Этим и пользуются многие страховые компании. Поскольку полис ОСАГО невозможно получить без техосмотра, а диагностическая карта для клиента — прямо в офисе страховщика. Это теперь новый вид услуг.
Автолюбитель Кирилл Андреев делится опытом: «Я приехал непосредственно в саму страховую компанию, точнее в офис. Барышня мне сказала, что можно сделать талон техосмотра у нас, либо в любом автосервисе; приезжайте и вам сделают диагностическую карту. Мне было абсолютно неудобно ехать в автосервис, и я согласился на этот вариант. Собственно, это стоило 1700 рублей, две-три минуты — и у меня диагностическая карта в кармане».
Проверяем информацию Кирилла и отправляемся в офис одной из страховых компаний. С порога убеждаемся — услуга существует, правда, ее цена чуть-чуть подросла.
Диагностическую карту готовы сделать за 1770 рублей, причем предъявлять для этого сам автомобиль не нужно. Сотрудник страховой компании готов внести все данные вашего автомобиля в специальную базу данных и так.
Вот здесь и кроется подвох. Мы проверили диагностическую карту, выданную подобным способом. В единой регистрационной базе МВД она не значится, а это может грозить клиенту неожиданными последствиями.
Николай Тюрников, президент Ассоциации защиты страхователей, объясняет: «Если происходит ДТП, участником которого он является, и ему выдали полис ОСАГО, а потом выясняется, что в этот момент у него не было действующей диагностической карты, то это означает, что страховая компания потерпевшему в этом ДТП выплатит страховое возмещение, но потом обратится с регрессным требованием к самому виновнику аварии».
Впрочем пока регрессные иски страховые компании массово не предъявляют, иначе они просто потеряют дополнительный источник доходов. Техосмотр, похоже, в очередной раз сводится к формальности, а контролировать состояние автомобилей, которые ездят по дорогам, просто некому, ведь у ГИБДД эту функцию давно изъяли.
Сегодня поговорим о том, делает ли страховая компания техосмотр. Какие нужны документы для оформления техосмотра в страховой, как выглядит процесс покупки.
Можно ли в страховой делать техосмотр
Организация и проведение технического осмотра автотранспорта регламентированы нормами закона №170 ФЗ 2001 года , который наряду с другими требованиями предусматривает следующие:
- Диагностику разрешено проводить только аккредитованным операторам, располагающим технической базой для проверки автомобиля.
- Граждане и юридические лица вправе выбрать любого оператора, исходя из своих предпочтений (территориальности, цены услуги, графика работы).
- Услуга предоставляется по гражданскому договору между владельцем автотранспорта и оператором.
- Оператор несет, предусмотренную законом ответственность, за предоставление качественной услуги (проверки в полном объеме и выявление недостатков, влияющих на безопасность движения).
Таким образом, процесс покупки техосмотра в страховой компании в принципе невозможен. Техосмотр должен проводиться в специализированном пункте технического осмотра.
Страховая компания, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что оператор проводивший диагностику не выявил неисправность (равно отсутствует запись о ней в диагностической карте), которая стала причиной аварии, как следствие — нанесения ущерба третьим лицам, предъявить регрессное требование к нему объёмом страховой выплаты пострадавшим.
Важно! Регрессное требование страховщиками может предъявляться к виновнику ущерба при истечении времени действия карты на момент дорожного происшествия.
Какие нужны документы
Технический осмотр автомобиля проводят в пунктах технического обслуживания, получивших лицензию на этот вид деятельности. Адреса их размещения уточняют у страховиков или на сайтах справочных служб городов. Кроме самого автомобиля, следует заблаговременно подготовить следующие документы:
- удостоверяющие личность лица, имеющего прямое или доверительное право (доверенность) владения автотранспортом;
- документы, свидетельствующие о постановке авто, на предусмотренный законом учёт (ПТС или свидетельство о регистрации);
- удостоверение на наличие права управления автотранспортом.
Оператор не имеет право истребования у владельца авто или его законного представителя иных документов или подтверждающих свидетельств.
Непредставление, предусмотренных перечнем документов, а также несоответствие идентификационных данных автотранспорта, внесенным в документы сведений, влечёт отказ оператора техосмотра предоставления диагностических услуг.
Порядок проведения ТО в страховой
Диагностическое исследование проводит специалист лицензированного технического центра, он же осматривает представленные документы владельца, автотранспорта. Проверка включает ревизию состояния обязательных принадлежностей, а также инструментальную диагностику работы узлов и механизмов:
- Наличие средств пожаротушения, их состояние, даты дозаправки, а также аварийного знака.
