Прошло две недели после ДТП и меня не покидали приступы паники, как только я садился за руль. То что приносило радость и наслаждение, стало приносить только тревогу и панику.
Первые подобные позывы были через день, когда я повез машину на экспертизу. Прошло чуть больше суток и я думал, что все пройдет. Но нет. Паника не отходила, к этому еще добавился мандраж правой руки. Со мной в жизни было много всякого дерьма, но такого никогда. Скрывать от себя я это не мог. Это не тот случай, когда ты можешь сказать что все будет хорошо и само все пройдет, поэтому необходимо было смириться и решать эту проблему.
Решение было одно — побороть свой страх. И могли мне помочь только те, кто работает с такими «клиентами» как я. Найти такую автошколу оказалось не просто. В какую бы школу я бы не обращался итог один — «Мы поможем, но через месяц может быть раньше». Меня не устраивало это. И тогда я нашел школу Барнаульский центр Высшего Водительского Мастерства (БЦВВМ). Полазив по сайту автошколы и прочитав практически 300 отзывов причем все практически положительные, позвонил им. Мне предложили занятие на следующий день! На следующий день Карл! Но мне нужно было вечером после работы. Записавшись у девушки по телефону, я пришел в назначенный час на автодром. Примерно моего возраста инструктор по имени Егор сначала выслушал, то, что я хочу от него получить, погонял меня по автодрому немного и мы отправились в город.
Итоги поездки были для меня, по крайней мере удивительны.
То что меня удивило:
1) Оказывается я езжу очень по правилам, а в городе это очень большая редкость (нет, то что в городе ездят не по правилам я знал, но то что я сильно правильный удивило);
2) Инструктор который не матерится и полностью погружен в обучение не миф, а реальность (да да, такие существую);
3) Учить чему то меня кардинально новому нет (вот тут я чуть не выпал из машины);
И самое главное, постараюсь практически в точности процитировать инструктора: «Помочь Вам можете только Вы сами — нужно ловить себя на ошибках, которые я совершаю, пытаясь делать все правильно и идеально. Не нужно ехать идеально, нужно просто ехать правильно, и не бояться. И если кто-то скажет, что нужно ехать в полной тишине если боишься. НЕЛЬЗЯ ЭТО ДЕЛАТЬ! Можно говорить с самим собой, комментируя дорожную ситуацию перед собой (что показалось странным для меня), или же можно включить радио для фона на небольшой громкости для фона, чтобы не отвлекало.
Его слова можно сказать вернули мне надежду. Мне не стали навязывать полный курс занятий, а предложили еще 1-2 раза прийти позаниматься, и не 90 минут как первое занятие, а только час.
Прошел ли страх?! Отчасти, мандраж прошел, но нужно пройти лечение до конца.
Вывод: Признать свой страх — это не значит проявить слабость. Признание — это первый шаг к избавлению.
Сегодня с помощью специалистов центра контраварийной подготовки Корда Профи и центра практической психологии Имаго выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.
На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий — до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя на суде) аварии. И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя — многие после ДТП панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.
Синдром фронтовика
Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми — ему казалось, что его сглазили завистники.
Путь к автореабилитации
Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию — вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх — естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма — чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.
Оградитесь от критики
Пять советов, как вести себя после ДТП:
1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.
2. Настрой. Что ни делается — то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.
3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.
4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может только усугубить ситуацию.
5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.
Для большинства водителей ДТП является огромным стрессом. Даже после лёгкого столкновения водитель долго приходит в себя, что уж тогда говорить о тяжёлом ДТП!
Почему это происходит?
Появление страха вождения после ДТП вполне естественно. У людей, побывавших в автомобильной аварии, часто развивается посттравматическое стрессовое расстройство. Эта мощная фобия оказывает значительное влияние на жизнь человека и может привести даже к полному отказу от вождения. Лишь правильные действия и обращение к специалистам могут убрать этот страх.
Как преодолеть страх вождения?
Страх вождения – это условный рефлекс. Психолог может провести вас через процесс рассмотрения вашей фобии, чтобы вы могли преодолеть свою тревогу и страх. Понимание причин возникновения и сохранения страха является первым шагом на пути его преодоления.
2. Техника ассоциаций.
Гипноз является очень эффективным средством борьбы со страхом. Чем более открытым вы будете для воздействия, тем больше шансов, что результат будет положительным.
4. Разговоры о страхе.
Поговорите с кем-то о своём страхе. Это позволит понять, является ваш страх оправданным или нелогичным. Иногда само признание того, что страх не имеет логики, помогает избавиться от него.
5. Противостояние страху.
Единственный способ преодолеть страх – ежедневно противостоять ему. Сядьте в машину и почувствуйте себя комфортно. Посидите за рулем выключенной машины, а затем немного поездите вокруг. В следующий раз вы сможете проехать уже дальше…
6. Специальное обучение.
Поездки с терпеливым инструктором вождения, который понимает ваши тревоги, помогут вам преодолеть страх перед вождением после аварии. Многие автошколы специализируются на работе с тревожными водителями.
Для того чтобы избавиться от страха и стресса, можно мысленно прокрутить всю аварию, представляя, что в последний момент какая-то сила предотвратила беду. Такой тренинг помогает водителю выйти из депрессии и избавиться от страха перед поездками.
Авария не повод отказываться от машины, а лишь повод извлечь урок из этой сложной ситуации.