Нужно ли страховать легковой прицеп по осаго

Здравствуйте, дорогие друзья! Согласитесь, что вопрос страхования транспортных средств является не только актуальным, но и довольно спорным. То и дело я слышу разговоры и читаю вопросы об ОСАГО на прицеп.

Как вы понимаете, речь идет об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев различных транспортных средств.

Буквально недавно мы обсуждали с вами вопрос регистрации прицепа в ГИБДД, оформления фаркопа, а также разбирались в теме техосмотра автоприцепов. Сделали выводы и дали развернутые ответы.

Потому сейчас считаю правильным затронуть вопрос ОСАГО более подробно и разобраться, что вы, как владелец прицепа, обязаны или не обязаны делать. Надеюсь, материал будет полезным, интересным и даст ответы на наиболее актуальные вопросы.

Немного из прошлого

Когда-то в нашей стране было принято закон об ОСАГО. Постепенно он становился дороже, но эксплуатация транспортных средств без полиса становилась невозможной. Нарушения карались штрафами. Распространённой проблемой была банальная просрочка документа.

Стоимость зависела от ряда факторов. Но особенностью было то, но ОСАГО требовалось оформлять не только к грузовому автомобилю или к легковому. Аналогичные правила согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности распространялись и на прицепы.

Не важно было, является ли это полис для физических или для юридических лиц. Платили и получали бумажки все без исключения. Разница в наказаниях для водителей с полисом и без него была внушительной.

Более того, автовладельцу, у которого был прицеп, помимо полиса на машину требовался еще и второй документ страхования на автоприцеп. Ведь тогда его считали отдельным транспортным средством.

Важные изменения в законе

Так нужна ли страховка сейчас? Ведь многие заявляют, что ничего подобного больше не требуется, можно спокойно ездить на машине с прицепом, словно сзади ничего и не прицеплено сцепным устройством. По крайней мере, в глазах сотрудников ГИБДД.

В 2007 году ситуация заметно поменялась, поскольку владельцы машин с максимальной массой до 3500 кг можно было не оформлять отдельное ОСАГО на прицеп. В полисе достаточно было вписать, что авто эксплуатируется вместе с прицепным ТС.

Этот закон действовал только на физических лиц и исключительно на легковые авто. Если вы были предпринимателем, то есть имели статус юридического лица и оформляли на него различные прицепы и тягачи, тогда ОСАГО оставалось отдельным для машин и прицепов.

Но наступил долгожданный 2014 год, по сравнению с которым в 2016 или 2017 году ничего кардинально не поменялось. Если быть точнее, то с 11.10.2014 года были приняты серьезные поправки к закону об автогражданке (ОСАГО). Суть его в том, что отдельную страховку попросту отменили на автоприцепы. И тут не имеет значение ничего из перечисленного:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо;
  • легковой автомобиль;
  • грузовая машина.

Теперь дела обстоят следующим образом. Если транспортное средство используется с прицепом, тогда при заполнении заявления на страховку, оформляемую для автомобиля, делается пометка. Это простая галочка, но она способна заметно повлиять на итоговую стоимость вашего полиса.

Читайте также:  Сколько по времени делается осаго

Важной особенностью нового закона является и то, что использовать можно любой прицеп. Указывать его спецификации, модель или номер теперь не нужно, как это было в бланках до 2014 года. Полис один, потому не важно, используете вы свой личный прицеп Кремень, Спутник или МЗСА, либо взяли у товарища прицеп по доверенности.

Делаем выводы, что отдельный документ ОСАГО для прицепов уже автовладельцам не нужны. Но о них вносится соответствующая отметка в полис на машину.

Несмотря на отмену обязательного страхования, физлица имеют полное право по собственному желанию оформить себе ОСАГО. Это уже считается добровольной страховкой и покупается по усмотрению самого владельца ТС.

Цена вопроса

Предположим, что вам нужно оформить страховой полис ОСАГО с прицепом на легковой автомобиль, грузовик или на тягач.

Согласитесь, что тут возникает закономерный вопрос — во сколько мне это все обойдется и как рассчитать стоимость.

Существует такое понятие как повышающий коэффициент. Он напрямую связан с тем, какой тип прицепного ТС вы используете. Это могут быть крупногабаритные грузовики с полуприцепами, строительная техника, какой-то загрузочный тракторный автоприцеп или самый обычный легковой вариант.

То есть коэффициент напрямую зависит от типа используемого автомобиля, транспортного средства.

Приведем несколько примеров.

  • Если это легковая машина физического лица, коэффициент равен 1;
  • При использовании прицепов на строительной технике, тракторах и подобных ТС, тогда коэффициент будет 1,24;
  • Грузовики максимальной массой до 16 тонн предусматривают коэффициент повышения в 1,4;
  • Если это легковая машина с прицепом, но владелец является юридическим лицом, показатель составит 1,16.

Давайте еще проще. А то какие-то коэффициенты, повышение. Можно запутаться.

Как используют эти показатели и зачем они нужны? Все элементарно. У вас есть легковая машина и вы юрлицо. Стандартный полис ОСАГО, допустим, стоит 10 тысяч рублей. Умножаем эту сумму на коэффициент за прицеп и получаем 11600 рублей. То есть вам придется заплатить за 1600 рублей больше. Это к вопросу о том, влияет ли как-то использование прицепа на итоговую стоимость страховки.

Соответствующий расчет делается исходя из каждого конкретного случая.

Есть категория автовладельцев, которые пытаются сэкономить и попросту не ставят себе галочку об эксплуатации прицепа при оформлении страхового полиса. Этого делать не стоит. Почему? Да потому что в случае аварии с вашим участием и по вашей вине отсутствие отметки не позволит получить выплату пострадавшему ТС. Следовательно, всю сумму за ущерб вы будете отдавать из собственного кармана. Хотите? Сомневаюсь.

ОСАГО и европротокол

Не мог пропустить этот момент, поскольку считаю его крайне важным в вопросах ДТП и получения компенсации по ОСАГО.

Европротоколом является специальная форма оформления при ДТП, которая заполняется самостоятельно для получения соответствующих компенсаций. Главной особенностью выступает отсутствие необходимости вызова дорожных служб.

Читайте также:  Как гибдд проверяет электронный полис осаго

Есть несколько условий, позволяющих воспользоваться возможностями европротокола:

  • ДТП произошло между двумя ТС;
  • оба водителя имеют полисы страхования;
  • ущерб составляет до 50 тысяч рублей;
  • между участниками отсутствуют разногласия по обстоятельствам аварии.

Как же закон об ОСАГО касательно прицепов повлиял на европротоколы? Примерно так. Автоприцепы больше не считаются самостоятельными ТС, потому даже в случае ДТП между двумя авто с прицепом у каждого применять такой формат протокола допускается.

Аналогично работает прямое возмещение понесенных убытков, то есть ПВУ, с двумя машинами, оснащенными автоприцепами.

Напоследок напомню, что такой закон о прицепах как уже несамостоятельных ТС приняли только у нас.

Потому если вы собрались ехать в другую страну, прихватив вместе с собой свой любимый прицеп, обязательно его застрахуйте. Иначе с полицией за рубежом возникнут проблемы.

Программа обязательного страхования ОСАГО таит в себе множество нюансов. Кроме того, в средствах массовой информации постоянно появляются статьи об изменениях в ОСАГО. В конце прошлого 2018 года автолюбители узнали, что законодательно изменился тарифный коридор базовой ставки, введены новые значения коэффициента, который зависит от возраста водителя и его водительского стажа. Затем мы узнали, что заработало Единое Бюро страховых историй, которое занимается учётом всех аварийных случаев на территории РФ. Однако те водители, которые задумались о покупке прицепа или впервые столкнулись с вопросами автострахования, интересуются: нужно ли ОСАГО на прицеп?

Можно сказать, что в водительских кругах информация по данному вопросу является противоречивой. Одни автовладельцы, опираясь на действующие правила ПДД, считают, что прицеп нужно обязательно страховать, другие опровергают данные заявления, но не знают, как отразится отсутствие страховки при возможном ДТП. Как выяснилось, закон относительно обязательного страхования прицепных устройств изменился ещё в 2007 году. В результате изменений отпала необходимость страховать прицепы для легковых автомобилей, собственниками которых являются частные лица. Для организаций, на балансе которых находится автотранспорт с прицепами, по-прежнему сохраняется обязанность страховать прицеп независимо от тоннажа автомобилей.

Нужно ли страховать прицеп к легковому автомобилю?

С 2002 года по 01 декабря 2007 года все владельцы автомобилей обязаны были дополнительно страховать свою автогражданскую ответственность и на прицепы. Это положение закона касалось как легковых транспортных средств (ТС), так и грузовых. Также ОСАГО на прицеп было обязательным для всех категорий собственников: частных граждан и юридических лиц.

Кроме вопроса, нужна ли страховка на прицеп, автолюбители интересуются следующими моментами:

  • нужно ли в полисе, в графе с примечаниями, указывать наличие прицепа?Ответ: частные автовладельцы легковых авто не обязаны вносить сведения о прицепе в действующую страховку транспортного средства. Такая обязанность есть только у владельцев грузового автотранспорта и юридических лиц;
  • можно ли застраховать прицеп на добровольных началах?Ответ: да, в добровольном порядке, в целях увеличения возможной страховой выплаты в рамках ОСАГО, можно застраховать любой прицеп.
  • как изменяется стоимость ОСАГО при добровольном страховании прицепных устройств?Ответ: при расчёте окончательной цены полиса с учётом прицепа используется специальный коэффициент на прицеп. Его показатель зависит от типа прицепа, веса и категории автомобиля, а также от собственника (гражданин или организация). Используется простое умножение стоимости полиса на коэффициент прицепа.
Читайте также:  Каков лимит страховых выплат по осаго

Диагностическая карта на прицеп

Когда необходима страховка?

В России страхование прицепа по программе ОСАГО обязательно только в следующих случаях:

  • для владельцев прицепов юридических лиц;
  • для прицепов весом более 0,75 тонны, которые используются грузовыми автотранспортными средствами.

Во всех иных случаях можно говорить о необходимости приобретения договора ОСАГО на прицеп на добровольных началах или на основании международных соглашений.

Необходимость добровольного страхования прицепного устройства может быть обусловлена:

  • желанием владельца увеличить возможную сумму страхового возмещения в случае ДТП;
  • сохранностью имущества от угона, порчи, кражи, хищения и стихийных бедствий.

Выезд за границу с прицепом

Собираетесь в заграничное путешествие на авто с прицепом? Поинтересуйтесь, нужна ли страховка на легковой прицеп для пребывания на конкретных иностранных территориях.

  • для посещения стран Европы цена полиса колеблется от 620 до 5600рублей;
  • для посещения украинских, белорусских, молдавских и азербайджанских территорий цена варьируется от 210 до 1400рублей.

Стоимость страхования прицепов

При расчётах стоимости страхования автомобилей с прицепом используется специальный коэффициент (Кпр). Формула для определения окончательной стоимости полиса ОСАГО выглядит следующим образом:

Цена полиса = Бст * Км *ТК * КВС * КБМ * Кпр, где:

Бст – базовая ставка ОСАГО;

Км – коэффициент мощности автотранспорта;

ТК – коэффициент территориальной принадлежности владельца автомобиля;

КВС – коэффициент зависимости возраста и водительского стажа водителя;

Кпр — коэффициент прицепа.

Если речь идёт о легковых авто в собственности организаций, то коэффициент будет равняться 1,16. Если о прицепах и полуприцепах, которые используются грузовым транспортом, то коэффициент варьируется от 1,25 до 1,4. Специальный автотранспорт, используемый для строительства и реконструкции дорог, облагается коэффициентом 1,24. Для всех остальных видов прицепов, а, значит, и для прицепов легковых авто, принадлежавших гражданам, применяется показатель, равный единице. Таким образом, стоимость полиса для частных автовладельцев, использующих прицепы, не изменяется.

Ответственность автовладельца

Ответственность автовладельца в рамках ОСАГО наступает в том случае, если:

  • у водителя нет действующего полиса (при этом нет такого понятия, как просроченная страховка). Штраф – 800 рублей;
  • конкретный водитель не указан в полис и не имеет права управления данным транспортом. Штраф – 500 рублей;
  • водитель на момент проверки не может предъявить полис, а инспектор Госавтоинспекции не может проверить его существование. Штраф 500 рублей;
  • в результате проверки обнаруживается использование фальсифицированного (фальшивого) полиса. Штраф — 800 рублей.

Контроль над соблюдением использования ОСАГО возложен на штатных сотрудников Госавтоинспекции. А административные штрафы накладываются на нарушителей согласно Кодексу об Административных Правонарушениях, статьям 12.37, часть 2 и 12.3 часть 2.

Заключение

В зависимости от типа транспортного средства, количества вписанных лиц и их стажа вождения,цена на полис может колебаться от 2-3 до нескольких десятков тысяч рублей. При этом максимальный размер компенсационных выплат по автогражданке не превышает 250 тысяч рублей. Насколько необходимо ОСАГО на прицеп, и где его следует оформлять, мы узнаем далее.

Нужно ли страховать прицеп

Основываясь на требованиях действующего законодательства РФ, можно сделать следующий вывод: на прицепное устройство страховка нужна, так как оно тоже является участником дорожного движения. Но на практике это правило не касается граждан,имеющих категории ВЕ и В1Е, при условии, что они не оформлены как юридические лица. А вот для юрлиц получение ОСАГО к прицепу считается обязательным, вне зависимости от типа их движимой собственности.

Как мы уже выяснили, ОСАГО на прицеп к легковому автомобилю в 2019 году не требуется для рядовых граждан. Однако относятся к подобным исключениям лишь те устройства для сцепки, у которых:

  • Снаряженная масса не превышает отметку в 750 кг;
  • Общий вес, в паре с легковой машиной, не достигает 3,5 тонн.

Если вышеперечисленные условия не будут соблюдены, то и обойтись без страховки при управлении самоходной техникой с погрузочной платформой автовладелец не сможет.

В соответствии с настоящими правилами дорожного движения, грузовым транспортным средством называется автомобиль, с массой более 3,5 тонн. Но в водительском удостоверении, помимо категории С, существует еще и отметка С1, подразумевающая легкие тягачи с весом менее 3500 кг. Так вот для них, как и для машин группы В, отдельная страховка на прицеп не нужна, при условии, что выбранная автомобилистом погрузочная платформа будет весить менее 750 килограмм, а общая масса состава не достигнет 3,5 т.

Основные страховые ситуации

В отличие от обычного транспортного средства, прицепное устройство получает по ОСАГО более обширный список страховых случаев, при которых компания предусматривает компенсационные выплаты. Сюда относят:

  • Кражу отдельных аксессуаров и принадлежностей грузовой платформы (колеса, борта, крепежные элементы, тент, и т. д.);
  • Хищение безмоторного ТС;
  • Причинение ущерба в результате акта вандализма;
  • Повреждения, полученные при дорожно-транспортном происшествии;
  • Полное или частичное уничтожение прицепа под воздействием пожара или природных катаклизмов (сильный ветер, наводнение, град);
  • Некачественное асфальтированное или плиточное покрытие, спровоцировавшее провал погрузочной платформы под грунт.

Важно знать! Такой же перечень рисковых ситуаций предусматривается и для владельцев транспортных средств категории В, оформляющих ОСАГО добровольно. А вот сама стоимость полиса для безмоторного ТС существенно уступает цене договора на легковые автомобили.

Этапы получения

Для того, чтоб получить бланк о защите гражданской ответственности на прицепное устройство, автовладельцу достаточно выбрать наиболее подходящую страховую компанию для заключения договора, и посетить ее офис, предоставив сотрудникам СК требуемый пакет документов. Если агенты примут заявление, то для завершения процедуры им понадобится регистрируемое ТС, чтобы провести его тщательный осмотр. Финальным этапом по выдаче ОСАГО станет оплата услуг страховщиков, которая производится в общепринятом порядке.

В перечень необходимых бумаг и справок, предусмотренных для оформления автогражданки, регламент РСА включает:


  • Паспорт владельца движимой собственности (также подойдут военный и пенсионный билеты);
  • Действующее водительское удостоверение собственника погрузочной платформы или полуприцепа, ВУ лиц, допущенных к его использованию на легковых и грузовых машинах (в том числе по генеральной доверенности);
  • Выписка из Госавтоинспекции, свидетельствующая о своевременной регистрации безмоторного ТС в единой базе;
  • Диагностическая карта, с данными о каждом проведенном техосмотре транспортного средства (получить такой документ можно в ГИБДД или на частных станциях техобслуживания).

Внимание! Вышеперечисленный список является обязательным к предъявлению во всех страховых компаниях, занимающихся выдачей договора о защите гражданской ответственности. Но для юридических лиц этот перечень будет несколько расширен.

Узнав, нужно ли страховать прицеп к легковому автомобилю в 2019 году, и какие бумаги могут требоваться для осуществления подобной операции, самое время перейти к еще одному немаловажному вопросу – стоимости ОСАГО, которая рассчитывается по следующей таблице:

Категория транспортного средства, используемого для сцепки с погрузочной платформой Повышающий коэффициент (вычисляется исходя из цены обязательного полиса на самоходную технику)
Легковая машина (В), весом до 3500 кг 1.16
Грузовое ТС, чья масса колеблется от 3,5 до 16 тонн (С1) 1.4
Тяжелые тягачи, вес которых превышает 16 т. (С) 1.25
Спец. техника (погрузчики, трактора, строительные краны и тельферы) 1.24

Если же у водителя имеется обширный опыт вождения, то конечная стоимость договора о страховании движимой собственности для него немного снизится. А вот при наличии в бланке нескольких лиц, допущенных к управлению ТС, цена на ОСАГО наоборот, вырастет.


Такого обозначения вполне достаточно, чтоб управлять машиной категории В на сцепке, не боясь придирок со стороны сотрудников Госавтоинспекции. Однако для спец. техники и тяжелых грузовых авто подобные методы внесения прицепного устройства в бланк ОСАГО не всегда подходят. Поэтому, прежде чем оформлять договор о защите гражданской ответственности на безмоторное ТС, нужно уточнить: подойдет ли он к вашей категории транспорта.

Ответственность за отсутствие полиса на прицеп

В соответствии с действующим законодательством РФ (а именно ст. 40 п.7.2 ФЗ), при передвижении на машине с погрузочной платформой на сцепке человек обязан иметь при себе оригинал полиса ОСАГО или же его электронную копию. Если же перечисленных документов у человека не будет, то при остановке инспектор Госавтоинспекции может выписать нарушителю штраф в размере 500 рублей. При повторном игнорировании этого же пункта правил, материальное взыскание увеличивается до 800 руб., а для самых злостных водителей КоАП предусматривает даже лишение прав, на срок от 3 до 6 месяцев.

Мы узнали, нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю, и как ее правильно оформлять в СК. В заключение остается добавить, что данный документ имеет очень широкий перечень рисковых случаев, а потому его использование на практике является более выгодным, нежели у стандартного ОСАГО. В особенности это касается ТС категории С, простаивающих с дорогостоящими грузами. Ведь в случае возникновения актов вандализма или при хищении товара на крупную сумму, все расходы придется покрывать агентству, а не самому водителю.

Читайте также: