Ремонт машины по осаго нужно ли доплачивать

Все большее количество водителей жалуются на то, что СТО требует доплату за ремонт по ОСАГО. Какие действия следует предпринять автовладельцам?

Проблема выглядит так: после согласования со страховой компанией автосервис требует от водителя что-то доплатить. Это своего рода шантаж, вызванный желанием СТО заработать больше, но не только!

Напомним, реформа ОСАГО в 2017 году привела к тому, что в приоритете оказался не денежный, а натуральный вариант возмещения ущерба, а именно: восстановление поврежденного транспортного средства.

Автовладелец направляется страховой компанией в СТО, с которыми у страховщика есть договор сотрудничества. При этом новые автомобили должны походить ремонт у официальных дилеров в целях сохранения гарантии на машину. Авторемонтникам отводится 30 дней на восстановительные работы. Если страховая компания не может обеспечить отправку авто на ремонт в СТО, то убытки от аварии компенсируются деньгами.

По состоянию на конец 2017 года рост натурального возмещения у крупных компаний на рынке страхования составил 20%, то есть страховщики действительно чаще стали отправлять машины в ремонт.

СТО идут на требование доплаты за ремонт по ОСАГО потому, что калькуляция стоимости запасных частей не отвечает ценовым реалиям: денег, которые они получают за ремонт от страховой компании не хватает на проведение восстановительных работ. РСА же не спешит менять свои справочники, по которым ведется расчет стоимости ремонта.

Как быть автовладельцам?

Автовладельцам не нужно соглашаться с условиями, которые выдвинули на станции технического обслуживания. В автосервис водителя направляет страховщик, значит и расчеты должны осуществляться страховой компанией.

При этом добровольно можно заплатить, вернее доплатить, если на СТО действительно предлагают качественно отремонтировать машину, а средств, которые выделяет страховая компания не хватает. Водитель сам решает, нужно ли ему это или нет!

В противном случае водитель должен пожаловаться в свою страховую компанию, в РСА или в Центробанк. Разрешение ситуации займет некоторое время, но вопрос не останется без рассмотрения, потому что надзорные органы действительно следят за ходом реформы ОСАГО, они собирают прецеденты, чтобы в будущем усовершенствовать закон.

Владелец повреждённого автомобиля может выбрать ремонт в автосервисе вместо денежной выплаты по договору ОСАГО, если этот документ был оформлен до 28 апреля 2017 года. Однако многие разочаровались в этом способе возмещения ущерба из-за низкого качества ремонта. Стоит ли доверять страховой компании или лучше взять деньги?

Важное отступление

Старый порядок возмещения ущерба, когда потерпевший сам выбирает способ возмещения ущерба (ремонт или выплата), действует по договорам, оформленным до 28 апреля 2017 года. Если ущерб будет возмещён по полису, купленному после этой даты, то потерпевший получает право на денежную выплату только в исключительных случаях. Деньги вместо ремонта полагаются, если:

Кроме того, денежная выплата полагает в случае гибели потерпевшего. В иных случаях страховая компания возмещает ущерб путём ремонта транспорта на СТОА.

Качество ремонта

Главное достоинство ремонта на СТОА кроется в том, что потерпевшему не нужно оценивать репутацию станции техобслуживания. Вся ответственность за качество и срок ремонтных работ лежит на страховой компании. Большая часть страховщиков подходит к выбору партнёров весьма обдуманно, что позволяет быть уверенным в качестве ремонта.

В любом случае потерпевший вправе предъявлять претензии не работникам автосервиса, а менеджерам страховой компании.

Читайте также:  Что означает страхователь в полисе осаго

Правда, чтобы сохранить это право, не следует принимать автомобиль после ремонта, когда есть нарекания к качеству восстановительных работ.

В крайнем случае нужно описать в акте приема-передачи машины все претензии относительно качества ремонта. Естественно, автовладелец должен потребовать один экземпляр этого документа. Акт приема-передачи с указанием выявленных недочётов непременно понадобится, если дело дойдёт до суда. Кроме того, этот документ необходимо приложить к досудебной претензии.

Комплексный подход

Ещё одно преимущество натуральной формы возмещения ущерба – это возможность комплексного ремонта всех имеющихся повреждений. Другими словами, автовладелец может полностью восстановить машину, даже если какие-либо повреждения не относятся к страховому событию.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Ограниченный выбор

Безусловно, к недостаткам ремонта вместо денежной выплаты относится ограниченность выбора. Страховщики имеют договорные отношения лишь с некоторыми станциями техобслуживания. Следовательно, потерпевшему придётся выбирать СТОА из списка партнёров страховой компании. Такой вариант устроит не каждого автовладельца, ведь многие предпочитают пользоваться услугами конкретной СТОА, особенно если машина на гарантии.

Кроме того, потерпевший вряд ли проникнется доверием к страховой компании виновника аварии.

Особенно если впервые слышит о такой организации. Логично предположить, что порой возникают сомнения относительно благонадёжности СТОА из списка партнёров страховщика. Да, обычно в таком списке присутствуют только проверенные станции техобслуживания, но бывают и исключения.

Дополнительный минус

Потерпевшему могут отказать в ремонте машины на какой-либо СТОА из списка, предоставленного страховой компанией. Такое возможно, когда повреждённый автомобиль не подпадает под критерии договора между страховщиком и автосервисом. Например, если станция техобслуживания:

  • Специализируется на ремонте машин определенной марки.
  • Занимается устранением лишь отдельных дефектов (остекление, кузовной ремонт и так далее).

Если в результате аварии раскололся бампер, а в договор между страховщиком и СТОА не предусматривает ремонт таких повреждений, потерпевшему остаётся лишь выбрать другую станцию техобслуживания или потребовать денежную выплату.

Доплата за износ

Ещё один существенный недостаток возмещения в натуре – необходимость доплаты за ремонт при восстановлении подержанного автомобиля. Как известно, итоговая сумма возмещения уменьшается в зависимости от степени износа машины. При этом максимальный износ составляет не более пятидесяти процентов.

В случае с ремонтом подержанного транспорта автовладельцу придётся доплатить, даже если предполагается восстановление деталей, поврежденных в рамках страхового случая. Размер возможной доплаты в обязательном порядке указывается в направлении на СТОА.

Однако в некоторых случаях, в частности при наличии скрытых дефектов, размер доплаты может быть указан в документах, выдаваемых при приёме машины работниками станции техобслуживания. Так или иначе, автовладельцу должны сообщить о размере дополнительного платежа за ремонт до начала восстановительных работ.

Таким образом, потерпевший в любом случае несёт расходы при ремонте подержанного автомобиля.

При денежной выплате этого можно избежать, если удастся найти дешевые запчасти и автосервис с минимальной стоимостью ремонтных работ.

Срок урегулирования убытка

Страховщик обязан выдать направление на СТОА в течение двадцати дней с момента подачи заявления на выплату. В этот срок не входят праздничные дни, объявленные выходными. Чтобы получить направление на ремонт по договору ОСАГО , необходимо упомянуть об этом в заявлении на выплату.

Кроме того, в заявлении указывается, что автовладелец согласен на возможное увеличение срока ремонта из-за объективных обстоятельств. В частности, к ним относятся технологическая сложность ремонта и отсутствие комплектующих.

Читайте также:  Как расторгнуть полис осаго ингосстрах

На практике это означает, что работники автосервиса и менеджеры страховой компании могут искусственно увеличить срок урегулирования убытка. Да, ориентировочное время восстановления автомобиля непременно указывается в направлении на СТОА, но всегда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства для приостановки ремонта.


Итак, наступил 2019 год и автомобилисты уже ощутили на себе все прелести работы поправок к закону об ОСАГО, устанавливающих натуральное страховое возмещение в виде принудительного ремонта поврежденного автомобиля на СТО.

Страховщики так усердно лоббировали этот закон, объясняя необходимость его принятия своей убыточностью, борьбой с автоюристами-перекупщиками дел по ДТП, а также мошенниками. Что же в 2019 году страховые компании, да и все мы получили в итоге? Давайте попробуем сделать небольшой анализ итогов работы измененного закона. Скажем сразу — хорошего мы получили мало, и новый закон не работает так, как было задумано, по причине того, что он имеет существенные недостатки. Как мы видим, в 2019 году за ремонт по осаго требуют доплату и СТО и страховые компании.

Напомним – закон о замене денежных выплат принудительным ремонтом был принят 28 апреля 2017 года. Теперь, при заключении договора страхования и оформлении полиса ОСАГО автомобилист самостоятельно из предложенного страховщиками списка выбирает станцию техобслуживания (СТО), в которой, в случае аварии, будет отремонтирован его автомобиль.

Так же в соответствии с новым законом установлено, что:

  • восстановление автомобиля автомастерская должна проводить с использованием исключительно новых запчастей, и страховщик должен оплачивать их стоимость без учета износа автомобиля клиента;
  • срок на ремонт автомобиля не должен превышать 30 дней, а при его нарушении страховщик платит штрафные санкции 0,5% от страховой суммы;
  • гарантия на проведенные работы составляет 6 месяцев, а на ремонт кузова и его покраску – 1 год;
  • новые автомобили возрастом до 2 лет должны ремонтироваться в сервисе официального дилера.

И вроде бы всё идеально и продумано до мелочей. О доплате в законе не идет и речи! Однако так было задумано депутатами и страховщиками только в теории. На практике что-то пошло не так и автомастерские уже полгода не проявляют никакого желания работать со страховыми компаниями в рамках нового закона по ОСАГО и этому есть вполне разумные и оправданные причины. Корень противоречий кроется именно в упомянутой доплате разницы износа деталей ремонтируемого транспортного средства.

Недостатки нового закона об ОСАГО

На начало 2019 года, практика ремонта автомобилей клиентов страховых компаний в аккредитованных СТО практически отсутствует. Да, есть единичные случаи, когда автовладелец, страховщик и автомастерская приходят к консенсусу и машина уходит под всеобщее одобрение без упоминаний о доплатах в ремонт, однако в основной массе и у автосервисов, и у страховых компаний не получается договориться между собой по проведению ремонта автомобиля клиента. Виной тому — существенные недостатки в новом законе об ОСАГО, связанные с неотрегулированным вопросом возмещения разницы износа запчастей ремонтируемых автомобилей, или как мы уже говорили ранее — доплаты страхователем этих денег СТО.

Раньше было всё просто – долгие годы страховщики выплачивали денежное страховое возмещение своим клиентам, рассчитанное по Единой методике с учетом износа деталей поврежденного в аварии автомобиля. Автовладельцы были конечно недовольны таким положением вещей, однако свыклись со сложившейся практикой. К тому же, в 2017 году Конституционный суд РФ разрешил взыскивать этот самый износ с виновников аварий, что ранее было сделать практически невозможно.

Теперь, при обязательном ремонте автомобиля застрахованного автовладельца закон обязывает использовать только новые запчасти. Страховые компании, по идее и из здравого смысла, должны переводить на расчетный счет СТО денежные суммы по оплате ремонта без учета износа, то есть за установленные новые детали. Однако, страховщики не особо горят желанием оплачивать ремонт своих клиентов в полном объеме и возмещать ремонтной мастерской все затраты на проводимые ремонтные работы. Доплату просить стади с страхователей. Законно?

Читайте также:  Сгорела машина что делать осаго

Такой недостаток в работающем обновленном законе конечно же очень существенен, и полностью перечеркивает саму идею страхового возмещения в виде ремонта. Сегодня страховщики часто давят на СТО и навязывают им условия, при котором деньги за ремонт автомобиля будут перечислять в уменьшенном размере, учитывающем износ деталей. Остальное, по мнению страховщиков, должен доплатить страхователь.

Часто СТО требуют за ремонт по ОСАГО доплату с владельца машины. Это незаконно. Доплата автомастерской или страховщику за установку новых деталей не предусмотрена законом.

Уже есть случаи, когда автомастерские, желая зацепиться за клиентов по ОСАГО, соглашаются работать на таких условиях и, получив денежную сумму на ремонт автомобиля меньше стоимости такого ремонта – в тайне от автовладельцев используют бывшие в употреблении запасные части или ремонтируют своими силами поврежденные узлы и агрегаты транспортного средства.

В итоге – ремонт получается некачественным, а собственник автомобиля проводит независимую экспертизу и предъявляет требования о защите прав потребителя к страховой компании. И тут вновь автоюристы, поняв где можно охватить ОСАГО в новом направлении – начинают новую атаку на страховой бизнес.

Нужно ли осуждать юристов и адвокатов, отстаивающих интересы автовладельцев в судах и взыскивающих со страховщиков крупные денежные суммы в счет восстановления автомобиля после его некачественного ремонта, а также дополнительную неустойку, штраф, моральный вред и судебные расходы? Представляется, что пока закон имеет такие недостатки, ущемляющие права потребителей – действия автоюристов по их защите востребованы, необходимы и полезны. Также к автоюристу следует обращаться и в случае, если с Вас потребовали доплату за износ автозапчастей.

Теперь уже всем: и собственникам автомобилей, и страховщикам, и станциям ремонта стало понятно – институту ОСАГО самому нужен ремонт. Причем ремонтировать необходимо проблему регулирования объема страхового возмещения, перечисляемого в СТО страховщиком в интересах страхователя.

Однозначно, эта сумма должна не учитывать износ деталей автомобиля, и полностью покрывать затраты на установку на машину новых запасных частей. Законом этот вопрос прекрасно урегулирован, но он не работает в этой части. Теперь вопрос к страховщикам — смогут ли они переступить через свое желание иметь сверхприбыль и найдут ли в себе силы уменьшить свою маржу, повернувшись лицом к своим клиентам?

Читайте также: