Судя по всему, речь идёт об изменении ныне действующих значений. Сейчас тарифный коридор варьируется в диапазоне от 3 432 до 4 118 рублей. Это значит, что в сентябре следующего года он изменится до 2 402 – 5 353 рублей, а начиная с осени 2020-го – как минимум до 2 059 – 5 765 рублей.
На самом деле страховщики могут выбирать любое значение из коридора (сейчас это 3 432 – 4 118 рублей), а потом умножать его на различные коэффициенты, которые отличаются у каждого клиента. Однако, после того, как коридор был введён, большинство компаний выбрали верхнюю планку тарифа. Причин, которые не позволят страховщикам придерживаться той же тактики в дальнейшем, по сути нет.
Не совсем ясно, будет ли расширяться коридор в текущем году: ранее Центробанк заявлял о планах поднять и снизить границы тарифа на 20% – до 2 746 – 4942 рублей. Сначала первый этап либерализации ОСАГО был намечен на конец лета, потом перенесён на сентябрь, после на ноябрь. теперь он, судя по всему, перенёсся на следующий год и изменил часть значений.
Ещё Минфин настаивает на введении полисов с расширенными лимитами покрытия рисков (до одного и двух миллионов рублей), а также на оформлении страховщиками полисов сроком до трёх лет. Сейчас максимальный срок действия – один год.
Власти и страховщики продолжают обсуждать следующие шаги по изменению системы ОСАГО. В частности, предполагается, что тарифный коридор с начала следующего года расширят на 40% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, а с октября 2020-го – ещё на 30%. Сейчас компании имеют право выбирать базовую ставку для расчёта цены полиса из диапазона от 2 746 до 4 942 рублей. Получается, через год он составит 1 154 – 8 995 рублей.
Сейчас телематика иногда используется в каско: клиент платит полную стоимость по договору добровольного автострахования, но в случае, если он хочет получить скидку, он может установить датчик (за счёт страховщика!). На основе его показаний высчитывается вероятный риск попадания водителя в ДТП и определяется размер скидки. В итоге часть уплаченных денег водителю возвращают. Прибор, как правило, находится в машине несколько месяцев. Страховщики учитывают такие факторы, как резкость торможения, ускорения, перестроения, а также частоту и длительность использования автомобиля.
Принуждать автомобилистов к установке аппаратуры пока никто не будет, если страхователь не захочет делиться с коммерсантами маршрутами своих передвижений.
Жучка нет, скидки нет
Услуга страхования с телематическим датчиком сейчас распространена в сегменте автострахования каско: страховщики первоначально продают клиенту полис по максимальному тарифу, но если последний хочет получить скидку, ему предлагают бесплатно установить телематический GPS/ГЛОНАСС-трекер. На его показаниях определяется потенциальный риск ДТП исследуемого водителя и высчитывается скидка. Денежная разница перечисляется водителю на счет. Сами датчики устанавливаются без каких-либо доплат со стороны водителя и снимаются через один или несколько месяцев. Очевидно, по этому же принципу будут устанавливаться и датчики в ОСАГО, хотя вопрос времени их эксплуатации не оговорен в законопроекте.
ОСАГО по цене каско
Хуже всего, что сумма, которую придется выложить водителю без телематического датчика, уже в 2020 году для некоторых россиян может стать выше более чем на 100%. Так как тем же законопроектом предполагается отмена коэффициентов за регион проживания и мощность авто, но в то же время тарифный коридор предлагается расширить с 1 января следующего года на 40%, а с октября еще дополнительно на 30%.
Для примера: рассчитаем планируемую будущую стоимость полиса легкового автомобиля водителя физлица для таких городов, как Владикавказ, Находка, Абакан, Уссурийск, Черкесск, Волгодонск, Таганрог, Шуя, Старый Оскол, Клинцы Бугульма, Новочеркасск, пострадавшие от наводнения Тулун и Канск, и прочие города с невысоким индексом достатка населения. У них сейчас региональный коэффициент составляет 1, то есть ни скидки, ни надбавки за ОСАГО по региональному принципу им не положены.
ОСАГО отменять нельзя оставить
Желания страховщиков по повышению тарифов никак не обоснованы, считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.
По словам депутата, ОСАГО может быть убыточным для страховщиков, если суммарный годовой объем выплат по ДТП превысит 77% от всех сборов, 20% идут на заработок страховщика, а 3% — в резервный фонд.