Уже более полугода реализуется проект е-ОСАГО, который дает возможность автовладельцу приобрести полис, не выходя из дома. Журналисты piter.tv выяснили, как это работает, и насколько эта услуга популярна в Северо-Западе.
Проект е-ОСАГО был запущен 1 июля 2015 года. Однако отметка в 100 тыс. оформленных электронных полисов была преодолена только в конце февраля 2016 года. И это менее 1 % от общего количества полисов ОСАГО.
Конечно, е-ОСАГО представляет интерес как для страхователей, так и для страховщиков. Для автовладельцев – это удобство оформления и защита от приобретения поддельного полиса, ведь е-ОСАГО подделать невозможно. Для страховой компании – это дополнительный канал продаж, который в будущем может заменить классический и повлиять на распределение рынка ОСАГО. Данная технология позволит снизить транзакционные издержки, расходы на ведение дела: уменьшит количество задействованных в процессе людей, обеспечит экономию на бумаге, доставке полисов. Пока электронный полис дают возможность оформить на своих сайтах только 15 страховых компаний.
«Несмотря на то, что схема покупки е-ОСАГО очень простая, автовладелец далеко не всегда успешно ее проходит. Заполненное онлайн заявление на страхование регистрируется в информационной системе страховщика, указанные в нем данные проверяются на соответствие в АИС ОСАГО. И как раз на этом этапе есть большая вероятность получить отказ в оформлении. Основная возможная причина — это несоответствие данных в форме заявления и в системах РСА. Если проверка завершилась положительно, то страховщик направляет клиенту расчет премии, предельный срок и способ оплаты, а после оплаты отправляет на электронную почту клиента и размещает в его личном кабинете е-ОСАГО — полис, оформленный в виде электронного документа, который нужно распечатать.
Что делать, если все же на дороге возникла спорная ситуация между владельцем и автоинспектором? Сотрудник ГИБДД должен проверить данные е-ОСАГО в сети ИМТС МВД России, или на официальном сайте РСА, а если он не сделал это по какой-то причине, можно сообщить об инциденте по горячей линии телефона доверия МВД.
Что же нас ждет в ближайшем будущем?
РСА и страховщиками намечен ряд инициатив, и ближайшая из них — оптимизация алгоритма проверки данных заявления на соответствие информации в системах РСА. Дальнейшая эволюция — разделение запроса на блоки и проверка их в БД соответствующих ведомств, а не через наполненную страховщиками базу. Все это позволит упростить покупку полисов и, что важно, максимизировать количество успешно завершенных оформлений. Как утверждают страховщики, процесс покупки электронного ОСАГО в будущем будет идентичен покупке билета на поезд или самолет.