Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье мы продолжим рассматривать изменения Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств», речь о котором уже заходила в предшествующей статье «Диагностическая карта транспортного средства вместо талона технического осмотра». Напомню, что в 2019 году талоны технического осмотра и международные сертификаты полностью заменены новыми диагностическими картами.
Сегодня же речь пойдет про срок действия диагностических карт, а также о периодичности прохождения технического осмотра различными транспортными средствами. Кроме того будут рассмотрены и прочие особенности, которые введены в действие последними поправками:
Прохождение техосмотра у дилера
Итак, первая особенность, о которой пойдет речь сегодня — это прохождение осмотра транспортного средства у дилера:
17) дилер — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств.
7) оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;
7) оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;
Итак, в 2019 году официальный дилер может выступать в роли оператора технического осмотра. Что из этого следует? Если в ближайшее время Вы будете проходить плановое техническое обслуживание у дилера, то Вы будете иметь возможность получить и диагностическую карту, которую впоследствии можно будет использовать при покупке полиса ОСАГО.
Пока что сложно сказать, принесет ли это экономию в денежном эквиваленте, однако время на прохождении техосмотра Вы сможете сэкономить совершенно точно.
Срок действия диагностической карты
О периодичности прохождения технического осмотра речь пойдет чуть позже, а сейчас давайте рассмотрим, на что влияет срок действия диагностической карты:
5. Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра.
5. Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия диагностической карты.
Итак, в соответствии с последними изменениями законодательства, Вы обязаны предоставить автомобиль на технический осмотр в течение срока действия диагностической карты. Сам срок, естественно, будет указан в самой карте.
Еще раз хочу обратить Ваше внимание, что ехать на техосмотр нужно не после указанной в диагностической карте даты, а еще до ее наступления.
Периодичность прохождения техосмотра
Ну и последние поправки, которые могут заинтересовать рядового автолюбителя, относятся к периодичности прохождения технического осмотра.
2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска в обращение, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи):
1) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
3) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
4) мототранспортные средства.
2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи):
1) легковые автомобили;
2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
4) мототранспортные средства.
Итак, обратите внимание, что из предыдущего пункта федерального закона исключены несколько фраз.
Во-первых, от техосмотра в первые 3 года теперь освобождаются все легковые автомобили, независимо от их массы.
Во-вторых, от техосмотра в первые 3 года также освобождаются все прицепы и полуприцепы. Здесь на всякий случай напомню, что прицепы, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу менее 3500 кг, с 1 января 2012 года вообще не должны проходить техосмотр. Все остальные прицепы и полуприцепы могут игнорировать техосмотр лишь в первые 3 года.
Кстати, ранее прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вообще не фигурировали в Федеральном законе «О техосмотре», что вызывало непонимание в кругу их владельцев. Теперь эта неточность устранена.
В-третьих, устранена и еще одна неоднозначность. Теперь 3 года рассчитываются не с момента выпуска в обращение, а с момента выпуска транспортного средства. Т.е. старые автомобили, ввезенные из-за границы и выпущенные в обращение в этом году, больше не имеют никаких привилегий в плане технического осмотра. Это вполне логично.
4) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):
а) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
г) мототранспортные средства.
4) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):
а) легковые автомобили;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
г) мототранспортные средства.
2) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска в обращение (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):
а) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
г) мототранспортные средства;
2) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год выпуска) (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):
а) легковые автомобили;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
г) мототранспортные средства;
Похожие изменения произошли и еще в двух пунктах Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств».
Теперь, во-первых, расчет периодичности прохождения техосмотра осуществляется начиная с года их выпуска.
Во-вторых, все легковые автомобили, полуприцепы и прицепы (кроме легких прицепов принадлежащих физическим лицам) должны проходить техосмотр со следующей периодичностью:
- Через 3 года после выпуска.
- Через 5 лет после выпуска.
- Через 7 лет после выпуска.
- Далее — каждый год.
На этом рассмотрение изменений Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств» закончено. При желании Вы можете изучить актуальный текст документа самостоятельно.
Ну а в следующих статьях на ПДД Мастер речь пойдет об изменениях других автомобильных нормативных правовых документов.
