На первый взгляд, диагностическая карта и страховой полис – два абсолютно разных документа, обязательных для любого автовладельца. Однако несвоевременно пройденный техосмотр транспортного средства может затруднить оформление страховки или возмещения. Поэтому получение диагностической карты согласно утвержденным правилам в ряде случаев может существенно облегчить жизнь водителю, обезопасить его от ненужных рисков и возможных сложностей в СК.
Получение диагностической карты
На смену привычным талонам о прохождении техосмотра в 2012 году пришли диагностические карты, которые существенно облегчили жизнь многим водителям. Получить ее можно после оценки состояния машины в любом государственном или частном центре, аккредитованном РСА на оказание подобных услуг. Для этого потребуется:
- Документ, удостоверяющий личность. В большинстве случаев необходимо предоставить паспорт, при его утере – временное удостоверение формы 2П, выданное в ОВД. Иностранные граждане могут предоставить также вид на жительство.
- Регистрационное свидетельство либо паспорт автомобиля.
- Если прохождение ТО осуществляет не владелец авто, а его законный представитель, дополнительно потребуется доверенность.
После предоставления документов и оплаты услуг технического эксперта, который будет проводить ТО, проводится визуальная и технологическая оценка состояния транспортного средства. По результатам этой проверки выдается бумага с одним из возможных заключений:
- Автомобиль находится в технически исправном состоянии, эксплуатация возможна.
- Состояние ТС не позволяет эксплуатировать его по назначению.
В этом случае также указываются неисправности, которые необходимо устранить. Если заключение носит положительный характер, ТО считается пройденным. Если же эксплуатация авто не разрешена, необходимо устранить выявленные недостатки и пройти техосмотр повторно.
Регулярность прохождения ТО
- мототранспорт, прицепы, полуприцепы, легковые и грузовые автомобили массой менее 3,5 т возрастом младше3-х лет, которые находятся в частном пользовании, не нуждаются в прохождении ТО;
- эти же виды транспорта возрастом от 3-х до 7-ми лет проходят проверку раз в 2 года;
- по достижении 7-милетнего возраста регулярность ТО составляет 1 раз в год;
- грузовой транспорт массой более 3,5 т проходит техосмотр ежегодно;
- при перевозке пассажиров либо опасных грузов необходимо осуществлять проверку технического состояния авто 1 раз в 6 месяцев
Влияние диагностической карты на выплаты по ОСАГО
При наступлении страхового случая организация-страховщик, с которой заключен договор ОСАГО, обязана компенсировать автовладельцу расходы на ремонт и другие финансовые убытки. Согласно страховому законодательству, несвоевременно пройденный техосмотр не является причиной для отказа в выплате.
Впрочем, есть и оборотная сторона медали: компенсировав указанные средства, страховая компания может предъявить регрессное требование нерадивому водителю, и тогда ему придется возмещать расходы СК. Данный пункт в большей степени затрагивает пассажирские перевозки и транспортировку опасных грузов.
При проведении расследования страхового случая СК не может потребовать у автовладельца предъявить действующую диагностическую карту. Однако факт ее отсутствия рано или поздно вскроется, поскольку каждый страховщик имеет доступ к единой базе, куда вносятся данные о пройденных ТО.
Техосмотр и КАСКО
Условия получения полиса КАСКО регламентирует отдельно каждая страховая компания, поэтому информацию о том, потребуется ли диагностическая карта, необходимо уточнять у конкретного менеджера. Однако чаще всего наличие документа о пройденном ТО все же играет роль при заключении договора.
Кроме того, правила КАСКО учитывают состояние авто при определении компенсации: в частности, машина должна быть технически исправна на момент наступления страхового случая. Естественно, доказать этот факт после повреждения можно только с помощью действующего документа о прохождении техосмотра. В противном случае страховщик может отказать в возмещении, и придется подавать в суд. К слову, даже судебные тяжбы при отсутствии ТО не всегда решаются в пользу автовладельца.
Без ТО и КАСКО не то
Видимо, вы и попались на уловки одного из таких проныр. Запомните: даже авто с нулевым пробегом должно получить допуск к участию в дорожном движении. Да, все сводится к формальной сверке номера кузова и документов – нужный штампик ставят без особых проблем. Только вот формальность процедуры вовсе не означает, что ее можно игнорировать.
Но для начала, Иван Анатольевич, я бы вам посоветовала сменить страховую компанию, так как большинство из представленных на белорусском рынке делают скидки постоянным клиентам за безаварийную езду. Сумма может снизиться на 20 процентов и более: все зависит от страховщика и стоимости автомобиля. К примеру, в одной известной кампании уже первый договор страхования рассчитывают по более низкой цене, если у вас уже есть оформленные договоры с компанией. Если нет – предлагают оформить на месте. Дополнительная страховка обойдется примерно в 15—20 долларов. Но при стоимости автомобиля в 34 000 рублей чистая экономия по КАСКО достигает 160 долларов.
Что касается совместимости отсутствия техосмотра и наличия КАСКО в кармане, к сожалению, все не так однозначно, как хотелось бы. Причем сколько страховых компаний, столько и подходов. Обзвонила разные частные инстанции, но практически везде звучало одно и то же: если нет техосмотра, то и смысла страховаться нет. Правда, в одной из них сделали оговорку: если в протоколе ДТП инспектор ГАИ не зафиксирует отсутствие техосмотра, то оснований для отказа в возмещении ущерба не будет. Этот момент, кстати, страховые компании прописывают в своих Правилах — надо внимательно читать и изучать договор, прежде чем его подписывать. При этом, как мне пояснили, если вы заявляете о наступлении страхового случая без привлечения инспектора ГАИ, также можно рассчитывать на выплаты. Так что, Иван Анатольевич, вам, скорее всего, отказали необоснованно – перечитайте Правила вашей компании, чтобы быть уверенным наверняка.
