Как сейчас возмещают ущерб по осаго

Последние годы система автострахования подвергается существенным изменениям и логично, что эта тема актуальна многим автомобилистам, которых волнует, какая будет сумма обязательных взносов и на какие выплаты страховых компаний по ОСАГО в 2018 году им придется рассчитывать. К сожалению, в ДТП может попасть любой, и необходимо знать, что нужно делать при таких обстоятельствах, какое возмещение ущерба полагается, как его получить,

Изменения правил ОСАГО в 2018 году

Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).

В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.

Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:

  • региона регистрации транспорта;
  • возраста и стажа страхователя;
  • мощности машины;
  • количества лиц с застрахованной ответственностью по ОСАГО;
  • срока действия страховки;
  • статуса владельца (физическое, юридическое лицо).

Нормативно-правовое регулирование

  • изменены сроки для осмотра страховщиками поврежденного автомобиля – убыток должен быть оценен за 5 дней после подачи заявления о ДТП;
  • запрещена независимая экспертиза;
  • срок для претензий от автовладельцев ТС к страховым компаниям составляет 10 дней;
  • с сентября 2017 г. действие полиса должно составлять не менее 1 года;
  • после 28.04.17 г. денежное возмещение убытков по ОСАГО заменено на натуральное – прямые выплаты поступают в ремонтные мастерские;
  • увеличен лимит выплат до 400 тыс. рублей на имущество, до 500 тыс. рублей – на физических лиц.

На стоимость повлияют тарифы, принятые каждым регионом, а для автопарков и юридических лиц начнет использоваться средний коэффициент, что тоже увеличит стоимость оплаты: количество машин предприятия предполагает рост числа автомобильных нарушений. Для виновных будут установлены повышенные коэффициенты при фактах нарушений:

В ДТП попадает каждый второй российский водитель, и всем приходится сталкиваться с получением компенсационных выплат, однако с марта 2017 года действуют новые правила возмещения ущерба по ОСАГО.

Новые правила возмещения по ОСАГО в законодательстве были вызваны увеличением случаев мошенничества: некоторые водители специально подставляли свои машины, например, если они ранее уже были повреждены по их вине. Это привело к повышению затрат страховыми компаниями на фактически нестраховые случаи.

По мнению представителей власти, новые правила выплат по ОСАГО помогут снизить количество подобных правонарушений, и СК будут возмещать убытки только за действительно произошедшие ДТП.

Дело в том, что в таком случае в процессе участвуют автоюристы, и благодаря ним большинству истцов удается получить желаемые деньги, т.к. суды чаще всего принимают их сторону, при этом перечисленные суммы не всегда соответствуют фактически причиненному имущественному ущербу.

Изменения

В целом, хронология изменений в законодательстве об ОСАГО выглядит так:


  • 17 марта 2017 года Госдума приняла закон о внесении изменений в законодательный акт, пояснив, что при ДТП потерпевшие водители в первую очередь должны доставлять свои автомобили на сервисы, с которыми у СК заключены договоры, денежные выплаты при этом отходят на второй план;
  • 28 марта закон был утвержден Президентом РФ и вступил в силу.

Стоит учитывать, что вышеперечисленные изменения коснутся только автовладельцев, купивших полисы ОСАГО после 28 апреля 2017 года. Те, кто приобрели страховку до указанной даты, могут получать компенсацию за причиненный в результате ДТП ущерб автомобилю, как и до внесения поправок – в денежном эквиваленте, однако расчет страховой суммы будет производиться с учетом износа поврежденных деталей.

Т.е. даже если автомобилю 10 лет, расчет стоимости деталей теперь производится по реальным рыночным ценам, ведь именно по ним все сервисы приобретают необходимые материалы. На руки автовладельцы получать деньги будут только в исключительных случаях.

ОСАГО: правила выплат

Существенных отличий между правилами получения компенсаций до 28 марта 2017 года и оформления документов в страховой при ДТП после вышеуказанной даты нет, однако некоторые нюансы все же следует учитывать.

Так, в первую очередь после ДТП, как и ранее, процедура начинается с посещения офиса СК, а в дальнейшем последовательность действий выглядит так:

  1. по закону расположение СТО не может быть более 50 км от места ДТП или адреса проживания обратившегося в СК гражданина. Если же расстояние больше вышеуказанного, компания должна оплатить и организовать доставку автомобиля до места проведения ремонта;
  2. все документы (Европротокол, справка о ДТП из ГИБДД и т.д.) предоставляются сотруднику страховой компании, который предлагает ему несколько автосервисов, на которых возможно проведение ремонта;
  3. транспортное средство доставляется на сервис, где производится ремонт в течение 30 дней с момента обращения;
  4. по истечении указанного времени или ранее работники СТО или страховой компании оповещают автовладельца о завершении ремонта, и тот забирает свой автомобиль, подписав акт о принятии и квитанции.
Читайте также:  Сколько можно ездить на машине без страховки

Немаловажным вопросом является послеремонтная гарантия. Предполагается, что на различные детали ее длительность будет составлять полгода, а на кузовные – 1 год.


Что нужно учитывать тем, кто попал в ДТП и только собираются обратиться в СК:

  1. если автомобиль был выпущен менее двух лет назад, его ремонт должен производиться только в авторизованном дилерском центре;
  2. при ремонте должны использоваться только новые детали. Ставить на место поврежденных б/у запчасти можно только с согласия владельца автомобиля, или же если найти новые не представляется возможным. В любом случае собственник транспорта должен быть оповещен об этом;
  3. если автомобиль ремонтируется более 30 суток, страховая обязуется выплачивать по 0,5% от суммы ущерба за каждый день просрочки.

Когда ущерб возместят деньгами?

Денежное возмещение по ОСАГО по новым правилам 2019 при ДТП полностью не отменено, и оно вполне возможно в следующих случаях:

  1. автомобиль не подлежит восстановлению;
  2. не получилось найти подходящий автосервис;
  3. владелец ОСАГО или другой потерпевший погиб при ДТП, а за выплатами обращаются родственники;
  4. компания сама согласилась оплатить ущерб деньгами;
  5. при ДТП потерпевшим были получены средние или тяжкие повреждения;
  6. стоимость ремонта превышает величину максимальных выплат – 400 000 руб.;
  7. потерпевший имеет инвалидность.

Требования к ремонту

Какие правила возмещения ущерба по ОСАГО существуют:

  1. новые автомобили в возрасте до 2 лет должны ремонтироваться только на авторизованных сервисах. Если таковых нет, и владелец транспорта не согласен на проведение ремонта на другой станции, ему обязаны перечислить деньги за ущерб при ДТП;
  2. на лакокрасочные работы дается гарантия 12 месяцев, на замененные детали – полгода. Ответственность за ремонт несет страховщик, и если на него будет поступать слишком много жалоб, Банк России может обязать его оплачивать ущерб деньгами;
  3. если при ДТП пострадало более двух машин, их собственники могут обращаться к своему страховщику, а впоследствии их СК будут разбираться с СК виновников.

Компромиссный вариант

Создание законопроекта было начато еще в 2016 году, когда депутат М. Емельянов предложил отдать право выбора (ремонт или денежные выплаты) страховым компаниям, а не автовладельцам. Во время второго чтения было решено оставить ремонт по умолчанию, а деньги перечислять только в отдельных случаях.

Отдельно депутатами обсуждались и сроки вступления законопроекта в законную силу: одни утверждали, что закон будет действовать на все полисы ОСАГО, в том числе и приобретенные даже до его создания, а другие ссылались на недопустимость подобных мер.

После ряда чтений было решено отменить обратную силу закона, благодаря чему он стал действовать только в отношении новых договоров.

Несмотря на, казалось бы, радужные перспективы, для добросовестных автовладельцев поправки имеют ряд минусов:

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Что означает прямое возмещение убытков по ОСАГО?

В соответствии со статьёй 14.1 ФЗ N40-ФЗ, прямое возмещение убытков по ОСАГО – это получение ключевых страховых выплат пострадавшим у своей же страховой компании.

Обнаружив эту тенденцию, законодатели решили разрешить автовладельцам самостоятельно выбирать, чей страховщик выплатит возмещение вреда. По изменённым правилам потерпевший смог действовать по двум сценариям:

  • стандартный – получение средств от страховой виновника;
  • альтернативный – прямое возмещение убытков по ОСАГО от собственной СК.

Подобная свобода также не пошла на пользу, поскольку страховая компания, к которой обращался страховщик, всеми методами пыталась направить его к противоположной компании. Кроме того, некоторые водители пытались обманом получить деньги сразу у обоих страховщиков.

Совместно с введением системы ПВУ (прямого возмещения убытков по ОСАГО) в статье 14.1 ФЗ N40-ФЗ были сформированы указания для потерпевшего и СК:

  • для страховщика – зоны ответственности компаний;
  • для потерпевшего – способы определения компании, ответственной за выплату в конкретном ДТП.

Закон о прямом возмещении убытков по ОСАГО

ПВУ по ОСАГО в 2019 году регламентируется пунктами 1-9 статьи 14.1 ФЗ №40. Ключевые положения закона неоднократно изменялись и дополнялись.

Правовые и финансовые отношения между страховщиками, выполняющими выплаты по ОСАГО, регулируются статьями 183, 366 и 325 ГК РФ.

Список регулирующих документов дополняет Соглашение между страховой компанией по прямому возмещению. Любая компания, которая входит в Российский Союз автостраховщиков, обязана следовать пунктам этого соглашения. Общие указания описаны в статье 26.1 всё того же ФЗ №40.

Условия для начала прямого возмещения убытков

Нужно понимать, что в 2019 году далеко не каждый страховой случай позволяет пострадавшему пользоваться прямым возмещением убытков по ОСАГО.

Чтобы выявить возможность использования ПВУ, нужно рассмотреть следующие факторы:

  1. Число участников ДТП. ПВУ можно воспользоваться только тогда, когда в аварии участвовало только два ТС.
  2. Наличие пострадавших. В ДТП не должен быть нанесён вред здоровью, жизни или материальным ценностям (помимо самого транспорта).
  3. Доказательство виновности. ПВУ можно получить, если результаты ДТП позволяют чётко и безапелляционно определить, кто является виновником, а кто – пострадавшим.
  4. Актуальность полисов ОСАГО. Обе стороны обязаны иметь на руках полис ОСАГО от компаний, обладающих актуальной лицензией.

Введение безальтернативного ПВУ обеспечило ряд изменений в условиях получения прямого возмещения по ОСАГО в 2019 году:

Необходимые документы для осуществления ПВУ

Можно выделить два перечня документов, которые может запросить страховщик: обязательный и необязательный.

В обязательный комплект документов, которые страховая запросит без каких-либо сомнений, входит:

  • извещение о ДТП;
  • заявление;
  • Копия протокола от сотрудника ГИБДД в установленной форме (или составленный на месте ДТП Евпропротокол);
  • копии документов, на основании которых потерпевший владеет повреждённым транспортным средством;
  • доверенность в случае, если интересы пострадавшего представляет иное лицо;
  • квитанции об оплате расходов, понесённых в результате ДТП (услуги по эвакуации и хранению повреждённого автомобиля, а также иные затраты).
Читайте также:  Как оценивают ремонт по осаго

Дополнительно, при прямом возмещении убытков по ОСАГО в 2019 году, страховая компания может попросить у клиента следующие документы (по обстоятельствам и при необходимости):

  • копия полиса ОСАГО от заявителя;
  • реквизиты банковского счёта, на который будет произведена оплата (если пострадавший выбрал безналичный метод получения средств);
  • копия водительского удостоверения;
  • копия паспорта.

Страховая компания должна принимать документацию по специальному акту, в котором отражён полный перечень передаваемых бумаг. Составляют два экземпляра акта по одному для каждой стороны. Такой способ подтверждения передачи документов позволяет гарантировать водителю то, что страховая ничего не потеряет.

Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.

В заявлении о прямом возмещении убытков по ОСАГО нужно обязательно указать следующие сведения:

Если автомобиль после ДТП не способен самостоятельно передвигаться и не сможет прибыть в СК для осмотра, то дополнительно нужно указать его местоположение. Это необходимо для того, чтобы представитель страховщика смог приехать и зафиксировать повреждения с целью оценки степени ущерба и суммы страховой выплаты по ПВУ.

Скачать образец заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО можно здесь.

Пошаговая инструкция осуществления прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2019 году

В общем виде поэтапная инструкция по получению ПВУ от страховщика в 2019 году выглядит следующим образом:

  1. Первый шаг: составление документации на месте аварии. Этот этап требует особого внимания со стороны потерпевшего, поскольку от правильности оформления документов напрямую зависит возможность получения выплат. Неправильно составленные бумаги часто становятся основанием для отказа в ПВУ (особенно актуально при использовании Европротокола). Также нужно тщательно проследить, чтобы факты были отражены в полной мере.
  2. Второй шаг: передача документов страховщику.После оформления ДТП, подходящего под прямое возмещение убытков по ОСАГО, водитель должен передать уведомление о происшествии, заявление о получении ПВУ и иную документацию в собственную страховую компанию. Законодательство выделяет на это 5 рабочих дней при составлении Европротокола (статья 11.1 пункт 2 ФЗ №40) и 3 года при вызове на место ДТП сотрудников ГИБДД.
  3. Третий шаг: рассмотрение документации сотрудниками СК. Предоставленные бумаги подвергнутся тщательному анализу со стороны страховщика. По завершению водитель получит заключение о соответствии аварии страховому случаю, предусматривающему возможность выплаты ПВУ.
  4. Четвёртый шаг: осмотр транспортного средства. Работники страховой компании осмотрят автомобиль и оценят тяжесть ущерба. В результате будет объявлена сумма ущерба, подлежащая возмещению. При несогласии пострадавший может заявить страховой компании необходимость проведения независимой экспертизы степени повреждений (статья 12.1 ФЗ №40).
  5. Пятый шаг: получение выплаты. Если страховой случай подходит под прямое возмещение убытков, то СК выплатит средства в течение 20 календарных дней со дня получения заявления и сопутствующих документов. Деньги можно получить в наличной или безналичной форме по желанию потерпевшего. В дальнейшем СК самостоятельно будет решать вопросы по возмещению затрат со страховой виновника.

Размер компенсационной выплаты по ПВУ определяется представителями страховой компании или независимым экспертом по результатам осмотра повреждённого автомобиля.

Пострадавший имеет право не согласиться с результатами оценки и провести повторную экспертизу. В таких случаях он может самостоятельно выбрать компанию, предоставляющую независимого эксперта, но при этом и затраты ему придётся нести самому. Впоследствии можно возместить эти расходы и сумму, которая недоплачена в результате неверной оценки, через суд.

При определении итоговой суммы прямого возмещения убытков по ОСАГО учитывается следующая информация:

  1. Регион страхования ТС. Дело в том, что каждый регион устанавливает собственные ставки на восстановительные работы.
  2. Продолжительность срока страхования. Здесь всё достаточно просто – чем длительнее срок действия договора ОСАГО, тем крупнее сумма выплаты.

Приятное уточнение – теперь водители могут лично определить сумму полагаемой им выплаты через официальный сайт РСА. На нём можно рассчитать:

  1. Цену запасных частей. Необходимо указать; дату расчёта, регион расположения, марку и модель автомобиля, номер требуемых к покупке деталей.
  2. Стоимость ремонтных работ. Информация, которую нужно указать, аналогична предыдущему пункту.
  3. Цену дополнительных материалов и услуг, которые могут понадобиться. Нужно вставить сведения о производителе и названии материала или компанию, представляющую сопутствующие услуги.

Вышеописанные показатели складываются, в результате чего формируется конечная сумма, на которую может претендовать потерпевший водитель в случае прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2019 году.

Когда не получится осуществить прямое возмещение убытков по ОСАГО в 2019 году?

Разберём основные ситуации, в которых страховая компания может отказать в компенсации ущерба своему клиенту. При этом такой отказ вовсе не означает, что потерпевший не сможет получить средства, а лишь говорит о том, что СК перенаправит клиента в компанию виновника.

Если получению прямого возмещения убытков по ОСАГО от собственной страховой компании ничего не мешает, то можно смело приступать к его оформлению.

Несмотря на то, что введение безальтернативного ПВУ закрыло ряд существенных пробелов в процедуре получения компенсации, ряд проблем всё же остаётся актуален.

При оформлении прямого возмещения убытков по ОСАГО можно столкнуться со следующими трудностями:

Разберём эти проблемы несколько подробнее.

Первая проблема – занижение выплат. Даже не взирая на то, что законодательство предусмотрело обязательность и безальтернативность выплат по страховому случаю, СК всё же могут постараться занизить сумму.

Суть проблемы кроется в том, что при использовании ПВУ проводки расчётов для страховой компании ведутся по строго фиксированным суммам, определённым Российским Союзом автостраховщиков. РСА не интересуется тем, каков размер конкретной выплаты по страховому случаю – сумма возмещения затрат для СК со стороны РСА формируется исключительно по информации о пострадавшем автомобиле и регионе, в котором произошло происшествие.

Читайте также:  Можно ли самому выбрать страховую компанию осаго

Результатом такого подхода становится то, что страховщик может как понести существенные убытки, так и ощутимо заработать на своём клиенте. Подобные возможности способствуют тому, что СК стараются занижать суммы выплат всеми доступными способами. Занижение размеров возмещений при ДТП с дорогим транспортным средством позволит покрыть затраты, а при аварии с дешёвым автомобилем – неплохо заработать на возврате от РСА.

В результате получается так, что разница в суммах между стандартным возмещением и выплатой методом ПВУ может составлять около 30%.

Вторая проблема – оформленное соглашение о выплате. Оформление такого документа – это распространённая хитрость, которой стараются пользоваться страховщики в 2019 году. Эта бумага имеет юридическую силу и устанавливает фиксированный размер выплаты при наступлении страхового случая, а также дату и порядок её получения. Если клиент согласился на подобный вариант, то он лишается возможности проведения реальной оценки ущерба при ДТП.

При наличии соглашения страховая попросту выплатит ту сумму, которая указана в документе. Конечно, эта сумма может превышать реальный ущерб, однако такое происходит крайне редко. Пострадавший может оспорить это соглашение в судебном порядке, однако практика показывает, что подобные дела редко решаются в пользу заявителя.

Третья проблема – отсутствие непосредственного контакта между автомобилями. Закон гласит, что одним из условий выплаты ПВУ является участие в ДТП двух транспортных средств. Это означает, что автомобили обязательно должны столкнуться. В противном случае на прямое возмещение рассчитывать не придётся.

Судебная практика устанавливает, что подобные ДТП считаются страховыми случаями тогда, когда автомобиль во время аварии использовался по назначению: ехал, остановился, парковался, буксировался и т. п.

Обычное возмещение или прямое возмещение убытков в чём разница?

Разница между обычным страховым возмещением и ПВУ кроется в том, что в первом случае ущерб пострадавшему компенсирует страховая компания виновника, а во втором – собственная СК потерпевшего.

Введение безальтернативного ПВУ позволило обеспечить пострадавшему в ДТП гарантию того, что его страховщик не сможет отказаться принимать заявление на компенсацию. Конечно, при наличии оснований СК может законно отказать в выплате, но вот отказаться принимать заявку права не имеет.

Система прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2019 году позволила:

  1. Предотвратить неправомерные отказы СК в рассмотрении страхового случая.
  2. Предупредить мошеннические действия со стороны страховщиков.
  3. Закрыть пробелы в существующем законодательстве.
  4. Упростить процедуру получения положенных выплат.
  5. Снизить время ожидания выплаты.
  6. Зародить в страховых компаниях желание развиваться и предоставлять лучшие условия клиентам.

Однако, теперь автолюбителю нужно гораздо тщательнее выбирать для себя СК – от её надёжности напрямую зависит вероятность возникновения проблем со страховыми выплатами в будущем.

Судебная практика

Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.

Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.

Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.

Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.

Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.

Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.

Нюансы

Предлагаем ознакомиться с ключевыми нюансами процедуры получения прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2019 году:

  1. Прямое возмещение убытков по ОСАГО – это выплата страхового возмещения пострадавшему лицу от той СК, в которой он застрахован.
  2. Отличие ПВУ от стандартной страховой выплаты заключается в том, что при классическом варианте пострадавший обращается к страховщику виновника, а при прямом возмещении – к своей компании.
  3. Для получения ПВУ необходимо выполнить ряд условий.
  4. Инструкция по получению ПВУ проста – оформление документации на месте аварии, передача её с заявлением страховщику, оценка бумаг и степени повреждений, получение выплаты.
  5. Заявление на возмещение можно составить самостоятельно, однако всё же рекомендуется пользоваться актуальными стандартными формами.
  6. При необходимости интересы потерпевшего перед страховщиком может представлять адвокат, имеющий на то соответствующую доверенность.

В 2019 году любой пострадавший при выполнении ряда условий может получить выплату в той компании, в которой он заключал договор ОСАГО. Это было введено для того, чтобы существенно упростить процесс получения компенсации.

Читайте также:
Adblock
detector