С тех пор как в России стал доступным электронный полис ОСАГО, количество жалоб на автогражданку со стороны страхователей постоянно снижается. Доступ к обязательному страховому продукту при этом сохраняется в двух форматах:
- полностью онлайн без оформления и выдачи документа в физической форме;
- через онлайн-заявку, когда водитель заказывает страховку в понравившейся страховой компании и получает полис на руки от курьера.
Если во втором случае вопросов, связанных с предъявлением страховки сотруднику ГИБДД, не возникает, то при работе с e-ОСАГО многие водители теряются. Обязаны ли они предъявлять купленный договор в физической форме? Как это делать, если его нет? Как правильно вести себя с контролирующими органами? Ответы на самые распространенные вопросы читайте ниже.
Что говорит закон
В законе вопрос, связанный с предъявлением действительного полиса автогражданки, раскрыт вполне полно.
- Согласно ПДД в п. 2.1.1., водитель обязан предоставить сотруднику инспекции, наряду с правами и СТС, копию полиса страхования своей ответственности.
- В той же норме прямо указано, электронный формат страхового документа допустим, при его оформлении нужно подготовить распечатанную версию для предъявления по требованию.
- По действующим правилам сотрудникам ГИБДД должны выдаваться гаджеты с доступом в базу РСА, через которую проверка полиса может проводиться по номеру (его контролер смотрит на бумажной версии документа).
Другими словами, закон обязывает водителя не показать, а передать в руки инспектору копию ОСАГО. Для этого после его покупки полис надо распечатать.
В каком формате должен быть распечатан электронный полис
Конкретных требований к распечатке правила и законодательные нормы не устанавливают. Здесь водителю предоставляется свобода действий, есть всего одна оговорка: текст должен читаться. То есть нет ограничений:
- по цвету (тем более что на почту приходит черно-белый вариант);
- размеру (кому-то привычнее А4, но все больше водителей выбирают компактную версию А6);
- типу бумаги и т. д.
Важный момент: при заключении электронного полиса (именно электронного, а не заказе онлайн-страховки с последующей передачей стандартного договора на руки) каждый этап сотрудничества со страховщиком фиксируется письмом на почту. Это подача заявки, ее принятие в работу, подтверждение оплаты и предоставление страхового продукта.