С 28 апреля 2017 года было внесено изменение в порядок возмещения убытков по полису ОСАГО. Полисы, приобретенные с указанного времени, предусматривают обязательный ремонт повреждений автомобиля по ОСАГО страховой компанией.
Такую инициативу ввели из-за жалоб страховых компаний на небольшую прибыльность обязательного страхования. По статистике 2016 года 40 миллиардов рублей от убытков страховых компаний получили посредники между страховщиком и страхователем. Чтобы избежать таких трат, было введены указанные нововведения.
Алгоритм возмещения убытков по полису ОСАГО
Полисы, приобретенные до апреля 2017 года, предусматривали возможность выплаты денежной компенсации по ОСАГО владельцу пострадавшего автомобиля. Полученные средства владелец мог потратить на ремонт авто в любом удобном для себя автосервисе. Также возможен был перевод средств со счета страховой компании на счет непосредственно автосервиса, ремонтирующего пострадавший автомобиль.
Поскольку из суммы компенсации вычитался определенный процент износа, выплаты не всегда было достаточно для покрытия расходов по ремонту. В таком случае, пострадавший автомобилист вынужден был доплачивать за ремонт.
Сейчас, согласно правилам ОСАГО, в течение 5 дней после ДТП пострадавший должен сообщить об этом в страховую компанию. Страховщик осматривает автомобиль и определяет размер повреждений, после чего направляет ТС в автосервис, с которым сотрудничает. Автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места жительства застрахованного лица либо места происшествия ДТП, но если страховая компания оплатит расходы по транспортировке автомобиля в сервис, допустимо и большее расстояние. Владелец автомобиля не может повлиять на выбор автосервиса, а также следить за ходом ремонтных работ.
Есть и положительные моменты нововведения:
- Согласно законодательству, при ремонте любого автомобиля по ОСАГО должны использоваться только новые детали.
- Ремонт должен быть осуществлен за срок не более 30 дней.
- Износ вычитается только для стоимости деталей и не может быть более 50% от их стоимости, а работу мастеров полностью оплачивает страховая.
Случаи, в которых возможно получение выплаты
Не все автомобилисты вынуждены ремонтировать авто в сервисе, выбранном страховщиком. Выбора нет только у владельцев легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ. Собственники грузовых автомобилей и мотоциклов могут выбрать — ремонт или деньги по ОСАГО.
Собственники легковых авто могут отказаться от ремонта по ОСАГО в следующих случаях :
- Если установлено, что стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей (максимальный размер компенсации) либо машина признана не подлежащей ремонту.
- Если в результате ДТП умер потерпевший.
- Если потерпевший получил средний или тяжкий вред здоровью и выбрал такую форму возмещения.
- Если потерпевший инвалид и выбрал такую форму возмещения.
- При обоюдной ответственности сторон.
- При наличии соответствующего соглашения между страховщиком и потерпевшим, заключенного в письменном виде.
- Если страховая компания не сотрудничает с автосервисами либо была лишена такого права судом, что возможно при наличии жалоб от клиентов на нарушение сроков ремонта.
Сроки ремонта
Ремонт машины после ДТП по ОСАГО должен быть произведен в течение 30 дней после доставки авто в сервис. В автосервисе автомобиль принимают не позднее, чем через 20 дней с момента проведения экспертизы. Оценочная экспертиза производится в течение 5 дней с момента извещения пострадавшего страховой компании о ДТП.
Если на протяжении 30 дней автомобиль не отремонтировали, пострадавший имеет право написать претензию к руководителю СК. На основании претензии страховщик обязан выплатить пострадавшему пеню в размере 1% от суммы ущерба за каждый день задержки ремонта. Документ составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием формы расчета и реквизитов пострадавшего, чтобы страховщик мог перечислить средства. Без этой информации претензию могут отклонить.
Принципы выбора СТО
Пострадавший не может повлиять на выбор сервисного центра для ремонта автомобиля. Страховая компания осуществляет выбор среди центров, с которыми сотрудничает. При этом обязательно соблюдение следующих требований:
- Сервисный центр должен находиться не более чем в 50 км от места аварии либо места жительства пострадавшего, если компания не оплачивает расходы по транспортировке автомобиля.
- Автомобили возрастом до 2 лет ремонтируются только у официального дилера.
В остальном страховщик не имеет ограничений при выборе автосервиса.
Порядок действий при некачественном ремонте
Оспорить выбор сервиса страховой компанией пострадавший не может, но он имеет право требовать компенсации при некачественном ремонте по ОСАГО. Согласно законодательству, при ремонте автомобиля должны использоваться только новые детали. Также после ремонта пострадавшему предоставляется гарантия на него сроком на 6 месяцев и гарантия на покраску элементов кузова на срок в 12 месяцев.
Если ремонт был произведен некачественно, пострадавший может рассчитывать на повторный ремонт, а также выплату пеней и морального ущерба. Но некачественность ремонта необходимо подтвердить заключением независимого эксперта. Стоимость услуг эксперта компенсирует страховая.
На основании заключения эксперта нужно написать претензию в страховую компанию. К документу нужно приложить копии: паспорта лица пострадавшего, правоустанавливающих документов на машину, протокола с места ДТП, договора на проведение ремонта, акта передачи машины в автосервис. Если через 5 дней страховщик не предпримет соответствующие меры, пострадавший имеет право составить исковое заявление. Документ подается в мировой суд, если сумма ущерба меньше 50 тысяч рублей, и в городской – если больше.