- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статья 6 закона об ОСАГО. Объект обязательного страхования и страховой риск
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО) в действующей редакции:
Статья 6 закона об ОСАГО. Объект обязательного страхования и страховой риск
1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
г) загрязнения окружающей среды;
д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
л) утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ;
м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об ОСАГО» в действующей редакции
Комментарии к статье 6 закона об ОСАГО, судебная практика применения:
Разъяснения Верховного Суда РФ:
Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.
Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство — автомобиль, мотоцикл, мопед — выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имущественный вред участникам дорожного движения (водителям и пешеходам).
ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Правовое регулирование страхования ответственности автовладельцев осуществляется на территории РФ в соответствии:
- — с Гражданским кодексом (гл. 48 «Страхование»);
- — с Федеральным законом N 40-ФЗ (далее — Закон об ОСАГО);
- — с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — Правила).
Обязательное страхование ответственности автовладельцев осуществляется путем заключения соответствующего договора (ст. 936 ГК РФ). Согласно ему страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором страховой суммы.
Существенными условиями договора данного вида являются сведения (ст. 942 ГК РФ):
- — об объекте страхования;
- — о характере события (страхового случая), на момент наступления которого осуществляется страхование;
- — о размере страховой суммы;
- — о сроке действия договора.
Объектом обязательного страхования в ст. 6 Закона об ОСАГО и п. 5 Правил названы имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности автовладельца по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.
Страховым случаем признается наступление гражданской ответственности автовладельца соответственно за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства (ст. 6 Закона об ОСАГО, п. 7 Правил).
В отношении страховой суммы можно сказать, что ее размер регламентирован на законодательном уровне (ст. 7 Закона об ОСАГО, п. 10 Правил). Он ранжируется в зависимости от характера причиненного вреда (жизни и здоровью, имуществу) и количества потерпевших от 120 до 160 тыс. руб. Еще одной особенностью обязательного страхования автогражданской ответственности является то, что страховые тарифы, положенные в основу расчета страховой премии, также регулируются государством (ст. 8 Закона об ОСАГО). Предельные уровни страховых тарифов по ОСАГО, их структура и порядок применения закреплены в Постановлении Правительства РФ от 08.12.2005 N 739.
Срок действия договора ОСАГО (как его существенное условие) также четко определен в Законе об ОСАГО (ст. 10) и составляет год. Застраховать свою ответственность в рамках годового договора, но на меньший период могут только владельцы транспортных средств с ограниченным использованием. Для юридических лиц таковым признается сезонное использование транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году (ст. 16 Закона об ОСАГО). Заключение такого договора предполагает небольшую экономию на страховой премии, поскольку ее размер в этом случае определяется с применением специальных коэффициентов.
Важный момент договора ОСАГО — это указание конкретного объекта страхования. Ведь без четкого указания, что именно застраховано, договор будет считаться незаключенным, а взаимные обязательства сторон, соответственно, несуществующими.
Объектом договора обязательного страхования являются имущественные интересы (ст. 6 Закона об ОСАГО и п. 5 Правил) которые связаны с риском возникновения гражданской ответственности страхователя (т.е. владельца транспортного средства). Они могут возникнуть в результате нанесения вреда жизни, здоровью либо имуществу потерпевших в процессе использования транспортного средства на территории Российской Федерации. В случае, если нанесение вреда произошло в иных обстоятельствах, то причинитель может возместить его добровольно или во исполнение судебного решения, согласно нормам действующего гражданского законодательства.
Обязательное страхование ответственности автовладельцев осуществляется путем заключения соответствующего договора (ст. 936 ГК РФ). Согласно ему страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором страховой суммы.
По договору ОСАГО застрахованы имущественные интересы не только собственника автомобиля, но и любого водителя данного транспортного средства, указанного страхователем при заключении или в течение срока действия договора ОСАГО.
Согласно действующему законодательству по ОСАГО владелец автомобиля вправе заключить годовой договор страхования с условием ограниченного использования автомобиля, т.е. указать конкретных водителей, которые допущены к управлению автомобилем, а также указать реальный период использования автомобиля в течение года действия полиса.
Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.
Страховщики — страховые организации, имеющие соответствующую лицензию, представителей (агентов по выплатам) во всех субъектах федерации, являющиеся членами профессионального объединения страховщиков. На май 2008 года таких страховщиков в России 173, все они являются страховыми компаниями.
Страхователи — физические и юридические лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся подлежащие страхованию транспортные средства. Так как контроль за наличием страхового полиса и его действительности предусмотрен на многих стадиях использования автотранспорта, то охват страхового поля здесь приближается к 100 %. Исключения могут составлять лица, не успевшие перезаключить договор страхования и нарушители, подделывающие страховые полисы.
Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии.
Страховые посредники — агенты и брокеры.
Профессиональное объединение страховщиков — Российский Союз Автостраховщиков (РСА), аккумулирующее средства резервов гарантий и текущих компенсационных выплат и осуществляющее компенсационные выплаты.
Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России и Министерство финансов Российской Федерации, надзорно-контрольные функции — ФССН. РСА выступает как саморегулируемая организация страховщиков ОСАГО. Также заявлена функция РСА по защите прав страхователей, выполнение которой зачастую вызывает нарекания.