В понятии страховых компаний, есть термин — полной (безвозвратной) потери автомобиля, не подлежащего ремонту, попросту говоря Тотал. Этот термин присутствует в ОСАГО и КАСКО. Если более детально его перевести на человеческий язык, получим следующее — восстановление машины будет больше ее стоимости. Как с этим столкнуться и что делать дальше, где могут обмануть, поговорим в нашем, редакторском материале.
Содержание
Тотал по ОСАГО
Закон ОСАГО четко прописывает нормы. В формулировке, есть четко обозначенные рамки — повреждения машины, которые невозможно устранить или их ремонт по своей цене будет равняться стоимости машины на момент аварии. Признать автомобиль Тоталом, может только эксперт.
Делается это так:
- оценивается цена машины на момент ДТП (сколы, состояние краски, вмятины, комплектация, пробег, число собственников). Анализ идет по вторичному рынку. Даже, если вы только, что выехали с автосалона, машина моментально теряет 20% своей цены;
оценивается стоимость уцелевших деталей, которые можно эксплуатировать в дальнейшем; - После оценки стоимости, из машины минусуются стоимость уцелевших деталей, с учетом их износа. Также, если машина ранее чинилась по страховой, то стоимость этих работ вычтут из суммы выплаты.
В итоге получаем сумму, которая страховая будет выплачивать, но не свыше 400.000 рублей. Все остальное, можно взыскать только путем обращения в суд, но если у виновника нету имущества или зарплата находится на МРОТ, ничего не выйдет.
Оценку ущерба можно оспорить, путем обращения к независимым экспертам, но даже в этом случае, упретесь в потолок 120.000 руб.
Тотал по КАСКО
В этом виде страхования, также есть этот термин, только изложен он более запутано. Начать можно с простой вещи, каждая крупная страховая компания, имеет свои нормы, чтобы квалифицировать машину, как затотателеную (читайте внимательно договор, при подписании).
В среднем в договоре четко указывается, что в случае серьезной аварии, машина признается затоталенной, если ее повреждения превысят отметку 70% от ее рыночной цены.
Для дорогих марок машин, бывают дополнительные пункты в договоре, где страховщик лично, без оценки и экспертиз, может признать безвозвратную потерю машины.
- Можно авто оставить у себя и попытаться уже самому продать битую машину. Страховая контора вычтет износ и стоимость уцелевших запчастей, причем все ценники будут несколько завышены. Также можно обратиться в контору по выкупу битых машин, пусть они скажут, за сколько готовы выкупить;
- Передать машину страховщикам, в таком случае из нее вычтут только износ деталей.
Рекомендуем заранее посчитать, что конкретно в вашем случае будет выгоднее.
При КАСКО, страховщикам выгоднее признать машину безвозвратно потерянной, чтобы далее не нести за нее риски, если ее починят и она вновь будет выйдет на дорогу, тем более, что страховка на машину остается в силе.
P.S. Также можете попробовать свои силы на аукционе битых машин, однако это будет актуально, если проживаете в городе миллионнике.
Почему это выгодно страховым?
Начнем с износа деталей. В договоре прописано, что каждый календарный месяц, любая деталь машины теряет 1% своей первоначальной стоимости. Признавая автомобиль потерянным безвозвратно, после выплаты, страховщики могут его отправить на утилизацию, снять уцелевшие детали и продать их по иной цене. Есть другой вариант — машину восстанавливают и выставляют на продажу со стандартным текстом “не бита не крашена”. Как правило придумывается душевная история, что продавец отец, только переехал жить к дочери в этот город, не хватает денег, и вынужденно продает дорогую машину.
Восстанавливаются машины на среднюю руку (запчасти берут с разборок, а вытягивают и красят кузов у знакомых мастерских) и что самое удивительное, по цене не сильно будут отличаться от среднерыночных.
Мы не утверждаем, что все страховые фирмы поступают именно так, пока эта практика мало распространена, так что, нужно быть более внимательным. Не верите нам? Найдите на YouTube канал “Эльдар автоподбор”, там есть как минимум 2 таких выпуска, где в прямом смысле ловил за руку.
Внимание
В отдельных случаях, страховщики могут изначально завысить стоимость оценки оставшихся запчастей, чтобы минимизировать выплату. Если вы не согласны с их решением, обратитесь к независимой экспертизе и далее идите в суд.
Также есть случаи качелей. Когда специалист, сначала считает стоимость ремонта (речь про машины с дорогим обслуживанием), и сумму выплаты. Если выгоднее, признать машину затоталенной, он посчитает это все в нужную сторону. Этот способ работает в обе стороны.
В случае кредитной машины, большую часть средств с выплаты, может забрать себе банк для погашения.
Ответственность за сохранность битой машины, лежит на страхователе, т.е, если есть будет причинен любой ущерб в виде вмятин, царапин или пропажи запчастей, никто это возмещать не будет (спойлер — даже через суд).
Если решили отдать машину и получить за неполную выплату, ждите сначала поступления средств на ваш счет. Не нужно сразу передавать ее юридическому лицу, иначе могут возникнуть бюрократические проволочки. Мы не говорим, что денег не увидите, все выплатят, вопрос как сразу.
Доброго времени суток. Попал в аварию, являюсь пострадавшим. Имею в собственности ВАЗ 2107. Получил удар в левый бок, надломилась междверная стойка, ушли пороги, двери под замену. По новым правилам меня отправили в СТОА(Деньги не выплачивают, а делают ремонт за счет ОСАГО) Сегодня получил звонок от назначенного мне СТОА. Они сказали что скорее всего не будут ремонтировать машину, т.к. она не уберется в бюджет который выделит страховая.
1 Вопрос: Как оформить документы на то, что мне отказываются делать ремонт? И собственно как получить деньги, если ремонт будет действительно больше рыночной стоимости машины.
2 вопрос: Что будет с машиной, если ее определят в «тотал»? Поясняю: Ее заберет страховая, или оставят ее мне? Возможно ли будет на ней ездить, если ее признают не пригодной к ремонту, как она будет оформлена?
Для ЛЛ: С машиной ничего страшного не случилось, никуда не увело, хотелось бы узнать, можно ли кататься на ней, если страховая ее определит в Тотал.
2 вопрос: Что будет с машиной, если ее определят в «тотал»? Поясняю: Ее заберет страховая, или оставят ее мне? Возможно ли будет на ней ездить, если ее признают не пригодной к ремонту, как она будет оформлена?
Ничего не будет, она останется у тебя. Выплатят среднюю стоимость машины того года, какой был у тебя, минус стоимость того то осталось. Если очень захотеть, то можно даже восстановить на эти деньги семерку, но проще купить другую.
У меня была Нексия 2005 года, после удара на пешеходном страховая оценила ремонт нецелесообразным. Средняя цена по дрому на такие машины 2005 года на тот момент 85 тыс руб, мне выплатили 60 с копейками, в 25 тыс соответственно оценили разбитую машину в текущем состоянии. (скупщики битых за неё столько и предлагали) Можно было даже восстановить за эти деньги машину в гаражном сервисе, но я не стал заморачиваться, и продал машину за 37 тыс.
Если СТО даёт решение, что это по страховке «тотал» — значит это «тотал». И восстановление безопасным способом для владельца невозможно. Другое дело что можно слепить «как есть», но тогда отвечать за здоровье водителя и пассажиров кто будет? СТО точно на себя не возьмёт ответственность — они же «официальная» станция (от страховой).
Машину в случае выплаты вам денег заберёт страховая, отдавать Вам никто не будет. Но возможны варианты, например, частичная выдача денег и отдача автомобиля. Только вот использовать по прямому назначению Вы автомобиль не сможете — по базе страховщиков он пойдёт как утиль — и ни одна страховая больше Вам полис не выпишет. Деньги, только деньги). Получить их просто — СТО оформляет документы что авто не подлежит восстановлению, передаёт документы страховой, страховая принимает решение о выплате денежных средств, деньги переводят Вам. Естественно вся схема работает только при Вашем активном участии))) Да, и если с суммой несогласны — независимая экспертиза, как впрочем если Вы не согласны и с решением СТО о «тотал»-е. Проведите независимую экспертизу — затраты не такие уж грандиозные, но в случае «войны со страховой результаты ой как пригодятся!
Например, до аварии ваш автомобиль (с учётом того, что эксплуатировался) стоил 300 тыс. руб. Для его ремонта после ДТП потребуется 350 тыс. руб. Значит, можно считать, что автомобиль не подлежит восстановлению, это и есть его полная гибель. Страховая компания в таком случае выплатит вам стоимость автомобиля до аварии, уменьшенную на цену оставшихся пригодными к дальнейшему использованию запчастей. То есть если годные запчасти стоят 30 тыс. руб., то вы получите 300 тыс. — 30 тыс. руб. = 270 тыс. руб. В интересах СК оказывается значительно понизить страховую сумму, для этого они завышают стоимость оставшихся запчастей.
