Страховой полис осаго что это такое

Каждый гражданин, владеющий легковым автомобилем, обязан застраховать свои риски причинения имущественного ущерба и вреда здоровью в отношении других автомобилистов или пешеходов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

За отсутствие страховки законодательством предусмотрен штраф 800 рублей. Помимо денежной ответственности, виновнику аварии придется выплатить убытки потерпевшим из собственного кармана.

Наличие полиса ОСАГО – гарантия спокойствия для водителя, ведь весь ущерб, причиненный потерпевшим, компенсирует страховщик.

Расшифровка

Страхование по ОСАГО – что это такое? Термин ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности.

Обязательное страхование основывается на следующих принципах:

  • гарантированная 100-процентная компенсация имущественных убытков или вреда здоровью для пострадавших в авариях;
  • обязательность и всеобщность страхования;
  • недопустимость эксплуатации ТС с неоформленным полисом страхования;
  • экономическая заинтересованность собственников машин в повышении безопасности дорожного движения.

История вопроса

С течением времени и увеличением числа транспортных средств на дорогах, возникла необходимость в принятии законодательного акта, регулирующего правоотношения водителей в части возмещения и компенсации вреда. Необходимость введения обязательного страхования для автомобилистов рассматривалась еще во времена СССР.

Но лишь в 2002 году свет увидел правовой документ, призванный урегулировать вопросы компенсации вреда имуществу и здоровью – ФЗ № 40 “Об обязательном страховании…”.

Важно! ФЗ вступил в силу 1.07.2003 года – именно эту дату и можно считать началом истории автогражданки.

Законодательство

Законодательством установлена обязательность правил, установленных 40-ФЗ и другими нормативными документами, для всех участников правоотношений.

Так, страховщики обязаны соблюдать тарифы на страховые полисы, которые устанавливает Центробанк, вовремя выплачивать страховые компенсации или осуществлять восстановительный ремонт.

Страхователи, в свою очередь, обязаны соблюдать правила обязательного страхования, своевременно уведомлять страховщика о произошедшем страховом случае и др.

Для каждого участника правоотношений установлены свои права и обязанности.

Алгоритм действий при оформлении

Оформить страховой полис можно в следующих местах:

Алгоритм действий страхователя для оформления страхового полиса:

  • выбор способа оформления – личный визит или удаленно;
  • заявление вместе с остальным пакетом документов передаются страховщику при личном визите или дистанционно;
  • страховая компания проверяет данные, указанные в заявлении, и вносит сведения о водителе и иных лицах, допущенных к управлению, в договор;
  • стороны договариваются об условиях страхования – как общих, так и дополнительных (ограниченный период пользования, ограниченный круг лиц, допущенных к управлению, нужно ли ДСАГО и др.);
  • страхователь оплачивает страховую премию и получает на руки квитанцию.

Пакет документов

Пакет документации для заключения договора установлен в ч. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО:

  • заявление по форме, установленной ЦБ РФ;
  • паспорт или другой документ, подтверждающий личность;
  • паспорт ТС или свидетельство о регистрации ТС;
  • водительское удостоверение;
  • диагностическая карта.

Срок действия

О сроках действия договора говорится в ст. 10 Закона об ОСАГО.

Согласно положениям статьи, в общем случае купить полис обязательного страхования можно сроком на 1 год.

Исключениями являются:

  • временно используемые на территории РФ машины, зарегистрированные в других странах (срок договора равен сроку временного использования, но не меньше 5 дней);
  • при покупке автомобиля в целях следования к месту регистрации и/или проведения техосмотра (срок временного полиса ОСАГО – не более 20 дней).

Стоимость полиса

Тарифы на полисы ОСАГО регулируются Центробанком России. Страховщики не могут отклоняться от размера базовых ставок и предельных значений различных коэффициентов, установленных на государственном уровне.

Это значит, что стоимость страхового полиса известна заранее и может быть самостоятельно рассчитана страхователем еще до оформления договора. Возможность расчета также предоставляется на сайтах страховых компаний.

Структура страховой премии:

  • базовый тариф;
  • коэффициенты (надбавки или скидки).

Коэффициенты могут как снижать, так и увеличивать стоимость полиса, и зависят от:

  • региона;
  • наличия или отсутствия предыдущих страховых выплат;
  • мощности двигателя и других технических характеристик;
  • наличия или отсутствия ограниченного пользования.

Страховые случаи

О страховых случаях сказано в ст. 6 Закона об ОСАГО.

В силу норм закона, страховка покрывает следующие риски для потерпевших или выгодоприобретателей:

Важно! Страховым случаем признается вред здоровью или имуществу, причиненный именно в результате использования застрахованного ТС!

Перечень случаев, не относящихся к страховым, указан в ч. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО.

Так, не являются страховыми случаями:

  • причинение вреда в результате использования ТС, не указанного в договоре;
  • моральный ущерб или компенсация упущенной выгоды;
  • ущерб, причиненный в ходе соревнований или учебной езды в специально отведенных местах;
  • урон, нанесенный перевозимым грузом;
  • вред, причиненный дополнительному оборудованию, установленному внутри или снаружи автомобиля.

Ремонтно-восстановительные работы по полису

22 марта 2017 года Совет Федерации одобрил поправки в Закон об ОСАГО. Для новых договоров, заключаемых после 28.04.2017 года, будут действовать иные правила – теперь компенсация будет осуществляться преимущественно в натуральной форме.

При этом денежные выплаты сохраняются, но только в определенных случаях:

  • полная гибель ТС;
  • договоренность между страхователем и страховщиком;
  • стоимость ремонта больше максимального размера возмещения, установленного законом;
  • смерть потерпевшего или приобретение инвалидности в результате аварии.

Важно! Поправки устанавливают, что в рамках восстановительного ремонта должны использоваться только новые детали, узлы или агрегаты.

Срок проведения ремонта – не более 30 рабочих дней после предоставления поврежденного ТС на станцию техобслуживания. За нарушение сроков страховщик обязан уплатить неустойку в размере 0,5 % от суммы страхового возмещения согласно оценке экспертизы о стоимости восстановительного ремонта.

ДСАГО

ДСАГО как дополнение к ОСАГО – что это такое? ДСАГО – это расширенная страховка, позволяющая увеличить пределы автогражданской ответственности.

Если максимальная сумма компенсаций по основному полису составляет 500 и 400 тысяч рублей в части ущерба здоровью и имуществу соответственно, то при покупке ДСАГО эти лимиты можно значительно расширить.

Таким образом, водитель сможет перестраховаться – при аварии с автомобилем элитного класса ущерб может превысить максимальный размер компенсации, и тогда потерпевший взыщет недостающую сумму через суд.

Тарифы на ДСАГО не регулируются на федеральном уровне. Страховщики имеют право устанавливать свои расценки. В среднем, цена ДСАГО – не более 0,5 % от размера основной страховой суммы.

Предъявление досудебной претензии

Аб. 2 ст. 16.1. Закона об ОСАГО обязывает потерпевших направлять сначала досудебную претензию (образец), и лишь потом – обращаться в суд.

Если страховщик не выплачивает денежную компенсацию или не осуществляет ремонт ТС, задерживает сроки или нарушает другие требования закона, страхователь должен направить претензию по почте заказным письмом, приложив документы, подтверждающие законность требований.

В течение 10 дней страховая компания должна исполнить свои обязательства или предоставить заявителю мотивированный отказ в неисполнении требований.

Страхование прицепов по ОСАГО

ОСАГО на легковую машину, оборудованную прицепом, оформлять нет необходимости (отдельно на прицеп).

Однако это нужно сделать для прицепов, устанавливаемых на:

  • легковые автомобили, находящиеся в собственности юрлиц;
  • грузовые ТС с различной грузоподъемностью;
  • мотоциклы, мотороллеры.

Оценка причиненного ущерба

Страховщик выплачивает страховку или осуществляет ремонт на основании оценки независимой экспертизы.

Правила ее проведения устанавливает Центробанк. Оценка производится на основании Единой методики (подробнее – в Положении о единой методике № 432-П, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года).

За проведение экспертизы отвечает экспертная организация или эксперт-техник. Требования к экспертам и экспертным организациям изложены в Приказе Минтранса № 277 от 22 сентября 2016 года.

Прямое урегулирование убытков

Закон об ОСАГО обязывает страхователей обращаться в свою страховую компанию за возмещением вреда, если:

  • был причинен ущерб только имуществу, то есть отсутствуют пострадавшие;
  • произошла авария с участием не более двух ТС.

Понятие КБМ

Коэффициент бонус-малус – это система наказания и премирования одновременно. Также распространено название – скидка за безаварийную езду.

Чем дольше по времени водитель не попадает в ДТП по своей вине, тем дешевле будет следующий полис. За каждый “безаварийный” год скидка увеличивается на 5 %. Таким образом, 10 лет без аварий – и полис дешевле на 50 %!

Справедливо и обратное – чем больше аварий по вине водителя, тем дороже для него полис.

Штрафные санкции за отсутствие

Ч. 2 ст. 12.37. КоАП устанавливает ответственность за отсутствие ОСАГО – штраф 800 рублей. Если забыть полис дома, наказание мягче – предупреждение или 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3. КоАП).

Денежные компенсации

На денежную компенсацию после введения поправок можно претендовать лишь в отдельных случаях.

Суммы возмещений остались прежними:

  • 500000 рублей – в части вреда здоровью;
  • 400000 рублей – в части ущерба имуществу.

Действие полиса за границей

Российский полис ОСАГО не действует за границей. Для управления ТС за пределами РФ необходимо приобрести зеленую карту. Проверка наличия зеленой карты осуществляется на таможенном пункте сразу при въезде в зарубежную страну.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Все лица, имеющие в собственности, в хозведении или в оперативном управлении автомобили, автобусы и иные виды ТС, обязаны приобрести полис ОСАГО в страховой компании, получившей лицензию на осуществление данного страхования. Существует законодательно утвержденная аббревиатура и сопутствующая ей расшифровка ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, которая может возникнуть у владельцев автомототранспорта.

Что такое ОСАГО

Под страхованием автогражданской ответственности понимаются правоотношения, которые возникают на основании публичного договора (ст. 426 ГК РФ), заключаемого между страхователем и страховщиком.

Суть этих правоотношений заключается в следующем:

Законодательное регулирование обязательного автострахования

ОСАГО регулируется следующими ФЗ и НПА (включая, но не ограничиваясь):

Субъекты и объекты страхования

В сфере правоотношений, связанных с обязательной страховкой автомобиля по ОСАГО, существуют следующие понятия:

  • здоровью;
  • жизни;
  • автомобилям других лиц (ч. 1 ст. 6 Закона 40).

Субъекты же – это физические и юридические лица, которые прямо или косвенно участвуют в осуществлении страховки ОСАГО:

  • владельцы ТС;
  • страхователи;
  • страховщики;
  • выгодоприобретатели;
  • РСА;
  • Центробанк;
  • страховые агенты и брокеры.

Виды ОСАГО

В России действует несколько видов страховки гражданской ответственности автовладельцев:

Частые вопросы об ОСАГО

Обязательная страховка на автотранспорт покрывает ущерб имуществу, жизни и здоровью, который был нанесен при использовании ТС, указанного в полисе, в пределах страховой суммы, представленной в ст. 7 Закона 40:

  • 500000 руб. – в части вреда здоровью каждого пострадавшего;
  • 400000 руб. – в части ущерба автомобилю каждого пострадавшего.

Например, у гражданина в собственности легковая машина. Он ездит на ней один. Им была куплена страховка в какой-нибудь страховой компании (например, Ингосстрах). Однажды он попал в аварию по своей вине, в результате которой был сбит 1 пешеход и повреждены 2 машины.

Согласно независимой оценке, стоимость ремонта первой машины составила 600000 рублей, второй – 300000. Пешеход, в целях восстановления здоровья, заплатил за лекарства и реабилитацию 550000 рублей.

Соответственно, страховая компания виновника покроет:

Полис ОСАГО не сможет защитить виновника от необходимости компенсировать (ч. 2 ст. 6 Закона 40):

ОСАГО и КАСКО – это совершенно разные виды страхования.

По КАСКО страховым случаем признается причинение ущерба транспортному средству, указанному в договоре страхования, вне зависимости от того, кто причинил вред.

А это значит, что отремонтировать свою машину можно за счет средств, выплаченных страховой компанией, даже в случае попадания в аварию по своей вине. ОСАГО же ремонт своего транспорта не покроет.

  • ОСАГО в России – это обязательная страховка, за не оформление которой накладывается штраф в размере 800 рублей, согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП;
  • КАСКО, как и ДСАГО – это добровольные виды страхования, и их не осуществление не влечет какой-либо ответственности.

Поэтому ответ на данный вопрос только один – полис ОСАГО, при наличии действующего полиса КАСКО, нужен обязательно.

Ездить на авто можно и без ОСАГО – в первые 10 дней после покупки ТС, а также в случаях, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона 40.

  • стороны решают, каким образом оформлять ДТП – по Европротоколу или с участием работников ГИБДД (оформить по Европротоколу можно только в случаях, когда нет раненых, столкнулись только 2 ТС, а участники аварии не имеют разногласий по поводу случившегося – ч. 1 ст. 11.1 Закона 40);
  • далее потерпевший идет в свою страховую компанию (если соблюдаются условия, указанные в ч. 1 ст. 14.1 Закона 40) или в страховую виновника (в остальных случаях);
  • в офисе страховщика потерпевший пишет заявление на страховое возмещение и предоставляет бланк извещения о ДТП, а также иные документы по страховому случаю (в том числе, и реквизиты расчетного счета для перевода денежных средств, если по закону положена выплата, а не ремонт);
  • предоставляет ТС к осмотру страховщику, а, при недостижении согласия относительно суммы ущерба, организуется независимая экспертиза;
  • наконец, страховая принимает решение о выплате (или выдает направление на восстановительный ремонт) в 20-дневный срок.

Очевидно, что один и тот же гражданин может быть в одной ситуации виновным, а в другой – потерпевшим. Соответственно:

Покрытие убытков по ОСАГО гарантируется практически всем потерпевшим (если у виновника есть действующий полис), в том числе:

  • водителям, чьи ТС были повреждены при попадании в аварии не по своей вине;
  • водителям, которые получили травму при ДТП не по своей вине;
  • пассажирам любых ТС (как в отношении находившихся в машине виновника, так и в отношении находившихся в машине потерпевшего);
  • пешеходам, пострадавшим в результате наезда.
  • выплаты по ОСАГО положены, даже если у потерпевшего нет полиса – но в таком случае прямое возмещение убытков (ст. 14.1 Закона 40), если оно было бы возможно при наличии полиса у потерпевшего, действовать не будет, то есть придется обращаться не в свою страховую компанию, а виновника;
  • компенсационные выплаты от РСА не положены потерпевшим, имуществу которых был нанесен ущерб, если у виновника нет полиса или причинитель вреда неизвестен (ст. 18 Закона 40);
  • а вот если был сбит пешеход, а виновник либо неизвестен, либо у него нет полиса ОСАГО вообще, то этому пешеходу не нужно идти в суд – следует просто обратиться в РСА в целях получения компенсационной выплаты.

Под стандартной в правоотношениях по ОСАГО понимается ситуация, при которой:

  • причинитель вреда известен;
  • в результате ДТП нет раненых или погибших;
  • участвовало в аварии только 2 ТС;
  • у обоих участников аварии есть действующие полисы.

Все остальные ситуации могут классифицироваться, как нестандартные, то есть при которых потерпевшему и виновнику придется выполнять дополнительные действия и (или) действовать не так, как обычно.

  • если в ДТП пострадали люди или столкнулось более, чем 2 ТС, то оформить аварию по Европротоколу нельзя – соответственно, сторонам придется дополнительно звонить в ГИБДД и ждать приезда сотрудников полиции, иначе можно было бы заполнить бланки извещений и спокойно разъехаться;
  • виновник ДТП с участием 2 ТС, в котором пострадало только имущество, скрылся с места происшествия, но у него был действующий полис – соответственно, потерпевший обращается в свою страховую в рамках ПВУ, далее страховщик потерпевшего взыскивает в порядке регресса сумму выплаченной компенсации с виновника.

Заключение

Практически каждый автолюбитель с многолетним стажем хотя бы раз попадал в неприятную ситуацию, волею судьбы становясь виновником дорожно-транспортного происшествия. Ранее в таком случае на виновника возлагалось тяжёлое бремя затрат по ремонту как своего, так и чужого автомобиля, тогда как сейчас восстановление машины другого участника аварии можно покрыть за счёт ОСАГО.

Аббревиатура ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности и часто заменяется народным термином «автогражданка».

ОСАГО страхует ответственность водителей транспортных средств. Проще говоря, если человек, имеющий действующий полис ОСАГО, становится виновником ДТП, то за ремонт автомобиля пострадавшей стороны платит страхования компания. Разумеется, в случае соблюдения ряда требований, предусмотренных законом и договором между сторонами.

Важно отметить, что действие страховки распространяется также на любое чужое имущество, которое стало нуждаться в ремонте или замене в результате действий виновника аварии. При этом оплачивать ремонт своей машины ему придётся самостоятельно. Кроме того, ОСАГО не действует в случае угона автомобиля.

Сумма страховой выплаты по ОСАГО имеет ограничения:

  • В случае повреждения имущества, принадлежащего пострадавшей стороне, страховая компания может выплатить до 400 тысяч рублей.
  • В случае нанесения вреда здоровью лимит по возмещению составляет 500 тысяч рублей.

Следует отметить, что сумма компенсации не делится между всеми участниками дорожно-транспортного происшествия, а рассчитывается для каждого пострадавшего персонально.

Согласно действующим законодательным нормам, минимальный срок действия полиса ОСАГО составляет 3 месяца, а максимальный — 1 год. Как правило, полисы, оформляемые на минимально возможный период, приобретают автовладельцы, которые ездят на машине только в определённую пору года (к примеру, зимой).

Кроме того, если автомобиль состоит на учёте в одном государстве, а его владелец планирует поездку в другое (например, на отдых), необходима так называемая «Зелёная карта», которая является аналогом ОСАГО и действует на протяжении нескольких недель. В каждой стране устанавливают собственные лимиты ответственности, в соответствии с законом, поэтому они могут существенно отличаться.

Стоимость «Зелёной карты» варьируется в очень широком диапазоне. Так, для поездки в страны бывшего Советского Союза она обойдётся в несколько раз дешевле, чем для путешествия в Евросоюз. Причиной является всё тот же лимит ответственности. К примеру, в Белоруссии он составляет всего 30 тысяч евро на обе группы рисков, а во Франции сумма возмещения не ограничена.

В российских страховых компаниях стоимость полиса ОСАГО устанавливается законодательством и зависит от нижеприведённых факторов:

  • Мощность двигателя. Владельцем мощных автомобилей «автогражданка» обходится куда дороже, чем тем, кто ездит на малолитражках;
  • Место регистрации транспортного средства. В данном случае коэффициент зависит от региона и численности населения;
  • Аварийная или безаварийная езда. В том случае, если водитель не становился виновником ДТП на протяжении года и не обращался за страховым возмещением, то следующий полис будет стоить ему на 5 процентов дешевле предыдущего (максимальный размер скидки равен 50 процентам). Тем же, кто попадал в аварии и признавался в них виновником, сэкономить не удастся;
  • Водительский опыт. Чем он больше, тем дешевле будет стоить страховка;
  • Срок действия полиса.

Таким образом, опытные автомобилисты, живущие в регионах с небольшим по численности населением и редко попадающие в аварии, платят за ОСАГО куда меньше, чем новички из густонаселённых областей.

Для оформления полиса ОСАГО необходимо прибыть в офис страховой компании с пакетом следующих документов:

  • паспорт гражданина РФ,
  • все документы на автомобиль (ПТС, техосмотр и прочие имеющиеся),
  • предыдущий страховой полис (если есть),
  • права на управление ТС соответствующей категории.

При себе желательно иметь ксерокопии всех этих документов.

Пострадавшему участнику ДТП следует начинать собирать информацию еще на месте происшествия.

Надо сразу позвонить в страховую компанию и сообщить об аварии — номер телефона можно найти в самом полисе или карточке-стикере на лобовом стекле. Обязательно сообщите страховщику обо всех участниках аварии, укажите их имена и фамилии. При вашем желании на место ДТП приедет аварийный комиссар, который поможет оформить все необходимые документы и расскажет, как действовать далее. Затем нужно подать в страховую компанию (свою или виновника) сведения о наступлении страхового случая. После этого страховая компания назначит эксперта, который оценит сумму ущерба и рассчитает размер выплаты.

Выплата страхового возмещения возможна одним из двух способов — оплата ремонта или перечисление денежных средств на счёт пострадавшего.

По закону, эксплуатация транспортного средства без действующего полиса ОСАГО запрещена. В случае остановки водителя инспектором ГИБДД и выявления факта отсутствия «автогражданки», предусмотрено административное взыскание в размере от 500 до 800 рублей.

Небольшой размер штрафа не пугает водителей, часть из которых умудряется годами ездить без ОСАГО, но экономия эта в высшей степени сомнительная — став виновником ДТП, им придётся потратить куда больше денег, чем при наличии страховки автогражданской ответственности.

Следует отметить, что лимиты страховых выплат можно увеличить — для этого дополнительно предусмотрены полисы ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности). Кроме того, можно полностью застраховать свой автомобиль — в этом поможет КАСКО.

При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.

Читайте также: