- Изменения 2019 года коснулись базовых тарифов, новых коэффициентов возраста и стажа, а также правил применения КБМ.
- Несмотря на заверения законодателей уменьшить стоимость страховки для соблюдающих ПДД водителей, наши расчёты показали, что даже самый опытный и безаварийный автовладелец заплатит за полис больше, чем раньше.
Что за закон об изменении тарифов ОСАГО 2019 года
Конечная стоимость полиса ОСАГО складывается из специальной формулы расчёта – берётся базовый тариф, который затем перемножается на коэффициенты. Последние, в свою очередь, по порядку увеличивают (если коэффициент больше единицы) или уменьшают (если меньше единицы) предыдущий результат расчёта.
Таким образом, цена страховки состоит из следующих составляющих:
- базовый тариф ОСАГО – начальная стоимость в виде суммы от и до на выбор страховой компании, затем он умножается на все нижеследующие коэффициенты по порядку,
- коэффициент города проживания (Москва — самый дорогой),
- КБМ (безаварийная скидка),
- коэффициент возраста и стажа,
- ограниченного/неограниченного полиса ОСАГО,
- мощности,
- сезонности использования автомобиля,
- коэффициент нарушений закона о страховании.
Ниже мы приведём пример расчёта стоимости страховки на основе указанной формулы.
Когда поправки вступают в силу?
Изменения, как мы указали выше, регламентированы Указанием Банка России. 29 декабря ему присвоили номер 53241. В самом указании в пункте 2 прописано, что официально документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования, которое произошло 30 декабря 2018 года.
Таким образом, все нижеописанные изменения по реформе ОСАГО вступили в силу 9 января 2019 года.
Вероятно, это не последние принятые поправки в 2019 году. Обо всех нововведениях мы в любом случае будем оперативно узнавать и актуально обновлять данную статью.
Новые тарифы ОСАГО
С начала 2019 действуют изменения по 3 указанным выше составляющим полиса:
- изменения базового тарифа (как в меньшую, так и в большую сторону),
- новые коэффициенты возраста и стажа вождения.
Давайте сравним старые и новые данные по новому закону и выясним, какие изменения для водителей по Указанию ЦБ произошли в 2019 году!
Итак, они в целом повысились. А вот почему, Вы поймёте немного ниже, так как формально базовый тариф – это коридор стоимости начальной ставки, а уже конечную ставку из этого коридора страховщик вправе устанавливать самостоятельно. Нужно ли говорить, что это почти всегда будет максимальный тариф, ведь законом это не урегулировано!
Базовые тарифы отличаются для разных категорий владельцев машин и видов самих автомобилей в зависимости от категории прав, которая требуется для управления ими. Давайте в таблице сравним старые и новые тарифы.
Для кого? | Новый тариф 2019 года | Старый тариф |
---|---|---|
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) | 694-1407 рублей | 867-1579 рублей |
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц | 2746-4942 рублей | 3432-4118 рублей |
Категория B и BE (легковые) юрлиц | 2058-2911 рублей | 2573-3087 рублей |
Категория B и BE (легковые) в такси | 4110-7399 рублей | 5138-6166 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн | 2807-5053 рублей | 3509-4211 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн | 4227-7609 рублей | 5284-6341 рублей |
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест | 2246-4044 рублей | 2808-2270 рублей |
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест | 2807-5053 рублей | 3509-4211 рублей |
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок | 4110-7399 рублей | 5138-6166 рублей |
Как видим, в новых страховых тарифах 2019 года увеличился разбег коридора – то есть у страховых компаний стало больше выбора по установлению начальной ставки стоимости полиса ОСАГО.
На практике же чаще всего применяется максимальный тариф. Да, законодательно предлагается также регулировать и конкретное значение для утверждения страховщиков в этом коридоре – например, при выборе автовладельцем одной страховой компании из года в год, но это пока только предложение, не закреплённое нормативно-правовыми актами.
На основании новых базовых тарифов конечная стоимость страховки уже незначительно вырастает.
Здесь изменение более кардинальное и касается не только корректировки самих коэффициентов, но и количества их градаций. Если раньше таких градаций было всего 4: старше или младше 22 лет плюс менее или более 3 лет стажа, то с 2019 года их аж целых 56!
Стаж/возраст | 0 лет | 1 год | 2 года | 3-4 года | 5-6 лет | 7-9 лет | 10-14 лет | Более 14 лет |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16-21 | 1,87 |
1,87 |
1,87 |
1,66 |
1,66 |
— | — | — |
22-24 | 1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
— | — |
25-29 | 1,77 |
1,69 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
— |
30-34 | 1,63 |
1,63 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
0,96 |
0,96 |
35-39 | 1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,99 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
40-49 | 1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
Старше 50 | 1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
Как видим, для молодых и неопытных водителей коэффициент незначительно повысился, а вот для старших и с большим водительским стажем – стал ещё менее значительно ниже.
Другие изменения
Важные изменения претерпел порядок расчёта коэффициента бонус-малус, который применяется как скидка за безаварийное вождение, хотя может быть и вовсе не скидкой, а привести к существенному удорожанию ОСАГО, если Вы часто попадали в ДТП по своей вине.
Порядок расчёта КБМ изменился в 2019 году следующими тонкостями:
- если у Вас был перерыв в страховании в течение года и более, по новым правилам КБМ не «слетит»; ранее он попросту обнулялся, если Вы долго не страховались или не были вписаны в чей-либо полис,
- в случае, если у водителя в разных страховках (своей и чужой) образовался разный КБМ, то после изменений будет применяться по закону минимальный из них; ранее была возможна путаница,
- установлен час-пик для перерасчёта КБМ – 1 апреля каждого года; до изменений в ОСАГО КБМ рассчитывался и заносился по-новой в базу данных каждый раз при приобретении нового полиса автовладельцем.
Примеры расчёта по новым тарифам ОСАГО
Итак, теперь давайте для примера посчитаем, сколько будет стоить страховой полис, если считать с новыми и старыми тарифами! Для этого возьмём 3 варианта водителей:
- среднестатистического на бюджетном автомобиле,
- неопытного молодого с мощным транспортным средством,
- опытного и пожилого владельца маломощной машины.
Отметим также, что реформирование ОСАГО по заявлениям законодателей имеет одну из целей – чтобы страховка подорожала для нарушающих водителей и подешевела для опытных и соблюдающих ПДД. Вот мы и постараемся выяснить, действительно ли этого достигли законодатели, внеся изменения в ОСАГО в виде новых тарифов и коэффициента в 2019 году.
В нашем примере возьмём жителя Сочи (коэффициент региона проживания – 1,2) с автомобилем Kia Rio мощностью 107 л.с. (коэффициент мощности – 1,2) и с ограниченным полисом на 1 год, в который вписан только он, и которому 30 лет и 5 лет водительского стажа, а безаварийный стаж у него из них – 3 года (КБМ=0,85). Базовый тариф здесь и в примерах ниже будем брать максимальный как самый распространённый среди страховых компаний.
Таким образом, стоимость полиса ОСАГО у такого водителя выйдет:
- по новым тарифам 2019 года: 4942 × 1,2 × 0,85 × 1 × 1,04 × 1,2 × 1 = 6290,97 рублей,
- по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 1,2 × 0,85 × 1 × 1 × 1,2 = 5040,43 рублей.
Как видим, решающее значение имеет то, что ближе к началу в формуле расчёта – а это именно базовый тариф, который по новым правилам стал существенно выше.
Теперь же для примера возьмём водителя из Москвы (коэффициент региона проживания – 2) с автомобилем BMW X5 мощностью 420 л.с. (коэффициент мощности – 1,6) и с неограниченным полисом на 1 год, которому 21 год и 2 года водительского стажа, но в прошлом году он попал в ДТП по своей вине (КБМ=1,55). А ещё у него было нарушение ФЗ Об ОСАГО – он подал недостоверные сведения в страховую компанию, что повлекло к занижению стоимости полиса (часть 3 статьи 9 ФЗ).
В данном случае следует учесть, что часть 4 статьи 9 ФЗ-40 предусматривает, что итоговая сумма стоимости страхового полиса не может быть больше, чем в 3 раза базового тарифа, помноженного на территориальный коэффициент. А если применён коэффициент за ложные сведения или содействие наступлению страхового случая, то не может превышать более чем в 5 раз.
Таким образом, если бы не принималось во внимание законное ограничение цены полиса ОСАГО, то получился бы такой расчёт:
- по новым тарифам 2019 года: 4942 × 2 × 1,55 × 1,87 × 1,87 × 1,6 × 1,5 = 128575,70 рублей,
- по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 2 × 1,55 × 1,87 × 1,8 × 1,6 = 68751,49 рублей.
Но так как стоимость страховки ОСАГО в нашем примере не может быть больше, чем в 5 раз выше тарифа с территориальным коэффициентом и коэффициентом недостоверных сведений, то получаем такой правильный расчёт:
- по новым тарифам 2019 года: 4942 × 2 × 1,5 × 3 = 44478 рублей,
- по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 2 × 3 = 24708 рублей.
Просто нереальная, но тем не менее, законная сумма по новым тарифам ОСАГО.
Настало время хороших новостей и минимальных цен на ОСАГО. Для третьего примера берём жителя малого населённого пункта Бурятии (коэффициент региона проживания – 0,6) с автомобилем Renault Logan мощностью 80 л.с. (коэффициент мощности – 1,1) и с ограниченным полисом на 1 год, куда вписан только он, и которому 55 лет, из них 25 лет водительского стажа и 15 лет без аварий (КБМ=0,5).
В итоге получаем следующий расчёт:
- по новым тарифам 2019 года: 4942 × 0,5 × 0,6 × 0,96 × 1 × 1,1 × 1 = 1565,63 рублей,
- по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 0,5 × 0,6 × 1 × 1,1 × 1 = 1358,94 рублей.
Как видим из примеров выше, как для самых опытных и безаварийных водителей, так и для нарушающих и неопытных молодых автовладельцев страховка ОСАГО после изменений 2019 года подорожала. Другие дело, что, по сравнению со старыми тарифами, для неопытных она растёт гораздо больше.
Добрый день, уважаемый читатель.
В этом документе приведены обновленные тарифы, которые должны использоваться при расчете стоимости страховки ОСАГО.
Обратите внимание, указание значительно отличается от предшествующей версии документа, и в данной статье будут рассмотрены только вопросы, представляющие наибольшие интерес для водителей:
Информация о документе
В первую очередь хочу напомнить, что стоимость страхового полиса рассчитывается по специальным формулам. Для получения стоимости необходимо перемножить несколько коэффициентов. Формула для категории В подробно рассмотрена в этой статье.
Так вот, в новом Указании сами формулы изменились незначительно, однако серьезные изменения коснулись входящих в них коэффициентов. Поэтому ниже речь пойдет об обновленных коэффициентах.
ТБ — базовая ставка
В первую очередь следует обратить внимание на изменение базовых ставок для разных категорий транспортных средств. Напомню, что в настоящее время для каждой категории в документе приведены 2 значения — минимальное и максимальное. В указанном коридоре каждая страховая компания выбирает значение ТБ по собственному усмотрению.
В обновленном указании данный коридор расширен. Если говорить коротко, то минимальные значения уменьшены на 20 процентов, а максимальные значения увеличены на 20 процентов.
Например, для личных автомобилей категории В:
Минимальное | Максимальное | |
Было | 3432 | 4118 |
Стало | 2746 | 4942 |
На первый взгляд может показаться, что в документе мало что изменилось, т.к. коридор расширен в обе стороны. Однако, страховые компании, как правило, устанавливают значение ТБ максимальным. То есть данное нововведение может привести к тому, что абсолютно все полисы ОСАГО подорожают на 20%.
КО — коэффициент для полиса без ограничений
Следующее изменение затронуло коэффициент КО, который применяется при расчете стоимости «открытой» страховки. Такой полис необходим, чтобы управлять автомобилем мог любой водитель.
Данный коэффициент увеличен с 1,8 до 1,87. То есть открытое ОСАГО может подорожать примерно на 4 процента.
Примечание. Для автомобилей юридических лиц коэффициент КО сохранил прежнее значение — 1,8.
КВС — коэффициент возраста и стажа
Серьезные изменения затронули таблицу расчета коэффициента возраста и стажа:
N п/п | Возраст и стаж водителя транспортного средства | Коэффициент |
1 | 2 | 3 |
1 | До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно | 1,8 |
2 | Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно | 1,7 |
3 | До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет | 1,6 |
4 | Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет | 1 |
Стаж, лет Возраст, лет |
1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | более 14 | |
16-21 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | 1,66 | 1,66 | |||
22-24 | 1,77 | 1,77 | 1,77 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | ||
25-29 | 1,77 | 1,69 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | |
30-34 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | 0,96 | 0,96 |
35-39 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,99 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
40-49 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
50-59 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
старше 59 | 1,60 | 1,60 | 1,60 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 | 0,93 |
В данном случае таблица стала более громоздкой и сложной. Поэтому в первую очередь водителям придется следить за тем, чтобы при заключении договора ОСАГО был выбран правильный коэффициент.
Что касается самих коэффициентов, то:
1. Для водителей младше 22 лет с опытом вождения менее 3-х лет коэффициент увеличился (было 1,8, стало — 1,87).
2. Для водителей старше 30 лет с опытом более 10 лет коэффициент немного уменьшился (было 1, стало — 0,96).
3. Для водителей старше 35 лет с опытом более 3-х лет коэффициент немного уменьшился.
Остальные значения в таблице также изменились на несколько процентов (где-то в большую, где-то в меньшую сторону).
На первый взгляд кажется, что изменения не очень значительные. Поэтому рассмотрим пример:
Водитель получает удостоверение в 18 лет и сразу же покупает ОСАГО. Рассмотрим, как будет меняться коэффициент КВС в течение 10 лет
Возраст (стаж) | По действующим тарифам | По новым тарифам |
18 лет (0) | 1,8 | 1,87 |
19 лет (1) | 1,8 | 1,87 |
20 лет (2) | 1,8 | 1,87 |
21 год (3) | 1,6 | 1,66 |
22 года (4) | 1 | 1,04 |
23 года (5) | 1 | 1,04 |
24 года (6) | 1 | 1,04 |
25 лет (7) | 1 | 1,04 |
26 лет (8) | 1 | 1,04 |
27 лет (9) | 1 | 1,04 |
28 лет (10) | 1 | 1,01 |
29 лет (11) | 1 | 1,01 |
30 лет (12) | 1 | 0,96 |
Сумма (условная) |
16 | 16,49 |
То есть за первые 13 лет водитель переплатит половину стоимости страхового полиса.
Однако далее КВС будет равен 0,96, то есть полис будет на 4 процента дешевле. Поэтому еще через 13 лет водитель «отыграет» указанную сумму.
Начиная с 43 лет он будет «экономить» на стоимости полиса по 4 процента в год.
КБМ — коэффициент безаварийного вождения
Таблица расчета коэффициента КБМ в новом Указании практически не изменилась. Зато изменения внесены в правила применения данного коэффициента.
4. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – АИС ОСАГО).
При определении размера коэффициента КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и компенсационная выплата, сведения о которых были зарегистрированы в течение периода КБМ в АИС ОСАГО.
Для определения коэффициента КБМ осуществленные страховщиком страховые возмещения или компенсационные выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер КБМ.
6. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом, или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.
Коэффициент КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанном периоде времени.
В настоящее время коэффициент КБМ изменяется после того, как истекает срок действия договора ОСАГО. То есть если за время договора по вине водителя не было ДТП, то коэффициент уменьшается.
Новое указание говорит о том, что КБМ водителя будет рассчитываться на период КБМ, равный одному году, но не совпадающий с календарным годом. Период КБМ начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. То есть при расчете КБМ дата заключения договора ОСАГО не имеет значения.
К сожалению в новом документе не говорится о том, в какой момент должен пересчитываться КБМ. То ли это должно происходить 1 апреля автоматически, то ли КБМ должен обновляться при обращении в страховую для покупки первого полиса ОСАГО в текущем периоде.
Также остается непонятным, как будет рассчитываться КБМ в случае, если в предшествующем году водитель не заключил ни одного договора ОСАГО.
Более подробную информацию по новым правилам расчета КБМ Вы можете найти в следующей статье:
Максимальная стоимость страховки
Еще одно важное нововведение, которое далеко не сразу можно заметить в тексте нормативного документа, — это отмена ограничения по максимальной стоимости ОСАГО:
5. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базовой ставки страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициента КН, предусмотренного пунктом 9 приложения 2 к настоящему Указанию, — его 5-кратный размер.
Это означает, что если водитель «соберет» несколько повышающих коэффициентов, то каждый из них будет учитываться в полном размере.
Например, ранее максимальная стоимость ОСАГО для категории В в Москве (ограниченная 5-кратным размером) составляла 41 180 рублей.
С учетом отмены верхнего ограничения максимальная стоимость полиса категории В в Москве составляет 108 681 рубль.
Когда новые тарифы начнут действовать?
Еще раз напоминаю, что рассмотренный в этой статье нормативный документа официально опубликован 29 декабря 2018 года. Дата начала его действия — 9 января 2019 года.
Единственное исключение — это применение КБМ. До 1 апреля 2019 года КБМ будет рассчитываться по старым правилам и только начиная с 1 апреля КБМ будет вычисляться на год.
При желании Вы можете самостоятельно изучить полный текст рассмотренного сегодня нормативного документа:
Если у Вас есть какие-то дополнения по поводу новых тарифов ОСАГО, то напишите их в комментариях к статье.
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Застраховать ответственность должен каждый водитель автомобиля, этого требует законодательство. Стоимость страховки у двух, на первый взгляд одинаковых, автомобилей может отличаться в разы. Рассказываем, от чего зависит стоимость полиса ОСАГО и как его можно оформить с минимальным ущербом для кошелька и нервов.
От чего зависит стоимость оформления ОСАГО
Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) должен быть у водителя каждого автомобиля. Причем страхование должно распространяться на водителя – он или указывается в нем, или полис оформляется на всех водителей этого автомобиля.
За езду без полиса ОСАГО любой инспектор ГИБДД оштрафует водителя. Сумма штрафа составляет 800 рублей (или 400 рублей при оплате за первые 20 дней), а в перспективе сумму обещают поднять до 5 000 рублей.
Но полис оформлять нужно не из-за высоких штрафов, а чтобы не разориться в случае ДТП. При аварии страховая компания виновника ДТП оплатит ущерб имуществу на сумму до 400 тысяч рублей и ущерб жизни и здоровью до 500 тысяч рублей.
Стоимость оформления полиса ОСАГО регулярно увеличивается. В общем виде стоимость рассчитывается путем перемножения базового тарифа ОСАГО на несколько коэффициентов:
- коэффициент мощности – в зависимости от параметров двигателя автомобиля коэффициент может составлять от 0,6 до 1,6;
- коэффициент территории использования – в некоторых регионах и городах ДТП случаются намного чаще, чем в других, поэтому стоимость страховки в них отличается в большую сторону (от 0,6 до 2,1);
- коэффициент бонус-малус – поощряет водителей, которые не попадают в ДТП по своей вине (имеется в виду аварии, в которых пострадавшие обращались за страховой выплатой). Стоимость страховки может как вырасти в 2,5 раза, так и сократиться на 50%;
- коэффициент возраст-стаж – чем старше и опытнее водитель, тем дешевле обойдется страховка, а новички платят больше всех. Коэффициент изменяется от 0,93 до 1,87;
- ограничительный коэффициент – если страховать любого водителя автомобиля, то тогда страховка обойдется на 87% дороже. Другими словами, стоимость полиса определяется как для самого молодого и неопытного водителя;
- коэффициент сезонности – если оформить полис на 3 месяца, это обойдется в половину цены от тарифа за год. Если на 9 месяцев – то скидка будет только 5%. Поэтому всегда выгодно оформлять полис на год;
- коэффициент нарушений – начал действовать относительно недавно. При наличии грубых нарушений условий страхования (умышленные аварии, сообщение ложных сведений, и т.д.), страховка будет на 50% дороже.
Стоит учитывать и размер базового тарифа по ОСАГО. С января 2019 года минимальный тариф составляет 2 746 рублей, а максимальный – 4 942 рубля (это для легковых автомобилей)
Страховые компании сами определяют, какой тариф установить в каждом регионе. Хоть в правительстве и Центробанке надеялись, что страховщики будут смотреть на нижнюю границу, чуда не произошло – в большинстве страховых компаний для большинства регионов действует максимально возможный базовый тариф.
Как на стоимость влияет количество аварий (коэффициент бонус-малус, КБМ)
Коэффициент бонус-малус (КБМ) – это коэффициент, который присваивается водителю или автомобилю, исходя из количества ДТП (в которых этот водитель был виновником).
КБМ хранится в базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА – по сути, координирующий орган в сфере ОСАГО), откуда в режиме онлайн его получают страховые компании и обычные пользователи интернета.
КБМ может присваиваться водителю (тогда он привязывается к серии и номеру его водительского удостоверения) или собственнику автомобиля (тогда привязка идет к паспортным данным владельца и VIN-коду автомобиля).