- Укомплектованность авто аптечки медицинскими препаратами.
- Наличие и состояние номеров агрегатов, государственных регистрационных знаков.
- Системы торможения.
- Подвески и системы рулевого управления.
- Приборов освещения и сигнализации.
- Прочность крепления навесного оборудования (зеркала, аварийные колёса и прочее).
- Соответствие нормам токсичности выхлопа двигателя.
- Уровень технических жидкостей.
Результаты осмотра записывают в диагностическую карту, второй экземпляр которой вручается водителю, информацию вносят в ЕАИСТО (единая база фиксации прохождения диагностики России).
При определении технического состояния авто, как не соответствующего требованиям безопасности движения, владельцу предлагают устранить неисправности, и течением двадцати календарных дней представить его на повторный осмотр. Услуга требует оплаты рамками полной диагностики.
Сколько стоит ТО и диагностическая карта
Методика расчёта стоимости оказания технических диагностических услуг закреплена приказом тарифной службы страны № 642 – 2011, предусматривает, в том числе:
- нормы предельного размера оплаты технического осмотра;
- состав суммарных расходов операторов, зависимо от применения технологий проверки;
- поправочные коэффициенты для разных субъектов страны;
- запрещение изменения тарификации и коэффициентов течением календарного года.
Таким образом, стоимость техосмотра в разных регионах России может иметь существенные отличия, но не превышать установленную ставку размером 800.00 рублей (легковые авто). Учитывая конкурентные отношения, в одном субъекте страны, операторы правомочны назначать разные цены – колебания могут составлять до 200.00 рублей. Так, в Московском регионе оплата этих услуг представлена следующим:
- для легковых автомобилей, средняя ставка — 720.00 рублей;
- мотоциклов и подобного — 240.00 рублей;
- прицепные устройства, зависимо от грузоподъемности и устройства – от 600.00 до 1050.00 рублей;
- прицепы (полуприцепы) до 0.75 тонн пределом 600.00 рублей, далее цена возрастает с увеличением грузоподъёмности;
- транспорта для перевозки пассажиров – 1290.00 рублей;
- грузовики с массой до 3.5 т – 770.00 рублей, далее возрастание цены зависимо от грузоподъёмности.
Оплата стоимости услуги диагностирования транспортного средства производится до проведения работ, объемом заключённого договора оператором с заявителем.
Можно ли оформить ОСАГО без техосмотра
- Автомобиль является вновь приобретенным или его использование превышает трёх лет.
- Состояние техники не требует диагностики. Например: автоприцеп массой до 3.5 т.
- При наличии действующей диагностики. Например: законом предусмотрено диагностирование состояния периодичностью два раза в год (транспорт для перевозки пассажиров) или одни раз в два года (легковые машины от пяти до семи лет).
- Авто стоящих на учёте ВАИ или авто служб, где предусмотрена воинская служба.
- ТС для решения задач оперативных и сыскных служб.
- Самоходных устройств, тракторов и иных ТС, прошедших регистрацию Гостехнадзора.
Прохождение технического осмотра не требуется при заключении краткосрочных договоров страхования на двадцатидневный срок (ст.10 ФЗ):
- при получении права распоряжения автомобилем (покупка, наследование, дарение) и следования к уполномоченному регистрационному государственному органу, но фактически, перед постановкой на учёт остаётся обязанность владельца авто оформить страховку на максимальный срок;
- для перемещения автомобиля к месту проведения диагностического исследования.
Проведение технического осмотра автомобиля, в сроки определённые законом, позволяет содержать его в исправном состоянии, своевременно принимать меры по устранению технических неисправностей. Исключит вероятность конфликтных ситуаций во взаимоотношениях со страховщиками по вопросу выплаты компенсации при дорожном происшествии. Использование разных мошеннических схем покупки техосмотра может привести к наступлению ответственности по закону.
Также очень важно знать, как проверить техосмотр по базе ЕАИСТО, чтобы вам не подсунули фальшивый полис.
Ждем ваших вопросов в комментариях.
Также можете задать ваши вопросы нашему автоюристу.
Будем признательны за оценку поста и репосты.
Согласно новому закону об ОСАГО, действующему с 1 января 2012-го года, каждому автовладельцу для оформления полиса обязательной страховки, необходимо иметь документы о прохождении техосмотра транспортного средства (ТО).
То есть – при покупке б.у. машины, автовладелец должен сначала пройти ТО, потом получить полис ОСАГО и только после этого поставить на учёт свой автомобиль. Однако, чаще всего бывает так, что прежний владелец автомобиля продаёт машину с уже истекшим сроком действия диагностической карты, а у нового владельца, сразу же после покупки машины, нет времени на прохождение ТО.
Для таких случаев практически каждая страховая компания даёт возможность автовладельцу оформить полис ОСАГО на машину без диагностической карты, но с обязательством пройти техосмотр в оговоренные сроки (как правило — месяц) и только в том пункте ТО, с которым у страховой компании заключён договор (привлекают клиентов в пункт ТО).
Сроки прохождения ТО
Что касается сроков прохождения ТО, то согласно нормативным документам, срок действия диагностической карты (и срок периодичности прохождения ТО) составляют:
- — для нового автомобиля – 3 года (диагностическая карта на автомобили до 3-х лет не выдаётся);
- — для автомобилей возрастом от 3-х до 7-ми лет – 2 года;
- — для машин старше 7-ми лет – ТО необходимо проходить каждый год.
Так же автовладельцу стоит иметь ввиду, что страховые компании смогут оформить полис ОСАГО только при условии, что диагностическая карта будет действительна не менее, чем полгода (на момент оформления полиса).
Где проходят ТО
Основные изменения, которые вступили в силу после 1-го января 2012-го года, состоят в том, что раньше ТО необходимо было проходить на ПИКах (Пунктах Инструментального Контроля), находящихся в ведении ГИБДД.
На сегодняшний день ТО проводят операторы, аккредитованные РСА (Российским Союзом Автостраховщиков) – частные предприниматели, оснастившие свой автосервис всем необходимым оборудованием. Где находится ближайший оператор – можно узнать в интернете, или в любом офисе любой страховой компании.
Какие документы необходимы для ТО
Чтобы пройти ТО, автовладельцу необходимо предоставить следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность;
- Свидетельство о регистрации Транспортного Средства (СТС);
- Если ТО будет проходить НЕ владелец автомобиля, то необходима доверенность, в которой будет указано, что доверенное лицо имеет право быть представителем владельца при прохождении ТО;
Что проверяют на ТО
Перечень проводимых с автомобилем работ при техосмотре довольно обширен, его можно увидеть в бланке диагностической карты. Однако, в большинстве случаев, основные работы, проводимые на ТО сводятся с следующему перечню:
Наличие в багажнике автомобиля знака аварийной установки и огнетушителя, объёмом не менее 2-х литров (срок годности которого ещё не истёк). Пункт проверки наличия аптечки на ТО теперь исключён, однако обязанность водителя возить её с собой никто не отменял;
Проверка работоспособности рабочей и стояночной тормозных систем автомобиля на специальных барабанах. Отклонения в тормозных усилиях на каждом колесе не должны превышать определённую норму (проверяется с помощью компьютера, показывающего малейшие отклонения);
В случае наличия отклонений, превышающих норму, автовладельцу с большой вероятностью придётся заменить большую часть томозной системы автомобиля для того, чтобы добиться одинаковых тормозных усилий на каждом колесе (этого можно добиться только при одинаково хорошем состоянии всех тормозных механизмов).
В целом, для автомобилей в заведомо хорошем техническом состоянии, пройти техосмотр большого труда не составит.
В случае если автовладелец не уверен в том, что машина сможет самостоятельно пройти ТО — лучше съездить в автосервис провести все необходимые работы с автомобилем заранее, так как после оплаты услуг оператора у автовладельца будет всего 2 попытки пройти ТО (после чего придётся снова оплачивать).
На сегодняшний день ситуация сильно изменилась.
Сегодня автовладелец может быть уверен, что кроме наличия неисправностей в его автомобиле больше ничто не сможет помешать ему пройти техосмотр (в ином случае у него есть множество «вариантов к действию» — от смены оператора до жалобы в РСА).
Стоит ради этих выгод рисковать — решать каждому самостоятельно.
ТехОсмотр по-новому
В Минэкономразвития разрабатываются нормы, по которым в скором будущем правила прохождения ТехОсмотра будут изменены. Главным новшеством будет фото- и видеосъёмка автомобиля и самого процесса прохождения ТехОсмотра.
Правительство РФ не устраивает сегодняшняя ситуация с покупкой бланков диагностических карт даже без подачи автомобиля на ПИК и Правительство планирует эту ситуацию изменить: