Автомобильный прицеп – вещь неоднозначная. С одной стороны, он занимает прилично места на дороге, не является неотъемлемой частью машины и поэтому может рассматриваться как транспортное средство. С другой стороны, сам по себе прицеп не ездит – следовательно, всё-таки не попадает под категорию ТС по правилам ОСАГО. В 2014 году это противоречие наконец-то было устранено.
Нужно ли ОСАГО на прицеп?
Однако это не означает, что доплачивать за прицеп не нужно. Вместо отдельной страховки законодатель ввёл повышающий коэффициент (КПр). Он применяется при расчёте стоимости обычного полиса ОСАГО, то есть страховка обходится немного дороже. Повышающий коэффициент не затрагивает граждан (физических лиц), которые ездят на легковых автомобилях с прицепами.
Повышающий коэффициент ОСАГО на прицеп
Взглянем на таблицу.
Прицеп к транспортным средствам различного типа | Коэффициент |
Прицепы к легковым автомобилям, находящимся в собственности организаций, а также к мотоциклам | 1.16 |
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой до 16 тонн включительно, полуприцепы и прицепы-роспуски | 1.4 |
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1.25 |
Прицепы к спецтранспорту: технике строительно-дорожного назначения, тракторам и т.п. (учитываются только транспортные средства на колёсах) | 1.24 |
Прицепы к транспортным средствам всех остальных типов и категорий | 1 |
Вспомните формулу расчёта ОСАГО: базовая ставка умножается на повышающие коэффициенты. Чем выше каждый коэффициент, тем больше стоимость полиса. Дороже всего обходится ОСАГО для фур с прицепом, а вот фирмы с прицепами для легковых машин в своём автопарке почти не почувствуют удорожания.
Как вписать прицеп в ОСАГО: тонкости и нюансы
Без диагностической карты с СТО заключить договор ОСАГО невозможно. Значит ли это, что отдельно нужно проводить техосмотр прицепа и показывать страховщику две карты? Нет, достаточно акта о результатах ТО автомобиля. Однако после ДТП с участием прицепа могут возникнуть проблемы: страховая сошлётся на то, что техническое состояние прицепа не установлено, и откажется платить. Лучше отдать его на ТО, получить карту и спать спокойно.
И ещё 2 важных момента:
По КАСКО прицеп тоже страхуется отдельно. Причём страховка обойдётся дороже, чем на автомобиль – прицеп легче угнать.
Подведём итоги
Итак, кратко о страховании ОСАГО автомобиля с прицепом:
- покупать отдельный полис на прицеп не надо;
- гражданам – владельцам легковых автомобилей не нужно доплачивать за использование прицепа при покупке ОСАГО;
- за использование прицепов к мотоциклам и мотороллерам доплачивать нужно всем, в том числе физическим лицам;
- для буксировки другого транспортного средства КПр не применяется, и для таких машин стоимость ОСАГО остаётся неизменной.
Если вы покупаете прицеп на грузовик – обязательно сообщите об этом в свою страховую компанию. Это ваша обязанность согласно правилам обязательного автострахования. Да, придётся доплатить. Но если не поставить страховщика в известность, в случае аварии с участием прицепа он откажется от выплаты в пользу пострадавшего. Может дойти до того, что страховая компания расторгнет договор ОСАГО в одностороннем порядке. Придётся покупать новый полис в другой компании или платить штрафы за езду без ОСАГО. Зачем вам это нужно?
По правилам дорожного движения прицеп является полноценным транспортным средством, а по закону на них нужно оформлять страховку. Требуется ли оформление отдельного полиса ОСАГО на прицеп или достаточно внесения специальных отметок в уже существующий документ на автомобиль? Ответы на эти и другие важные вопросы можно найти в нашей статье.
Всегда ли нужно оформлять ОСАГО на прицеп
Страховые компании рассматривают отдельно оформление полиса для легковых и грузовых автомобилей. Также они поступают с прицепами, ведь от того, с какой именно машиной они будут эксплуатироваться, зависит форма выдачи документа о страховании.
…Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев: …. д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям…
Таким образом, обязанность приобретения страховки на прицеп снимается только для владельцев легковых авто. Не нужно вписывать в уже действующую страховку на основное транспортное средство и отметку о том, что оно используется вместе с прицепом.
Индивидуальное страхование прицепов для легковых автомобилей по законодательству не является обязательным. Но и запрета на добровольное оформление ответственности владельца такого транспортного средства не существует. Страхующийся может существенно сэкономить, если будет составлять полис ОСАГО только на определенное время (когда прицеп эксплуатируется особенно активно), а не на 12 месяцев.
По закону юридические лица могут страховаться минимум на 6 месяцев, физические – на 3 месяца.
По законодательству прицепы к грузовым автомобилям должны быть застрахованы, об этом указано в статье 4 подпункте 3 Федерального закона:
…Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования…
Технический осмотр для прицепа и к легковым, и к грузовым автомобилям проходится только при оформлении страхового полиса ОСАГО. Диагностическую карту не требуется предъявлять даже при проверке документов работниками ГИБДД, поэтому ее оформление требуется только при смене страховки.
Как увеличивается коэффициент для легкового, грузового прицепа, влияет ли на стоимость полиса
При оформлении страхового полиса ОСАГО учитывается коэффициент КПр (ключевые показатели результативности), который повышает стоимость документа. Категория автомобиля определяется страховщиками по паспорту транспортного средства. Если же имеются какие-либо расхождения или сомнения, то при расчете применяется коэффициент.
Из таблицы видно, что стоимость страхового полиса ОСАГО на легковой автомобиль с прицепом остается на базовом уровне, для юридических лиц (компаний) – увеличивается на 16%, для тягачей с прицепом (фур) – на 40%.
Пример для сравнения стоимости страхования:
Житель Москвы, старше 22 лет, опыт вождения которого больше 3 лет, захочет застраховать свою грузовую машину массой до 16 тонн, то в страховой компании ему за это придется выложить 7018 рублей. А вот если грузовая машина такой массы будет страховаться с прицепом, то собственник уже выплатит 9825 рублей.
Отметка в полисе ОСАГО о страховании прицепов
Если предполагается использование прицепа к легковому автомобилю, то никаких особенных отметок в полисе ОСАГО делать не нужно. Зато для грузовых автомобилей это является обязательной процедурой. В документе делается отметка о том, что застрахованный автомобиль может эксплуатироваться с прицепом.
Экономить, не страхуя прицепы к грузовым автомобилям, не стоит. Если такое транспортное средство попадет в ДТП, при этом его водитель будет виновником, то отсутствие отметки в полисе о наличии прицепа делает невозможным получение выплат по возмещению ущерба.
Что будет в случае ДТП с прицепом по ОСАГО
При аварии на получение компенсации ущерба может рассчитывать только пострадавшая сторона. При обращении в свою страховую компанию нужно учитывать один нюанс – что именно является причиной ДТП: собственно автомобиль или прицеп. Ведь выплата по законодательству может быть произведена только в двух случаях:
- в ДТП участвовало только 2 человека (не больше);
- ДТП спровоцировало повреждение застрахованного имущества.
Вот что нужно знать о принципах совершения выплат при ДТП с прицепом:
- если авария произошла между легковым автомобилем и грузовым с прицепом, то получить выплату будет невозможно – считается, что в ДТП приняли участие 3 транспортных средства;
- легковой автомобиль с прицепом (оформлен на физическое лицо) рассматриваются страховыми компаниями как единое транспортное средство – выплаты будут произведены в установленные сроки;
- водитель-виновник аварии должен быть вписан в страховой полис ОСАГО (если документ ограниченный).
Если ДТП произошло на легковом автомобиле с прицепом и последний был поврежден, то соответствующие документы оформляются стандартно, но в них указываются номера прицепа, выданные при регистрации его в ГИБДД. Всегда есть возможность оформить аварию по европротоколу, если для этого есть веские причины и соблюдены все условия.
Воспользоваться правом на получение выплаты-компенсации ущерба после ДТП можно только при оповещении своей страховой компании в течение 15 дней после случившегося. Вместе с заявлением подаются документы на автомобиль, прицеп и все те, которые выданы работниками ГАИ при фиксации аварии.
Прицеп к автомобилю существенно расширяет возможности автовладельца, особенно в том случае, если по роду своей деятельности он нуждается в выполнении регулярных перевозок больших объемов грузов. Однако просто приобрести прицеп и соединить его с автомобилем не получится – законодатель устанавливает обязанность автовладельца по его обязательной регистрации. Входит ли в пакет документов, которые нужно оформить для правомерного использования прицепа, страховой полис?
В каких случаях страхование прицепа является обязательным?
Несмотря на то, что прицеп не имеет собственного двигателя, а значит, не может передвигаться без автомобиля, законодатель устанавливает обязанность его страхования для владельцев транспортных средств определенных категорий.
В обязательном порядке страховка на прицеп нужна в следующих случаях:
- владелец автомобиля с прицепом является юридическим лицом;
- прицеп является грузовым;
- прицеп используется с автобусом, мотороллером или мотоциклом.
Как рассчитать стоимость страховки для прицепа?
На стоимость полиса ОСАГО для прицепов оказывают влияние следующие факторы:
- базовый тариф, изменяющийся в зависимости от вида прицепа;
- территориальный коэффициент, устанавливаемый отдельно в каждом регионе;
- срок действия страхового полиса.
В отличие от порядка определения стоимости страхового полиса для автомобилей и мотоциклов, при расчете цены страховки для прицепа не учитывается коэффициент безаварийного вождения и стаж водителя.
Как оформить страховку на прицеп?
Обязательным условием для получения страхового полиса на прицеп является наличие пройденного технического осмотра. Легковые прицепы, находящиеся в собственности у юридических лиц, должны подвергаться техосмотру со следующей периодичностью в зависимости от их возраста:
- до 3 лет – технический осмотр проходить не нужно;
- от 3 до 7 лет – один раз в два года;
- старше 7 лет – ежегодно.
В том случае, если прицеп используется для перевозки особо опасных грузов, ТО необходимо проходить один раз в 6 месяцев.
Штрафы за отсутствие страховки на прицеп
В том случае, если водитель управляет транспортным средством с прицепом, который, согласно положениям действующего законодательства, должен быть застрахован, но, при этом, страховки у него нет, на него может быть наложен штраф в размере:
- 800 рублей – если полис отсутствует или просрочен;
- 500 рублей (или предупреждение) – если водитель не имеет полиса при себе.
Итак, приобретение страхового полиса ОСАГО является обязательным для владельцев прицепов для всех транспортных средств , за исключением легковых автомобилей (при условии, что их собственником является физическое лицо). На стоимость страховки не оказывают влияние такие факторы, как общий водительский стаж страхователя и стаж его безаварийного вождения – при расчете учитываются лишь базовый тариф, установленный для страхуемого авто, и территориальный коэффициент, размер которого зависит от региона, в котором производится страхование. За управление автомобилем с незастрахованным прицепом предусмотрена такая же ответственность, как и за вождение незастрахованного транспортного средства.