Три волшебные буквы
КБМ, то есть коэффициент Бонус-Малус, – это показатель, существенно влияющий на стоимость страховки. Его рассчитывают с помощью специальных таблиц, где указывается класс водителя, зависящий от непрерывного страхового стажа и количества аварий с его участием, по которым были получены выплаты от СК.
Базовая ставка ОСАГО с КБМ=1 применяется в таких случаях:
- ОСАГО оформляется впервые;
- прошло больше года с момента завершения действия предыдущего договора страхования;
- в базе данных по каким-либо причинам отсутствует информация о страхуемом.
Кнут и пряник
- В зависимости от страховой истории коэффициент скидки по ОСАГО может быть как понижающим, так и повышающим, его возможные значения составляют 0,5-2,45.
- Если по первому полису не было выплат в течение года, КБМ снижается до 0,95, это 5% скидки; каждый последующий год без происшествий прибавляет ней еще 5%.
- КБМ 0,5 дает право приобретать полис ОСАГО за полцены; это максимальный размер скидки за безаварийное вождение.
- Выше единицы он у водителей, имевших невысокий начальный класс и попавших в аварию; для них стоимость страхования на следующий год будет рассчитываться с надбавкой.
- Максимальная надбавка за убыточность для СК договоров с клиентом, часто попадающим в ДТП – 145%, она соответствует КБМ 2,45 и статусу М (присваивается всем водителям ниже 0 класса).
Как не потерять свой Бонус-Малус
Чтобы добиться максимального размера льгот, нужно не допускать наступления страховых случаев целых 10 лет, и дальше не расслабляться. Ведь единственная авария по вине водителя наивысшего, 13 класса, снижает его уровень до 7, дающего право всего лишь на 20% снижения стоимости. Возвращаться на прежний уровень придется 6 лет.
Вдвойне обидно потерять с трудом добытые привилегии по собственной неосмотрительности или вследствие ошибки в базе данных. Поэтому важно помнить о таких моментах:
- при досрочном расторжении договора, хотя бы на день раньше предусмотренного срока, все достижения за год аннулируются;
- при перерыве в страховании больше года страховая история обнуляется;
- для договоров с ограничением количества допущенных к управлению лиц КБМ рассчитывается по худшему водителю, так что с добавлением в полис новичков нужно быть осторожнее;
- обо всех изменениях (смена водительского удостоверения, паспортных данных и прочих) следует незамедлительно уведомлять страховщика и проверять, внес ли он эти изменения в базу РСА;
- штрафные санкции страховщиками применяются, только если они делали выплаты в связи с ДТП. Если у вас хорошая история, взвесьте, что выгодней: испортить ее, обратившись за компенсацией, или решить вопрос с пострадавшей стороной без привлечения СК.