Действует ли полис осаго без диагностической карты

Дорожно-транспортное происшествие — это крайне неприятная ситуация, с которой, к сожалению, сталкивается фактически каждый третий водитель. Для того чтобы немного облегчить тягостную процедуру оформления ДТП со страховой компанией необходимо иметь при себе пакет определенных документов. Одним из документов, который может входить в подобный пакет, является диагностическая карта средства передвижения. Что это за документ? Необходимо ли всегда возить его с собой? Чем грозит отсутствие диагностической карты при ДТП? Ответ на эти и другие основные вопросы, связанные с данной темой, Вы найдете ниже.

Что такое диагностическая карта?

По сути своей, диагностическая карта является документом, выдаваемым ныне помимо талона технического осмотра и является своеобразным допуском для водителя с его транспортным средством на автодороги. Диагностическая карта представляет собой документ в А4 формате, который может быть отпечатан как на обычной бумаге, так и с применением определенных защитных знаков. На бланк карты нанесена таблица с информацией по результатам проверки всех агрегатов, запчастей и узлов автотранспортного средства. При проведении техосмотра (диагностики технического состояния автомобиля и запчастей), и определении результатов проверки вносятся данные об успешном прохождении, либо не прохождении техосмотра. Так же в диагностическую карту обязательно вносится такая информация:

  • список проверяемых узлов, агрегатов, запчастей машины и результат проверки;
  • данные о владельце автотранспортного средства;
  • общая информация об автомобиле. Категория, номер машины, марка, цвет, модель, тип кузова и прочее;
  • информация о техпаспорте, а именно номер, серия, дата и наименование конторы, выдавшей данный документ на автомобиль;
  • основная техническая информация о ТС. Сюда относятся пробег, состояние шин и их марка, тип коробки передач, тип тормозной системы;
  • дата следующего технического осмотра машины;
  • отметка о регистрации ТС в ГИБДД;
  • печать.

При успешном завершении проверки один экземпляр фактического документа выдается на руки водителю, а второй остается в месте проведения проверки автомобиля. Также в единой информационной системе техосмотра остается электронный экземпляр документа.

Нужна ли диагностическая карта при ДТП?

Начиная с августа 2015 года талон технического осмотра не принимается для оформления ОСАГО, вместо него используется диагностическая карта. В других случаях диагностическая карта не является обязательным документом. При проверке, инспектору достаточно предъявить полис ОСАГО. Исключением является лишь тот случай, когда речь идет о транспорте, перевозящем пассажиров или опасные грузы. Законом также не предусмотрено обязательное наличие диагностической карты при дорожно-транспортном происшествии.

Чем грозит отсутствие карты при дорожно-транспортном происшествии?

Для выплаты страховки, после оформления ДТП, страховой агент может потребовать диагностическую карту для подтверждения исправности автомобиля. С учетом того, что страхователь несет за исправность автомобиля полную ответственность. При отсутствии диагностической карты при дорожно-транспортном происшествии, подтверждающей исправность автомобиля, могут возникнуть проблемы с выплатой страховки.

Наличие документа подтверждающего исправность автомобиля при ДТП по сути не является обязательным условием для выплаты страховки. Но, не имея диагностической карты при дорожной аварии, владелец автомобиля должен осознавать, что выплата ущерба может лечь полностью на его плечи.

Авария с просроченной диагностической картой

Если срок действия диагностической карты истек, но время действия ОСАГО еще не закончено, никаких штрафных санкций при ДТП к автомобилисту не может быть применено. Касаемо страховых выплат — просроченный документ является причиной для невыплаты. Если же истек срок действия ОСАГО, в таком случае страховка выплачена не будет.

Сроки действия диагностической карты при ДТП:

  • для транспортных средств моложе трех лет не требуется;
  • при возрасте ТС от трех до семи лет — два года;
  • если возраст автомобиля от семи лет и старше — время действия документа составляет один год;
  • для средств передвижения, регулярно перевозящих грузы или пассажиров, прохождение технического осмотра обязательно раз в полгода.

То есть при дорожно-транспортном происшествии срок действия диагностической карты, даже если действует ОСАГО, может сыграть очень важную роль, и дать повод страховщикам для невыплаты страхового возмещения.

Выплаты по ОСАГО

Диагностическая карта не является обязательным для предъявления страховщику документом. Потребовать документ подтверждающий техническую исправность автомобиля могут только у виновника аварии. В свою очередь, при отсутствии диагностической карты, или истечении ее срока действия, ему будет выдвинуто регрессное требование, для удовлетворения которого водитель автомобиля, являющегося виновником должен возместить страховщику затраты на выплату потерпевшим страховки. Подобная мера применяется к владельцам автомашин, которые проходят ТО раз в полгода. То есть в случае если транспортное средство используется для регулярной перевозки людей либо грузов.

Кроме того, потребовать компенсации выплат, потерпевшим при ДТП, компания-страховщик может также и с оператора техобслуживания. Такая ситуация возможна в том случае, если в диагностической карте при дорожной аварии указано что неисправности в транспортном средстве отсутствуют, а на самом деле в автомобиле попавшем в дорожно-транспортное происшествие присутствовали технические неполадки. В таком случае ответственность несет лицо, поставившее свою подпись в диагностической карте, а именно оператор, проводивший проверку ТС.

Отсутствие диагностической карты при дорожно-транспортном происшествии не является законным основанием для отказа в компенсации ущерба. Однако это может все же понести определенные последствия для владельца транспортного средства. Для начала стоит уяснить, что без диагностической карты по факту ДТП водитель не сможет доказать, что его автомобиль был исправен на момент аварии. Этот факт, в свою очередь является достаточно весомым аргументом для признания данного автовладельца виновником происшествия. К тому же, оформление ОСАГО без наличия документа подтверждающего техническую исправность автомобиля является незаконным. Даже если водитель решит судиться со страховой компанией, отказавшей в возмещении ущерба, исход для него будет далеко не радужным. По сути вероятнее всего ситуация будет разворачиваться таким образом:

  • договор владельца автомашины с страховщиком будет признан действительным и компенсация все же будет выплачена. Но, так как скорее всего водитель будет признан виновным, страховая компания сможет затребовать возмещение материальных выплат;
  • суд вообще признает договор не действительным, так как он был оформлен с явным нарушением закона. В таком случае ответственность за ДТП, а соответственно и финансовое обязательство, полностью ложится на истца.

Отсутствие диагностической карты и выплаты по страховке КАСКО

Из перечисленного выше, можно понять что отсутствие диагностической карты при ДТП, а в последствии и страховых выплатах может привести к тому, что страховая компания просто откажется возмещать какие-либо средства на ремонт автомобиля. Однако это зависит от страховщика оформлявшего КАСКО . Стоит внимательно перечитать договор, и в случае возникновения конфликта со страховой компанией указать на отсутствие пункта про необходимость диагностической каты в случае ДТП. Если же в договоре КАСКО прописано, что наличие диагностической карты обязательно, то вероятнее всего вы останетесь ни с чем.

Особенности

Итак, что же стоит знать водителю о диагностической карте?

  1. ДК является документом, выдаваемым оператором технического обслуживания в пунктах техосмотра, по результатам полной проверки транспортного средства.
  2. ДК по сути дает право владельцу пользоваться данным автомобилем в местах оживленного транспортного движения.
  3. Полис ОСАГО возможно оформить только при предъявлении диагностической карты, иначе договор со страховой компанией может быть признан недействительным.
  4. При смене владельца автотранспортного средства (продажа, передача третьему лицу и так далее) переоформление диагностической карты не нужно и поправки в нее не вносятся до истечения срока действия.
  5. Карта не является документом, обязательным для предъявления инспектору ДПС.
  6. При дорожно-транспортном происшествии наличие диагностической карты автомобиля не обязательно. Однако владелец машины может быть признан виновником аварии, так как подтверждения исправности автомобиля нет.
  7. ДК имеет свой определенный срок годности и является достаточным основанием для оформления ОСАГО до его истечения.

Один из документов, необходимых владельцу авто для приобретения полиса ОСАГО, – диагностическая карта по результатам технического осмотра машины. Рассмотрим ситуации, при которых разрешается покупка ОСАГО без ТО, и возможные последствия попыток обойти требования закона.

Разрешается ли оформлять ОСАГО без карты техосмотра

В соответствии с действующими законодательными нормами, страховка без техосмотра разрешается, если:

  • автомобиль, в силу различных обстоятельств, освобождается от проведения технического осмотра;
  • речь идет о машине, с даты выпуска которой прошло не более трех лет, и не нуждающейся в техосмотре до окончания указанного периода. Срок исчисляется по дням;
  • договор автогражданки оформляется на трехтонный прицеп частного пользования;
  • на момент сделки по приобретению полиса ОСАГО диагностическая карта прошлого ТО продолжает действовать.

В остальных случаях страховая компания обязана потребовать у автовладельца предъявления диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра.

Важно! Если собственник авто просрочит ТО в период действия полиса ОСАГО, страховая организация вправе предъявить иск о возврате регресса при наступлении аварии по вине страхователя.

Указанное обстоятельство относится к следующим ТС:

  • легковым такси;
  • автобусам;
  • грузовикам, перевозящим пассажиров или опасные грузы.
  • чтобы проследовать к пункту ТО;
  • после покупки машины или получения прав собственности другим возможным способом, по пути в отделение МРЭО для регистрации авто.

Цена такого полиса обойдется в пределах двадцати процентов от годового договора. Временный договор позволяет владельцу заключить полноценный договор страховки на двенадцать месяцев, когда необходимая документация будет оформлена. Владелец не обязан страховать авто на весь год действия договора, оговорив с представителями компании период действия защиты.

Далее – об отдельных нюансах проведения ТО перед заключением договора ОСАГО.

Многие страховщики предоставляют услугу ТО в качестве предшествующей приобретению полиса ОСАГО. Прибыв в офис, собственник предоставляет автомобиль к осмотру эксперту. В условиях представительства СК невозможно полноценно осмотреть автомобиль и убедиться в его исправном состоянии. Эксперт ограничивается беглым осмотром и несколькими фотографиями. Затем оформляется диагностическая карта и договор автогражданки.

Формально процедура законна, но определенные риски для клиента присутствуют.

Отдельные СК предлагают клиенту, вместе с полисом ОСАГО, сделать готовую диагностическую карту. При таком способе формального проведения ТО без фактического выполнения работ риски для владельца возрастают. Но если клиент имеет дело с престижной компанией, оснований для опасений существенно меньше.

Доказать, что диагностическая карта получена непосредственно в представительстве страховой организации, возможно далеко не всегда. Этот документ выдается от лица фирмы, заключившей договор о сотрудничестве со страховщиком. При разбирательстве СК останется в стороне. Клиенту придется за свой счет возмещать убытки на ремонт автомобиля или выплачивать компенсацию пострадавшей стороне.

Если полис ОСАГО приобретается в электронном виде, через интернет, клиенту не потребуется предоставлять документальное подтверждение проведения ТО. Страховщик получает информацию из государственных служб и единой базы РСА, куда вносятся данные об авто и владельцах, включая результаты ТО с реквизитами диагностической карты.

Некоторые страховые компании сотрудничают со специализированными организациями, проводящими техосмотр. После оформления ОСАГО клиента направляют на такой пункт ТО, вручив незаполненный бланк диагностической карты. Но не все водители настолько дисциплинированы, чтобы после завершения процедуры страхования посетить станцию техосмотра.

Последствия подобного пренебрежения требованиями закона не замедлят сказаться при проверке водителя представителями ГИБДД или в ходе расследования ДТП (не обязательно по вине клиента).

Страхование онлайн – удобная форма покупки ОСАГО, без навязывания дополнительных услуг клиенту, с возможностью обращения онлайн непосредственно в представительство страховой компании, минуя посредников.

Сведения о выданных диагностических картах с данными о результатах ТО подаются лицензированными компаниями, проводящими технический осмотр, в единый электронный реестр РСА. Если клиент попытается предъявить фальшивый документ при заключении договора ОСАГО, обман будет выявлен после соответствующей проверки по базе Российского Союза Автостраховщиков.

Если страховщик выдаст автогражданку по поддельным документам ТО, не стоит рассчитывать на возмещение ущерба в ходе ДТП или получения компенсации после страхового случая по вине другого водителя.

В подобных ситуациях страховая компания, ссылаясь на нарушение правил клиентом, в одностороннем порядке разрывает договор. Владелец авто не сможет отстоять права в суде, поскольку виновен в фальсификации диагностической карты.

Возможны следующие выводы судебной инстанции по итогам такого разбирательства:

  • если удастся доказать, что страховщик намеренно заключил договор, зная о фальсификации сведений о ТО, возмещение будет выплачено. Но впоследствии клиенту не избежать регрессного требования от страховой компании;
  • полис ОСАГО признают ничтожным. Виновному придется возмещать ущерб пострадавшим из собственного кармана при полной ответственности за допущенную аварию.

Ни одна из представленных возможностей не в пользу автолюбителя, прибегнувшего к фальсификации диагностической карты.

Последствия покупки страхового полиса без технического осмотра

КоАП предусматривает наложение административного штрафа за езду при отсутствии действующей карты техосмотра на сумму от 500 до 800 рублей владельцам следующих категорий транспорта:

  • легковушек, используемых в качестве такси;
  • автобусов;
  • грузовых автомобилей, приспособленных для перевозки восьми и более пассажиров, исключая размещенных в кабине;
  • ТС, перевозящих опасные грузы.

Владельцы остального вида транспорта, включая легковые авто, могут столкнуться с такими ситуациями:

  • судебной отменой заключенного договора ОСАГО;
  • отказом в выплате возмещения или значительного снижения суммы компенсации, если клиент пострадает в ходе аварии;
  • необходимостью возврата регресса страховщику за выплаты потерпевшим в результате аварии по вине клиента.

Кроме клиента, в данной ситуации внеочередной проверки не избежать страховой компании. Если будут выявлены нарушения закона, возможны санкции, от значительных штрафов до отзыва лицензии.

Желающие сэкономить на незначительной сумме, застраховав авто без прохождения технического осмотра, серьезно рискуют остаться без выплаты по страховому случаю. Если автомобиль нуждается в прохождении ТО, закон запрещает оформление полиса ОСАГО без действующей диагностической карты.

Дорожно-транспортного происшествия на дороге зачастую не могут избежать даже очень опытные водители. При этом процедура оформления аварии для получения выплат от оператора, с которым заключен страховой договор, достаточно сложная. Поэтому с ней лучше ознакомиться заранее, чтобы знать, какие потребуются документы, нужна ли диагностическая карта при ДТП и чем грозит ее просрочка. Все эти моменты крайне важны для соблюдения установленной последовательности регистрации.

С какой целью оформляют диагностическую карту

Диагностическая карта (ДК) представляет собой официальный документ, подтверждающий техническое обследование машины путем визуального осмотра и использования различных специфических процедур. В ней содержится информация об общем состоянии техники и готовности к ее безопасному использованию. ДК в свое время стала заменой стандартного талона ТО, и сегодня оформляется даже в электронном формате. У нее есть срок действия, указанный на бланке. Получают документ для подтверждения исправного состояния.

Сведения о составлении и выдаче карты предоставляются в 2-х экземплярах, а данные заносятся в общую базу. Система автоматизирована, информация хранится в ней в течение 5 лет. ДК необходима в момент подписания договора ОСАГО. Без нее страховка действует только 20 дней. На протяжении этого периода потребуется обязательно пройти техосмотр и представить бумагу компании для выдачи полноценного документа.

Нужно ли наличие диагностической карты при ДТП

Карта является своеобразным пропуском машины для передвижения по трассам страны, так как подтверждает исправное состояние транспортного средства. Предоставляют его страховому оператору при получении полиса, поэтому если на момент ДТП нет диагностической карты на руках, то серьезных последствий не последует. Штраф предусмотрен исключительно для лиц, использующих машины для перевозки групп людей по маршруту или токсических веществ, а также подрабатывающих, как такси.

Совет! Обычным гражданам достаточно иметь в наличии лишь страховку, так как она подтверждает, что на момент подписания договора лицо предоставило карту пройденного техосмотра. Но если его срок действия закончился, то это считается серьезным проступком.

Отсутствие ДК при аварии

Пройденный технический осмотр гарантирует безопасность эксплуатации техники. Поэтому если карта просрочена, следует снова обратиться в компанию, которая предоставляют данную услугу, для проведения проверки. В этом случае водитель при аварии получит полную компенсацию, так как будут соблюдены установленные законодательством правила. ДК не входит в перечень документов, которые во время езды должен обязательно иметь каждый водитель, если техника не относится к одной из следующих категорий:


  • Пассажирские перевозки или такси.
  • Автобусы и микроавтобусы.
  • Грузовые машины, оборудованные сидениями для постоянной перевозки людей.
  • Спецтранспорт, используемый для перемещения опасных или токсических жидкостей.

По установленным правилам ОСАГО, собственники такой техники обязаны обновлять диагностическую карту каждые полгода, иначе при ДТП их будет ждать, кроме основной ответственности, еще и штраф в размере 800 руб. Не обязательно получать ДК на новое транспортное средство, если ему еще нет и 3-х лет.

Застраховать ответственность без прохождения процедуры обследования ТС невозможно. Но бывают такие ситуации, когда полис выдается и без него на законной основе. Тогда, если при ДТП нет диагностической карты, последствий не будет. Сохраняет актуальность страховка без ДК в таких случаях:

  • Автомобильное средство еще новое, с начала эксплуатации (выпуска) не прошло 3-х лет.
  • Машина не используется в качестве перевозки пассажиров по заданному маршруту или как такси.
  • Техника освобождена от необходимости регулярного обследования.
  • В аварию попал прицеп с массой до 3-х тонн, который был зарегистрирован обычным гражданином.

Важно знать! В таких случаях проблем с выплатой от страхового оператора не бывает. Но во внимание принимается вид оформленного полиса (ОСАГО, КАСКО) и прописанные в соглашении.

Наличие диагностической карты при ДТП не имеет значения, если есть страховка, но только если срок ее не закончился. В этом случае пострадавшая сторона получит компенсацию.

Но если полис не действует, то компания имеет право потребовать возместить осуществленную выплату виновнику, подав на него в суд. Но в большинстве случаев, если срок договор страхования завершился, а клиент не обратился за его продлением, компания просто отказывает в предоставлении выплат.

Компенсация по ОСАГО без проверки состояния

Отсутствие диагностической карты при ДТП не создаст серьезных неприятностей потерпевшей стороне, так как предъявлять ее бригаде ДПС не требуется. Но виновника могут попросить продемонстрировать ее вместе с основным пакетом официальных бумаг. В случае наличия неисправностей в автомобиле, о которых оператор техобслуживания не указал в документе, дополнительно пострадавший может потребовать компенсацию и с него.

Важно знать! Когда есть страховка, то техосмотр при ДТП нужен, но даже при его отсутствии компания не имеет право отказывать в предоставлении компенсации. Но это вовсе не значит, что водителя не ждут определенные последствия. Если авто на момент аварии находилось в неисправном виде, а ДК не была оформлена, то высока вероятность, что лицо признают виновником происшествия.

Отсутствие диагностической карты многие операторы расценивают, как повод отказать в выполнении своих обязательств, но все зависит от конкретных обстоятельств дела. Если в договоре нет пункта о необходимости наличия ДК при аварии, то действия оператора можно признать незаконными. В остальных случаях отсутствие компенсации будет обоснованной, особенно если карта с истекшим сроком.

Наличие диагностической карты в случае ДТП не является обязательным, но многие страховые операторы используют эту причину в качестве обоснования отказа в предоставлении выплат. Поэтому такое подтверждение нормального состояния транспорта обязано быть в базовом пакете документов у каждого владельца современного авто.

Читайте также: