Теория и формулы расчета
Все данные для расчета ущерба по единой методике берутся из актов обследования, проведенных лицензированными экспертами.
Размер компенсации по единой методике определяется сложением расходов на работу, материалы, запасные части.
- Показатель Рр рассчитывается по перечню необходимых восстановительных мероприятий из акта осмотра ТС. В Постановлении ЦБ РФ № 432-П дан список всех возможных ремонтных работ (всего их 32) и нормочасы на их выполнение (Приложения 2-3) . Стоимость работы определяют по справочникам РСА, она не должна отклоняться от средней рыночной больше, чем на 10%.
- Расход на материалы рассчитывается по формуле:
- Выплата за 1 вид покрасочного материала — Рм1 — равна цене товара умноженной на норму расхода:
- Выплата за детали, подлежащие замене, осуществляется с учетом износа. Цена одной запасной части вычисляется по формуле: Цз/ч = Сз/ч ∙ (1 – И/100), где Сз/ч — стоимость новой запчасти, И – износ детали по оценке эксперта. К примеру, компенсация за деталь стоимостью 2000 руб. с износом в 20% составит: Цз/ч = 2000 ∙ (1 – 20/100) = 2000 ∙ (1-0,2) = 2000 ∙ 0,8 = 1600 руб. Таким же образом определяется расход на замену остальных деталей.
Возмещение по страховке после дорожного происшествия
Рассчитывать на страховое возмещение по полису ОСАГО может участник дорожного движения, который попал в аварию не по своей вине. Возмещает нанесённый вред пострадавшему не сам виновник ДТП, а его страховая компания, с которой он заключил договор ОСАГО. При этом у потерпевшего есть возможность обратиться за прямым возмещением убытков к своему страховщику, который, в свою очередь, имеет право запросить возмещение у страховщика виновника.
Важно! Владелец полиса ОСАГО не получает каких-либо выплат по данной страховке, независимо от того, на ком лежит вина. Если он выступает в качестве пострадавшей стороны, то выплаты в его пользу должен перечислить страховщик виновника.
Напротив, в случае если он виновен, то его страховая компания направляет страховое возмещение потерпевшему.
Выплаты, осуществляемые в пользу потерпевшего водителя или пешехода, направлены на покрытие ущерба, возникшего от действий виновника. В частности, такие отчисления направлены на:
- ремонт автомобиля с целью приведения его в состояние, которое было до аварии;
- покупку новой машины, если ремонт не возможен;
- лечение, если нанесён урон здоровью;
- покупку медикаментов;
- возмещение расходов за услуги эвакуатора и транспортировку пострадавших в больницу;
- покрытие ущерба, связанного с потерей трудоспособности;
- возмещение средств на погребение погибшего в ДТП человека.
- 500 тысяч рублей, если нанесён вред здоровью или жизни человека;
- 400 тысяч рублей, если пострадало имущество (автомобиль).
Как формируются цены
Новая методика ориентируется не на рыночные цены, а на те, которые содержатся в справочниках РСА и в Базе цен на запчасти (БЦЗ, электронный ресурс РСА). Цены обновляются не реже 2-х раз в год с учетом инфляции, поэтому стоимость запчастей и покрасочных материалов для ремонта зависит от даты.
На ценовую политику влияет также экономический регион. Территория России делится на 13 районов страхования, в каждом из них стоимость ремонта будет различной. В центральных районах детали и работы будут дороже, в провинции – дешевле.
И, наконец, при расчете ущерба учитывается износ автомобиля – этот коэффициент в наибольшей степени снижает компенсацию за ремонт по ОСАГО.
Какой автомобиль застрахован по ОСАГО
Рынок ОСАГО по заявлению представителей РСА считается для страховщиков убыточным. В начале 2017 г. СК получили за проданные полисы 14 млрд. руб., а по страховым случаям в том же году им пришлось платить 14,3 млрд. Появилась идея внедрения ОСАГО с франшизой. При этом страхователь соглашается на то, что часть убытков в возможном ДТП ему возмещаться не будет.
Зато страхование ему обойдется дешевле. Пока руководители РСА работают над проектами, страховые компании находят способы уменьшать выплаты по ОСАГО — даже в рамках единой методики расчета. Вот основные способы снижения выплат:
- В акте осмотра не фиксируются скрытые повреждения.
- Не все ремонтные работы отмечаются экспертом СК в документации.
- Не учитывается УТС для автомобилей моложе 5 лет.
- Завышается износ автомобиля (дата начала эксплуатации берется на момент выпуска авто, а не на момент покупки его).
- Неверно определяется код детали, подлежащей замене.
Как видно, основой для занижения выплат служат неверные данные в акте экспертизы. На этот документ водитель должен обратить особое внимание , если стремится получить от страховщика справедливую компенсацию.
Заниженная сумма компенсации по ОСАГО не должна быть для страхователя неожиданностью. Для дальнейших действий документы собираются заранее.
- Во-первых, необходимо иметь копию первичного осмотра авто экспертом СК.
- Если были возможны скрытые повреждения, надо сразу же настоять на проведении независимой экспертизы. По закону её организует страховщик, у него следует взять копию акта второй экспертизы.
- На основании этих документов производится самостоятельный расчет ремонта и сравнение результатов с той суммой, которую насчитала компания.
- Полезно взять консультацию у автоюриста. Он даст компетентный совет, стоит ли оформлять судебный иск по взысканию недоплаченной компенсации.
- Только после перевода выплаты страховщиком клиент имеет право пригласить своего эксперта для независимого осмотра ТС – до этого времени автомобиль лучше не подвергать ремонту.
- Если ущерб на основе акта независимой экспертизы отличается от компенсации страховщика больше, чем на 10%, нужно направить ему досудебную претензию с требованием доплатить недостающую сумму.
- Следующий шаг – судебный иск. Физические лица от своего имени оформляют судебные документы. Претензию компании и исковое заявление от имени юридического лица пишет его законный представитель.
Выигрыш в суде обернется для страхователя не только полной компенсацией ущерба. В качестве штрафа страховщик заплатит еще половину той суммы, которую недосчитал вначале.
Если в результате ДТП повреждено больше двух единиц транспорта, причинён ущерб другому имуществу или есть пострадавшие, происшествие оформляется с участием сотрудников полиции. При этом в зависимости от обстоятельств аварии диспетчер полиции может дать участникам ДТП указание следовать до ближайшего поста или отдела ГИБДД либо дожидаться прибытия экипажа ДПС.
В любом случае участнику происшествия необходимо сфотографировать или снять на видео место ДТП, положение транспортных средств и имеющиеся повреждения. Съемку места аварии нужно проводить с четырёх сторон, повреждения лучше взять крупным планом. Наличие таких доказательств неоценимо поможет при возникновении спора о степени вины водителей.
Для такой проверки потребуется информация о номерах деталей, количестве нормо-часов ремонтных работ и используемых в процессе ремонта материалах. Эти сведения есть в отчёте независимого эксперта, копию которого страховая компания обязана выдать по письменному запросу потерпевшего.
Используя наш сайт, можно по номеру полиса ОСАГО узнать, на какой автомобиль оформлен данный полис. Для этого нужна серия и номер ОСАГО в формате трех букв и 10-ти цифр, напечатанных в его верхнем правом углу. Кроме этого потребуется указать дату вашей проверки. Однако будьте уверены, что ваш полис ОСАГО подлинный. Для этого вы можете проверить ОСАГО по базе РСА на подлинность.
Этот сервис рассчитан на пострадавших в ДТП лиц, которые желают выяснить, застрахован ли автомобиль участника аварии по договору ОСАГО. Любой посетитель сайта может проверить свой страховой полис, чтобы узнать, не стал ли он жертвой мошенников.
Если определить автомобиль по номеру ОСАГО получилось с ошибкой, у этого может быть две причины.
Вариант первый. Скорее всего, неправильно введен номер полиса в базу страховщика, а значит и в систему АИС РСА для ОСАГО. Оформляя ваш договор страхования, сотрудник компании (страховой агент) мог по ошибке указать номер чужого полиса или просто напутать в цифрах. В этом случае следует немедленно позвонить в страховую компанию, выдавшую вам полис, чтобы внести правки.
Вариант второй. Страховой агент или работник компании намеренно исказил информацию, указав данные чужого автомобиля. Так поступают, если хотят получить от вас положенную сумму, но, сдавая деньги в кассу страховщика, приложить копию полиса другого ТС, к примеру, менее мощного, чтобы разницу в стоимости присвоить себе.
Проверка транспортного средства осуществляется по данным базы официального сайта РСА.
Новые возможности:Электронное ОСАГО онлайн — купить полис через Интернет.
Полезные сервисы:Проверить КБМ в базе РСА.Проверить техосмотр на подлинность.По номеру автомобиля проверить ОСАГО.Онлайн оформление договора купли-продажи автомобиля.
Сумма ущерба транспортному средству зависит от стоимости ремонта. Сумма восстановления автомобиля может быть определена двумя способами:
- силами страховой организации;
- с помощью независимого оценочного мероприятия.
Но в любом случае сумма ущерба транспортному средству будет зависеть от следующих параметров:
дата происшествия, повлекшего урон машине;- регион;
- марка автомобиля;
- год его выпуска;
- пробег транспортного средства;
- дата начала эксплуатации ТС;
- его комплектация;
- дефекты доаварийного характера;
- износ деталей, взамен которых устанавливаются новые.
Если было ДТП, стоимость ущерба и восстановительных работ считают на основании информации, собранной при первичном осмотре повреждённой машины, а при необходимости – при дополнительном осмотре, и зафиксированной в специальном акте.
Для определения стоимости ремонта страховщик складывает следующие составляющие:
- издержки на осуществление ремонтных работ;
- расход на материалы;
- стоимость заменяемых запчастей.
В свою очередь, затраты на запчасти определяются компанией-страховщиком как сумма расходов на каждую единицу запчасти, рассчитываемую путём умножения:
- количества таких деталей;
- их цены;
- понижающего коэффициента, учитывающего износ старой детали.
Износ деталей необходим для определения понижающего коэффициента, на который уменьшается цена запчастей. Например, если износ составляет 30%, то будет применяться коэффициент 0,7, рассчитанный как разность между единицей и процентом износа, делённым на 100%. Подробнее о расчете износа для ОСАГО можно узнать
Износ комплектующих исчисляется, исходя из сведений о:
- срока эксплуатации;
- пробега машины;
- коэффициентах влияния данных параметров на износ, значения которых установлены Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П .
В случае полной гибели автомобиля страховщик обязуется выплатить деньги на приобретение нового. Размер выплаты в данном случае определяется как разность между:
- стоимостью машины в день аварии;
- стоимостью годных остатков.
Под годными остатками понимаются те детали и части машины, которые можно демонтировать и реализовать.
При этом цена годных остатков рассчитывается как произведение:
- цены ТС в состоянии до аварии;
- доли стоимости целых деталей в полной стоимости ТС;
- коэффициента расходов на продажу запчастей (0,7 – для легковушек, 0,6 – для грузовых);
- коэффициента срока эксплуатации ТС;
- коэффициент степени повреждений.
Вышеперечисленные коэффициенты также определяются на основании Положения Центробанка.
Больше нюансов о единой методике расчета ущерба по ОСАГО можно узнать в этом материале.
Пример расчета стоимости ремонта
Автомобиль Чери Тигго Т 11 2012 года выпуска с пробегом 73 тыс. км попал в ДТП в 2016 году. Экспертиза установила, что уровень износа ТС равен 35%. В акте осмотра перечислены виды необходимых ремонтных работ:
- замена и покраска бампера и крепления;
- замена левой фары с креплением;
- ремонт колесной арки;
- балансировка колес.
- Расход на запчасти можно вычислять по их среднерыночной стоимости, взяв цены в трех популярных интернет-магазинах.
- среднерыночная цена на бампер – (2400 2000 2500):3 = 6900:3 = 2300 руб.
- на фару левую – 3200 руб.
- на крепление – 1000 руб.
Суммарная стоимость новых деталей – 6500 руб., с учетом износа: Рз/ч = 6500 ∙ (1 — 0,35) = 4225 (руб.)
- Вычисление стоимости ремонтных работ:
- рыночная цена работ по балансировке – 1000 руб./час;
- ремонт колесной арки – 1000 руб./час.
Данные о трудозатратах на все виды работ приводятся в нормативном акте № 432-П (Приложение 2-3). Норма времени для ремонта повреждения составляет 3 часа, а для балансировки – 0,1 час.
Рр = 1000 ∙ 3 1000 ∙ 0,1 = 3100 (руб.)
- Стоимость покраски:
- Покраска бампера – 1300руб/час; время – 1 час.
- Покраска крепления – 600 руб./час, время – 0,4 час.
Рм = 1300 ∙ 1 600 ∙ 0,4 = 1540 (руб.)
Компенсация за весь ремонт составит: Рк = 4225 3100 1540 = 8865 (руб.)
Как не стать жертвой обмана?
Ведь наступление страхового случая вынуждает страховщиков нести дополнительные расходы, поэтому они пытаются их снизить любыми путями.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой обмана нечестной компании-страховщика?
-
Изучить, какие случаи отказа являются незаконными и каждый из таких случаев обжаловать в судебном порядке. Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся причины отказов, которые можно оспорить.
-
Водитель, чьи действия повлекли наступление ДТП, находился за рулём чужой машины, соответственно, не был вписан в полис ОСАГО. Действительно, на первый взгляд может показаться, что страховщик не обязан платить пострадавшему, ведь договор с ним заключал не виновник, а текст договора не содержит ФИО виновника. Однако это не совсем так.
В соответствии с подпунктом д) пункта 1 статьи 14 Закона, устанавливающего правила ОСАГО, в этом случае страховщик имеет право после выплаты возмещения пострадавшей стороне требовать с виновника покрытие этих затрат.
Важно! Решить проблему занижения уровня страховых сумм можно, не прибегая к судебным разбирательствам. Для этого необходимо обратиться в страховую с требованием пересчёта суммы компенсации на основании подтверждающих документов.
Чтобы не быть обманутым и получить полное возмещение стоимости ремонта повреждённого автомобиля, пострадавший может самостоятельно рассчитать среднюю стоимость запчастей, нормочаса работ и среднюю стоимость материалов. Для этого он может воспользоваться онлайн-калькулятором, который запустил на своём сайте РСА.Для удобства пользователя приведём пошаговую инструкцию действий для определения стоимости деталей:
указать дату ДТП;- экономический регион;
- марка автомобиля;
- номер детали, которую необходимо проверить;
- ввести код безопасности;
- отправить запрос.
В результате этих действий появится таблица с указанием средней стоимости проверяемой детали.
Сервис позволяет осуществить одновременную проверку не более трёх запчастей. Если требуется узнать цены большего количества деталей, необходимо прибегнуть к вышеописанным действиям несколько раз.
С целью расчёта нормочаса работ необходимо указать:
- день, когда произошло ДТП;
- регион;
- марку и тип машины.
Узнать среднюю стоимость материалов можно, указав:
- дату совершения аварии;
- наименование производителя материала;
- название материала.
Разъяснения и инструкции, содержащиеся в нашей статье, призваны помочь пострадавшему лицу правильно выполнить расчет размера страховой выплаты, которая ему полагается, и определить, не пытается ли страховщик занизить сумму выплаты или вовсе незаконно отказать в возмещении убытков.