Если у вас возникли какие-либо проблемы со страховкой ОСАГО (будь то неправильный КБМ или сложности с получением страхового возмещения), рекомендуем обратиться к специалисту по автострахованию. А еще лучше — воспользоваться его услугами уже на стадии заключения договора ОСАГО. Страховые организации иногда пользуются разными уловками, благодаря которым могут впоследствии вообще принудить вас выплачивать возмещение самостоятельно. И это будет вполне законно, если вы подпишете такой договор.
Нет времени читать статью?
Однако цены могут быть разными для каждого, кто оформляет или переоформляет страховку. Это связано с тем, что тот или иной водитель-клиент страховой несет для СК риск потери денежных средств: допустим, вы стали виновником ДТП, а страховая потеряет из-за этого около 400–500 тысяч рублей. Чем выше вероятность того, что вы спровоцируете аварию, тем менее выгодным клиентом в глазах страховщика вы становитесь.
Чтобы снизить потери, страховая пытается оценить, насколько высок риск аварийного вождения в каждом конкретном случае, еще на стадии заключения договора и уплаты страховой премии по нему (цены страховки). Оценка происходит с учетом нескольких критериев. Страховщик умножает базовую ставку сразу на ряд коэффициентов.
КБМ же представляет собой скидку или наценку (бонус и малус), в зависимости от того, насколько долго вы управляете автомобилем без аварий или насколько часто вы попадаете в ДТП — соответственно, его можно снизить. Верхние и нижние пределы коэффициента — 0,5 и 2,45. При хорошем раскладе ваша страховая премия может быть уменьшена вдвое, при худшем — увеличена почти в два с половиной раза!
Принципы определения КБМ ОСАГО
Клиентам, оформляющим страховку ОСАГО впервые, присваивается коэффициент, равный 1 — нет поощрений, нет наказаний, потому что непонятно, насколько аккуратно будет водитель управлять транспортом. Чем дольше вы за рулем и чем реже вы становитесь виновником ДТП (в идеале, вообще не становитесь), тем больше вам удастся снизить коэффициент.
За каждый год безаварийной езды страховщик должен понижать КБМ на 5% до тех пор, пока не снизит его по максимуму. Например, единичное попадание в ДТП по вашей вине понижает ваш КБМ до надбавочного коэффициента в 1,55, две и больше аварий — до 2,45. После этого необходимо какой-то период безаварийной езды, чтобы вы могли поэтапно добраться до начального коэффициента, а затем получили право на скидку.
Однако вместо цифр 2,45, 0.8 и т.д. вы можете столкнуться с числами 1, 2, 3,… 13 и литерой М. Это обозначения классов. Каждый конкретный коэффициент обозначается классом, к которому принадлежит. Так, начальный = третий, а как мы помним, стартовый коэффициент равен единице. Самый младший (самый дорогой) класс — М. Коэффициент, соответственно, 2.45. А самый высокий класс — 13–й с коэффициентом 0,5. В интернете можно найти полную таблицу классов.
Нужно учитывать, что коэффициент может быть только один, даже если в страховку вписаны несколько водителей. Если их коэффициенты отличаются, то учитываться при расчете страховой премии будет тот, который выше. Оно и понятно — как бы виртуозно и аккуратно вы ни водили 364 дня в год, неопытный водитель, вписанный в страховку, может сесть за руль на 365-й и устроить ДТП.
Все данные по самим водителям и их коэффициентам направляются в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (РСА) — организации, выдающей страховщикам лицензии и контролирующей их деятельность. На сайте РСА можно проверить свой класс КБМ ОСАГО и понять, не нужно ли его снизить. Потребуется ввести свои паспортные данные и VIN (или номер кузова и шасси, если у вас автомобиль японской марки, который не имеет VIN).
Как понизить коэффициент бонус-малус?
Чтобы снизить КБМ ОСАГО, есть 2 варианта, в зависимости от обстоятельств. Если в базе данных РСА отражено реальное положение дел относительно вашего КБМ, то единственный способ его снизить — продолжать аккуратно водить и не устраивать аварий. А вот если по вашим подсчетам КБМ уже давно нужно было уменьшить, но снижения не произошло, можно обратиться к страховщику с заявлением о проверке и перерасчете коэффициента. Некорректный класс коэффициента может быть установлен в определенных ситуациях:
- При оформлении нового водительского удостоверения (истек ли их срок или они были потеряны — неважно).
- При допущении ошибки в личных данных страхователя или техническом сбое во время отправки их в РСА.
- При смене личных данных — одного из составляющих ФИО.
Перечень является открытым. Чтобы понять, как еще могут сложиться обстоятельства, чтобы класс КБМ ОСАГО в базе данных РСА был отражен неправильно, приведем пример из жизни. Автомобилист оформил страховку на себя и вписал в нее жену. Через год безаварийного вождения они решили сменить СК.
Когда производился расчет страховой премии, обнаружилось, что первый страховщик по каким-то причинам не внес в базу данных РСА второго водителя — жену. Последствия этого: 0,95 КБМ для мужа, стартовая единица для жены. С учетом более высокого КБМ, по новому полису им присваивается стартовый 3-й класс, без скидок. Владелец авто не замедлил обратиться с заявлением в страховую, и через несколько дней инцидент был исчерпан.
Если хотите снизить КБМ, действуйте по тому же методу: пишите заявление о перерасчете, прикладывайте к нему свой паспорт, водительское удостоверение с копиями и все имеющиеся у вас полисы (текущий и предыдущие, если есть). Весь пакет несите прямо страховщику. Если он не станет делать перерасчет, требуйте письменный отказ и, вместе с первоначальным заявлением и остальными бумагами, направляйте его в РСА. А также пишите аналогичное первому заявление, но адресованное непосредственно РСА. Сделать это можно через их электронную почту: [email protected] или [email protected] .
Еще одна инстанция, куда можно обратиться с заявлением о перерасчете — Центробанк РФ. Сюда же можно направить жалобу, если страховщик игнорирует вас или отказывает в проведении проверки.
Страховая, как правило, реагирует в течение полутора–двух месяцев, РСА и Центробанк быстрее — в течение нескольких дней. Учтите, что по закону у страховщика есть месяц на то, чтобы произвести перерасчет. Однако в случае со страховой у вас есть возможность непосредственного контакта с представителем услуги.
Если обнаружится, что КБМ, с учетом которого вы выплачивали ежегодно страховую премию, действительно выше, чем должен быть, то коэффициент снизят, а также будет произведен перерасчет за то время, когда вы переплачивали по ОСАГО.
- наименование страховщика;
- имя руководителя или директора, на чье имя составляют заявление;
- паспортные и контактные данные;
- реквизиты договора и дату выдачи страховки;
- данные водительских прав — новых и ранее полученных;
- суть ошибки, допущенной при расчете страховой премии по договору;
- дату, подпись.
Если страховщик предоставляет возможность подать на своем сайте такое заявление, то нужно заполнить электронную форму. То же самое и в случае с обращением напрямую в РСА. Необходимые документы должны быть отсканированы и приложены к заявке.
Единственный верный путь снизить КБМ ОСАГО — не нарушать ПДД и не становиться виновником аварии. Но если идет время, ДТП по вашей вине не происходят, а КБМ упорно остается на том же уровне, то это повод написать заявление о перерасчете коэффициента своему страховщику или обратиться с жалобой на него в РСА или Центральный Банк РФ.
Краткое содержание:
Из чего складывается стоимость полиса ОСАГО?
Тарифы по Обязательному страхованию автогражданской ответственности состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда и его возможный размер. Их предельные размеры определены в приложении №1 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У.
Что касается коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов, то в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, они устанавливаются в зависимости от:
- территории преимущественного использования транспортного средства (для физлиц – по месту регистрации автомобиля) – в крупных городах, где вероятность попасть в ДТП выше, коэффициент будет выше;
- наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды (коэффициент бонус-малус КБМ);
- мощности двигателя автомобиля;
- периода использования авто;
- наличия возможности использовать прицеп;
- количества лиц, допущенных у правлению транспортным средством;
- водительского стажа допущенных к управлению ТС лиц;
- срока страхового полиса.
Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов. Этот порядок определен в приложении 4 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У.
Что такое коэффициент бонус-малус?
Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость ОСАГО, является наличие или отсутствие выплат по ОСАГО в предыдущие периоды страхования. За каждый год безаварийного вождения водитель получает скидку 5%, которая выражается в снижении коэффициента бонус-малус (КБМ). Для виновников ДТП коэффициент наоборот увеличивается.
Правила применения КБМ определены на основании п.2 Указания Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У и примечания к нему. Наглядно они отображены в специальной таблице.
Водителю, который впервые заключает договор страхования, присваивается класс 3, который равен КБМ — 1. В последующем класс повышается на единицу за каждый год безаварийного вождения с соответствующим снижением коэффициента. Минимальный КБМ – 0,5 для водителей 13-го класса. И наоборот – за каждый страховой случай класс водителя понижается с соответствующим увеличением КБМ и удорожанием ОСАГО.
По договору, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства и последнего договора ОСАГО, который он заключал. Если количество водителей данного ТС ограничено, класс определяется в отношении каждого из них, при отсутствии информации применяется базовый класс – 3.
Как оспорить высокий коэффициент бонус-малус?
Необходимые для расчета страховой премии по договору ОСАГО сведения о КМБ содержатся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования — АИС ОСАГО, оператором которой является Российский союз автостраховщиков (РСА).
В случае несогласия с примененным страховой организацией значением КБМ, следует потребовать его проверки в АИС РСА. Кроме того, на официальном сайте РСА можно самостоятельно проверить правильность начисленной страховой премии по договору ОСАГО с помощью специального калькулятора (http://autoins.ru/ru/osago/calculator/). Однако бывает, что и в базу данных РСА закрадываются ошибки, например, неправильно указано количество страховых случаев. Опровергнуть эту информацию можно, сделав соответствующий запрос в ГИБДД по ДТП с участием водителя.
Пожаловаться на неправильный расчет страховщиком премии по договору ОСАГО можно в Центральный Банк Российской Федерации, а именно – в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, в том числе с приложением соответствующих подтверждающих материалов, свидетельствующих о признаках нарушения страховщиком законодательства.
В России также существует положительная для истцов судебная практика по снижению стоимости ОСАГО: снижению КБМ, повышению класса водителя и т.д. (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 12.07.2016 по делу N 33-11714/2016, Апелляционное определение Пензенского областного суда от 10.05.2016 по делу N 33-1488/2016, Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 26.04.2016 по делу N 33-1008/2016, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 04.04.2016 по делу N 33-4398/2016).
В случае судебной тяжбы со страховщиком истец вправе также заявить требование о возмещении судебных расходов, морального вреда, возврата переплаченной части страховой премии и т.д.
Обязательно присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, FACEBOOK, ОДНОКЛАССНИКИ.
Сегодня КБМ для обязательного автогражданского страхования является единственным показателем, который может понижать или наоборот увеличивать стоимость полиса. Причем наличие скидки или наоборот повышающего коэффициента зависит полностью от самого автовладельца и его аккуратности при управлении автотранспортным средством.
В связи с этим у автовладельцев появляется желание понизить КБМ, ведь он существенно влияет на размер премии по страхованию. Как это осуществить и как вернуть переплату если вас обманули, узнаем далее в статье.
Чем важен КБМ
Так, автовладельцы, имеющие действующий договор автострахования при безаварийном стаже могут в конце срока действия полиса рассчитывать на приятный бонус в виде скидки. Право пользоваться скидками на ОСАГО доступно любому водителю, но только при условии, что полис оформлялся на целый год и не было перерывов в защите на срок больший чем 12 месяцев.
Для всех страховых компаний, обязательное автострахование является довольно убыточным бизнесом, поскольку риск, который сохраняется при продаже полисов неопытным водителям довольно велик. Если молодой автовладелец будет часто попадать в аварии, то страховщику придется платить за него компенсацию, как за своего клиента. А это порой очень большие суммы.
Умножая на высокий показатель бонус-малуса базовый тариф, стоимость страховки значительно увеличится. Чтобы снизить КБМ водителю предстоит пересмотреть характер своего вождения и стараться избегать аварийных ситуаций в течение года.
При страховании ответственности, КБМ по ОСАГО важно следующим:
Как рассчитывается КБМ
Осуществляя оформление полисов ОСАГО, страхователь должен обращать внимание на коэффициент бонус-малус, который ему приписывают при заключении договора. Часто с повышающим и понижающим класс КБМ коэффициентов возникают проблемы, связанные либо со случайной неправильностью заполнения форм, либо намеренным занижением класса.
Для расчета собственного класса безаварийности придумана специальная таблица, в которой указаны 15 классов. С 4 по 13 класс указаны коэффициенты, определяющие скидку для страхователя. Со 2 по класс М, наоборот – повышающие значения. Для каждого водителя КБМ уменьшается только тогда, когда за целый год его страховой истории на фиксировалось ни одного случая виновности в ДТП.
М | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
145 | 130 | 55 | 40 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 13 | |
2,45 | 2,3 | 1,55 | 1,44 | 1 | 0,95 | 0,9 | 0,85 | 0,8 | 0,75 | 0,7 | 0,65 | 0,6 | 0,55 | 0,5 |
Как узнать свой коэффициент
Раньше после продажи автомобиля у каждого автовладельца обнулялся класс безаварийности. Сегодня такая ситуация наблюдается только в том случае, если страхователь не приобретал обязательную защиту в течение целого года.
То есть, класс для данного водителя числится по нему, а не по автомобилю. Это значит, что сведения о безаварийности ведутся на основе водительских прав страхователя. Узнать КБМ бесплатно можно на официальном портале Российского Союза Автостраховщиков (РСА) или непосредственно у вашего страховщика.
Также для этих целей предназначена таблица, которая в зависимости от количества лет страхования показывает класс безаварийности. Конечно, узнать КБМ онлайн, намного проще, но и в автоматизированной системе случаются сбои из-за чего бонус начисляется неправильно.
Причины ошибок
Представим ситуацию, в которой автовладелец, имея безаварийный стаж более 10 лет обращается за очередным полисом ОСАГО, а вместо 50% скидки он платит за полис вдвое больше, чем в прошлом году.
По закону после достижения бонуса равному 50% КБМ не уменьшается, т.е. это предельно возможная скидка, которую может получить страхователь при оформлении полиса. Но повышение коэффициента может произойти, если водитель попадет в ДТП и станет в нем виновной стороной.
Если же аварийных ситуаций не происходило, то на лицо явная ошибка причин которой может быть несколько:
- Произошел сбой в системе и при проверке КБМ по базе РСА результат был не верен. В этом случае надо сделать запрос повторно или подождать некоторое время.
- Автовладелец покупает электронное ОСАГО и допустил ошибку во введенной информации о своих водительских правах или паспортных данных.
- Причиной измененного КБМ может стать человеческий фактор, ведь агент страховой компании тоже человек, и он может допустить опечатку.
- До оформления очередного полиса автовладелец произвел замену паспорта или в/у и не уведомил об этом страховщика.
- Ваш КБМ занижен намеренно с целью получения выгоды. Это может быть замена символов при введении персональных данных о страхователе, т.е. страховщик поменял коэффициент на более высокий, увеличив тем самым размер страховой премии.
Как уменьшить КБМ ОСАГО или исправить его
Как вы поняли, понизить или повысить РСА ваш класс могут только на основании сведений, которые передадут страховщики. То есть, если вы попали в аварию и страховка была выплачена потерпевшим, то сведения о том, что ваш класс понизится поступят в единую базу.
Если же КБМ снижен на основе безаварийной истории автовладельца, то это также заносится в базу РСА. Но часто происходят ошибки в базах данных страховщиков, из-за чего в союз автостраховщиков поступает неверная информация.
Чтобы исправить КБМ по ОСАГО, страхователю достаточно обратиться к своей страховой компании и написать запрос на восстановление бонусного коэффициента. Обычно рассмотрение заявления и исправление страховки занимает не больше недели.
Если вам удастся восстановить КБМ, то страховщик будет обязан вернуть переплаченную сумму. То есть, поскольку при расчете за полис была выплачена сумма, рассчитанная на основе повышенного коэффициента, то вам выплатят разницу.