Но если частные компании более-менее работают по единому сценарию, то у государственных структур немного иные методы, если не сказать противоположные. К примеру, в одной госкомпании мне разложили полную картину по КАСКО: отсутствие техосмотра учитывается лишь в установлении причинно-следственных отношений ДТП. Виноваты вы в аварии или нет – ущерб вам возместят в любом случае. Откажут лишь, если будет установлена техническая неисправность машины, которая и повлекла за собой происшествие. Например, разбитая подвеска, неработающие фары, неисправные тормоза или рулевое управление. Но и в этом случае все индивидуально. Окончательный вердикт вынесет экспертиза.
И вот в ноябре прошлого года, когда случились первые заморозки, Владимир попал в аварию. На обледеневшей дороге машину снесло на ровном месте. Водитель не удержал автомобиль и вылетел в кювет. Никто не пострадал, но транспортное средство оказалось сильно повреждено. Владелец сразу позвонил страховщикам, спросил, что делать. Представители страховой компании сказали вызывать ГАИ, эвакуатор, подтвердили, что оплатят расходы.
— Я их предупредил, что на машине нет техосмотра, на что мне ответили — думаем, проблем не будет. ГАИ сразу выписала штраф о том, что нет при себе техосмотра. Я им честно сказал, что ТО не пройдено, и получил второй протокол за техосмотр. За ДТП тоже выписали штраф с формулировкой: не учел погодные условия, не справился с управлением, допустил выезд автомобиля в кювет, — признается Владимир.
После аварии Владимир начал собирать документы для страховой. Обратился к ним за оценкой. После экспертизы машина была признана погибшей. Начался период ожидания. В страховой говорили, что ждут ответа из ГАИ — делали запрос по поводу штрафов водителя.
— Я два раза к ним приезжал, просил дать хоть какой-то ответ, потому что машина стоит в гараже и непонятно, что с ней делать. В итоге мне пришло уведомление на почту о том, что мне отказано в выплате, — говорит Владимир.
После этого автовладелец решил обратиться к адвокатам и оспорить решение. По мнению клиента, страховая компания должна была аннулировать договор после того, как не были предоставлены сведения о пройденном техосмотре. Но, по словам Владимира, ему продолжали приходить эсэмэски с напоминанием об уплате взносов, и он исправно эти взносы оплачивал. Кроме того, Владимир указывает на то, что при первом обращении его не предупредили о том, что при отсутствии техосмотра могут возникнуть проблемы. Наоборот, говорили о том, что вопрос решится.
— Когда были мелкие выплаты по царапинам, о техосмотре не вспоминали, а как только наступил серьезный страховой случай с погибшим автомобилем, то вспомнили о том самом пункте договора с техосмотром, — возмущен Владимир.
— У нас не является страховым случаем повреждение транспортного средства, которое произошло в результате участия в дорожном движении, и при этом водитель был привлечен к ответственности за отсутствие техосмотра. Это очень узкое ограничение, которое включает одновременно три условия: транспортное средство участвовало в дорожном движении, техосмотр не был пройден, водитель привлечен ГАИ к ответственности за отсутствие техосмотра. Перед тем как принять решение об отказе в страховой выплате, мы отправляем запрос в ГАИ. Если подтверждается, что водитель наказан за отсутствие техосмотра, это является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, — пояснила нюанс Инна Анзоровна.
На заключение договора страхования отсутствие техосмотра никак не влияет, однако то, что он не пройден — полная ответственность страхователя. Обязанность по прохождению техосмотра на него возлагает не страховая компания, а законодательство. В правилах страхования компании указано следующее: при заключении договора страхования сертификат о прохождении техосмотра предоставляется при его наличии. В случае, если договор заключен без этого документа, страхователь обязан в установленные законодательством сроки пройти техосмотр и в течение семи дней предъявить сертификат в страховую компанию.
— Правила добровольного страхования утверждаются каждой страховой компанией самостоятельно, и они могут меняться с течением времени. В наших правилах страхования норма, касающаяся повреждения застрахованного транспортного средства, не прошедшего техосмотр, раньше была сформулирована по-другому. Там речь шла именно об участии в дорожном движении без прохождения техосмотра, безотносительно факта привлечения за это к ответственности. И выглядела эта норма гораздо шире. Но поскольку возникало много нюансов, то пришли к тому, что отказать в выплате страхового возмещения можем лишь при наличии постановления ГАИ о привлечении водителя к ответственности, — пояснила Инна Анзоровна.
То есть, если водитель участвовал в дорожном движении, не имея техосмотра, но при этом не привлекался ГАИ за это нарушение, то компания выплачивает страховое возмещение. В компании не исключили, что выплачивали Владимиру страховое возмещение за мелкие повреждения в результате ДТП без вызова ГАИ. В этот же раз его привлекли сначала за отсутствие документов о прохождении ТО, а потом проверили по базе и привлекли еще и за непрохождение техосмотра. Это и стало основанием в отказе выплаты.
В этой ситуации можно посоветовать страхователям лишь полностью исполнять требования законодательства, связанные с допуском к участию в дорожном движении.