Бывают случаи, когда страховщик отказывает владельцу полиса КАСКО в выплатах полностью или максимально снижает указанную в договоре сумму. В каких случаях причины отказа по КАСКО могут оказаться правомерными, а в каких, все же, стоит решать дело в суде?
Главные причины отказа в выплате по КАСКО:
- Владелец полиса не сообщил о происшествии – угон, хищение, ДТП, повреждение, противоправные действия, в Call-центр компании устно, сразу после происшествия и письменно, подав заявление в центр урегулирования СК позже, в оговоренные в полисе сроки – 3-5 дней.
- Некоторые страховые случаи предусматривают выезд на место страхового комиссара, которого автовладельцу требуется обязательно дождаться.
- Отсутствие техпаспорта на автомобиль. Это возможно при угоне или хищении автомобиля, когда он пропадает вместе с документами на авто и оригиналами страхового полиса.
- Искажение причин аварии, неправильные формулировки – преднамеренные или по незнанию.
- При покупке полиса КАСКО автомобиль не осматривался страховым комиссаром, о чем не был подписан акт осмотра.
- Просрочена оплата страхового платежа, при выборе частичной или ежемесячной его оплаты.
Эти причины отказа по КАСКО признанны правомерными со стороны Закона. Если же никаких вышеперечисленных формальных причин нет, а в страховой вам отказывают в выплате, то можно подать иск в суд, и побороться еще и за возмещение морального ущерба.
Чтобы не умножать причины отказа по КАСКО по собственной вине, следует особенно внимательно прочитать протоколы с места происшествия. Вследствие эмоционального, а иногда и физического стресса, многие автовладельцы из-за этого пропускают:
- перечень отдельных повреждений автомобиля;
- неправильную трактовку схемы происшествия;
- искажение данных виновников и пострадавших лиц в ДТП,
- что трактуется как причина отказа в выплате по КАСКО.
Если страховая отказала в оформлении КАСКО на то могут быть различные причины, при этом подобные действия нельзя назвать незаконными. Чтобы понимать, почему произошло отклонение заявки, следует разобраться, на каком основании страховая фирма вообще имеет право отказывать в приобретении полиса.
Возможен ли отказ в оформлении КАСКО
Полис КАСКО, как известно, представляет собой добровольную форму страхования транспортного средства. Иными словами, заинтересованный в покупке полиса автовладелец может приобрести его в любой фирме либо же вовсе не оформлять договор.
То же самое касается и противоположной стороны, проще говоря, фирмы-страховщика. Таковая имеет полноценное право отказать в предоставлении КАСКО на основании любых причин.
Подобное возможно по причине того, что договор КАСКО не является обязательным, в отличие от того же ОСАГО. Здесь можно говорить о статье 421 Гражданского Кодекса РФ, которая гласит, что свободный договор может быть составлен и подписан исключительно с согласия обеих сторон. И если страховая фирма по какой-то причине считает, что предоставление полиса не будет являться выгодной сделкой, то уполномоченное лицо вправе заявить об этом автовладельцу.
Частые причины отказа
Основанием для отказа в оформлении КАСКО может выступить абсолютно любая причина, при этом страховщик имеет право не доносить ее содержание до водителя. Основания могут быть продиктованы как субъективными наблюдениями сотрудников фирмы, так и объективными факторами.
Наиболее распространенными причинами отказа являются:
- возраст авто более 9 лет;
- коррозийные повреждения кузова машины;
- авто, ранее пребывающие в угоне, но возвращенные обратно владельцу;
- средства передвижения производства США;
- авто с аэрографией.
Нередко основанием для отказа могут послужить уже зафиксированные страховые ситуации в отношении транспортного средства.
В случае если в оформлении страховки отказано, и беседа с сотрудником фирмы не привела к положительному результату, стоит попробовать обратиться в иную страховую компанию.
Отказ в оформлении КАСКО страховой конторой считается абсолютно законным явлением. Договор, заключаемый при продаже полиса, является свободным и может быть подписан только по согласию сторон. Соответственно, если фирма-страховщик выявила некие причины для отклонения заявки, то отказ, прозвучавший с ее стороны, не требует объяснений и считается закономерным.
Порой некоторые автовладельцы, являющиеся обладателями полиса КАСКО, сталкиваются с ситуацией, когда страховая организация отказывается делать выплату при наступлении страхового случая.
Однако отказ далеко не всегда бывает правомерным. Важно автовладельцу знать свои права в случае отказа от выплаты.
В настоящей статье попытаемся разобраться с основными причинами отказа в выплате страховой суммы по КАСКО, а также рассмотрим порядок действии при попадании в такую ситуацию.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно !. Это быстро и бесплатно!
Причины отказа в выплатах, признанные судами неправомерными
За всю историю существования страхования КАСКО (20 с лишним лет) в судебной практике накопилось множество ситуаций, когда страховщик отказывался выплатить страхователю, причитающуюся ему сумму ущерба. Используя данную информацию, можно выделить ряд наиболее распространенных причин отказа в выплате страховой суммы по КАСКО, которые признаны неправомерными:
Потеря страхового договора.- Подача заявления о возникновении ущерба в сроки, неустановленные договором. Например, человек мог болеть или находится в другом городе.
- В ходе наступления страхового случая за рулем находилось лицо, не вписанное в полис КАСКО. Обычно такая ситуация происходит, когда единственный владелец машины вписывает в страховку всю свою семью. При этом себя не вписывает, так как считает, что это подразумевается само собой.
- Отсутствие справки из Госавтоинспекции о том, что административное дело закрыто. В данном случае речь идет об угнанных машинах. Многие страховые компании считают, что пока машина находится в розыске, то полис не действует.
- Страхователь лишил страховщика возможности предъявить регрессное требование лицу, нанёсшему ущерб. Например, в ночное время суток с машины сняли колеса, при этом потерпевший отказывается обращаться в полицию, так как считает, что в любом случае он сможет компенсировать себе понесенный ущерб за счет полиса КАСКО.
- Непреднамеренное искажение данных – несоответствие характера повреждений, о которых заявил страхователь, тому, что указано в протоколе с места происшествия. Также может быть ситуация, когда происходит не совпадение, произошедших событий. Например, заявлено, что произошел угон, а на самом деле это было хищение и др.
- Отсутствие полной информации о страховом случае, а также лиц, имеющих отношение к нему.
- Недостоверные сведения о наличии/отсутствии противоугонного устройства либо неправильная его эксплуатация (Например, находится в неподключенном состоянии, расположено в неподходящем месте и т.д.).
- Осуществление ремонта машины, до того, как ее осмотрел специалист из страховой компании.
- Отсутствие всех необходимых бумаг на машину (Например, паспорт, свидетельство о регистрации, полный комплект ключей). Данная ситуация довольно часто вручается в случае кражи транспортного средства, если на тот момент документы находились внутри.
Ошибки автовладельца: о чем нужно помнить, чтобы не стать виноватым
Несмотря на то, что существует весьма большой процент неправомерных отказов страховых компаний в выплате сумм по КАСКО, тем не менее, зачастую случаются ситуации, когда в этом виноват сам автовладелец. В связи с этим, во избежание отказа в выплате суммы ущерба по КАСКО, следует не допускать возникновение следующих ситуаций:
- Совершение грубых нарушений правил дорожного движения. Довольно часто в страховом договоре прописывается отдельный пункт, о том, что в случае, если страхователь совершил грубое нарушение, повлекшее порчу транспортного средства, то это не будет признано страховым случаем. (Например, существенное превышение скорости, езда на красный свет, управление машиной в нетрезвом виде и др.).
- Использование неисправного транспортного средства. К примеру, если у машины серьезные проблемы с тормозами, повлекшие за собой ДТП, то в таком случае будет очень сложно доказать, что ущерб произошел не по причине неисправности машины.
- Осуществление ремонта машины до того, как ее осмотрел сотрудник страховой компании. В данном случае страховщику будет сложно правильно определить сумму ущерба, и он может отказать в выплате.
- Обращение в полицию по истечении определенного периода времени с момента наступления ДТП или обнаружения повреждений на машине.
- Представление неверных сведений о происшествии. В данном случае можно оказаться заподозренным в мошенничестве, поэтому перед тем, как подписать протокол следует хорошенько с ним ознакомиться.
Помимо вышеперечисленного, также следует придерживаться следующих основных правил:
- Следует тщательно выбирать страховую компанию для покупки полиса КАСКО. Предварительно рекомендуется ознакомиться с существующими рейтингами страховщиков, обращая особое внимание на процент, сделанных ими выплат.
- Детально ознакомьтесь со всеми условиями договора. В случае если что-то неясно следует обязательно попросить страховщика разъяснить непонятные моменты. Кроме того, можно потребовать включить в договор дополнительные риски, которые в нем не отражены.
Список отказов, которые можно оспорить
Итак, рассмотрим примерный перечень отказов в выплате страховой суммы по КАСКО, которые страхователь может оспорить в судебном порядке:
Случай, когда в выплате страховой суммы было отказано по причине потери страхового договора, ключей от транспортного средства, необходимых документов и т.д.- Отказ, полученный по причине несвоевременного обращения в страховую компанию за выплатой возмещения.
- Отказ, полученный из-за того, что в момент ДТП за рулем было лицо, не вписанное в полис.
- Если страховщик не выплачивает положенные суммы по причине того, что было написано заявление об отсутствии претензий со стороны страхователя к третьим лицам, нанесшим ущерб автомобилю. Несомненно, данный отказ также можно оспорить в суде, однако не следует подписывать подобных документов, так как страховая организация имеет право истребовать компенсацию ущерба, нанесенного Вашей машине иным лицом.
- Отказ, полученный из-за наличия ошибок в списке повреждений автомобиля и др.
Что делать, если компания-страхователь не платит по договору?
Итак, если Вы получили отказ в выплате страховой суммы по КАСКО, то тут обычными переговорами уже не обойтись. Конечно, можно попытаться обратиться в РСА, однако, как показывает практика, это дает мало результата. Там Вам также сообщат, что выплата не положена по причине нарушения условий договора.
Вначале можно написать претензию в страховую компанию. Конечно, процент того, что данная мера позволит разрешить ситуацию и Вам выплатят страховую сумму, весьма минимален. Однако все же направить страховщику такую бумагу следует. В случае если претензия не дала должного результата, то единственным выходом в данной ситуации является обращение в судебные органы (о сроках обращения в суд с иском о невыплате компенсации по КАСКО читайте тут).
В общем виде основной алгоритм действий при получении отказа в выплате страховой суммы по КАСКО выглядит следующим образом:
Прежде чем обратиться в суд, проконсультируйтесь с грамотным юристом, специализирующимся в страховом деле.- Попытайтесь решить ситуацию без вмешательства судебных органов. В данном случае необходимо написать претензию к страховой компании. В случае отказа, страховщик обязан направить Вам письменный отказ в возмещении, понесенного ущерба.
- Следует подготовить пакет документов для направления в суд. Сюда входят следующие бумаги:
- заявление;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- подробный расчет суммы, подлежащей взысканию со страховщика и т.д. (о том, как осуществить расчет суммы КАСКО с помощью онлайн-калькулятора, узнайте тут).
Иногда, если страховая отказала в ремонте, требуется проведение независимой экспертизы, с целью выявления размеров, понесенного ущерба.
Следует отметить, что никаких особых требований к составлению данного документа не представляется. Вместе с тем он должен соответствовать основным правилам написания делового письма:
- формат бумаги А4;
- желательно набрать текст на компьютере;
- следует использовать исключительно деловой стиль общения;
- четкое и грамотное изложение мысли.
Претензия в страховую организацию имеет следующее содержание:
Итак, большой процент отказов в выплате страховой суммы можно успешно оспорить в суде. Однако, как показывает практика, во многих случаях данной необходимости (обращения в суд) можно избежать, если соблюдать все требования, а также учесть тонкие нюансы страхования.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: