Как определяется класс водителя при страховании автомобиля

Страхование ОСАГО предусматривает целую систему, по которой определяются условия заключения договора для конкретного водителя. Учитывается множество факторов, в том числе возраст, стаж, аварийность. Для самостоятельных расчетов следует знать, как определить класс водителя при ОСАГО.


Категория выражается в виде специального коэффициента – КБМ, который находится в зависимости от тех или иных обстоятельств ежегодно меняется. Значение КБМ напрямую влияет на цену приобретения нового страхового полиса.

Особенности коэффициента страхования

В 2019 году узнать свой КБМ можно с помощью анализа основных параметров и итогового расчета. Конечная стоимость полиса складывается сразу из нескольких элементов. Самым важным из них является базовая часть, которая ежегодно устанавливается для всех и не зависит от желаний самих страховых компаний. Данное значение умножается на большое количество различных коэффициентов, которые зависят от возраста, стажа, аварийности, региона регистрации и многих других факторов. Данные множители могут быть как повышающими, так и понижающими, отчего стоимость полиса ОСАГО на один и тот же автомобиль для каждого водителя будет своя.

Любой водитель заинтересован в экономии при оформлении страхового полиса, поэтому улучшение значения КБМ важно каждому.

  • категория ТС. С 2007 года значение коэффициента не зависит от автомобиля и закрепляется за каждым водителем. Однако базовое значение устанавливается для каждого вида: грузовой, легковой, автобус и другие. Своими действиями водитель никак не может повлиять на данное значение;
  • конкретное транспортное средство. Ключевым элементом в определении итоговой стоимости будет мощность двигателя и количество лошадиных сил. Начиная со 150 л.с. стоимость полиса возрастает в разы, независимо от иных технических характеристик автомобиля;
  • место регистрации водителя и место оформления полиса ОСАГО. Для каждого региона установлены свои базовые значения, изменить которые невозможно. Они складываются на основании статистических данных. Обычно чем меньше население – тем дешевле страховой полис;
  • возраст и стаж водителя. Эти параметры зачастую идут совместно, однако их необходимо различать. Самые большие коэффициенты установлены для начинающих и молодых водителей. При этом стаж учитывается формально – не имеет значение реальный опыт, влияет количество прошедших лет с момента получения ВУ;
  • аварийность на дороге. Каждый год езды без официально оформленного ДТП влечет понижение коэффициента. Минимальная авария в разы увеличит цену полиса на следующий год.

ВАЖНО . Вышеперечисленные параметры влияют на формирование КБМ, посчитать приблизительно который помогут специальные онлайн калькуляторы. Следует понимать, что точную итоговую стоимость страхового полиса ОСАГО скажут непосредственно в компании при оформлении.

Кроме коэффициента существует определенный класс водителя, который присваивается в зависимости от тех или иных обстоятельств. Он также влияет на стоимость ежегодного страхования.

Классы водителей при страховании

Введение подобной системы было направлено на установление справедливости в формировании итоговой стоимости оформления ОСАГО. Благодаря классам у страховщика есть возможность разделить всех водителей по определенным критериям, отчего будут зависеть конечные коэффициенты. Класс водителя зависит от его стажа и количества аварий, произошедших по его вине.

При страховании ОСАГО принято выделять классы водителей: от М до 13. При этом М является самым нижним, а нулевой присваивается человеку, только что получившему водительское удостоверение. В расчетах страховщик считает, что у водителя нет истории страхования, участия в ДТП и иных влияющих факторов.

ВНИМАНИЕ . Каждому классу водителя присваивается собственный КБМ, вместе с которым они устанавливают определенные скидки на оформление полиса ОСАГО в следующем году. Одна классовая ступень равна скидке в пять процентов. Максимальная скидка, которую можно получить при достижении 13 ступени равен 50%.

Несмотря на ежегодное повышение и увеличение скидки при безаварийной езде, существуют и штрафы. Если по результатам года за водителем было зарегистрировано происшествие, повлекшее наступление страхового случая, его коэффициент увеличивается и может достигнуть 245% от базовой стоимости. При этом количество аварий имеет прямое значение на максимальное значение.

Читайте также:  Как оплатить страховку осаго через интернет

Присвоенные категории водителя с М по 2 считаются неблагоприятными, поскольку влекут существенное увеличение стоимости страхового полиса. В глазах страховщика такой водитель выглядит, как ненадежный и часто попадающий в аварии.

ВАЖНО . Стоит отметить, что для понижения коэффициента водителя имеют значение только те происшествия, в которых он был признан виновником на основании решения сотрудника ГИБДД, либо суда.

Невиновное участие в ДТП не влечет каких-либо неблагоприятных последствий. Также важен факт официального оформления путем вызова сотрудников ГИБДД, либо через европротокол. Если произошло незначительное столкновение и водители смогли самостоятельно разобраться без оформления аварии, доказать этот факт страховщику практически невозможно. На практике, это означает, что в большинстве случаев год водителя будет признан безаварийным с присвоением новой ступени.

Что означает класс водителя

Ежегодно покупая автогражданку в одной и той же страховой компании, водитель зарабатывает себе определённую славу. Для того чтобы было легче фиксировать историю вождения каждого автомобилиста, в ОСАГО предусмотрены классы, которые присваиваются конкретно ездоку, а не транспортному средству (ТС). Показатель классности не только создаёт репутацию, но и влияет на стоимость полиса в следующем страховом периоде, ведь это не постоянная, а изменяемая величина.

От чего он зависит

Показатели классности для автомобилиста зависит от нескольких критериев. Он устанавливается с учётом следующих условий:

Таким образом, на показатель классности оказывают непосредственное влияние соблюдение ПДД, хорошая маневренность, высокий уровень вождения и т.д. Что касается случайностей на дороге, этот критерий от них практически не зависит.

На заметку! Такие критерии, как износ автомобиля, его тип, мощность двигателя, количество допущенных к управлению водителей, срок действия страховки и число ДТП, где автомобилист выступает потерпевшим, никак не влияют на показатель классности по ОСАГО.

Как рассчитать класс водителя для ОСАГО

Для чего нужно знать свой класс водителя и есть ли в этом необходимость? Безусловно, необходимость есть. Дело в том, что при расчёте стоимости страховки учитывается коэффициент бонус-малус (КБМ), который непосредственно зависит от индивидуального показателя классности. Для новичка с третьим классом он равен единице, а для автомобилиста со стажем и 13 классом КБМ = 0,5.

Сумма страховой премии напрямую зависит от этого коэффициента, так как при расчёте стоимость полиса умножается на показатель КБМ. Таким образом, новичок оплачивает полную стоимость страховки, а бывалый опытный автомобилист с положительной историей и самым высоким уровнем классности платит за ОСАГО в половину меньше.

Каждая страховая компания является членом Российского союза автостраховщиков, что очень удобно, так как данные о каждом страховом полисе и водителе собраны в одном месте. В соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У была разработана специальная таблица для определения КБМ по ОСАГО. Ознакомится с таблицей классов и коэффициентов бонус-малус можно ниже.

Таблица определения КБМ по ОСАГО

Как узнать класс водителя онлайн

Практика показывает, что страховщики иногда допускают ошибки при расчёте КБМ для страхователей. Возможно, это делается не нарочно, но вероятность того, что такое происходит преднамеренно, тоже есть. Именно поэтому нужно уметь самостоятельно определять свой класс автомобилиста.

Каждый автолюбитель может не только самостоятельно рассчитать свой КБМ, но и проверить его через специальные сервисы. Не стоит забывать, что есть единая база РСА (Российского союза автостраховщиков), которая постоянно совершенствуется и пополняется свежей информацией. Проверять свой класс и показатель КБМ можно через АИС РСА.

Читайте также:  Можно ли ездить на авто без постановки на учет со страховкой

Перед пользователем открывается форма для заполнения, в которой необходимо указать следующие параметры:

  • кто является собственником ТС – юридическое или физическое лицо;
  • тип договора – с ограничением или без ограничения числа допущенных к управлению лиц;
  • ФИО и дату рождения страхователя;
  • серию и номер водительских прав;
  • дату начала действия страховки.

После подтверждения кода безопасности и нажатия на кнопку поиск, произойдёт отправка запроса. Через несколько секунд под формой появится сообщение, в котором будет указан показатель КБМ на следующий страховой период. По величине этого коэффициента можно легко определить класс водителя по таблице.

Как узнать классность водителя по ОСАГО в Росгосстрахе

Как водителю повысить или восстановить классность для ОСАГО

Класс водителя повышается в том случае, если в течение года с его стороны не было ни одного обращения в страховую компанию. Страховщик не понёс никаких убытков, и в качестве благодарности повышается его классность и предоставляется возможность покупки полиса по более выгодной цене.

Безусловно, низкий КБМ – это выгодно для водителя, поэтому нужно стараться повысить свой класс. Этот показатель меняется с каждым годом и постоянно возрастает, если накапливать безаварийный стаж. Страховщик обязан ежегодно сверять информацию о КБМ по базе РСА и производить расчёт по полученным данным. Однако иногда автомобилисты обнаруживают, что КБМ, принятый для расчёта, не соответствует их безаварийному стажу. Что делать, если коэффициент неправильный и как повысить его при расчёте ОСАГО?

  1. Сперва нужно сделать распечатку из базы АИС РСА, в которой фигурируют данные о водителе и текущий показатель классности.
  2. Обратиться к своему страховщику с заявлением. Возможно проблему удастся решить уже на этом этапе, но, если нет, нужно действовать дальше.
  3. Написать письмо в РСА, объяснив ситуацию и приложив распечатку.
  4. Отправить ещё один экземпляр распечатки с обращением в Банк России.
  5. Если всё вышеперечисленное не возымеет действия, решить вопрос в судебном порядке.

П.6 ст. 9 ФЗ № 40 гласит, что страховщики не могут самостоятельно менять показатель КБМ и использовать при расчёте страховой премии несуществующие цифры. Поэтому, если страхователь уверен в своей правоте, нужно добиваться справедливости.

Подводя итоги

Итак, класс водителя – это оценка, которую получает автомобилист за свою историю вождения. Безаварийный опыт за каждый прошедший год приводит к повышению класса, а наличие ДТП, наоборот, снижают это значение. Для каждого показателя классности существует свой КБМ, который влияет на стоимость полиса ОСАГО. Чем выше класс, тем ниже КБМ и цена за автогражданку.

Подробнее о том, как возместить ущерб по ОСАГО читайте в следующей статье.

В спорах со страховой может помочь наш юрист. Запишитесь на бесплатную консультацию прямо сейчас в специальной форме.

Будем ждать ваши вопросы и просим оценить данный пост.

Как узнать класс водителя по ОСАГО

Постоянный рост стоимости обязательной страховки по ОСАГО, который происходит в последние годы, приводит ко вполне объяснимому желанию водителей сэкономить на оформлении полиса. Действующее в этой области законодательство предоставляет легальную возможность снизить стоимость получаемой страховки за счет присвоения собственнику транспортного средства водительского класса, который определяется с учетом стажа безаварийной езды. Причем чем он дольше, тем большую скидку при оформлении полиса получает владелец автомобиля.

Расчет стоимости ОСАГО является достаточно сложной процедурой, причем на окончательную величину платежа оказывает влияние более 10 различных факторов. Одним из наиболее интересных для водителя выступает так называемый коэффициент бонус-малус или КБМ. Он определяется, исходя из числа аварийных ситуаций, виновником которых стал конкретный собственник авто, а также водительского класса. Другими словами, КБМ показывает автостраховщикам, насколько рискованным мероприятием является для них страхование данного водителя.

Читайте также:  Почему в страховых компаниях нет полисов осаго

Среди наиболее важных факторов, влияющих на определение водительского класса, выделяются следующие параметры:

•Количество страховых выплат в результате аварийных ситуаций, созданных по вине водителя. Основной критерий, от которого в значительной мере зависит и водительский класс владельца транспортного средства, и, как следствие, коэффициент бонус-малус и предоставляемая при страховании скидка;

•Возраст водителя. В данном случае установлено следующее правило: чем моложе водитель, тем ниже его водительский класс;

•Стаж вождения. Влияние этого параметра также довольно предсказуемо – более опытные водители могут претендовать на более высокий класс.

Важно отметить, что на итоговую стоимость оформления полиса ОСАГО влияет, как уже отмечалось, не только водительский класс, но и другие факторы, например, регион проживания, так как для каждого крупного населенного пункта установлены собственные коэффициенты аварийности, при расчете которых учитывается местная статистика. Кроме того, на цену страховку серьезно влияет марка и модель автомобиля.

Однако, на эти факторы водитель повлиять никак не может. В то же время, безаварийный стиль вождения – это тот параметр, который целиком зависит непосредственно от него. Именно поэтому КБМ и водительскому классу сегодня уделяется так много внимания.

Действующая сегодня система ОСАГО предусматривает водительские классы от 0 до 13. Для определения конкретного класса и величины КБМ необходимо использовать специально разработанную справочную таблицу.

Класс КБМ Подорожание Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
1 2 3 4
Скидка Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% M M M M
2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

На основе приведенных в ней данных для того, чтобы рассчитать водительский класс и КБМ, следует руководствоваться такими правилами:

•по умолчанию значение КБМ равно 1, то есть приравнивается к 3-му водительскому классу;

•год безаварийной езды позволяет повысить показатель на одну ступень, что ведет ко вполне логичному снижению коэффициента бонус-малус;

•в случае участия водителя в аварийных ситуациях, его водительский класс меняется, исходя из их количества.

При определении водительского класса крайне важно учитывать два существенных момента. Во-первых, если водитель не вписан в течение года ни в один полис ОСАГО, его водительский класс обнуляется, а в дальнейших расчетах следует исходить из значения по умолчанию. Во-вторых, оформление так называемой открытой страховки, когда количество водителей в полисе не ограничивается, водительский класс и КБМ присваивается только владельцу автомобиля.

Самый простой вариант проверки водительского класса и показателя КБМ – это обращение к официальному сайту РСА. Подобные программы используются базу данных АИС РСА, что позволяет гарантировать точность результатов. При обнаружении ошибки водитель имеет право обратиться за разъяснениями в страховую компанию, предоставившую в РСА, по его мнению, неверные сведения. При отсутствии положительного решения для восстановления водительского класса и КБМ следует обратиться с жалобой в ЦБ РФ или РСА, выступающие контролирующими инстанциями.

Читайте также:
Adblock
detector