Каждый автолюбитель, прежде чем сесть за руль, должен оформить бланк договора ОСАГО. Необходимо знать, что расторжение договора ОСАГО при продаже автомобиля возможно. Чтобы вернуть денежные средства водитель должен принять во внимание несколько основных особенностей и правил.
Особенности расторжения договора
При расторжении договора необходимо учитывать несколько основных особенностей. Стоит отметить, что в большинстве случаев особенности прописаны в правилах, которые внимательно стоит изучить при покупке договора.
Подача документов | Самая главная особенность расторжения заключается в том, что подать документы может только страхователь, или простыми словами тот, кто приобретал страховку. Иное лицо может подать документы только при наличии нотариальной доверенности, в которой прописано данное право. |
РВД | При расторжении договора компания взимает плату, в размере 23%. Данный процент утвержден на законодательном уровне и называется – расходы на ведение дела. |
Основание для расторжения | Конечно, каждый водитель может расторгнуть бланк договора по собственному желанию. При этом возврат неиспользованной части страховой премии в таком случае не предусмотрен. Для получения возврата средств необходимо предоставить официальное подтверждение прекращения прав собственности. |
Расторжение в течение срока | Расторгнуть полис ОСАГО, в случае продажи машины, можно только тогда, когда бланк договора действует. Если срок действия договора истек, страховая компания может отказать в возврате на законном основании. |
Расторжение и покупка нового ОСАГО | Если автолюбитель расторгает ранее оформленный бланк договора и сразу оформляет ОСАГО на другой автомобиль, который принадлежит ему на праве собственности, страховая компания имеет право: |
- сделать взаимозачет, благодаря которому средства от расторжения пойдут автоматически в счет оплаты нового договора
- при расторжении взимать РВД не 23%, а 10-15%
Когда можно досрочно расторгнуть
На законодательном уровне установлены случаи, когда автолюбитель может обратиться в офис страховой компании, чтобы расторгнуть полис ОСАГО.
Досрочно расторгать полис, согласно п.1.14 правил можно:
- в результате смены собственника (продажа автомобиля)
- при утилизации
- в случае отзыва лицензии страховой компании
- в случае смерти владельца транспортного средства
- в иных случаях
Что касается иных случаев, то это спорные моменты, которые в большинстве случаев решаются в судебном порядке. На практике компании отказывают в выплате неиспользованной части страховой премии, если автолюбитель:
- поставил автомобиль на длительный ремонт
- передумал ездить в зимнее время года и просит вернуть оплату за несколько месяцев
- попал в аварию и машина не подлежит восстановлению, но сниматься с учета ТС не планируется
Список документов
Чтобы вернуть часть денежных средств, необходимо подготовить полный пакет документов. Список един для всех страховых компаний и включает в себя:
Паспорт | Для подтверждения личности необходимо предъявить паспорт. |
Доверенность | Если вопросами расторжения занимается не страхователь, а иное лицо, то запрашивается нотариальная доверенность. Если машина принадлежит организации, то необходимо предъявить простую доверенность от директора, которая будет заверена печатью. |
Реквизиты счета | Поскольку возврат премии происходит не сразу, а после рассмотрения полного пакета документов, необходимо предъявить полные реквизиты личного счета. Если нет реквизитов, то необходимо попросить выдать средства наличными. |
Подтверждение прекращения прав собственности | В данном случае необходимо предъявить:
|
Заявление | Заполнить бланк заявления можно как ранее, так и в офисе страховой компании. В заявление потребуется указать:
Представители крупных страховых компаний самостоятельно заполняют бланк заявления и предлагают застрахованному автолюбителю проверить и поставить подпись. |
Бланк ОСАГО | Поскольку ОСАГО расторгается, бланк договора необходимо вернуть представителю страховой компании. При необходимости можно попросить сотрудника сделать копию и заверить ее подписью и печатью. |
Чек об оплате | Если есть возможность, необходимо предоставить квитанцию на оплату страховой премии. Если документ отсутствует или утерян, ничего страшного, поскольку страховая компания все равно обязана принять пакет документов. |
Весь перечисленный пакет документов необходимо предоставить в оригинале. Если автолюбитель не может лично обратиться в офис и планирует отправить документы курьером или заказным письмом, то со всех документов необходимо сделать копию и нотариально заверить.
Сроки обращения в страховую компанию
Некоторые автолюбители, продав автомобиль, не торопятся в офис страховой компании, чтобы расторгнуть ранее оформленный бланк договора. В данном случае стоит понимать, что расчет возврата будет с момента обращения, а не с той даты, когда автомобиль был продан. Получается, автолюбитель теряет денежные средства. Поэтому опытные страховые эксперты советуют обращаться сразу в офис страховой компании, с полным пакетом документов.
Как известно, в любом правиле есть исключения. Исключения касаются расторжения в случае смерти собственника. В таком случае наследник по закону может обратиться в офис страховщика только спустя 6 месяц, как вступит в права наследования. При этом необходимо учитывать, что расчет возврата будет происходить не с момента обращения, а с даты смерти владельца автомобиля.
Когда выплачиваются деньги?
Самый распространенный вопрос автолюбителей, которые подали документы на расторжение, заключается в том: когда будет произведена выплата? Согласно закону страховая организация должна вернуть неиспользованную часть страховой премии в течение 14 дней. При этом в расчет берутся только рабочие дни. Бывают случаи, когда страховая компания не может своевременно перечислить средства в результате технических проблем. В таком случае уполномоченный специалист страховой компании должен подготовить официальное письмо клиенту, в котором указать:
- причину, по которой платеж не проходит (к примеру, счет клиента заблокирован)
- способ решения проблемы (к примеру, предоставить другие реквизиты)
В таком случае клиент обязан обратиться в офис страховой компании повторно и предоставить необходимые документы, для получения компенсационной выплаты. Если компания не оповестит клиента и задержит выплату, то автолюбитель может составить претензию и обратиться в суд для получения неустойки.