Юлия Чернова / 11 сентября 2019
Расскажем, как отказаться от ОСАГО и вернуть деньги за полис, имеет ли право страховая компания отказать, и на каких основаниях.
Рассчитайте стоимость ОСАГО в разных страховых и выберите оптимальный вариант
Недобросовестные страховщики иногда навязывают клиентам страховки, которые им не нужны. После уговоров менеджера клиенту кажется, что застраховать квартиру на последнем этаже от затопления или велосипед от угона — правильное решение. Но спустя время человек понимает: ему навязали ненужную услугу. После такого понимания следуют жалобы на форумах в Интернете и соцсетях. А самые настойчивые пишут в ЦБ.
Некоторое время назад в ЦБ получали настолько много жалоб, что решили проблему кардинально и ввели период охлаждения. Это срок, в течение которого клиент может передумать и вернуть деньги за страховку. С 2018 года период охлаждения по страховке составляет 14 дней.
Возврат страховки ОСАГО
Аннулировать ОСАГО и вернуть деньги можно только в таких случаях:
- изменился собственник: автомобиль продали, причем не по генеральной доверенности;
- авто не подлежит восстановлению после ДТП, утилизировано по другой причине;
- собственник или страхователь умер/погиб.
Просто отказаться от ОСАГО и вернуть деньги по другим причинам не получится.
В теории, компания должна вернуть часть страховой премии (цены полиса) в случае банкротства и ликвидации. Но на практике обанкротившиеся компании не выполняют это требование.
Как вернуть страховку за неистекший период страхования
При отказе от полиса страховщик выплачивает часть его стоимости, которую считает по формуле:
(365 – количество неиспользованных дней) – 23%
По общему правилу, количество неиспользованных дней считают с дня, следующего за днем обращения и прекращения действия договора. Например, если машину продали в феврале, но бывший владелец обратился с заявлением в страховую только в апреле, деньги за просроченные месяцы ему не вернут. Исключение только одно — смерть или гибель собственника/страхователя автомобиля. В таком случае датой прекращения договора автоматически считается дата смерти.
Чтобы вернуть страховку, нужно направить страховщику письменное заявление, оригинал полиса, квитанцию о его оплате и приложить подтверждающие документы:
- договор купли-продажи автомобиля;
- заключение эксперта о том, что транспортное средство не подлежит восстановлению;
- акт утилизации, если транспорт отправили на переработку;
- свидетельство о смерти — в таком случае пишут заявление родственники погибшего.
По общему правилу, страховая должна вернуть деньги в течение 14 дней. Если компания не выполняет обязательства и уклоняется от выплат, можно подать жалобу в ЦБ, Роспотребнадзор или Федеральную службу страхового надзора.
Заключение
Поскольку отказаться от страховки в период охлаждения не получится, тщательно выбирайте страховщика и оценивайте стоимость полиса. Сначала посчитайте цену ОСАГО с помощью калькулятора: он покажет минимальную и максимальную стоимость. При выборе полиса ориентируйтесь на эти цифры: если менеджер страховой назовет большую сумму, предложение невыгодное.
Рассчитайте стоимость ОСАГО в разных страховых и выберите оптимальный вариант