Еще один способ решить проблему — передать погибший автомобиль в пользу СК и получить полную страховую сумму. Когда речь идет о дорогом автомобиле, складывается иная ситуация. Полная страховая сумма по ОСАГО составляет 400 тыс.руб. (для всех). В таком случае, если машина стоила 900 тыс. руб, ее ремонт после ДТП будет стоить 930 тыс.руб., а цена годных запчастей равна 300 тыс. руб.(900000 — 300000 = 600000), то СК в лучшем случае выплатит всего 400 тыс. руб. вместо предполагаемых 600 тыс., а оставшуюся сумму придется взыскивать с виновника ДТП уже через суд.
Важно: после пожара годных запчастей практически не остается, СК выплачивает страховую сумму в полном размере по стоимости авто на момент наступления страхового случая.
Полная гибель автомобиля по ОСАГО
Методы признания смерти авто регулируются с помощью Единой Методики, утвержденной Банком РФ. Заключение о гибели транспортного средства может выдавать эксперт-техник, который оценивает сумму ущерба имущества и подписывает экспертное заключение. Он работает в интересах фирмы-страховщика, поэтому и его выводы могут не вполне соответствовать действительности.
Если владелец не согласен с решением о полной гибели его авто, то имеет право:
- предоставить в суд доказательства о реальной возможности восстановления автомобиля;
- провести независимую экспертную оценку, и, если выводы экспертов не совпадают, требовать возмещения разницы оценок через суд;
- при полной гибели авто требовать точной рыночной оценки оставшихся пригодными запчастей;
- имея на руках договор с ОСАГО, лучше отказаться от имущественных прав на свою машину в пользу страховщика.
Полная техническая гибель автомобиля наступает, если его ремонт без учета износа дороже или равен его рыночной цене на момент возникновения аварийной ситуации. Рыночную стоимость нового автомобиля определить легко — чеки и договор станут доказательствами. Стоимость ремонта старого транспортного средства наверняка превысит его рыночную цену на момент ДТП, а годные запчасти с учетом их износа вообще не имеют высокой ценности. Интересы страховщика в этом варианте заключаются в существенном занижении рыночной цены машины.
Как платится ОСАГО, если наступает полная гибель машины
По утвержденным законодательством РФ правилам величина страховых выплат за погибший автомобиль должна соответствовать полной стоимости транспортного средства на момент произошедшей ситуации. Никаких вычетов из этой суммы не предусмотрено, однако страховщики всеми способами стараются занизить сумму выплат страхователю. Именно поэтому независимая экспертиза необходима.
Справка: во многих случаях клиент получает сумму, которой будет не достаточно для погашения долга по кредиту за автомобиль. Страховщик при этом получает авто, которое может восстановить и продать.
Выплата страхового возмещения зависит от решения страхователя. У него есть два различных решения:
- Получить полную страховую сумму, передав свой погибший автомобиль в распоряжение страховщика.
- Получить страховую сумму за вычетом амортизации авто и цены годных запчастей, оставив аварийную машину в своей собственности.
Максимальная величина страхового возмещения составляет 400 тыс. руб., причем в эту сумму не засчитывается износ автомобиля или стоимость его ремонта. Страхователь может отдать свой разбитый автомобиль страховщику без его одобрения. Согласно новому закону об ОСАГО страховое возмещение можно заменить ремонтом авто, во время которого компания экономит, используя бывшие в употреблении детали. Это противозаконно и может происходить только с письменного разрешения пострадавшего.
Для ремонта авто после аварии требуется покупка запчастей и расходных материалов, а также оплата услуг механиков, эвакуатора и за хранение транспортного средства до его осмотра и экспертизы. Учитывается также цена расходных материалов и лакокрасочных покрытий. Иногда эксперт признает повреждение как не относящееся к данному ДТП, поэтому в страховую сумму стоимость этой детали не вносят. В том случае, если в ДТП пострадал человек, может быть взыскан еще и моральный ущерб.
Заводы-изготовители устанавливают нормативы на все проводимые в автосервисах работы, рассчитываемые в нормо-часах. Стоимость работы определяется путем умножения стоимости нормо-часа на время проведения стандартной операции. Таким образом можно рассчитать, сколько будут стоить услуги механиков.
Для получения полной суммы ущерба по страховому полису вы обязаны написать заявление и вручить его лично страховщику. Сделайте копию этого заявления. На нем сотрудник компании должен поставить пометку о дате получения заявления и поставить свою подпись.
Когда страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля?
В связи со значительным количеством на наших дорогах иномарок возросли цены на запчасти к ним, а, соответственно, и убытки в аварийной ситуации. В зависимости от своих интересов фирмы-страховщики повышают или занижают стоимость запчастей и ремонта, чтобы создавать подобие гибели авто. Например, страховщику выгодно признать погибшим почти новый автомобиль с небольшими повреждениями, ведь в таком случае клиент может отказаться от машины в пользу СК, благодаря чему они существенно занижают страховые выплаты. Отсутствие утвержденных методов расчета стоимости авто в доаварийном состоянии и возможности точнейшего расчёта ценности оставшихся годных запчастей оказывается на руку страховым компаниям.
Если вы уверены в том, что страховая компания сознательно принижает величину выплачиваемых денег, то следует обратиться к опытным юристам, которые подскажут, как быть в этой ситуации. Обязательным условием будет привлечение к разрешению этого спорного вопроса независимых экспертов.
Особенно выгодно фирмам-страховщикам признавать конструктивную гибель почти новых автомобилей. Запчасти к ним очень дорогие, а выплаты производятся по схеме: рыночная стоимость минус стоимость пригодных запасных частей. Исключением могут оказаться лишь совершенно новые авто, на покупку которых есть чеки и договора.
Все действия страховой компании имеют определенный регламент. Страховщик может значительно оттягивать момент окончательного решения, ссылаясь на проведение дополнительных экспертиз или затягивание работ автосервиса по уточнению диагностики повреждений. СК может предлагать заключить дополнительные соглашения о продаже аварийного авто третьим лицам, но соглашаться на это нельзя, так как в суде вам нечего будет предъявить — вы ведь сами согласились!
Если остались годные детали автомобиля
Годные детали автомобиля после ДТП — это запчасти и агрегаты, которые вы можете использовать для ремонта другого такого же автомобиля или продать. Как уже было сказано, страхователь имеет право полностью отказаться от них в пользу страховщика, либо оставить их себе. Страховщики различными способами стараются завысить стоимость этих остатков, чтобы значительно уменьшить сумму страховых выплат. В ход идут все возможные способы:
- продажа оставшихся запчастей через аукцион, где подставное лицо специально повышает стоимость каждого лота;
- признает годными те агрегаты, которые не подлежат восстановлению;
- назначает заведомо завышенные цены на оставшиеся детали и узлы.
Страховое возмещение значительно занижается и вы уже не сможете приобрести себе подобный автомобиль. Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует обратиться к специалисту — эксперту, который определит пригодность каждой детали, агрегата и узла, а также их рыночную стоимость на момент аварии.
В крайнем случае вы можете самостоятельно продать остатки своего автомобиля. Битые машины хорошо покупают перекупщики. Еще один выход из ситуации — использовать аварийное транспортное средство в качестве донора для другого подобного автомобиля.
Полезное видео
Ниже вы можете больше ознакомиться с восстановлением автомобиля
Заключение
Автомобиль после ДТП требует тщательного осмотра независимым экспертом. Если автомобиль признан не подлежащим восстановлению (или погибшим), вы имеете право на полное возмещение его стоимости на момент аварии. При подписании договора обратите особое внимание, не занижен ли процент повреждений, при котором признается гибель авто. Внимательно изучите все пункты договора, особенно те, которые связаны с возможными выплатами. Если есть что-либо не понятное, требуйте разъяснений.
Если ваш автомобиль можно отремонтировать за 30-50% от его стоимости, имеет смысл получить по полису ОСАГО стоимость годных остатков. Расчет суммы убытков страхователя законодательно не утвержден.
В интересах страховщика максимально уменьшить выплаты по возмещению его ущерба. Для этого они используют все доступные методы. Будьте готовы вынести серьезное решение — отдавать свое транспортное средство СК или нет, от этого тоже зависит сумма причитающихся вам выплат.
Судебные дела по таким вопросам решаются быстро и в основном в пользу страхователя. Страховщик в этом случае оплачивает все судебные издержки и назначенную судом сумму выплат по полису.