Наличие в собственности автомобиля подразумевает не только его эксплуатацию, но и несение определённых расходов, связанных с поддержанием технически исправного состояния с целью обеспечения безопасности использования.
Государство возлагает на автомобилистов ответственность по содержанию транспортных средств, находящихся в их собственности. Поэтому так важно знать, какой срок действия диагностической карты для ОСАГО?
Диагностическая карта и её предназначение
Единственным подтверждением, свидетельствующим об исправности авто и факта его прохождения технического осмотра, выступает диагностическая карта.
Выдаётся на стандартном листе А 4. Содержание документа представлено в табличном виде, с отображением сведений об исправности прошедших диагностику узлах автомобиля.
Обязательным элементом диагностической карты является заключение, свидетельствующее о соответствии автомобиля установленным требованиям безопасности.
Указанный документ является срочным. Другими словами, по истечении срока его действия владелец транспортного средства обязуется заново пройти технический осмотр на предмет состояния машины в момент проведения диагностики.
Без подписи технического специалиста, уполномоченного на проведение проверки состояния автомобиля, она недействительна.
Ответственность за выдачу документа, свидетельствующего о техническом состоянии транспорта, несёт оператор и эксперт ТО.
Диагностическая карта оформляется в письменной форме в 2 экземплярах:
- выдаётся собственник автомобиля;
- остаётся у оператора на хранение — 3 года.
Помимо этого, документ формируется в электронном виде с последующей отправкой в единую информационную систему технического осмотра. В электронном архиве информация хранится на протяжении 5 лет.
Важно отметить, что срок действия диагностической карты для ОСАГО не прекращается даже при условии смены собственника транспортного средства.
Хранение данных в электронном варианте позволяет без труда получить дубликат диагностической карты в случае её утраты. Указанная услуга не безвозмездная, стоимость которой составляет 300 р.
Правила дорожного движения РФ не обязывают водителя постоянно возить с собой диагностическую карту, а её наличие потребуется исключительно для оформления полиса ОСАГО.
Срок действия
По своей сути она представляет собой привычный многим талон техосмотра, ранее применяемый на практике.
Срок её действия напрямую зависит от возраста и года выпуска:
- От 3 до 7 лет – действует 2 года.
- Более 7 лет – выдаётся на 1 год.
- Менее 3 – прохождение ТО не требуется, поскольку автомобиль находится на гарантийном обслуживании.
Владельцы транспортных средств, осуществляющие пассажирские перевозки, с посадочными местами более 8, должны проходить ТО не менее 2 раз в год.
Предусматриваются иные категории транспорта, для которых установлены особые правила прохождения осмотра, а именно каждый год:
- грузовики, массой до 3,5 т.;
- автомобили, используемые в процессе обучения будущих водителей;
- транспорт, оборудованный специальными сигналами.
Владельцу транспортного средства отводится 20 суток для устранения выявленных неполадок, не позволяющих эксплуатировать транспорт.
После приведения автомобиля в соответствующее техническое состояние его собственник может получить диагностическую карту и заключить страховой договор.
Где получить
Теперь пройти техосмотр и получить необходимый документ можно в любой, специализированной организации:
- Станции технического обслуживания.
- Дилерские центры.
- Организации, сотрудничающие со страховщиками.
- Компании при автосалонах, где приобреталось транспортное средство.
Указанные нововведения существенно облегчили жизнь автомобилистам. До внесения корректировок в действующую нормативную базу ДК выдавалась исключительно в территориальных отделениях Госавтоинспекции по месту регистрации.
Можно ли оформить без осмотра машины
Любое оформление документации требует временных, а в некоторых случаях ещё и — финансовых затрат.
В интернете можно найти огромное количество предложений оформить ДК без фактического осмотра транспортного средства.
Что предлагают такие компании:
- индивидуальный подход к каждому потенциальному клиенту;
- прохождение процедуры только на основании предоставленных сканированных копий документов на транспортное средство;
- доставку ДК лично в руки автовладельцу;
- акции, при условии заключения договора в предлагаемых страховых компаниях;
- предоставление гарантии юридической чистоты подготовленной документации и внесения информации в Единую Автоматизированную Информационную систему технического осмотра;
- гарантия возврата денежных средств, если страховая компания откажется заключать договор ОСАГО по представленным документам.
Первое, на что следует обращать внимание при обращении в такого рода организации – наличие аккредитации. Только аккредитованные компании уполномочены оформлять ДК и вносить соответствующую информацию в специализированную базу.
Для проверки компании можно воспользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков на предмет наличия организации в соответствующем реестре аккредитованных компаний.
Не имеет значения, какое количество положительных отзывов оставлено на официальном сайте предполагаемого оформителя ДК. Полагаться исключительно на мнения людей, зачастую намеренно оставляющих недостоверную информацию как минимум глупо.
Недостатки дистанционного оформления
- Услуги дистанционной диагностики зачастую обходятся клиенту в 2 раза дороже, чем реальное прохождение процедуры.
- Сомнительная возможность сэкономить собственное время, поскольку прохождение осмотра технически исправного автомобиля займёт не более получаса.
- Наличие реальных проблем с автомобилем может привести к непредвиденным обстоятельствам.
Риски
Удалённое оформление несёт определённые риски. Как уже отмечалось, вносить информацию в единую базу могут исключительно аккредитованное операторы техосмотра. Сведения вносятся экспертами по результатам проведённой диагностики, если нареканий к состоянию автомобиля не возникло.
Законодательство предусматривает ответственность для организаций, оформивших фиктивный допуск к использованию автомашины, а также — внесение в базу заведомо ложной информации. Сумма штрафа составляет от 100 до 300 тыс. руб.
По причине неудовлетворительного технического состояния автомобиля или его внезапной поломки, существенно возрастает риск его попадания в ДТП. Поэтому неисправности должны быть диагностированы и устранены своевременно. Исходя из этой же идеи, страховая компания вправе обратиться с иском к оператору техосмотра для взыскания осуществлённых ею страховых выплат владельцу пострадавшего в аварии автомобиля.
Учитывая размер штрафных санкций и возможные негативные последствия, представляется, что мало какие компании будут заниматься махинациями именно с картой диагностического осмотра.
Ещё один немаловажный нюанс заключается в том, что каждый страховщик перед заключением страхового договора в обязательном порядке проверит подлинность своей диагностической карты.
Важно понимать, что диагностическая карта — прежде всего унифицированный документ строгой отчётности. При её регистрации в единой базе, ему присваивается индивидуальный идентификационный номер.
Поэтому за подделку документов или подачу заведомо недействительной карты проверки технического состояния автовладельцу может грозить ответственность в виде:
- штрафа, который составляет до 80 тыс. руб.;
- взыскания в размере полугодичного дохода виновного лица;
- арест на 6 месяцев;
- исправительные работы до 2 лет;
- обязательные работы.
Как видно, санкции за попытку слукавить довольно серьёзные. И, прежде чем заниматься такого рода мошенническими действиями, лучше подумать, стоит ли оно того.
Сначала — карта, а потом — страховка
Возможность заключения страховки ОСАГО вытекает из самого наличия диагностической карты. Указанные документы напрямую взаимосвязаны. Если будет выявлено, что в страховом полисе отсутствуют сведения относительно результатов пройденного обследования, то такой документ признаётся недействительным.
Как следствие, при выявлении недействительного полиса, автолюбитель будет оштрафован со стороны сотрудников ГИБДД. И при наступлении страхового случая рассчитывать на получение выплат от страховой компании такому гражданину уже не стоит. Ни один суд не встанет на его сторону, поскольку правила заключения страхового соглашения требуют наличия действующей карты диагностического обследования.
Кроме этого, затраты на ремонт в таком случае полностью возлагаются на автовладельца — виновника аварии.
Поэтому лучше потратить лишний час для тщательного изучения страхового договора и карты, чтобы не стать жертвой недобросовестных поставщиков услуг.
ОСАГО без техосмотра
Нововведения в законодательстве лишили сотрудников ГИБДД права проверять у водителей наличие документов о пройденном техосмотре.
Поэтому в настоящее время указанный документ потребуется исключительно при оформлении договора страхования.
Поэтому само наличие у водителя такого полиса уже свидетельствует о технической исправности его автомобиля. И у инспекторов не должно возникать вопросов по поводу возможных неисправностей.
Однако, законодательством предусматриваются исключительные случаи, когда оформить полис ОСАГО без ТО возможно:
- Возраст транспортного средства не превышает 3 года.
- Оформляется временная страховка, сроком на 20 дней для ввезённых транспортных средств. Такой вид страхования необходим, чтобы автовладелец мог на законных основаниях самостоятельно привезти автомобиль до аккредитованного пункта ТО или месту регистрации.
- Приобретённое транспортное средство имеет действующую диагностическую карту.
При возникновении вышеуказанных ситуаций страховая компания не вправе отказать собственнику автомобиля в оформлении страхового договора без предоставления новой диагностической карты.
Во всех остальных ситуациях прохождение технического осмотра является обязательной процедурой перед страхованием гражданской ответственности.
Автовладелец должен понимать, что транспортное средство относится к источнику повышенной опасности. В судебной практике можно найти множество прецедентов, когда водитель становился виновником ДТП именно по причине наличия неисправностей в его транспорте.
Желая сэкономить, собственник порой использует нелегальные и фиктивные способы оформления диагностического документа. Поступая таким образом, он подвергает опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.
Проверить техническое состояние транспортного средства в любом случае необходимо регулярно. Это нужно делать, поскольку предупреждение неисправностей и своевременная реакция на выходящие из строя элементы автомобиля, сможет защитить его владельца от ДТП и непредвиденных ситуаций.
Собственники автомобилей, имеющие опыт взыскания денежных выплат со страховых компаний, подтвердят, что страховщики очень неохотно расстаются с деньгами. При проведении анализа случившейся ситуации, подпадающей под страховой случай, они всегда тщательно изучают каждый имеющийся документ, чтобы найти зацепку для отказа в предоставлении компенсации.
Поэтому автовладельцы должны помнить, что лучше не экономить, и вовремя соблюсти все требования законодательства, касающихся как технического состояния автомобиля, так и страхования, чтобы в дальнейшем не столкнуться с куда более серьёзными проблемами.
Диагностическая карта и техосмотр являются одними из основных документов, без которых нельзя участвовать в дорожном движении. Всем автомобилистам важно быть юридически подкованным и знать нюансы прохождения техосмотра, сроки действия диагностической карты и возможно ли получить ОСАГО с просроченной диагностической картой или без нее.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО
В 2012 году отменили такой документ как талон техосмотра. Вместо него нужно иметь диагностическую карту (ДК). Такой документ получает каждый автовладелец после прохождения ТО машины. Однако талон техосмотра и диагностическая карта — это разные документы и различным назначением. Ранее талон подлежал проверке вместе с прочими документами на авто и при его отсутствии на автовладельца накладывался штраф. ДК не проверяется инспекторами ГИБДД и нужна лишь для того, чтобы заключить договор ОСАГО.
Для того чтобы купить страховой полис на машину потребуется предоставить действующую ДК. Для этого нужно знать сроки актуальности такого документа:
- для авто, выпущенных менее 3 лет назад, ДК для приобретения полиса ОСАГО не требуется;
- для машин, возрастом 3-7 лет, диагностическая карта действительна на протяжении 2 лет;
- если возраст авто больше 7 лет, то ДК выдается на год.
Актуальная диагностическая карта должна быть только в момент непосредственного оформления договора ОСАГО.
Большинство страховых компаний не заключают договоров с авто владельцами, у которых нет диагностической карты или таковая просрочена. Без пройденного техосмотра купить полис ОСАГО могут автовладельцы транспортных средств, возраст которых не более 3 лет.
Некоторые страховые компании сотрудничают с пунктами технического осмотра транспортных средств и заключают договора ОСАГО с автовладельцами без диагностической карты и обязывают пройти технический осмотр автомобиля в определенный срок. Вместе с полисом ОСАГО в такой ситуации страховой агент выдает договор на прохождение технического осмотра. Несмотря на то что полис ОСАГО страховая компания может выдать без ДК, направив автовладельца на прохождение ТО, нельзя игнорировать данную процедуру.
Если технический осмотр не будет пройден в оговоренные сроки, при ДТП и необходимости получить страховую выплату, автовладелец рискует получить отказ от страховой компании и будет вынужден самостоятельно компенсировать ущерб.
В соответствии с п. 2 ст. 12.1 КоАП РФ автомобилисты, которые не прошли технический осмотр своего транспортного средства, могут быть оштрафованы на сумму от 500 до 80 рублей. Но, учитывая что талон ТО и ДК инспектор ГИБДД проверить не может, такой штраф можно получить, например, только в случае ДТП, когда все документы под лежат автоматической проверке.
Как такового штрафа за просроченную ДК нет, однако без действующего такого документа невозможно приобрести полис ОСАГО. Если участвовать в дорожном движении без полиса ОСАГО, это повлечет за собой штраф в размере 800 рублей в соответствии со ст. 12.37 ч. 2 КоАП.
Как узнать срок действия диагностической карты
Чтобы узнать, действительна ли ДК, нужно разбираться в кодах, которые присваиваются каждому документу. В ДК указывается два кода:
- 15-значный обозначает номер в реестре Российского Союза Автостраховщиков;
- 21-значный код называется кодом ЕАИСТО и проставляется в конце документа. Первые шесть цифр этого кода обозначают дату, когда проходился технический осмотр автомобиля. Формат даты в коде гг-мм-дд.
Чтобы понять, на протяжении какого периода действует ДК, нужно обратить внимание на первые шесть цифр 21-значного кода и отсчитать от даты прохождения ТО период её действия.
Диагностическая карта остается актуальной на протяжении всего срока ее действия, независимо от того, меняется владелец авто или нет.
Периодичность прохождения техосмотра машины
Учитывая, что диагностическая карта теряет свою актуальность при наступлении времени для прохождения следующего техосмотра, важно знать периодичность такого мероприятия. Как часто проходить техосмотр для получения диагностической карты автомобилисту зависит от класса автомобиля, его года выпуска и условий эксплуатации.
Если приобретённый автомобиль был выпущен не позже 3 лет назад, проходить техосмотр и получать диагностическую карту вовсе не требуется. Технический осмотр автомобиля понадобится только, когда возраст автомобиля превысит 3 года.
Независимо от того, приобретается автомобиль уже бывший в употреблении у частного лица или в салоне, периодичность прохождения техосмотра от этого не зависит. Сроки для ТО такие же, как и в любом другом случае, а именно:
- транспортные средства класса В, выпущенные от 3 до 7 лет назад, проходят техосмотр два раза за год;
- легковые транспортные средства, выпущенные больше 7 лет назад, проходят ТО один раз в год;
- грузовые автомобили до 3,5 тонн проходят техосмотр аналогично легковым транспортным средством;
- грузовые автомобили больше 3,5 тонн обязаны проходить техосмотр 1 раз в 12 месяцев.
Легковые автомобили класса B должны пройти процедуру ТО не позже даты окончания действия диагностической карты. Если автомобиль, возрастом более 3 лет, не имеется действующей ДК, то приобрести полис ОСАГО и участвовать в дорожном движении такому транспортному средству запрещено.
Сроки прохождения техосмотра для спецтранспорта следующие:
- автомобили, которые используются для перевозки опасных грузов, осматриваются один раз в полгода;
- легковые автомобили, которые используется как такси, автобусы или иной вид транспорта для перевозки пассажиров проходит ТО каждые 6 месяцев;
- спецтехника, тракторы, комбайны и прочие сельскохозяйственные машины обязаны проходить ТО раз в год;
- автомобили, которые оборудованы специальными сигналами, маячками должны посещать техосмотр один раз в год.
Если сельскохозяйственная техника используется только в определенный сезон, на технический осмотр ее нужно привезти не позже 15 дней с момента начала очередного периода работы.
Заключение
Чтобы не сталкиваться с неприятными ситуациями, которые влекут за собой значительные финансовые потери, стоит вовремя предоставлять свой автомобиль для технического осмотра. Без действующей ДК невозможно приобрести полис ОСАГО, а значит, получить страховую выплату в случае ДТП не получится, к тому же при проверке сотрудником ГИБДД документов на автомобиль можно получить штраф за отсутствие страховки.