Индульгенция по полису
Возможность воспользоваться обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (так выглядит полное название ОСАГО) появилась у российских автолюбителей 1 июля 2003 года, а вместе с возможностью сразу появилась и необходимость. Страхование не зря называется обязательным: если вы собираетесь водить автомобиль, отказаться от приобретения полиса нельзя. Это, кстати, в свое время стало причиной многочисленных дискуссий в обществе.
Противники ОСАГО протестовали против того, что государство фактически навязывает им страховую услугу, а сторонники говорили о том, что новая система позволит безболезненно разрешать конфликты. Истина, как всегда бывает, оказалась ровно посередине: водители сейчас могут чувствовать себя защищенными (в том числе от провокаций на дорогах, которые были широко распространены в 90-е годы), однако за защиту приходится платить.
Что же получает автовладелец за эти деньги? Главным образом, уверенность в том, что в случае ДТП он сможет возместить — частично либо полностью — ущерб, причиненный другим гражданам. Выгодоприобретателем в этом случае становится лицо, пострадавшее в результате аварии. Это может быть водитель или пассажир другого автомобиля, а также владелец имущества, которому был нанесен вред, будь то транспортное средство или даже фонарный столб.
Пострадавший должен в течение 15 дней обратиться либо в свою страховую компанию, либо в ту, клиентом которой является виновник происшествия. Возмещение ущерба обязан взять на себя страховщик, выдавший полис ОСАГО водителю, который устроил ДТП.
Камни на дороге
Первый из них — оценка причиненного ущерба. Согласно закону масштаб бедствия должен устанавливаться в ходе независимой экспертизы. Действительно ли экспертиза в вашем случае будет независимой? Как повезет… Все мы прекрасно понимаем, что страховщик заинтересован в том, чтобы занизить степень ущерба и, соответственно, уменьшить сумму выплат. По этой причине страховые компании нередко договариваются со станциями техобслуживания о якобы независимой экспертизе, которая на самом деле будет проводиться не в пользу пострадавшего, а в пользу страховщика. Впрочем, тот же закон дает гражданину право, во-первых, не согласиться с выводами эксперта (это нужно сразу указать в акте осмотра транспортного средства), а во-вторых, самостоятельно выбрать независимого оценщика.
Впрочем, далеко не каждый водитель попадает в ДТП с участием антиквариата и, к счастью, далеко не каждый становится виновником серьезных аварий. А в случае небольших происшествий полис ОСАГО вполне сможет защитить автовладельца от неприятностей и непредвиденных расходов.
Полис ОСАГО сопровождает любого автовладельца в России уже полтора десятка лет – обязательная страховка появилась в России в 2003 году, намного позже, чем в странах Запада.
Несмотря на массовость страховки, остаются опросы – что даёт возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП, как делается и какие есть ограничения?
Что даёт ОСАГО при аварии?
По своему замыслу автогражданка спасает водителя от всех или большей части последствий в случае аварии.
По закону выплаты по ОСАГО идут на:
- восстановление повреждённого имущества;
- компенсацию утраченных здоровья и жизни.
Моральный вред выплате по ОСАГО не подлежит, речь идёт только о восстановлении и компенсации утраченного в автоаварии.
Важно отметить, что после ДТП страховщик виновника платит пострадавшему.
Зачинщик же аварии тоже обычно нуждается в ремонте, но по ОСАГО ему на это денег не положено – платить надо или из своего кармана, или за счёт других страховок, в частности, КАСКО.
Пределы выплат по ОСАГО
Начнём с того, что же представляют выплаты при ДТП по ОСАГО. Это компенсация нанесённого не по своей вине вреда потерпевшему.
Цель ОСАГО – дать денег на восстановление состояния машины и здоровья к доаварийному состоянию:
- выплачивается цена восстановления машины;
- оплачиваются дополнительные услуги при ДТП, включая перевозку;
- компенсируются травмы и увечья, а также утрата жизни и похороны – в счёт родственников.
Какая сумма возмещения ущерба по ОСАГО является максимальной? По действующим нормам установлены максимальные выплаты страховщика после ДТП:
- 400 тысяч за повреждённое имущество;
- 500 тысяч за ущерб здоровью.
Сегодня выплата за ущерб здоровью считается отдельно на каждого пострадавшего, то есть выплата может превышать полмиллиона. Выплаты на имущество считаются все вместе, по этой части страховщик заплатит не более 400 тысяч в любой аварии.
Получить выплаты потерпевший должен с рядом документов, подтверждающих:
- право собственности;
- сумму ущерба (заключение эксперта);
- оплату понесённых расходов.
Страховщик может не только возместить деньги. Новые правила дают ему право взять на себя ремонт авто.
Это называется натуральным выражением страховки. Но за вред здоровью можно получить только деньги.
Тонкости определения ущерба
Выплаты по ОСАГО – тяжёлое бремя для страховщиков, которые всё больше стремятся избежать этих низкорентабельных и даже убыточных полисов.
Поэтому компании будут стремиться снизить свои потери любой ценой том числе обманывая потерпевшего.
Особенностью выплаты по ОСАГО является то, что она покроет не полное восстановление автомобиля. Если к аварии машина уже была побита и её цена стала ниже заводской, то и после страхового ремонта ситуация не улучшится. Страховая фирма оплатит только восстановление до состояния автомобиля незадолго перед аварией. Это законно.
Даже правдиво назвав все повреждения, страховщик может снова попытаться увильнуть. Для этого можно занизить стоимость ремонта, например, посчитать более дешёвые детали, не подходящие для автомобиля.
Так как восстановление идёт до предаварийного состояния, страховщики могут занизить его оценку. В методологии расчёта страховки есть графа износа автомобиля.
Чем выше износ, тем меньше стоит автомобиль и дешевле чинить его повреждения. Поэтому износ часто завышают в страховых. Максимальный износ по ОСАГО составляет 50%.
Неправильные поправочные коэффициенты к ремонту автомобиля могут применяться, чтобы снизить сумму выплат. Поправочные коэффициенты зависят от качества автомобиля и связаны со скоростью износа.
Неправильно могут учитываться и нормативы по работам в ремонтных мастерских. Страховщик может занизить необходимый труд слесарей по восстановлению автомобилей. Также компании, бывает, занижают в расчётах цену их нормо-часа работы. Это позволяет экономить на выплатах не в пользу потерпевшего.
Что делать, если денег не хватает?
- страховщик занизил цену ремонта;
- ремонт дороже, чем предельная выплата;
- пострадали много автомобилей и выплату разделили между всеми.
Для первого варианта необходимо стребовать недостающее с самой страховой компании. Средняя выплата по ОСАГО составляет 30 тысяч рублей и далеко не приближается к максимальной, поэтому ограничений быть не должно. От потерпевшего требуется заплатить за экспертизу и с её результатами обратиться к страховой компании виновника ДТП.
Возможны два варианта:
- Мирное соглашение.
- Взыскание через суд.
Затребовать деньги на ремонт можно и у виновника ДТП. Сколько бы ни заплатила страховая компания, ответственность за аварию лежит на нём и страховая лишь помогает ему с этой ответственностью. Если такой помощи недостаточно, учинивший аварию должен сам доплатить недостающее. Порядок действий тут такой же: сначала экспертиза, потом разговор и дальше – досудебно уладить дело или пойти в суд и вытребовать.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.
Система обязательного страхования позволяет водителям ощущать свою защищенность на дороге. Имея полис на руках, каждый из них уверен, что в случае аварии не останется один на один с проблемой.
И все же далеко не все автолюбители понимают, что страховка распространяется не на имущество, а лишь на ответственность водителя, а также не понимают, что покрывает ОСАГО.
Что дает ОСАГО при ДТП
Выезжая на дорогу, не следует думать, что при любых происшествиях полис ОСАГО полностью покроет все возможные убытки. Каждый водитель должен знать, на что конкретно распространяется действие обязательного автострахования. Закон об ОСАГО устанавливает два основных типа ущерба, возмещение которых является обязанностью страховщика:
При этом понятие имущественного вреда достаточно широко и включает в себя не только повреждения, полученные автомобилем, но и урон, нанесенный:
- объектам дорожно-транспортной инфраструктуры;
- строениям, домам;
- личным вещам пострадавших граждан;
- заборам.
Кроме того, в разряд имущественного урона попадает вред, нанесенный по вине водителя домашним, диким или сельскохозяйственным животным. Ущерб, причиненный здоровью, также может подразделяться на:
- вред здоровью разной степени тяжести;
- смерть потерпевшего.
При доказанной вине водителя все вышеперечисленные ситуации признаются страховыми случаями. А это означает, что страховщик компенсирует пострадавшей стороне полученный ущерб в размере, предусмотренном законом.
Однако далеко не все случаи признаются страховыми. Существует ряд исключений, при которых страховщик откажется брать на себя финансовую ответственность:
- виновник аварии не числился в списке допущенных к управлению автомобилем лиц;
- водитель, ставший причиной столкновения, скрылся с места происшествия, и найти его в результате розыскных мероприятий не удалось;
- вред, который был причинен имуществу или людям, нанесен не человеком, сидевшим за рулем ТС, а опасным грузом, который он вез (при условии, что перевозчик этот риск не застраховал отдельно);
- повреждение ТС произошло в период работ по погрузке или разгрузке.
Кроме того, если факт ДТП не был зафиксирован с соблюдением всех правил и требований или срок обращения был пропущен, страховщик имеет полное право отказать пострадавшему в компенсации ущерба.
Предельная сумма возмещения
Лимиты страховых пределов периодически пересматриваются на законодательном уровне. На сегодняшний день при нанесении ущерба имуществу пострадавшей стороны максимальный размер компенсации может составить 400 тысяч. Если водители применили упрощенную процедуру оформления аварии с помощью Европротокола, они должны понимать, что могут рассчитывать лишь на 100 тысяч компенсации.
Размер финансового возмещения определяется на основании заключения экспертов о стоимости предстоящего ремонта. Поэтому в случаях, когда затраты на восстановление автомобиля оцениваются в пределах 70-80 процентов от его рыночной стоимости на момент аварии, страховщики могут признать машину тотально погибшей. При этом они выплачивают владельцу сумму, которая равняется разнице между рыночной ценой авто и стоимости его сохранившихся деталей и узлов, которые отдаются владельцу. Если же он отказывается забирать запчасти для последующей продажи или использования, страховщик должен компенсировать их стоимость. Конечно, при этом сумма страховой выплаты не может превышать установленного законом лимита в 400 тысяч рублей.
Особый случай представляет собой ситуация, когда в аварии пострадал или даже погиб человек. Закон предусматривает компенсацию лечения, которая включает оплату всех необходимых процедур и покупку медикаментов. Однако и для подобных ситуаций предусмотрены лимиты выплат:
- До 500 тысяч рублей может быть выплачено пострадавшему. При этом конкретная сумма определяется страховщиком на основании медицинского заключения и зависит от степени тяжести нанесенного урона. Например, если у человека сломаны ребра, он получит 10 тыс. рублей компенсации, а если он был признан в результате аварии инвалидом 1 группы, ему положена максимальная сумма выплаты.
- До 500 тысяч рублей будет также выплачено в случае смерти потерпевшего. При этом 475 тыс. получат ближайшие родственники погибшего в качестве компенсации, и еще 25 тысяч рублей им будет перечислено на погребение.
- Дальние родственники погибшего получат 50 тыс. рублей при гибели в результате ДТП на погребение.
Кроме того, если в результате аварии человек временно лишился возможности трудиться, на основании справки о средней зарплате он может потребовать компенсации утраченного дохода.
Что если выплаты не хватает?
Далеко не редкой является ситуация, когда страховой суммы не хватает на ремонт автомобиля или восстановление утраченного здоровья. В подобных случаях пострадавший защищает собственные интересы сам. Сделать это он может двумя способами:
- нужно тщательно изучить всю документацию по аварии и доказать факт занижения страховщиком компенсационных сумм;
- либо обратиться к виновнику ДТП с требованием возместить сумму, которой не хватает.
В обоих случаях добиваться правды предстоит через суд.
- Если страховщик действительно виноват в сознательном занижении суммы выплаты, пострадавший должен направить в его адрес аргументированную претензию, предлагая решить вопрос в досудебном порядке, а в случае отказа, обратиться с иском в судебный орган.
- В случае обращения к виновнику аварии пострадавший также может предложить решить вопрос мирным путем, и если добиться договоренности не удалось, придется нести исковое заявление в суд.
В обоих случаях бремя доказывания собственной правоты лежит на пострадавшем водителей. Однако практика показывает, что судьи очень благосклонно относятся к попыткам решить спор в досудебном порядке.
Может ли виновник рассчитывать на получение выплаты?
Многие водители, оплачивая из года в год полис ОСАГО, задаются вопросом, что дает страховка при аварии, и в каких случаях можно рассчитывать на ее преимущества.
Система обязательного страхования направлена на защиту ответственности владельцев полиса перед другими участниками движения. Это означает, что страховка покроет ущерб того, кто пострадал в ДТП. А вот сам виновник остается один на один с результатами своей неосторожной езды. Ему предстоит устранять последствия из собственного бюджета.
Однако и из данного правила могут быть исключения. Не всегда можно однозначно определить, кто из водителей создал аварийную ситуацию на дороге, результатом которой стало столкновение или наезд на пешехода. Иногда вина является обоюдной. Это означает, что виновник происшествия одновременно является и пострадавшим. В таком случае он может на общих основаниях рассчитывать на получение страховой выплаты. Правда, получат оба водителя лишь по 50% от компенсационной суммы.
Обязательное автострахование существенно облегчило водителям жизнь, ведь от аварий не застрахован никто, а лишних денег на ремонт своего и чужого автомобиля, как правило, семейный бюджет не предусматривает. Но чтобы полноценно использовать защиту полиса ОСАГО, нужно знать, какой ущерб он покрывает, и как воспользоваться своими правами.