Объект страхования автогражданской ответственности (ст. 6)
Основные положения страхования автогражданской ответственности.
Страхование автогражданской ответственности.
Тема 6. Страхование ответственности.
Страхование ответственности – отрасль, объектами которой являются (не противоречащие законодательству РФ) имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица или юридического лица за счет средств страховщика.
Согласно ГК РФ страхование ответственности является не самостоятельной отраслью, а составной частью имущественного страхования.
Объектом страхования является ответственность страхователя по закону или в силу договорных обязательств перед третьими лицами за причинение вреда их личности (здоровью, трудоспособности, жизни) или ущерба их имуществу в соответствии с договором страхования.
Принято различать страхование гражданской ответственности, профессиональной ответственности, ответственности за качество продукции экологической ответственности и тд.
По условиям лицензирования страховой деятельности в РФ к блоку страхования ответственности относятся следующие виды:
§ страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
§ страхование гражданской ответственности перевозчика;
§ страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности;
§ страхование профессиональной ответственности;
§ страхование ответственности за неисполнение обязательств;
§ иные виды ответственности.
Объектом страхования автогражданской ответственности являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Страховым риском считается ущерб или риск, нанесенные страхователем или застрахованным, третьим лицам только при ДТП. В остальных случаях вред возмещается в соответствии с законодательством РФ.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ осуществляется в добровольной и обязательной форме.
Гражданским кодексом РФ (гл 48);
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Правовое поле страховой деятельности включает в себя ряд документов, согласно которым формируется, развивается и контролируется отрасль. Конституция устанавливает, что вопросы гражданского законодательства регулируются на федеральном уровне (статья 71). Гражданский кодекс в 48-ой статье содержит основные положения по страхованию в России.
Какие аспекты страхования отражены в Законе об ОСАГО?
Каждый владелец автомобиля или другого транспорта обязан отвечать за возможное причинение вреда третьим лицам. В вышеупомянутом законе прописаны главные понятия и процедуры, которые дают возможность пострадавшим в ДТП получить страховые выплаты от компании, являющейся страховщиком. Ограничения для сумм компенсаций сняты в 2008 г.
К основным положениям Закона об ОСАГО относятся:
- определение понятий, которые применяются при страховых случаях (что считается транспортным средством, кто является его владельцем, кто считается потерпевшим и т.д.);
- сроки оформления страховки и период действия договора;
- стандартные условия договора ОСАГО, регулирование тарифов (на государственном уровне), правила установления базовых ставок и коэффициентов;
- определение объекта страхования и перечень страховых рисков;
- регламентация действий потерпевших и автовладельцев при ДТП, процесс возмещения убытков, случаи возмещения страховых премий;
- международное страхование при эксплуатации транспортного средства за пределами РФ;
- правила работы страховщиков и их объединения.
Последнее обновление закона, регулирующего гражданские риски владельцев транспорта, датируется 28.04.2017 г. Но уже начали действовать и майские поправки, которые касаются срока действия страхового полиса, натурального возмещения ущерба, а также вводят новые правила по проведению экспертизы, чтобы исключить оценку в пользу конкретной стороны. Изменения затронули и перечень лиц, которым не нужно оформлять страховку. Сюда входят собственники:
- автомобилей, скорость которых (максимальная) не более 50 км/ч;
- прицепов к легковым авто;
- гусеничного, санного и другого бесколесного транспорта;
- машин, которые прошли регистрацию в других странах (при наличии международной страховки);
- транспорта, который не имеет допуска к дорожному движению по законам РФ.
Не требует страховки и военный транспорт, исключая автомобили с прицепами, автобусы, которые обеспечивают хозяйственные нужды армейцев.
За последние 2 года в силу вступило несколько нормативных актов, которые вносят изменения в основной закон. Корректировки статей, как утверждают эксперты, будут продолжаться, поскольку правовые инстанции постоянно нарабатывают материал для усовершенствования правовой базы страхования ответственности на дороге. Судебные разбирательства, провоцирующие законодательные органы на новые редакции закона, касаются:
- минимальной ответственности, которую берут на себя страховые организации;
- поддельных страховых полисов, получивших распространение в РФ;
- двузначных толкований, которые допускает действующий закон;
- возникающей необходимости доплачивать пострадавшему за восстановление собственного транспортного средства;
- правовых парадоксов, которые приводят к неадекватным судебным решениям.
Юристы оценивают существующую законодательную практику положительно, поскольку именно так формируется оптимальное правовое поле в цивилизованных государствах, которые ориентированы на защиту гражданских прав и свобод. Обновления позволяют повысить эффективность работы закона, пресечь попытки страховщиков уменьшить долю ответственности при наступлении страхового случая.
Водитель Николаев П.А. выезжал из придомового участка. Проезжая мимо стоящей у тротуара машины, водитель увидел, что ребенок открыл дверцу. Авто Николаева было повреждено, и он потребовал страховую компенсацию, поскольку у владельца другой машины был полис. Страховщики отказали, так как страховка компенсирует только ущерб, нанесенный транспортным средством в движении.
Кто следит за соблюдением Закона об ОСАГО?
Функции контроля за соблюдением законодательных норм возложены на ГИБДД. Сотрудники дорожной инспекции вправе потребовать у гражданина, управляющего машиной, страховой полис. Если гражданин забыл документ дома, то предусмотрен штраф в размере 500 руб. Такую же сумму придется заплатить, если в списке полиса отсутствует водитель. Документ, у которого истек срок действия, повлечет наложение штрафа в тысячу рублей.
Небольшие суммы штрафов обуславливают несоблюдение сроков заключения нового договора, способствуют другим нарушениям. В планах у законодателей – значительно увеличить штрафные санкции и утвердить их при ближайшем обновлении нормативных документов. Также планируется формирование базы, в которой будет отражена вся информация о страхователях. После этого контроль соблюдения правил автострахования будет возложен на другие структуры.
И.Ю. Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков, отвечая на вопросы журналистов ТАСС, подчеркнул, что размер штрафов за вождение без полиса слишком мал. Достаточной будет сумма, которую можно сравнивать со стоимостью страхового документа, а для этого размер штрафа необходимо увеличить на порядок. Что касается фальшивых бланков, то здесь вопрос спорный. Наказывать владельца можно только тогда, когда доказано, что он умышленно приобрел поддельный полис. Часто бывает, что законопослушный гражданин отдает солидную сумму, не подозревая, что заключенный договор не имеет никакой силы.
Правила ОСАГО
- описывают правила страхования ответственности;
- содержат форму заявления, которую заполняет страхователь при заключении договора;
- утверждают вид и форму полиса, а также документа, в котором содержатся данные о страховке;
- устанавливают форму заявления для возмещения (прямого или страхового) убытка.
Заключение
Несовершенство современного законодательства становится причиной частых обновлений действующего ФЗ № 40, который регламентирует страхование гражданской ответственности человека за рулем. Однако иного пути для участников дорожного движения и страховщиков нет, поэтому единственной возможностью обезопасить свой бюджет от серьезных выплат потерпевшей стороне остается страховой полис автогражданки.
Секция: 10. Юриспруденция
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Очевидно, что основные нормативно-правовые акты, имеющие отношение к ОСАГО, образуют совокупность системы регулирования правоотношений в данной области. Они могут быть расположены в порядке их юридической силы.
Также данные Постановления позволяют разложить на составляющие наступление любого страхового случая и выявить последовательность его разрешения.
1. Гарантированное возмещение вреда всем участникам дорожного движения.
2. Повышение безопасности дорожного движения [1].
ОСАГО, как обязательный вид страхования, сегодня является одним из ключевых видов деятельности страховых компаний. Благодаря работе по реформированию системы ОСАГО, помимо вышесказанных, автовладельцы смогли увидеть и другие положительные результаты. Во-первых, повышение доступности полиса, ликвидация часто искусственных барьеров, которые затрудняли получение страховки. Во-вторых, упрощение правил оформления ДТП. В общем, система ОСАГО становится более справедливой, учитывающей интересы всех сторон.
К следующим документам в ряду нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы о контроле за исполнением обязанности по ОСАГО и об ответственности за невыполнение указанной обязанности, могут быть отнесены:
· Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП);
Необходимо отметить, что каждый владелец своего транспортного средства обязан неукоснительно соблюдать все предусмотренные законом требования относительно заключения договора ОСАГО.
Судебная практика в данном направлении за последние 13 лет неоднократно изменялась. Так, если до конца 1990-х гг. суды приходили к выводу о нераспространении на страховые отношения с участием граждан законодательства о защите прав потребителей, то в дальнейшем судебная практика изменилась, и указанный Закон РФ в части общих положений стал применяться судами при разрешении подобных споров.
В качестве примера применения основных нормативно-правовых актов ОСАГО к регулированию правоотношений в рамках данного вида страхования можно рассмотреть судебную практику о взыскании страхового возмещения, а в частности, Решение по делу 2-9284/2015
М-8854/2015 [4] от 10 декабря 2015 года.
В рассмотренном деле в результате ДТП автомобиль, принадлежащий истцу на праве собственности, получил технические повреждения. Виновным в ДТП признан водитель другого транспортного средства.
Истец просит суд взыскать со страховой компании в свою пользу страховое возмещение, неустойку, расходы по оплате услуг представителя, расходы по оплате услуг оценщика.
В ходе судебного заседания были применены основные нормативно-правовые акты, касающиеся урегулирования ОСАГО:
Выплаченное страховое возмещение занижено и не соответствует реальной стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца. В связи с этим он был вынужден обратиться к независимому оценщику для установления фактического размера причиненного материального ущерба его автомобилю. Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Размер неустойки составляет = * 222 дней просрочки * 1%.
При этом размер неустойки не может превышать суммы недоплаты страхового возмещения. Таким образом, размер неустойки составляет .
В страховую компанию была направлена досудебная претензия с требованием выплатить страховое возмещение. Данная претензия оставлена без удовлетворения.
Таким образом, исходя из смысла приведенных норм, законодателем в целях зашиты прав потребителей, введены дополнительные механизмы правовой защиты.
Эксперт мотивировал свой вывод о выбранном им способе определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца тем, что стоимость запасных частей на заменяемые детали исследуемого автомобиля, указанные в справочнике Российского Союза Автостраховщиков, на 52,3% меньше стоимостей этих же деталей, рассчитанных методом статистического наблюдения.
Так, суд признает данный вывод эксперта незаконным и необоснованным, заключение составлено с нарушением требований Методики, что повлекло увеличение расчетной стоимости запасных частей и, как следствие, увеличение предполагаемой стоимости восстановительного ремонта.
Анализируя вышеизложенное, суд пришел к выводу о выполнении ответчиком своих обязательств по выплате страхового возмещения истцу в полном объеме в рамках установленного законом порядка определения ущерба.
В итоге суд решил в удовлетворении исковых требований о взыскании страхового возмещения – отказать в полном объеме.
Таким образом, настоящая нормативно-правовая база ОСАГО позволяет защитить интересы всех участников страховых правоотношений, гарантируя возмещение вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших в ДТП в должном объеме, а также защитить права страховых организаций. Решение по каждому делу, вынесенное судами РФ, соответствует последним изменениям в нормативных документах. Данные акты постоянно редактируются и дополняются новыми правилами действия всех лиц, участвующих в деле. Безусловно, регулируемые правовые отношения будут требовать дальнейшего совершенствования существующей нормативной базы.
Список литературы:
1. Васин, П.Н. Страхование транспорта (КАСКО) и автогражданской ответственности: учебное пособие / П.Н. Васин – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. – 171с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изменениями и дополнениями на 15 декабря 2015 года. – Москва: Эксмо, 2015. – 688 с.
3. Закон о защите прав потребителей с комментариями [сост. В. Пустовойтов]. – Москва: Издательство АСТ: Омега-Л, 2016. – 96 с.
4. Решение по делу 2-9284/2015
7. Шапошникова, Л.В. Автострахование в России. Основные проблемы / Л.В. Шапошникова – М.: Лаборатория Книги, 2010. – 141 с.