Поход к агенту
– Сейчас нам дают лишь несколько бланков в день. Поэтому страхуем не всех, ищем мощные автомобили: полис на такие дороже.
– А машины из других регионов берете?
– Нет! Нам разрешили оформлять полисы только на Москву и область. Если выдашь иногороднему, накажут штрафом, превышающим агентскую комиссию в несколько раз. Та же история с мотоциклами и такси. Отказывать людям неудобно, поэтому приходится придумывать байки про то, что бланки только-только закончились.
Бег по кругу
Казалось бы, решение проблемы найдено – это электронный полис е‑ОСАГО, выдача которого стала обязательной с 2017 года. Более того, специально для беспроблемного получения полиса придумали систему е‑Гарант: если при оформлении документа возникли сложности, клиента автоматически переводят на сайт РСА (Российская ассоциация страховщиков), где он будет переадресован в компанию, с которой проблем не должно быть.
Ради эксперимента ввожу данные машины из Волгоградской области, которую так не любят страховщики. На этапе сверки данных возникают сложности, меня просят прислать сканы документов. Отправляю их, но искусственный разум переводит меня на сайт РСА. Отлично, теперь меня должны направить к надежному партнеру. Увы, тот опять перекидывает меня в РСА… Цикл бесконечный и бессмысленный!
О проблемах с приобретением полиса е‑ОСАГО сообщают даже из благонадежных уголков России.
Так, водитель С. из Калуги целый день посвятил этому нудному процессу. Он вводил данные, но возникали сложности с проверкой документов. После отправки копий бумаг ответная реакция всякий раз была иная: сайт либо зависал, либо выдавал ошибку, либо переводил на портал РСА, с которого направляли в новую страховую, а та опять возвращала в РСА. Одно было стабильно в этой карусели – отсутствие результата. По этическим соображениям нельзя изложить всё, что думает этот автомобилист о системе е‑Гарант в частности и российском страховом сообществе в целом.
Осмотр экспертом
А что даст визит непосредственно к страховщику? Прямо отказать не имеют права, поскольку пункт 2.9 Правил профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО говорит о том, что при личном обращении страхователя страховщик обязан заключить договор ОСАГО в этот же день (отказ возможен только в одном случае – если до конца рабочего дня осталось менее часа).
Страховщики идут на хитрость: требуют провести осмотр машины – это предусмотрено правилами ОСАГО. Тем, кто прибыл на своих двоих, придется посетить страховую еще раз, уже на машине. А по пути, глядишь, к кому-нибудь другому заедет.
Что касается сроков, то в соответствии с Правилами продвижения услуг на рынке ОСАГО осмотр обязаны проводить в день обращения. А если это невозможно (например, эксперта нет в филиале) – в течение пяти суток.
Вячеслав Лысаков,
первый заместитель председателя комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы РФ
Страховщики не умеют и не хотят работать. Они воспринимают ОСАГО как бизнес-проект, хотя изначально проект создавался как социальный, направленный на снижение числа пострадавших на наших дорогах. ОСАГО должно было настраивать водителей на законопослушное поведение. Страховщики же хотят всеми правдами и неправдами собрать денег как можно больше, а отдать как можно меньше.
Сейчас во многих регионах невозможно купить полис. Государство само порождает коррупцию, не обеспечивая граждан документом, необходимым для управления автомобилем. В создавшейся ситуации виновен Центробанк, который знает о проблеме, но ничего не делает. Есть вина и РСА – общественной организации, выражающей интересы страховщиков. Если страховщиков начнут серьезно проверять, в их шкафах найдут много скелетов.
Дополнительные услуги
Иногда сотрудники компаний занимаются откровенным вымогательством, предлагая оформить в нагрузку к ОСАГО страховку на квартиру, дом или, например, застраховаться от укусов клещей. В этом случае есть два способа получить полис.
Теория и действительность
Странная ситуация: законопослушные граждане не имеют возможности получить документ, обязательный для движения по дорогам!
Страховое сообщество вынуждает водителей нарушать ПДД. При этом очень цинично выглядят предложения о существенном – до 5000 рублей – увеличении штрафа за отсутствие полиса.
Страховщики хотят получать больше денег по ОСАГО. Только для этого им придется сделать свой бизнес прозрачным.
Страховщики во всем обвиняют криминальных автоюристов, но расследование МВД показало, что значительные выплаты в 2017 году были только у Росгосстраха. Да и ущерб от уголовных преступлений на рынке ОСАГО составляет менее одного процента от всех страховых выплат. К тому же каждое второе преступление совершается руководителями, сотрудниками либо агентами страховщиков.
Сейчас без полиса ездит около шести миллионов машин! Одни автовладельцы не покупают полис намеренно, другие становятся нарушителями поневоле. Налицо серьезный кризис, созданный уверенным в своей безнаказанности страховым сообществом.
В ближайшее время обязательная страховка сильно изменится. Причем речь идет не только о лимите выплат, но и порядке расчетов стоимости полиса ОСАГО — в конечном счете очередная реформа коснется всех автомобилистов.
В Совете Федерации 24 сентября состоялись вторые слушания, посвященные вопросам реформирования ОСАГО. Ранее в Госдуме прошли парламентские слушания на эту тему. Абсолютное большинство выступивших заявило, что либерализация ОСАГО необходима. Ожидается, что кардинальные решения для автомобилистов примут уже до конца текущего года — каким водителям придется платить больше, рассказали представители Российского союза автостраховщиков
(РСА).
Как объяснил глава РСА Игорь Юргенс на пресс-конференции, основная идея либерализации — не просто повышение цен на ОСАГО для всех автомобилистов, а установление справедливого тарифа. То есть те, кто водят машину аккуратно и не устраивают ДТП, должны в дальнейшем получить возможность платить за ОСАГО столько же, как сейчас, или даже меньше. А те, кто водят агрессивно и часто становится виновниками аварий, должны будут платить за свое поведение на дорогах дороже.
Сейчас, как уточнили в РСА, размер базового тарифа варьируется от 3431 до 4119 руб., на который в дальнейшем накладываются поправки на мощность двигателя автомобиля, стаж и возраст водителя, регион, а также коэффициент бонус-малус (КБМ) — скидка за езду без ДТП или наоборот надбавка за высокую аварийность.
По данным РСА, всего около 16% ото всех российских водителей имеют сложности в доступе к полисам ОСАГО именно по причине своего характера вождения. При этом стоимость полиса после таких изменений для 80% автомобилистов должна остаться прежней или снизиться, а для 20% цена ОСАГО возрастет. При этом в РСА уверяют, что в ЦБ будут действовать аккуратно и реагировать на любые сигналы со стороны автомобилистов и страховщиков.
Многие идеи по либерализации ОСАГО пока находятся на стадии обсуждений — заинтересованные ведомства, депутаты и эксперты предлагают свои решения. Центробанк уже проводит актуарные расчеты, чтобы в дальнейшем обсудить их с представителями страхового сообщества.
К примеру, как рассказали в РСА, одно из предложений разработало Министерство финансов. Ведомство считает необходимым увеличить страховое покрытие по ДТП с легковыми автомобилями до 1 млн рублей (сейчас размер максимальной выплаты за ремонт автомобиля ограничен 400 тыс. рублей и 500 тыс. рублей по выплатам за нанесенный вред жизни и здоровью). Как уточнили в пресс-службе РСА, в случае с пассажирским транспортом, например, с автобусами, речь идет уже о 2 млн руб., но все будет зависеть от цены полиса.
Также в Минфине предлагают предоставить водителям возможность заключения договора страхования на два года и более. В пакете с этими идеями Минфин выдвигает идею о перестраховании в ОСАГО, что ранее было запрещено. Еще одна совместная идея Минфина и в меньшей степени Центробанка заключается в необходимости отменить такие влияющие на стоимость ОСАГО коэффициенты, как мощность автомобиля, а также территориальный коэффициент. Здесь у страховщиков с регулятором и Минфином есть некие расхождения, признался Юргенс.
В Минфине раздумывают и о возможности перехода от страхования конкретного автомобиля к страхованию ответственности водителя. В РСА, однако, считают, что пока у страховщиков нет возможности делать скидки исходя, например, из характера вождения и пробега, говорить о такой перспективе рано.
Также в процессе рассмотрения находится и предложенная депутатом от партии ЛДПР Ярослава Нилова инициатива, согласно которой в случае ДТП по вине автомобилиста без полиса ОСАГО потерпевший в аварии все равно может получить выплату от своей страховой компании.
В РСА намерены добиться максимального пространства для маневра при определении индивидуальных тарифов для автомобилистов — только так можно будет не утратить рентабельность в случае чрезвычайных событий на макроэкономическом уровне. Речь идет, в том числе, о возможном дальнейшем падении курса рубля и новых антироссийских санкциях.
Министерство финансов представило очередные поправки к закону об ОСАГО, которые дополнят недавно предложенные Центробанком изменения. Если регулятор занимался перерасчетом коридором базовых ставок, немного корректировал коэффициенты стажа и возраста, а также пересмотрел систему расчета коэффициента бонус-малус, то проект Минфина предлагает ряд других нововведений, включая очень радикальные.
Все предложенные изменения должны приблизить систему ОСАГО к либеральным тарифам, полный переход на которые предполагают осуществить не раньше 2025 года.
Минфин предлагает отменить территориальный и коэффициент мощности автомобиля. В ведомстве полагают, что место регистрации автомобиля и собственника не влияет на риск ДТП, особенно в условиях, когда поставить автомобиль на учет можно в любом регионе. Отмена региональных коэффициентов снизит нагрузку на жителей наиболее автомобилизированных областей, однако жителям мелких населенных пунктов придется платить больше.
Также чиновники Минфина неоднократно заявляли о том, что по статистике МВД, нет связи между аварийностью и мощностью автомобиля. Упразднение коэффициентов мощности повлечет снижение стоимости страховки для мощных автомобилей, но приведет к подорожанию полисов для маломощных автомобилей.
Появится новый коэффициент, размер которого будет зависеть от стиля вождения. Спокойная езда позволит снизить стоимость страховки, а резкие маневры, интенсивные торможения, частые перестроения, а также слишком долгая езда без перерывов снизят рейтинг водителя и установят повышающий коэффициент.
Отследить стиль вождения можно при помощи установленного на автомобиль трекера, но об обязательном оснащении телематическими устройствами речь пока не идет. Судя по всему, этот вариант станет опциональным по аналогии с умным страхованием каско, которое тоже использует телематические устройства.
Еще одно предложение Минфина заключается в контроле за грубыми нарушениями ПДД. К таковым относятся превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, езда в нетрезвом состоянии, нарушения на железнодорожных переездах и т.д. Планируют учитывать только нарушения, зафиксированные инспекторами ГИБДД, а не камерами. Нарушения правил парковки в список не попадут.
Ранее в Российском союзе автостраховщиков уже обсуждалась идея введения сетки повышающих коэффициентов для нарушителей. Предполагалось, что при четырех нарушениях в год стоимость ОСАГО не изменится, к водителям, допустившим от пяти до девяти нарушений ПДД, будет применяться коэффициент 1,86, а самым злостным нарушителям придется умножать стоимость полиса на 3,04. Такой же коэффициент применят к тем, кто ранее получил уголовное наказание за действия, связанные с нарушением ПДД.
Помимо полисов со стандартным лимитом 400 тыс. руб. за вред имуществу и 500 тыс. руб. за вред жизни и здоровью, Минфин обещает также ввести полисы с увеличенным покрытием. Такие полисы будут иметь лимит в 1 либо 2 млн руб. и по имуществу, и по здоровью, но окажутся дороже. Регулировать стоимость расширенных полисов государство не будет, как и не обяжет страховщиков вообще иметь такой продукт. Предполагается, что страховая компания будет самостоятельно устанавливать тариф на расширенный полис, как это раньше происходило с добровольным расширением стандартного полиса ОСАГО.
Минфин вновь вернулся к вопросу о введении долгосрочных полисов ОСАГО. Помимо годовых полисов страховщики должны будут продавать договоры на два и три года. Но в этом случае речь идет о сравнительно новых автомобилях, которым не требуется проводить технический осмотр раньше трех лет (для новых) или чаще, чем раз в два года (для свежих машин).
Оплату за полис можно будет произвести в рассрочку, однако страховые компании получат право перерассчитывать стоимость полиса ежегодно в зависимости от аварийности и статистики нарушений ПДД. Актуальные данные по каждому автовладельцу будут храниться в базе данных РСА.
В перспективе Банк России намерен ввести обязательную аттестацию страховых агентов, продающих полисы ОСАГО, а пока регулятор собирается ограничить работу компаний-посредников. Центробанк разослал страховщикам письма с рекомендацией о продаже электронных полисов только собственникам транспортных средств или их водителям, которые будут вписаны в полис, то есть людям, имеющим имущественный интерес в заключении договора страхования.
Рекомендация Центробанка связана с практикой страховых мошенничеств, когда компания-посредник оформляет электронный полис с недостоверными данными, получая более низкую страховую сумму, а клиенту передает исправленную вручную выписку за полную стоимость. Таким образом, клиент получает полис с зарегистрированным номером, который будет признан недействительным в случае реального ДТП.
Расширение тарифного коридора базовых ставок произойдет в начале осени, а не в августе, как планировалась ранее. Как заявили в Центробанке, сроки пришлось сдвинуть по техническим причинам. Однако в цифрах изменений уже не будет. Как и планировалась, тарифный коридор будет расширен в обе стороны, а средняя стоимость полиса, по оценкам участников рынка, может увеличиться на 20%.
Если сейчас базовая ставка для легковых автомобилей составляет от 3432 до 4118 руб., то осенью коридор будет расширен до значений от 2746 до 4942 рублей. Представители регулятора полагают, что средняя стоимость полиса вырастет с нынешних 5800 до 7000 рублей.
А вот полисы для водителей двухколесной техники и легковых автомобилей юридических лиц точно станут дешевле. Нижняя граница тарифа для них также понижена на 20%, а вот верхняя не увеличивается, а снижается: для мотоциклов и мотороллеров – на 10,9%, до 1407 руб., для автомобилей юрлиц – на 5,7%, до 2911 рублей.
Для того, чтобы штрафы не получали владельцы только что купленных машин, которым дается 10-дневный срок на покупку, система будет осуществлять проверку через 10 дней после фиксации автомобиля. Штраф за езду без полиса ОСАГО в России составляет 800 руб. или 500 руб., если автомобиль используется в период, когда полис не действует.