Таким образом, при описанном в вопросе случае Вам выплатят рыночную стоимость автомобиля на дату дорожно-транспортного происшествия до момента причинения повреждений, за вычетом стоимости годных остатков.
18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:
а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;
б) в случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
19. К указанным в подпункте «б» пункта 18 настоящей статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.
Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, расходов на оплату связанных с таким ремонтом работ и стоимость годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России.
20. Страховщик отказывает потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Фактически это значит, что и для получения рыночной стоимости Вам придется доказывать свою правоту через суд. Ведь страховые считают по формле:
рыночная стоимость авто на момент ДТП минус стоимость оставшихся после ДТП пригодных частей автомобиля (запчастей).
Выплаты по ОСАГО – какие?
ОСАГО существует для одной-единственной цели – защитить виновника ДТП при наступлении страхового случая и возместить ущерб за него потерпевшему. Но если таким потерпевшим оказались Вы, то в 2019 году есть ещё целый ряд выплат и компенсаций в натуральном виде, которые Вы можете получить по ОСАГО после ДТП. Что это за выплаты и как их получать, давайте разбираться!
Выплаты от страховой сразу после ДТП
Итак, приводим список видов возмещения ущерба после ДТП со ссылками на действующее на 2019 год законодательство.
- Основание: статья 3 ФЗ «Об ОСАГО»,
- сколько: не более 400 000 при оформлении ДТП с сотрудниками полиции и не более 50 000, если авария оформлялась по европротоколу,
- в каких случаях: всегда, когда нанесён вред имуществу,
- как получить выплату после ДТП: подать правильный набор документов о страховом случае.
Или ремонт. Увы, но на сегодняшний день, за исключением исключений, которые перечислены в нашей статье о том, как получить выплату вместо ремонта, страховая компания по ОСАГО сама выбирает, как именно компенсировать причинённый Вам ущерб после ДТП.
Итак, сам принцип ОСАГО состоит в том, что автолюбитель платит страховую премию (стоимость полиса страховки), а при страховом случае – вред, причинённый им, возмещает страховая компания, которой он и оплатил эту премию.
Есть ряд тонкостей получения выплаты после аварии, и вот какие они:
- максимальная сумма выплаты на 2019 год составляет 400 тысяч рублей; если в ДТП участвовало несколько автомобилей, а виноват только один водитель, то каждый потерпевший может рассчитывать на эту сумму (она не делится между потерпевшими поровну); но если авария оформлялась по европротоколу, то на сегодняшний день Вам выплатят не больше 50 000 рублей;
- нередко страховая по ОСАГО занижает сумму ущерба или вовсе отказывает в выплате, поэтому приходится возмещать недостающую на ремонт сумму через суд; у нас есть отдельная статья о том, что делать при отказе в страховом случае;
- калькуляция возмещения вреда происходит с учётом износа деталей и компонентов автомобиля, поэтому суммы выплаты может не хватить на фактический ремонт машины, но недостающую сумму можно компенсировать напрямую с виновника (об этом ниже);
- её можно получить только если автогражданская ответственность виновника ДТП застрахована: у него действующий полис ОСАГО, он не просрочен и не поддельный.
Таким образом, выплата после ДТП за причинённый ущерб – это основное, что можно получить по ОСАГО. Более того, многие из нижеперечисленных дополнительных «бонусов» базируются именно на сумме за ущерб имуществу и выражаются в процентах от него.
- Основание: Постановление Пленума ВС №58 от 27.06.2013, п. 41,
- сколько: по специальному расчёту УТС, обычно около 7-11% от суммы ущерба,
- в каких случаях: если автомобиль не старше 5 лет, его износ не более 40%, и если на повреждённые детали ранее уже не выплачивалась УТС по ОСАГО,
- как получить выплату после ДТП: в заявлении при подаче документов в страховую указать требование возместить УТС.
Здесь всё просто! Если автомобиль повреждён, то даже после его восстановительного ремонта он потеряет в своей товарной стоимости. Соответственно, потерпевший остаётся «в минусе». Поэтому Верховный суд разъяснил, что потерпевшим не может быть отказано в возмещении утери товарной цены машины, если его возраст не старше 5 лет, а общий износ составляет не более 40% (расчёт износа будет в этом случае соответствовать калькуляции основной выплаты).
Будьте внимательны! По умолчанию страховая в полной мере исполнит свои обязательства, не выплатив УТС, если в заявлении Вы напрямую не укажете это. Поэтому требование о выплате УТС нужно прописывать в заявлении при подаче пакета документов по ОСАГО.
Более того, эту компенсацию можно получить в том числе и в страховых случаях, когда страховая компания направляет Вас на ремонт. Тогда УТС Вам выплачивают деньгами.
- Основание: статья 3 ФЗ «Об ОСАГО»,
- сколько: в полной мере фактически понесённые Вами расходы (но в пределах всё той же максимальной выплаты по ОСАГО),
- в каких случаях: всегда, когда расходы были обоснованы и не было альтернативы не нести их,
- как получить выплату после ДТП: указать в заявлении понесённые расходы и приложить оригиналы чеков.
Очевидно, что, если по автогражданке производится возмещение вреда, то это касается не только непосредственно вреда автомобилю. И не менее очевидно, что такой вред или дополнительные расходы должны быть прибавлены к основной выплате, чтобы компенсировать весь ущерб.
Сюда можно отнести большой ряд видов понесённых Вами расходов из-за ДТП. К наиболее распространённым относятся:
- услуги эвакуатора, если машина была не на ходу,
- испорченные в результате аварии другие вещи (багаж, одежда водителя/пассажиров и т.п.), которые не относятся к автомобилю,
- проведение экспертизы, если страховая согласовала с Вами, что Вы проводите её самостоятельно,
- оплата платной стоянки, если это было обосновано (объективно нельзя было поместить автомобиль на бесплатную стоянку),
- и множество других расходов, которые стали следствием исключительно случившегося ДТП.
Выплаты, если страховая отказала или недоплатила
Выше мы рассмотрели вполне стандартную ситуацию по ОСАГО, когда Вы обращаетесь в страховую с определёнными требованиями, и она их удовлетворяет. А вот если страховщик отказывает в удовлетворении таких требований или исполняет их не полностью, то тогда Вам могут быть положены дополнительные выплаты ко всем вышеперечисленным. Но при определённых условиях.
Дело здесь в законодательстве 2019 года о защите прав потребителей и Гражданском кодексе, которые предусматривают дополнительные «бонусы», именно поэтому дела по страховым компаниям так любят автоюристы и даже выкупают их у потерпевших в ДТП.
Итак, что это за «бонусы»?
- Основание: статья 12, пункт 21 ФЗ «Об ОСАГО»,
- сколько: 1% от суммы выплаты ущерба за каждый день просрочки,
- в каких случаях: если просрочка имела место,
- как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.
По правилам у страховой компании есть 20 дней после подачи полного пакета документов на выплату возмещения ущерба либо направление на ремонт. После истечения этого срока начинается просрочка.
То есть, фактически неустойку можно получить по истечении 20 дней во всех 3 ситуациях:
- отказ в выплате – тогда 1% начисляется с 21 дня от подачи документов и до подачи иска в суд или досудебной претензии,
- просрочка выплаты – истребуется с 21 дня и до факта удовлетворения возмещения (обычно сумма получается небольшая),
- недостаточная сумма выплаты – тогда считается разница между фактической суммой ущерба и того, что оплатила страховая компания, и уже с разницы высчитывается 1% за каждый день с 21 дня.
Здесь достаточно много тонкостей, начиная с простого наличия доказательства о том, что документы Вы подали, и отсчёт срока для выплаты вообще начался и заканчивая уменьшением неустойки. Все их Вы можете рассмотреть в нашей статье о ситуациях, когда страховая отказывает в выплате.
Но случай уменьшения суммы неустойки мы рассмотрим отдельно. Дело здесь в соответствующей статье со счастливым (безусловно, счастливым для страховой) числом 333 Гражданского кодекса. Она разрешает судье уменьшать сумму выплаты неустойки почти во всех спорах по ОСАГО после ДТП. Вот пример судебного решения, где неустойка была уменьшена почти в 3 раза, и такое чаще всего и происходит.
- Основание: статья 151 ГК РФ,
- сколько: символическая сумма (обычно от 1 000 до 10 000 рублей),
- в каких случаях: если Вы докажете наличие моральных страданий,
- как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.
Моральный вред – очень спорный вопрос в любых судах. Дело здесь в том, что судебная практика 2019 года очень строго оценивает причинённые Вам в результате несвоевременной выплаты, отказа страховой или недостаточной выплаты моральные страдания и чаще всего уменьшает сумму в разы. Обычно такие суммы варьируются от тысячи до 10 тысяч рублей.
Вот пример уменьшения морального вреда с 10000 до 3000 рублей.
- Основание: статья 16.1 ФЗ «Об ОСАГО»,
- сколько: 50% от общей суммы иска,
- в каких случаях: только по суду,
- как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в исковом заявлении.
Да-да, штрафы бывают не только административные, но и гражданские – то есть в пользу истца. В данной ситуации штраф положен за отказ от досудебного урегулирования вопроса. И это ещё более тонкая выплата по ОСАГО после аварии, нежели перечисленные выше, которую можно получить не всегда, но часто.
Как Вы уже наверняка поняли, выплата штрафа возможна только в результате её назначения судьёй, потому как штраф именно за отказ от досудебного урегулирования вопроса с возмещением вреда. Часто бывает так, что страховая до последнего надеется, что Вы не подадите иск в суд, но, получив повестку, буквально за день до суда выплачивает все возмещения по иску. Здесь ничего не поделать – страховая исполнила свои обязательства и избежала штрафа.
Но даже если такое не случится, то, как и в обстоятельствах с неустойкой, судья вправе уменьшить размер штрафа, и чёткие 50% в законе для него не помеха. И аналогично размер может быть уменьшен в несколько раз.
И снова судебная практика:
- решение с уменьшением с 383(!) тысяч рублей до 7,5 тысяч,
- решение с уменьшением с 35 000 до 25 000 рублей,
- решение с уменьшением штрафа с 15 000 до 10 000 рублей.
Выплаты напрямую с виновника
Выше мы перечислили всевозможные выплаты, какие можно получить по ОСАГО после ДТП. Но ими не ограничивается возмещение вреда. Какие ещё выплаты могут быть напрямую с виновника?
Но прежде отметим, что если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то Вы можете рассчитывать на все вышеперечисленные требования, кроме штрафа и морального вреда, также неустойка будет считаться не утверждённым процентом, а разумной мерой по убеждениям суда.
Но и полис, купленный после 28 апреля, не дает стопроцентной гарантии, что за восстановление автомобиля не придется выкладывать свои кровные. Одно дело, если вы попали в небольшую аварию, в которой участвовали две машины и никто не получил травм. Тогда в своей страховой вы выбираете СТО и получаете направление на ремонт.
Но если столкнулись три машины или есть пострадавшие, отремонтировать автомобили или получить выплату в своей страховой компании уже не удастся — придется обращаться в ту, где застрахован виновник аварии. И в этом случае владелец поврежденной машины сможет получить только деньги, которых для ее полноценного восстановления вряд ли хватит.
СТО придется выбирать из списка, предложенного страховой компанией, потому что именно она ответственна за качество ремонта машины и сроки выполнения работ. В законе, правда, прописано, что пострадавший может обратиться в свой автосервис, но только в том случае, если страховая согласна — а уболтать ее будет сложно.
В отличие от добровольного страхования, в обязательном установлены серьезные требования к СТО — относительно сроков ремонта, гарантии на ремонт, использования новых запчастей. Это существенно ограничивает круг станций, с которыми страховые компании могут взаимодействовать. И это означает, что закон реально будет работать только в крупных городах.
Автосервис должен находиться не дальше 50 километров от места аварии или проживания автовладельца. А если до ближайшей из предложенных страховой компанией станций пара сотен километров? Не хочешь доплачивать за износ и доверяешь предложенной СТО — придется ехать. Не желаешь тащиться в такую даль — требуй денежную компенсацию. Деньги страховая выплатит, но, как и раньше, с учетом износа автомобиля.
Рекомендованная СТО обязана использовать только новые запчасти. Боюсь, для редких или снятых с производства машин быстро найти запчасти не получится. Владельцы таких автомобилей будут вынуждены подгадывать начало ремонта под поставку нужных деталей. Значит, до этого придется ездить на разбитом автомобиле, если, конечно, машина на ходу. А если нет — надолго стать пешеходом.
За ремонт не нужно ничего доплачивать — это главное преимущество новой системы. На работы по железу установлена полугодовая гарантия, а на лакокрасочный ремонт — год.
Вряд ли. При денежной выплате учитывается износ, поэтому для восстановления машины до идеального состояния, скорее всего, придется доплачивать из своего кармана — как это было и прежде.
Новые машины, не старше двух лет, обязаны ремонтировать только у официальных дилеров. А если гарантия на машину больше двух лет? Придется либо загодя оформить полис каско, чтобы гарантированно оградить себя от непредвиденных расходов, либо соглашаться на ремонт у неофициалов, которые часто не руководствуются технологиями восстановления машин конкретной марки.
Максимальный срок ремонта не может превышать 30 дней с момента представления автомобиля в автосервис. На случай, если станция не уложится в эти рамки, законом предусмотрена неустойка. Причем платить ее будет не СТО, а страховая компания. Штрафные санкции не драконовские (всего 0,5% стоимости ремонта за каждый день просрочки) и вряд ли будут дисциплинировать разгильдяев. Тем более что максимальная сумма неустойки не может превышать стоимость ремонта. В большинстве случаев месячного срока хватит на любые работы. Конечно, если в наличии окажутся запасные части.
Ответственность за качество ремонта несет страховая компания, ведь это она рекомендует СТО автовладельцу. Если машину отремонтировали плохо, нужно подать в свою страховую компанию соответствующее заявление. Все недоделки должны быть устранены.
Страховые компании изначально собирались иметь дело с теми СТО, с которыми они сотрудничали по каско, — таких на момент вступления закона в силу было больше пяти тысяч. Но в реальности по ОСАГО смогут работать не более трети из них. Этого явно недостаточно, чтобы удовлетворить всех клиентов, а поиск новых партнеров займет немало времени. Значит, в ближайший год большинство пострадавших в авариях будут получать деньги, как и прежде.