Правила таковы, что, если во временной промежуток, предусмотренный страховым периодом, водитель проявит себя с наилучшей стороны, будет грамотно, аккуратно вести себя за рулем машины, не станет виновником ДТП и продемонстрирует абсолютно безопасное вождение, покупка ОСАГО для него окажется чрезвычайно выгодной.

Можно сказать, что КБМ отражает число аварийных ситуаций, которые может конкретный водитель создать на дороге при управлении своим авто. Его показатель колеблется от 1 до 2,45 и назначается по схеме, требующей обстоятельного рассмотрения.

При первоначальном заключении договора ОСАГО собственнику автомобиля положено назначить коэффициент безопасности со значением в 1. Увеличение зависит исключительно от его дальнейших действий и поведения на дороге. Если владельцу транспортного средства удастся положительно себя зарекомендовать при поездках, не нарушать норм дорожного движения, не попадать в опасные ситуации, для него будет установлен специальный понижающий коэффициент ОСАГО за безаварийную езду. Самое меньшее значение в 0,5 он получит, если за 10 лет в пределах Российской федерации не будет участвовать ни в одном дорожном происшествии.

В противном случае, если за водителем будет замечено не соблюдение правил, по его вине пострадают люди и имущество хотя бы в едином инциденте на полотне дороги, ему не следует ждать доверия со стороны сотрудников фирмы, выдающей страховку. При продлении это неизменно скажется на будущих финансовых растратах.

При ДТП в 2018-м г. специалисты компании будут применять повышающий коэффициент. Из этого следует полагать, что уже в предстоящем году приобрести документ он сможет по более высоким расценкам, поскольку их величина будет непосредственно связана с характером, стилем вождения и количеством ДТП, которые он совершил.

Эту неприятность он ощутит на себе в дальнейшем, когда будет в очередной раз обращаться за полисом. Нормы таковы, что даже при единичной ситуации, приведшей к аварии в первый год после получения полиса, финансовые расходы на страховку несколько возрастут. Из-за этого многих водителей, повинных в дорожной аварии, совершенно уместно интересует период годности повышенного коэффициента ОСАГО после того, как по их невнимательности произошел инцидент на дороге. Исчерпывающий ответ находится в таблице, специально разработанной экспертами.

Предусмотрены категории на начало и завершение годового страхования КБМ, при наличии страховых случаев, имеющих силу в период прежде заключенных договоров страхования. Количества выплат, предусмотренных правилами страховки, возможны в диапазоне с 0 до 4.

Для безошибочного совершения расчетов, целесообразно начинать их со строки, в которой расположен уровень 3. Следующие годы без совершения аварий предусматривают опущение на уровень ниже. После установления класса, водитель переходит на строчку, касающуюся выплат по страховке. Приведенные данные наглядно показывают, что коэффициент бонус-малус остается для нескольких последующих лет повышенным для владельцев автомобилей, если они ранее замечены в ДТП. Полис при данных обстоятельствах будет пролонгирован с увеличенным значением.

Следует также учесть, что КБМ начисляется только в ситуации так называемого открытого страхования, если в документ внесено неограниченное количество водителей. Здесь имеет смысл говорить лишь о персональном мастерстве водителя, факторе безопасной езды. Для всех остальных автовладельцев цена на ОСАГО после дорожно-транспортного происшествия остается на прежнем уровне.

С 9.01.2019 г. несколько обновился принцип использования коэффициента КБМ. При некотором перерыве в год или чуть большего временного отрезка он не претерпит обнуления. При наличии у водителя не одного, а более КБМ — в собственном и не принадлежащем ему полисе, расчеты будут сориентированы на меньший. Для установления КБМ для каждого года зафиксирована только одна дата – 1 апреля.

Читайте также:  Утс по осаго сколько лет

Коэффициент нарушений

Рассчитывая страховку ОСАГО, аналитики непременно исходят из того, как грамотно вел себя водитель, управляя своим автомобилем. Во внимание принимаются участия в ДТП и прочие нарушения:

  • Не соблюдение норм обязательного страхования.
  • Наиболее грубого характера.

Для оценки степени проявленного внимания на дороге, соблюдении личной дисциплины водителя, как он управлял автомобилем в срок действия страховки, предусмотрен КН. Для него отводятся лишь показатели: 1 и 1,5.

Страховая фирма по своему усмотрению повышает коэффициент при указании заведомо ложной информации для сознательного снижения стоимости. Сюда относятся сокрытие настоящего места проживания и водительский стаж. Но следует принять к сведению, что в практике сотрудников страховых организаций подобные инциденты встречаются достаточно редко. По-прежнему остается распространенной ситуация, когда значение ОСАГО повышается только за несоблюдение правил дорожного движения. Эти нарушения должны квалифицироваться как грубые.

Для применения более высокого показателя КН в период действия страхового полиса приводятся особо показательные примеры. Ситуации при ДТП могут выглядеть следующим образом:

  • Умышленное наступление страхового случая.
  • Вполне осознанное причинение вреда здоровью или жизни людей.
  • Нахождение за рулем в нетрезвом состоянии.
  • Отсутствие у водителя в данный момент прав или их лишение до момента совершения аварии.
  • Сокрытие с места.

Для изложенных выше нарушений по российскому законодательству предусмотрены наказания. Можно точно сказать, что штрафные санкции оказывают прямое влияние на денежные растраты с оговоркой, что нарушения относились к категории грубых.

При невыполнении правил по оформлению страховки КН размер 1, 5 устанавливается при дорожном инциденте, случившемся:

  • По истечении времени действия полиса.
  • диагностической карты техосмотра.
  • При не причислении владельца автомобиля к водителям, который имеет право усаживаться за руль.

Коэффициент мощности

Все они не имеют фиксированного значения, а способны меняться. Это объясняется с новым возрастом и накоплением водителем стажа. Объем дорожных происшествий, в которых участвовал автовладелец, также не постоянная величина. При продлении полиса в обязательном порядке для дальнейших верных расчетов в него должны заносится любые изменения.

Следует отметить, что коэффициент мощности будет иметь другое значение лишь в случае приобретения новой машины и, как следствие, при оформлении другого полиса. В этом контексте КМП по ОСАГО в 2018-м г. квалифицируется как относительная, но отнюдь не строго установленная величина.

На сегодняшний день по дорогам страны колесят машины, мощность которых существенно отличается. Вместе с бюджетными марками автомобилей, оснащенных двигателями слабой мощности, трассы переполнены очень дорогостоящим марками иностранного производства с сильными показателями моторов.

Они способны развивать огромную скорость, в связи с чем представлять реальную угрозу для разных участников дорожного движения — пешеходов, пассажиров общественного транспорта и водителей, находящихся за рулем других авто. Тогда не вызывает сомнений, что при расчетах цены ОСАГО параметры мотора играют далеко не последнюю, а даже первостепенную роль.

Правила автострахования учитывают такие моменты, устанавливая КМ в промежутке от 0,6 до 1,6. Поводом для этого особого коэффициента также является разница по лошадиным силам. Наименьшее обозначение — 0,6 определено для автомобильной техники с мотором до 50 л. с., а наивысшее равняется 1,6 и актуально для видов транспорта с двигателем, превышающим производительность 150 л. с.

В большинстве случаев показатели мощности мотора вносятся в паспорт технического обслуживания или в свидетельство, когда водитель регистрирует свое авто. Бывает, что такие сведения отсутствуют. Тогда силовые характеристики автомобиля определяются документами предприятия, которое его изготовило.

При наличии этих сведений в кВт мощность рассчитывается, исходя из того, что 1кВт приравнивается к 1,35962 л. с. Хозяева, предпочитающие лично вычислять финансовые издержки для ОСАГО, могут использовать специально составленную таблицу коэффициентов. Например, для машины с производительностью, превышающей 150 л. с., расходы на полис ОСАГО с учетом КМ, обойдутся в 1,5 раза дороже, чем для вида техники с силой мотора в 100 л. с.

Конечная формула при расчетах стоимости ОСАГО

В деталях были рассмотрены основные положения принятия коэффициентов, применяемых при расчетах финансовых средств, который должен будет потратить автовладелец при покупке полиса ОСАГО. Важно не упустить момент, что в целом цена страховки складывается из суммирования всех предусмотренных коэффициентов и нормативных требований. Нужно руководствоваться значением, наиболее подходящим для взятого в отдельности водителя и его машины.

Окончательная цена назначается посредством перемножения базового коэффициента и других, предназначенных для разных случаев. В итоге формула принимает вид: СП = БК х КМ х КБМ х КО х КТ х КС х КВС х КСС.

Читайте также: