КБМ — коэффициент “Бонус-Малус”. Это значение используют страховые компании для расчета страховой премии по договору.
Из-за наличия или отсутствия аварий КБМ бывает понижающим или повышающим. Узнаем, как рассчитать КБМ по ОСАГО в 2019 году.
ОСАГО
Полис ОСАГО — документ, по которому страховая компания частично возмещает ущерб потерпевшей стороне после аварий, в которой виноват ее клиент. Такие же условия действуют в отношении водителей, вписанных в тот же страховой полис.
Стоимость страхового полиса ОСАГО зависит от следующих показателей:
- возраста водителя;
- стажа вождения;
- показателя безаварийной езды, учитывает страховую историю (КБМ);
- характеристики страхуемого автомобиля (КМ-коэффициент мощности двигателя);
- региона эксплуатации (КТ-территориальный коэффициент);
- коэффициента грубых нарушений (КН);
- от общих условий договора;
- наличия или отсутствия прицепа или ограничений.
Узнаем, как рассчитать КБМ и скидку по ОСАГО с помощью таблицы.
Класс автомобилиста | КБМ | Класс и страховые случаи, которые произошли во время действия полиса ОСАГО | ||||
Выплат не было | 1 выплата | 2 | 3 | 4 и более | ||
М | 2,45 | М | М | М | М | |
2,3 | 1 | |||||
1 | 1,55 | 2 | ||||
2 | 1,4 | 3 | 1 | |||
3 | 1 | 4 | 1 | |||
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | ||
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | ||
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | ||
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | ||
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | ||
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 |
- В левом столбце указан класс автомобилиста. Для всех водителей, которые заключают договор ОСАГО впервые, характерен третий класс, класс КБМ будет равен 1.
- Затем определяют, какое количество страховых случаев было во время действия прошлых страховых договоров, в которых водитель был признан виновным. У новичков таких случаев нет, поэтому нужна цифра “0”.
- Столбец, в котором указано количество убытков, необходим, чтобы определить класс на следующий год. Для новичков класс 4.
- Классу четыре соответствует значение КБМ 0,95.
Посмотрим на примерах, как самому рассчитать КБМ по ОСАГО.
Рассмотрим два примера. В первом автомобилист ездил год без аварий, во втором у водителя появились аварии. Начнем с первого примера.
Допустим, что на момент заключения страхового договора автомобилисту был присвоен 9 класс КБМ. Т.е. 30% скидки к основному тарифу по страховке. Значит, автомобилист уже пользовался услугами страховой компании, и каждый год получал на 5% скидки больше за безаварийную езду.
Через год тот же водитель занялся оформлением нового страхового договора. Аварий не было. От 9 класса двигаемся по столбцу вниз по таблице, страховой агент смотрит новый класс. Водитель получает класс 10, скидка составляет 35% (значение 0,65).
Рассмотрим другой пример, в котором у того же водителя (класс 9) случилось 3 аварии. От класса 9 двигаемся по таблице вправо, к значению, где указано 3 выплаты. И получаем класс 1, а повышающий коэффициент 1,55. Значит, водителю придется оплатить повышенную стоимость.
Для самостоятельного определения скидки:
- нужно начать расчет со строки, которая содержит третий класс;
- после каждого безаварийного года можно спускаться на строку ниже;
- при каждом годе с авариями нужно переходить на строку, которая соответствует количеству страховых выплат;
- если у автомобилиста не было страховки год, его класс равняется трем;
- если полис открыт (неограниченное количество водителей), коэффициент изменяется только для владельца авто.
По ОСАГО максимальная скидка за безаварийную езду составляет 50%. Это соответствует значениям 0,5 и классу 13. Автомобилист получает самую большую скидку из возможных, если за 10 лет из-за него не проводилось страховых выплат.
Коэффициент обязательно используется при продлении, изменении, оформлении договора ОСАГО на год.- Чтобы определить, как рассчитать коэффициент Бонус-Малус, выплаты по страховке по одному случаю принимают как одну страховую выплату.
- Всю информацию о прошлых договорах ОСАГО, требующуюся для определения класса автомобилиста, получают из данных о страховании, предоставленных страхователем, или на основании сведений, имеющихся у страховой компании.
- Если предусматривается возможность управления ТС без ограничений, класс автомобилиста определяется на основе сведений о собственнике машины, указанного в полисе, и класса, определенного при заключении предыдущего договора. Класс присваивается собственнику автотранспортного средства, отмеченному в страховке. Если никакой информации по собственнику машину нет, собственник получит класс 3.
- Если по договору имеются ограничения по управлению (к управлению допущены только лица, отмеченные страхователем в договоре), класс определяется на основе сведений по каждому автомобилисту, отмеченному в договоре. У каждого водителя появляется свой класс.
- Если информация об автомобилистах предоставляется сразу по нескольким договорам, класс определяется на основе общей суммы проводившихся выплат, содержащихся в данных о предыдущих страховых договорах, которые действовали год назад до оформления настоящего договора.
- Для страховых договоров с ограничением страховые тарифы рассчитываются с применением самого высокого КБМ среди водителей, вписанных в страховку.
- Для определения класса принимают во внимание сведения по страховым договорам, действующим не более года со дня заключения нового договора.
Страховые выплаты производятся только тогда, когда пострадавший в аварии, спровоцированной Вами, обращается в страховую за выплатой. Если ущерб незначительный, автомобилисты разбираются на месте, и стоимость полиса не повышается.
Если есть ограничение по количеству водителей, коэффициент определяется на основании сведений по каждому из водителей:
- сотрудники страховой компании определяют КБМ по автомобилисту с наихудшим классом;
- скидка предоставляется человеку, а не транспортному средству;
- коэффициент повышается только у водителя, виновного в ДТП.
Коэффициент не применяют (или равен единице):
- транзитная страховка;
- страхование ТС, зарегистрированного в другом государстве.
Таблица предоставляет теоретическое значение коэффициента. В реальности его значение может быть выше, так как страховщики не всегда вносят КБМ в базу данных РСА, на которую должны опираться все страховые компании.
Делается это для получения большего количества денег. И автомобилист, который плохо разбирается в страховых выплатах, легко попадается и платит больше, чем требуется.
Проверка коэффициента по РСА
Скидка довольно быстро проверяется самостоятельно через базу РСА. Это очень важно, так как страховые компании иногда не вносят коэффициент в базу данных РСА для получения большей прибыли за тот же страховой полис.
Российский Союз Автостраховщиков — некоммерческая корпоративная организация, которая представляет единое общероссийское профессиональное объединение.
Основывается на принципе обязательного членства страховщиков, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев ТС. Статус объединения закрепляется законом. В состав входит 71 страховая компания.
Понадобятся следующие сведения:
- ФИО;
- дата рождения;
- данные документа, удостоверяющего личность, или ФИО и дата рождения человека, который допущен к управлению автомобилем;
- сведения о водительском удостоверении.
Галочкой подтверждается согласие на обработку персональных данных, проводится проверка.
Если итоговая цифра совпала со значением, рассчитанным Вами теоретически, так и должно быть. Если после проверки значения в РСА вышел неверный результат, КБМ следует восстанавливать.
База РСА предоставляет максимально полную информацию. Можно определить, откуда взялось значение коэффициента, какой номер полиса использовался при расчете.
При заключении договора ОСАГО страховая компания должна использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения КБМ.
По базе можно также проверить обоснованность коэффициента, используемого компанией в отношении указанного в полисе водителя. В системе имеются данные о водителях с начала 2011 года.
Класс автомобилиста в системе РСА изменяют только представители страховой компании. Сотрудники базы не изменяют данные АИС. Любые корректировки вносят сотрудники страховой компании.
С 2014 года компании должны передавать сведения о договорах ОСАГО в базу в течение суток с минуты оформления договора.
Для начала нужно выяснить, когда была допущена ошибка в расчете КБМ. В самом полисе коэффициент не указывается, поэтому следует провести перерасчет предыдущих полисов.
Не стоит выбрасывать старые страховые полисы. Они понадобятся для перерасчета верного значения.
Страховые коэффициенты меняются каждый год. Цену страхового полиса нужно сверять каждый год. Если Вы и так делали это постоянно, вероятно, ошибка в предыдущем полисе.
Причины ошибки:
- в базе не исправили сведения, присутствует запись с информацией по старому полису;
- сотрудники допустили ошибку при вводе;
- если компания стала банкротом или была ликвидирована, сотрудники могли не передать информацию о системе РСА.
Восстановить КБМ можно в страховой компании, которая допустила ошибку в расчете. Если факт ошибки подтвердится, изменения внесут за несколько дней.
Если ошиблась предыдущая страховая, нужно обратиться туда. Если она ликвидирована, коэффициент восстановить не получится, так как другие страховые не исправляют ошибки своих коллег.
Если рядовые сотрудники отказываются признавать свои ошибки, обратитесь в головной офис компании, оформите жалобу, направьте ее заказным письмом или лично. Если передаете лично, потребуйте, чтобы на копии жалобы поставили отметку о том, что ее приняли к рассмотрению.
В документе следует подробно расписать обстоятельства, подтверждающие неверное применение коэффициента. Укажите имя сотрудника, время, номер страхового полиса.
Вы имеете право потребовать письменный расчет. Также можно упомянуть, что Вы собираетесь направить жалобу на компанию в органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам. При отсутствии результатов обратитесь в ФСФР.
Если один из водителей, вписанный в страховку, изменил водительское удостоверение, необходимо сразу же сообщить об этом в страховую компанию. Это относится к изменению любой другой информации в документах.
Если по каким-то причинам страховая не получает сведений о ДТП, водители начинают хитрить и умалчивают о своих авариях. При расчете неточность сведений сразу обнаружат в базе РСА.
Страховая компания имеет право применить штрафные санкции за предоставление ложной иформации. Штраф составляет 1,5 коэффициента, стоимость страховки будет увеличена.
От санкций автомобилисту не укрыться даже тогда, когда он решит поменять страховщика.
Нюансы:
- КПР не применяют для легковых автотранспортных средств;
- КМ используют только для легковых ТС;
- КП не применяют для авто, которые были зарегистрированы РФ.
Существуют еще и другие особенности. По этой причине всегда быстрее и легче воспользоваться любым из онлайн-калькуляторов расчета стоимости полиса на различных сайтах, если Вы не доверяете сотрудникам своей страховой компании.
Автострахование строго регулируется государством, но, тем не менее, остается продуктом торговли, продаже которого сопутствуют различные схемы и маркетинговые приемы.
Коэффициент Кбм занимает одно из самых важных мест в этом списке. Он стимулирует систему государственного страхования, регулируя выгоду автомобилистов и страховых компаний.
Каждому водителю, который покупает полис, полезно владеть базовой информацией по Кбм. Она помогает сэкономить при оформлении ОСАГО, а также на штрафах, при попадании в ДТП.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно !. Это быстро и бесплатно!
Что это за коэффициент?
Кбм – это Коэффициент Бонус-Малус, главная цель которого поощрить безаварийных водителей и наказать виновников ДТП. От падения и подъема данного коэффициента напрямую зависит стоимость страхового полиса.
Скидка за безаварийную езду
Понятие скидка за безаварийную езду, появилось в 2003 году. Тогда коэффициент был введен в действие, и начал применяться при расчете стоимости страховок. Кбм бывает повышающим и понижающим, в зависимости от наличия аварий в страховой истории клиента. Кроме того, данный коэффициент сохраняется при переходе в другую страховую компанию, а также при продлении полиса.
Очевидно, что для страхователей важны аккуратные водители. Они приносят хорошую прибыль, а поэтому, чтобы премировать их, существуют соответствующие коэффициенты. Ежегодные скидки предусмотрены в размере 5%. Наравне с поощрениями существуют и наказания, они выражаются штрафами, значительно увеличивающими цену страхового полиса.
За неимением скидки, неосторожная езда отразится на стоимости страхового полиса на следующий год. Хотя такие меры принимают, лишь в случае обращения пострадавшей стороны за выплатой компенсации в компанию клиента. Часто случается, что при незначительных повреждениях транспортного средства, пострадавший восстанавливает авто за свой счет. При таком удачном стечении обстоятельств, виновнику ДТП не грозит повышение цены полиса.
В некоторых случаях Кбм не учитывают, например, при страховании прицепов, автомобилей, владельцы которых являются иностранными гражданами и при покупке полиса на транзитное ТС.
Какие аварии учитываются при расчете?
При расчете Кбм учитывают только аварии, зафиксированные документально, клиент выступает виновником ДТП, а страховые выплаты потерпевшей стороне возмещены полностью, даже минимальные. Если же клиент является потерпевшим, то данные об аварии вносят в страховую историю, но они не влияют на Кбм и на имеющиеся скидки или наработанные баллы.
С 2011 года для страховых компаний введены строгие правила. Они обязаны предоставлять всю информацию по страховым историям в единую базу АИС РСА (Российский союз страховщиков), а также пользоваться данными оттуда для расчета стоимости ОСАГО и Кбм.
Как узнать или самому посчитать бонус-малус?
Любой ответственный водитель хочет знать размер скидки, накопленной за безаварийное вождение. Коэффициент Кбм можно определить тремя способами:
![](https://uravto.com/wp-content/uploads/2018/05/strahovaya_kompaniya_1_25045358-300x203.jpg)
Узнать о размере Кбм в страховой компании. В верхнем левом углу бланка ОСАГО стоит штамп страховщика и контактные телефоны. Позвонив в страховую компанию, нужно связаться с отделом обязательного страхования. Назвав номер полиса и фамилию, клиент получит информацию о своем классе из базы данных.
Страховщик обязан также в течение 5 дней предоставить клиенту справку формы №4. В ней подробно указывают описание Кбм по всем допущенным к управлению данного транспортного средства водителям. Эта справка пригодится для продления страхования ОСАГО, если клиент решит сменить страховую компанию.
При самостоятельном расчете Кбм по ОСАГО для физических лиц, используют данные прошлого полиса, оформленного в соответствии с законом.
Кбм рассчитывают с помощью базы РСА на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Для этого заполняют форму и отправляют запрос. Вводят ФИО водителя, дату рождения, данные водительского удостоверения (серия/номер). Ставится галочка у пунктов:
- Обработка личных данных.
- Учет условий ранее заключенного договора.
Затем вводится код безопасности, и указывается дата допуска водителя к управлению транспортным средством. Такой запрос считается полностью составленным. Его отправляют и ждут ответа от системы.
Далее представлена пошаговая инструкция:
Если водитель заключает договор в первый раз, то его класс равен 0, а Кбм – 2,45 и заполнять форму на РСА необязательно. Если имеется стаж вождения, но раньше человек не управлял данным транспортным средством, тогда его Кбм равен 1, а класс – 3. Как упоминалось выше, ежегодная скидка за безаварийность составит 5%.
Чтобы расчет стал более понятным, рассмотрим несколько примеров:
Как произвести расчет КБМ ОСАГО по базе РСА онлайн читайте в этой статье.
Например расчета для юрлиц: у фирмы на балансе два автомобиля, КАМАЗ и ГАЗель. С момента заключения ОСАГО прошел год. За это время шофер КАМАЗа попал в ДТП, а водитель ГАЗели нет. Не играет роли, кто из водителей был за рулем КАМАЗа, так как Кбм повысится на данное транспортное средство. Цена страхования для КАКМАЗа повысится, но это не затронет стоимость полиса для ГАЗели. Этот автомобиль, за безаварийный год получит 5% скидки.
Так проводили расчеты до 1.01.2017. Но с нынешнего года вышло правило – плату производят по среднему коэффициенту. Владельцы больших автопарков от этого пострадали. Если водители часто попадают в аварии, то для юридического лица среднее значение Кбм будет в разы больше.
Пошаговая инструкция:
Рассчитать значение Кбм на следующий год несложно, нужно лишь ввести требуемые данные и отправить запрос.
Более подробно о расчете КБМ для ОСАГО мы рассказывали здесь.
Каждый водитель должен иметь при себе полис ОСАГО. Оформляя его, автолюбители страхуют ответственность и защищают себя от денежных разбирательств при попадании в аварию. Чтобы рассчитать стоимость полиса учитывают различные коэффициенты, а особенно Кбм. В зависимости от того, попадал ли водитель в ДТп и зная его класс, каждый легко сможет рассчитать коэффициент Бонус-Малус.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: