Что такое кбм в осаго расшифровка


С коэффициентом бонус-малус сталкивался каждый держатель страхового полиса ОСАГО. Бонус-малус, КБМ или скидка за безаварийную езду – так называют в России коэффициент, снижающий стоимость страхового полиса для водителей, которые не попадали в дорожно-транспортные происшествия с последующими выплатами в адрес пострадавших.

Данный коэффициент, если езда была неаккуратной, может и увеличивать стоимость ОСАГО. Как влияет КБМ на ОСАГО, способы расчета скидки и особенности применения – все это вы прочитаете в материале.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно !. Это быстро и бесплатно!

Что это такое?

Как известно, водители в страховом бизнесе могут быть как убыточными, так и прибыльными для компаний, выдающих полисы. Если водитель на протяжении года несколько раз спровоцировал ДТП, то он принес фирме существенные расходы – его коэффициент ухудшился. В случае с КБМ следует говорить об увеличении коэффициента, что влечет за собой подорожание самого полиса.

Предположим, другой автолюбитель показал себя как дисциплинированный и добросовестный водитель, проездил год и не попал ни в одно дорожное происшествие. Ему полагается скидка при оформлении нового полиса страхования – коэффициент, соответственно, снизится.

Чтобы понять, как работает бонус-малус, необходимо познакомиться с классами страхования, напрямую связанными с КБМ. Дело в том, что сам КБМ определяется исходя из класса клиента (о том, как определить КБМ по таблице с указанием класса водителя, рассказано тут). Под классом понимается определенный уровень, он присваивается на основе все той же страховой истории, учитывается срок пользования автомобилем, количество ДТП по вине водителя, в целом убыточность или прибыльность, о которой говорилось выше.

Мы уже поняли, что коэффициент может быть повышающим и понижающим в зависимости от особенностей страховой истории. Многие владельцы полиса полагают, что после года безаварийной езды их коэффициент вырастет, но на деле каждому автолюбителю следует стремиться к снижению коэффициента по ОСАГО.

Зато класс (уровень) будет повышаться. Разобраться в системе не так уж и сложно – чем выше класс у водителя, тем ниже коэффициент. Понижение коэффициента активирует более существенную скидку, а его рост может обернуться тем, что в следующий раз полис обойдется значительно дороже, чем годом ранее.

История

С какого года ввели КБМ? В Российской Федерации так называемый коэффициент безаварийности (КБМ) ввели в действие в 2003 году. Таким образом страхование гражданской ответственности ОСАГО стало более индивидуализированным, дисциплинированные водители получили возможность сэкономить на полисе, а неосторожных автолюбителей начали наказывать рублем.

Ситуация изменилась в марте 2008 года, систему бонус-малус кардинально усовершенствовали, учтя опыт других стран. С этого момента и класс, и коэффициент стали присваивать каждому водителю, а не транспортному средству. Автолюбители получили возможность сохранять накопленную скидку по безаварийное езде, покупая новую машину.

Оставалась еще одна проблема – отсутствие автоматизированной системы, позволяющей страховщикам высчитывать бонус-малус. Она появилась в 2013 году, включала в себя данные о заключенных договорах ОСАГО только в период с 1 января 2011 года. В том же 2013 страховые фирмы обязали передавать данные о страхователе в Автоматическую идентификационную систему, а с 2014 года предписали брать информацию о предыдущем периоде страхования с АИС.

От чего зависит?

КБМ ОСАГО напрямую зависит от одного параметра – наличия и отсутствия аварий во время действия предыдущего полиса страхования. Не все водители знают, но расчет коэффициента стартует с момента первого обращения за ОСАГО. Новичкам всегда присваивается стартовый третий класс (все, что ниже – это штрафы, все, что выше – поощрения и скидки). Третий класс водителя привязан к коэффициенту БМ 1.0, равному 100% стоимости полиса ОСАГО.

В дальнейшем класс может понижаться и увеличиваться. Всего предусмотрено 15 уровней, ранее мы уже определились со стартовым положением, поэтому можем посчитать, что КБМ предусматривает как минимум три штрафных класса, но на самом деле их четыре.

Если водитель с третьим классом попал хотя в одно ДТП со страховой выплатой, его класс сразу же снизится до первого (а это уже штраф в виде 155% стоимости страхового полиса в следующем году). За две страховых выплаты класс понизится до максимально возможного – М, а цена полиса ОСАГО увеличится в два с половиной раза. Если же езда будет безаварийной, то автолюбитель перейдет на четвертый класс и получит скидку в размере пяти процентов.

Влияние коэффициента на страховой полис


Коэффициент дает возможность покупать полис дороже или дешевле, так страховщики премируют и наказывают водителей за осторожность или страховые выплаты. Но как конкретно аварийность или безаварийность влияет на стоимость полиса страхования и какой КБМ лучше для ОСАГО?

Выше мы упомянули, что третий класс, который присваивается водителю, соответствует коэффициенту 1.0. Чтобы понять, как именно КБМ связан с ценой, следует перевести значение коэффициента в процентный вид. Так, 1.0 будет равен 100%, полной стоимости полиса. Если посмотреть на четвертый уровень, то размер коэффициента там снижается до 0,95 – водитель заплатит при оформлении полиса не 100, а 95% от его стоимости, скидка составит 5%.

На пятом уровне скидка возрастает до 10%, а коэффициент снижается до 0,9 (90%), на шестом – до 0,85. Максимально недорогой полис может получить водитель, проездивший без страховых выплат минимум десять лет, его коэффициент составит 0,5, а цена полиса – всего 50% от первоначальной.

О расчете стоимости ОСАГО по КБМ написано здесь.

Коэффициент бонус-малус при неограниченной страховке

Неограниченный полис ОСАГО дает возможность пользоваться страховкой всем лицам, допущенным к управлению определенным транспортным средством. Разновидность страховки особенно комфортна для коммерческих предприятий, которые позволяют эксплуатировать транспортное средство большому числу работников. Но возникает следующий вопрос: как высчитывать коэффициент бонус-малус, если у каждого водителя он свой личный?

Отдельно отметим, особенности перехода с одной страховки на другую. С ограниченного полиса ОСАГО на неограниченный собственник транспортного средства может перейти только с обнулением коэффициента до уровня 1.0 (начального третьего уровня).

Как начисляется?


Каждая страховая выплата повышает коэффициент, а каждый закрытый договор длительностью 1 год коэффициент понижает. В материале мы указывали, что КБМ напрямую связан с классами. Каждый бонус и наказание будут влиять прежде всего на класс/уровень автолюбителя, что повлечет за собой изменение коэффициента бонус-малус в ту или иную сторону.

Для определения коэффициента водителю нужно знать свой текущий класс и количество страховых случаев за предыдущий год (как определить КБМ по базе РСА?). С классом разобраться не сложно, его иногда указывают в самом полисе, да и спросить у страхового агента можно. Количество ДТП по вине водителя считается так: одно, два, три, четыре и больше.

  • Если в одном отчетном периоде (12 месяцев) произошло четыре и более страховых выплат, то класс водителя автоматически, независимо от текущего класса, понижается до уровня М с коэффициентом 2,45. Это означает, что следующий полис придется покупать по цене равной 245% от первоначальной цены.
  • Три ДТП в отчетном периоде обернутся для водителей с уровнем от нулевого до восьмого понижением до М, для водителей на восьмом уровне и выше понижением до 1 уровня с КБМ 1,55.
  • За два ДТП водители с классами до третьего опустятся на уровень М. Если присвоен четвертый или пятый классы, то коэффициент снизится до 1,55. Не таким радикальным будет наказание автолюбителей с текущим классом от шестого до девятого (КБМ опустится до второго уровня) и для шоферов с уровнями десять-тринадцать – они вернутся на стартовый третий уровень.
  • Одно ДТП понижает статус водителя в среднем на 2 уровня, иногда на три в зависимости от текущего класса.

Если говорить о повышении статуса, тут проще – каждый безаварийный год означает переход на один уровень. Скидка начинает начисляться с четвертого класса, ее может получить водитель, проездивший без ДТП хотя бы один год. Начальная скидка 5%, на всех последующих уровнях она увеличивается на 5%. Например, на десятом составляет 35%, а на тринадцатом уровне – предусмотренный максимум – 50%.

Отдельно отметим, что в некоторых случаях КБМ можем меняться в течение срока действия самой страховки. Так бывает, если меняется перечень лиц, допущенных к управлению автомобилем, меняется собственник ТС, то происходит перенос с неограниченного ОСАГО на ограниченное (и наоборот). Наконец, неправильный, по мнению водителя, коэффициент можно оспорить.


Водителю, который планирует изменить КБМ нужно быть готовым к тому, что коэффициент изменится в большую сторону. Тогда страховая компания предложит вам доплатить оставшуюся стоимость после изменения КБМ, по итогу операции водитель получит новый бланк.

Если при переходе от одного страховщика к другому возникают разногласия относительно безаварийности езды в предыдущем году, автомобилист может бесплатно получить справку об отсутствии выплат в офисе своей прежней страховой фирмы по ОСАГО.

Сколько сохраняется после окончания договора?

Сколько же действует КБМ после окончания договора? Воспользоваться старым полисом, чтобы продолжить страховую историю и получить еще более существенную скидку можно в течение одного года. Такой официальный срок жизни КБМ по предыдущему полису ОСАГО. К сожалению, конкретные жизненные обстоятельства, например, отсутствие в стране из-за командировки, не влияют на восстановление коэффициента (о том, как составить и подать жалобу на восстановление КБМ, написано тут, а из этой статьи вы узнаете о восстановлении коэффициента через РСА). По истечению данного срока оформить новый полис водитель сможет с коэффициентом 1.

Как видите, в России с 2003 года применяется коэффициент бонус-малус для поощрения осторожных водителей и взысканий для тех, кто регулярно попадает в дорожно-транспортные происшествия. Коэффициент привязан к классу, их всего существует пятнадцать. Наиболее невыгодный класс М может обернуться для водителя покупкой полиса в 2,5 раза дороже, максимальная скидка за безаварийное вождение достигает максимум 50%. Достигнуть ее можно за десять лет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Читайте также: