Ситуация с массовыми отказами автомобилистов от покупки обязательного полиса страхования гражданской ответственности усугубляется третий год подряд. Впервые за всю историю ОСАГО резкий спад заключения договоров был зафиксирован в 2015 году. Тогда, по данным ГИБДД, было выписано около 189 тыс. штрафов за это нарушение, в 2016 году этот показатель скакнул до 1,9 млн штрафов. По итогу прошлого года было уже выписано до 2,8 протоколов (+40%).
В 2013 году было заключено 42,7 млн договоров ОСАГО, в 2014-м — 42,6 млн, в 2015-м — 39,9 млн, в 2016-м — 39,1 млн, в 2017-м — 39,2 млн.
При этом парк легковых и грузовых автомобилей страны за это время значительно увеличился: с 44,6 млн автомобилей в 2014 году до 50 млн. По данным РСА, не менее 3 млн автовладельцев эксплуатировали машины без автогражданки или по поддельным документам.
— Прежде всего за последние несколько лет средняя стоимость страховки выросла более чем вдвое — это самый главный стимул отказа от ОСАГО. В то же время сама страховая услуга становится всё хуже — речь идет о последних поправках, связанных с ограничением выплат наличными деньгами автомобилисту при наступлении страхового случая. Кроме того, водители зачастую становятся жертвами мошенничества, добросовестно покупая фальшивые страховки, — считает Радько.
При ДТП отсутствие полиса ОСАГО у водителя несет потенциальные проблемы невиновному участнику аварии: взыскание средств придется производить через суд. По оценкам адвоката Сергея Радько, за последние три года в среднем количество таких разбирательств выросло на 15–20%.
— Если человек не нашел деньги на полис ОСАГО, то с большой долей вероятности у него нет средств и на оплату ремонта пострадавшей машины. Взыскания через суд могут длиться годами. Иногда судья выносит решение, приставы приходят конфисковать имущество, ничего стоящего не находят и выносят отказ в компенсации, — объясняет адвокат.
По мнению автомобильного эксперта Сергея Иванова, снижение количества заключенных договоров ОСАГО стремительно набирает обороты. При накоплении критической массы (8–10 млн автомобилистов) может возникнуть кризис доверия ОСАГО, который по принципу домино перерастет в повальный отказ граждан от обязательной страховки. Решением проблемы должно быть скорейшее снижение тарифов ОСАГО, убежден Сергей Иванов.
В РСА же полагают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. В союзе рассчитывают, что законодатели их пересмотрят. Также в объединении страховщиков настаивают на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения.
«Известия», ссылаясь на данные МВД, сообщили, что в 2017 году количество штрафов за езду без полиса автогражданки резко увеличилось — на 40% (до 2,8 млн шт.). В свою очередь, по данным, Российского союза автостраховщиков (РСА), примерно три миллиона автомобилистов сегодня ездят либо вовсе без ОСАГО, либо с фальшивым полисом. При этом число тех, кто заведомо покупает дешевый, но ненастоящий полис, невелико. «Отказников» гораздо больше. Главный их мотив при отказе от «автогражданки» очевиден — страховка стала для них неподъемной (слишком дорогой).
Почему так много автомобилистов решается на отказ от страхования автогражданской ответственности? Потому что «гаишников» на дорогах стало меньше, а штраф за отсутствие ОСАГО сравнительно невелик (на сегодняшний день он составляет 800 рублей). А как же вероятность ДТП? Не смешите! Кто в России беспокоится о таких мелочах? Мы же не «чайники» какие-нибудь, водим как боги. Короче, ничего с нами не случится. А раз так, то и полис нам не нужен!
Статистика утверждает, что еще три года назад полисы ОСАГО автовладельцы раскупали как «горячие пирожки». А потом вдруг как отрезало! В 2015 году, по данным ГИБДД, было выписано около 189 тыс. штрафов за это нарушение, в 2016 году этот показатель вырос до 1,9 млн штрафов. По итогу прошлого года было уже выписано до 2,8 млн протоколов на водителей, не имеющих при себе полиса ОСАГО.
Страховщики эту тенденцию подтверждают. Количество заключенных договоров, начиная с 2015 года, резко уменьшилось. И это притом, что автопарк в России продолжает расти. Вывод: либо водители ездят с поддельными полисами, либо вообще без них.
Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, возмещения убытков пострадавший в аварии может добиваться только через суд. Но если у ответчика не нашлось денег на страховку, с большой долей вероятности он не найдет средств и на возмещение ущерба по суду. Да, суд встанет на сторону потерпевшего, вот только взыскания могут длиться годами.
Что дальше? «Для ОСАГО может наступить «принцип домино», — считает автомобильный эксперт Сергей Иванов. Чем больше людей будут отказываться от покупки полиса, тем быстрее наступит кризис доверия к «автогражданке». Автомобилисты начнут поголовно отказываться от этого вида страхования. РСА вновь начнет ныть об убытках, судьям прибавится работы, а пострадавшим в ДТП — головной боли.
Вывод напрашивается следующий: тарифы ОСАГО надо не поднимать, а снижать. Правда, страховщики с этим не согласятся. Они требуют дальнейшего повышения тарифов, а также ужесточения ответственности для тех, кто выезжает на дорогу без оформленного по всем правилам полиса ОСАГО. Есть еще один вариант, который возможно «приструнит» нарушителей — отдать контроль за наличием полиса ОСАГО камерам фотовидеофиксации. Сделать это, как говорят специалисты, возможно.
ЧЕЛЯБИНСК, 11 окт — РИА Новости. Российские страховщики последние годы терпят убытки в сфере ОСАГО. Так, в стране до 6 миллионов граждан ездят без полисов ОСАГО, а поддельными бланками соответствующих полисов пользуются до 1 миллиона человек. Об этом в среду рассказал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.
Ефремов уточнил, что также большой проблемой в сфере мошенничества с ОСАГО являются поддельные бумажные бланки. «По нашим данным, на руках находится до 1 миллиона бланков, а это от 6 до 10 миллиардов рублей недополученных страховых премий, что тоже приводит к убыточности компаний», — добавил он.
Как пояснил начальник управления экономической безопасности ГУМВД России по региону Анатолий Сабодаш, в области полицейские экипажи ориентированы на выявление поддельных полисов ОСАГО, которых ежедневно выявляется от 3 до 10. «Также граждане должны знать, что им грозит уголовная ответственность за это», — отметил он.
По данным РСА, в первом полугодии 2017 года показатель по частоте страховых случаев вырос и составил 8% против 7,7% за аналогичный период 2016 года. В 2017 году средняя выплата в России по страховому случаю составила 78,2 тысячи рублей, в 2016 году — 64,7 тысячи рублей.