Техосмотр автомобиля и получение диагностической карты — вопрос, которым задаются как многочисленные водители, так и законодатели. На дороге может случиться ДТП, но не все водители знают, какой набор документов обязательно должен присутствовать при аварии. Например, произошло ДТП, а диагностического талона на руках нет, или техосмотр просрочен. На самом деле в законодательство внесены изменения, и теперь сотрудники автоинспекции не могут оштрафовать водителя за отсутствие талона техосмотра, тем более контролировать его наличие. Но это не значит, что теперь не нужно регулярно проходить ТО и получать документ об этом. Изменения прописаны в ПДД 2.1.1. новой редакции.
Нормативная база
Правила заполнения диагностической карты прописаны в Приказе Министерства Транспорта № 274 от 21 августа 2013 года.
Согласно гл. 3-4 ФЗ № 170 от 1 июля 2011 года техосмотр должен проводиться специалистами на станциях технического обслуживания, которые имеют лицензию и разрешение на работу, а также внесены в реестр.
Что такое техосмотр?
Технический осмотр транспортного средства — это процедура, во время которой автомобиль осматривают специалисты на предмет возможности нормальной эксплуатации машины. Проверяется как сам автомобиль, так и все его дополнительное оборудование.
Процедура ТО состоит из нескольких обязательных пунктов проверки:
- Тормозная система.
- Световые приборы.
- Работа двигателя.
- Состояние шин, зеркал, ремней безопасности, а также стекол.
Проводится техосмотр на данный момент для подтверждения безопасности автомобиля перед получением страховки. Диагностическая карта, которая пришла на замену талону техосмотра содержит больше информации по состоянию машины. В случае указания в ней заведомо ложных данных ответственность ложится на сотрудника СТО. С него в случае аварии страховая компания имеет полное право затребовать стоимость ремонта автомобиля, если ДТП произошло из-за неисправности транспортного средства. Перед началом осмотра оператор обязан сверить все сопроводительные документы на автомобиль. У владельца машины на руках должна быть регистрация ТС, документ, удостоверяющий личность, а также подтверждающий право на вождение данного средства.
Диагностическая карта — документ формата А 4, в котором должны содержаться следующие сведения:
- Данные владельца ТС.
- Номер диагностической карты.
- Перечисление всех деталей и узлов, которые проверены во время осмотра.
- Вывод специалиста.
- Пометка с регистрацией в ГИБДД.
- Печать и подпись оператора.
Это очень важно для страховых компаний, которые выдают ОСАГО или КАСКО. Страховщики могут быть уверены, что не придётся оплачивать последствия ДТП владельцу, который попал в аварию из-за неисправности, например, тормозов или других важных узлов машины.
Если технический осмотр выявил явные неисправности и недостатки, то у владельца есть 20 дней, чтобы их отремонтировать и привести в порядок. Затем проходится повторный техосмотр. При нем проверяются только детали, к которым раньше были претензии.
Процедуру осмотра могут не проходить те ТС, возраст которых меньше трех лет. Это новые мотоциклы, легковые автомобили, а также прицепы и полуприцепы. Некоторые недобросовестные страховщики при оформлении полисов пытаются спекулировать тем, что новизна машины считается только лишь по годам. Например, если машина была произведена в 2015 году в мае месяце, то три года ей исполняется в 2108году с 1 января и владелец уже в январе обязан проходить ТО для получения ОСАГО. Это незаконно, три года исчисляются вплоть до дня.
Нужен ли техосмотр при ДТП?
Согласно последним изменениям, внесенным в законодательство, водитель не обязан возить с собой диагностическую карту и подтверждать прохождение техосмотра. Она необходима только лишь при оформлении страховки. Компания, которая выдает полис ОСАГО, при получении документов проверяет наличие техосмотра и правильно заполненной диагностической карты. В ней должны быть указаны все данные автомобиля, в том числе, номер рамы, марка и модель машины, номер кузова, год производства ТС. После получения страховки водитель имеет полное право не возить с собой подтверждение ТО. Поэтому при ДТП сотрудники ГИБДД могут потребовать только полис и документы на машину. Этого вполне достаточно для заполнения протокола на месте происшествия.
Страховой полис обязаны иметь при себе водители коммерческих структур:
- Водители автобусов.
- Такси.
- Маршрутных такси.
- Большегрузных машин.
Эта группа лиц, обязана возить с собой талон технического осмотра. При его отсутствии налагается штраф — 800 руб. Если нарушение происходит неоднократно, то водителю запрещается использовать данное транспортное средство.
Проходить ТО обязательно, поскольку без него нельзя получить полис страховой компании, а вот возить с собой документ и предъявлять техосмотр при ДТП, не обязательно для основной массы водителей. Такой гарантийной бумагой является действующая страховка.
Чем грозит отсутствие ТО при ДТП?
Если на момент аварии нет технического осмотра ТС, то на руках у водителя может не быть и полиса. Это ключевой момент. ТО при ДТП на руках не принципиально иметь, а наличие страховки — обязательно. За техосмотр штрафы отменены, а вот за отсутствие ОСАГО наказание предусмотрено. Это административное правонарушение и уровень ответственности зависит от некоторых нюансов:
- Страховки нет — 800 руб.
- Полис просрочен или оформлен с нарушениями — 500 руб.
- Документа нет с собой — 500 руб.
Поначалу это может показаться незначительной суммой, но при аварии, когда необходимо возмещать ущерб и восстанавливать свой автомобиль получится внушительно.
Просроченный техосмотр при дорожно-транспортном происшествии
Согласно последним изменениям в законе, водитель может ездить и без техосмотра, а также с просроченной картой диагностики. Это не касается водителей грузовых и пассажирских видов транспорта. В таком случае документ о прохождении осмотра должен быть обязательно предъявлен по требованию госинспектора.
У остальных водителей сотрудники ГИБДД теперь не имеют права проверять данный талон, даже, если водитель попал в ДТП.
Просроченный техосмотр при ДТП не служит основанием для наказания или признания водителя виновником аварии. Но при этом просроченный ТО может служить основанием для больших проблем, чем простой штраф. Проблему могут возникнуть при получении страховых выплат и зависят от того, виновник вы аварии или пострадавший. Виновникам будет тяжелее, поскольку СК может отказаться платить по полису и придется долгое время судиться и доказывать свою правоту. С юридической точки зрения оплатить ОСАГО должны, но трудности возникнуть вполне могут.
ТО и выплаты для виновника ДТП при ОСАГО
Многие водители сейчас проводят техосмотр только для того, чтобы получить полис ОСАГО. Если с просроченным диагностическим талоном попасть в ДТП, то претензии к водителю будут не у сотрудников ГИБДД, а у страховой компании.
Виновнику аварии с просроченным техосмотром придется самому оплачивать ремонт чужого автомобиля.
Получить страховку можно только в случае, если повреждения незначительны. В случае, когда ТО нет у владельца транспорта с обязательным прохождением осмотра раз в полгода, в выплатах по полису ему откажут. Для остальных категорий ситуация не столь значительна по сложности.
Отсутствие техосмотра и выплаты по страховке потерпевшему (ОСАГО и КАСКО)
После ДТП встает вопрос о выплатах по страховке. Если владелец не имеет диагностического талона или он у него просрочен, то может возникнуть вопрос, будут ли страховые выплаты.
Для всех других автомобилей по закону выплаты осуществляются независимо от наличия или отсутствия техосмотра. Диагностическая карта вообще не входит в список документов, которые владелец должен предъявить страховщикам для выплаты ущерба согласно п. 44 Правил страхования автогражданской ответственности от 07.05.2003 г. Если страховая компаний отказывается оплачивать страховку при действующем полисе, то необходимо жаловаться и защищать свои права. Для этого есть следующие инстанции:
- Руководство организации. Возможно, администрация изменит решение некомпетентного сотрудника. Жаловаться можно в письменном и устном виде. В большинстве случаев этого обращения вполне достаточно для решения проблемы.
- Всероссийский союз автостраховщиков. Это самая первая инстанция. Союз осуществляет контроль над страховыми компаниями. Жалоба в свободной письменной форме.
- Роспотребнадзор. В данной ситуации вы — потребитель услуг, а потому при нарушении ваших прав обратиться в данную организацию просто необходимо. Заявление пишется в свободной форме с подробным описанием ситуации.
- Прокуратура. Рассматривает случаи, когда компания не выполняет своих обязательств.
- Суд. Исковое заявление должно быть правильно составлено. Для этого следует обратиться к опытному юристу, поскольку СК в любом случае имеет профессионала для таких случаев.
В любом случае необходимо отстаивать свои права и доказать, что действующая страховка, даже при наличии просроченного техосмотра при ДТП — это основание для выплат от страховой компании.
Нюансы
Самое важное, что должен запомнить водитель, теперь предъявлять талон техосмотра необходимо только при оформлении страхового полиса. По п.2.1.1 ПДД технический осмотр не обязательный документ. Его не имеет право требовать сотрудник ГИБДД при ДТП.
Но при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО на руках должен быть действующий лист технического осмотра. При этом действительный и с достоверной информацией. Что касается сроков, то неважно сколь еще действует диагностическая карта. Даже если она заканчивается через три дня, полис ОСАГО вам должны оформить.
Чтобы не было лишних проблем с выплатами и не пришлось судиться со страховой компанией, специалисты все же рекомендуют даже при действующем полисе ОСАГО, не допускать просроченный техосмотр. Оптимальный вариант — пройти техосмотр еще до того, как он истечет. Прежде всего, это безопасность ваша и окружающих участников дорожного движения.
Чтобы не получить в итоге фальшивую карту, по которой полис ОСАГО автолюбителю не выдадут, необходимо обратить внимание на СТО, где вы собираетесь осматривать машину. Владельца должны заинтересовать следующие моменты:
- Низкая стоимость ТО. Это первый признак незарегистрированной станции техосмотра.
- Обязательно проверить аккредитацию. В ней должен быть номер, который состоит из 21 цифры.
Не стоит обращать внимание на такие станции, поскольку оплата фальшивого или поддельного техосмотра не позволит получить страховку, а без этого документа быть участником дорожного движения водителю нельзя.
Безопасность дорожного движения зависит от соблюдения всеми участниками правил и законов. Наличие техосмотра гарантирует безопасность вашего автомобиля для окружающих. Страховщики не возьмут на себя ответственность выдавать полис без карты с диагностикой. Но при этом ГИБДД по последним внесенным изменениям не может требовать от владельца машины наличия техосмотра при ДТП, а тем более штрафовать за отсутствие.
После страшного ДТП, которое произошло в начале декабря, белорусская Госавтоинспекция снова взялась за водителей без техосмотра. Недавно УП «Белтехосмотр» были озвучены последние данные, и выяснилось, что на процедуре техосмотра экономят уже не 30, а более 50% автомобилистов.
Но и мы сами с удивлением узнали, что отсутствие техосмотра чревато претензиями не только со стороны ГАИ, но даже может повлиять на размер выплат по договору обязательного страхования! Как такое возможно?
Поводом для пристального изучения ситуации стала история читателя.
«Попал в ДТП на своем автомобиле Audi A8, виновным был признан второй водитель — он, поворачивая налево, не уступил мне дорогу. В результате мой автомобиль получил многочисленные повреждения: пострадали оба крыла, обе фары, передний бампер, насос ГУР, вспомогательный ремень, лобовое стекло, передний усилитель, два передних лонжерона, рулевая рейка, треснули верхние передние стаканы и т.д. Дело в том, что у меня не пройден техосмотр, но имеется страховка, оформленная в Белгосстрахе. Когда поехал в страховую писать заявления, предоставил справку из ГАИ, в которой не было указано, что отсутствует ТО. Потом я дал специалисту для ксерокопирования все свои автодокументы: техпаспорт, в/у, страховку, талон и сертификат. После чего мне сказали, что, так как у меня не пройден техосмотр, выплата будет на 10-15% меньше. Как связаны страховка и ТО, насколько снижение выплаты законно? Я же, когда плачу страховой взнос, не предоставляю сертификат».
Мы связались с руководством Бюро по транспортному страхованию, а также в качестве клиента позвонили в Белгосстрах. И там, и там нам пояснили, что из-за непройденного техосмотра страховая компания не может снизить выплаты.
«Тот факт, прошло транспортное средство техосмотр или нет, не имеет никакого отношения к размеру вреда. Такого нет и не было в Беларуси никогда. Возможно, автовладелец имел в виду тот момент, что размер компенсации рассчитывается с учетом износа. К тому же по белорусскому законодательству сейчас предусмотрено возмещение фактических затрат на ремонт. То есть человек, получив страховое возмещение, имеет право поехать на любую станцию, отремонтировать автомобиль, и если сумма выйдет больше, вернуться в чеками в страховую, где ему эти затраты возместят», — пояснили нам в Бюро по транспортному страхованию.
После проведения процедуры оценки повреждений автомобиля мы еще раз связались с автором вопроса, чтобы узнать о ее результатах. Выяснилось, что специалист, который проводил процедуру, пояснил автовладельцу, что наличие ТО играет роль при оценке степени износа запчастей: при отсутствии ТО специалист может внести в документы степень износа до 95%, а при его наличии — остановиться на 85%.
О таких же цифрах нам рассказал еще один автовладелец, который сейчас находится в процессе получения компенсации. Мужчина уточнил, что во время оценки это его не коснулось, но этот момент может быть актуален для владельцев старых автомобилей, у которых процент износа элементов будет большим.
За разъяснением мы обратились к начальнику отдела оценки транспорта ЗАО «Центр транспортной оценки» Сергею Гудуну.
«В страховой компании вам сказали верно, наличие или отсутствие техосмотра не влияет на сумму выплаты, однако есть нюанс при расчете размера вреда. Есть такое понятие, как износ частей, который рассчитывается по формуле в зависимости от пробега, возраста транспортного средства и его категории. Задача страховой компании — привести транспортное средство в то же состояние, в котором оно было до ДТП, без улучшений. Что касается оценки размера вреда, по законодательству сейчас, если износ превышает определенное значение, при наличии действующего техосмотра оценщик вправе износ снизить до определенной величины. Последние изменения предельных значений этих величин действуют с июля 2017 года», — пояснил специалист.
Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в редакции приказов Белорусского бюро по транспортному страхованию от 30.05.2014 №11-од, от 22.06.2016 №19-од, от 19.05.2017 №15-од)
101. При расчетном значении износа идентичной части ТС более семидесяти пяти процентов износ части ТС может быть снижен оценщиком до семидесяти пяти процентов при доаварийном нахождении ТС в удовлетворительном состоянии, позволяющем получить допуск ТС к участию в дорожном движении (эксплуатации), определенном оценщиком при осмотре ТС.
При расчетном значении износа идентичной части ТС более восьмидесяти пяти процентов износ части ТС принимается равным восьмидесяти пяти процентам при доаварийном нахождении ТС в условно-пригодном состоянии, определенном оценщиком при осмотре ТС, и наличии действующего на дату оценки разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении. (в редакции приказа Белбюро по транспортному страхованию от 19.05.2017 №15-од).
В случае отсутствия действующего на дату оценки разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении износ части комплектного ТС, имевшего на дату оценки неудовлетворительное техническое состояние, определенное оценщиком при осмотре ТС, не должен превышать девяноста пяти процентов.
«Удовлетворительное, условно-пригодное и неудовлетворительное состояния определяются оценщиком согласно шкале экспертной оценки, в которой прописаны все критерии для каждого состояния. Соответственно, если он признает техническое состояние ТС удовлетворительным, а расчетный процент износа превышает 75 процентов (например, 79 процентов), независимо от того, пройден у авто техосмотр или нет (но ТС в состоянии его пройти, по мнению оценщика), износ может быть снижен до 75 процентов. Если состояние ТС условно-пригодное, то есть имеются дефекты эксплуатации, однако у авто на дату оценки (ДТП) пройден техосмотр, процент износа даже в случае, если он по расчету будет превышать 85 процентов, должен быть снижен оценщиком до 85 процентов. Если же техосмотра нет, процент износа остается на признанном специалистом уровне — к примеру, 89 процентов, 90 процентов и т.д. В случае отсутствия действующего на дату оценки техосмотра и признания технического состояния транспортного средства неудовлетворительным величина износа в заключении не должна превышать 95 процентов. Но такие автомобили в нашей практике встречаются крайне редко, такие машины уже по дорогам не ездят и не проходят техосмотр. Те же, которые могут получить допуск к участию в дорожном движении, обычно находятся либо в удовлетворительном, либо в условно-пригодном состоянии», — рассказал Сергей Гудун.
Также специалисты при определении состояния транспортного средства отталкиваются от требований ТКП 309-2011 (02190) «Государственный технический осмотр транспортных средств». Если состояние транспортного средства признается удовлетворительным, однако у авто не пройден техосмотр, специалист может после внешнего осмотра всего автомобиля выяснить, способно ли оно пройти техосмотр. В этом случае основное внимание он обращает на состояние наружных поверхностей кузова автомобиля и сверяется с п.7.9.2 «Контроль состояния наружных поверхностей кузова (кабины) и его покрытий», по требованиям которого «наружные поверхности кузова (кабины) имеют несоответствия в случае наличия значительных внешних повреждений окраски ТС, которые определяются отсутствием покрытия на внешне видимом участке кузова (кабины) ТС, размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм, или на трех и более таких участках, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 20 мм, а также наличия значительных внешних повреждений деталей кузова (кабины), которые определяются наличием сквозных механических или коррозионных повреждений внешне видимых элементов кузова (кабины), а также наличием участков кузова (кабины), имеющего повреждение, размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 100 мм или трех и более таких участков, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм». То есть если специалист не обнаружит на всем кузове, а не только на поврежденном элементе не подпадающих под данные требования повреждений, то он зафиксирует, что авто в состоянии пройти техосмотр, и при необходимости снизит износ.
Как видим, все сказанное выше скорее касается владельцев старых автомобилей либо машин с большими пробегами, процент износа деталей которых специалистами по оценке на основании всех расчетов будет признан выше 75-85%, а на элементах имеются повреждения. И если у такого автомобиля будет пройден техосмотр, специалист может при расчете размера вреда снизить износ на величину до 10%, соответственно сумма страховой выплаты владельцу несколько увеличится.
С тех пор, как страхование автомобиля стало обязательным условием для его эксплуатации, автолюбители расслабились, стали уверенней чувствовать себя на дорогах. Ведь многие знают, что при ДТП виновный в аварии не будет нести материальных затрат на ремонт пострадавших машин. Но не все владельцы задумываются, нужен ли техосмотр при ДТП, и как может сказаться его отсутствие на виновнике аварии. Чтобы не попасть в затруднительное положение, необходимо разобраться со всеми тонкостями автострахования на сегодняшний момент.
Порядок заключения страхового договора
Автовладелец обязан ежегодно заключать договор со страховой компанией, который гарантирует им погашение денежных затрат на ремонт автомобиля в случае ДТП, независимо от того, стал он виновником аварии или пострадал. Но при заключении договора ОСАГО стоит обратить внимание, нужна ли диагностическая карта для его оформления. Её выдают всем собственникам машин по итогам технического осмотра на исправность основных узлов транспортного средства.
Обследование транспортного средства обязательно стоит проходить в пункте ТО, внесенном в государственный реестр. Для этого достаточно иметь при себе паспорт и ПТС (или свидетельство о регистрации машины). Документ о прохождении техосмотра выдается на бумажном носителе со специальными знаками, подтверждающими его подлинность, и является единственным доказательством того, что автомобиль полностью исправен. Один экземпляр находится у владельца машины, другой – в пункте прохождения ТО.
В зависимости от возраста автомобиля и его назначения, сроки очередного прохождения ТО могут отличаться:
- 6 месяцев – для такси, автобусов и других средств передвижения, перевозящих пассажиров, а также для автотранспорта, перевозящего опасные грузы, и спецтранспорта;
- 1 год – для автомобилей (легковых и грузовых до 3,5 тонн), мотоциклов, прицепов и полуприцепов старше 7-ми лет;
- 2 года – для автомобилей (легковых и грузовых до 3,5 тонн), мотоциклов, прицепов и полуприцепов возраст которых от 3 до 7 лет;
- не требуют прохождения ТО транспортные средства возрастом до 3 лет. В этом случае все неисправности будут считаться заводским браком.
По закону, для предоставления услуг по страхованию транспортного средства агент обязан проверить наличие у владельца автомобиля доказательство прохождения ТО. В противном случае будет нарушен закон. Если раньше время истечения диагностической карты должно было быть до окончания срока действия страхового полиса, то сейчас такое правило отменили. Поэтому стало возможным застраховать машину даже за день до истечения срока техосмотра. Но нужно ли это владельцу автомобиля? Выплатят ли страховку, если на момент ДТП нет техосмотра, зависит от добросовестности страховой компании.
Важно! Согласно Федеральному закону от 25.04.2002 №40-ФЗ, для заключения договора ОСАГО страхователь обязан предъявить диагностическую карту, подтверждающую, что транспортное средство соответствует обязательным требованиям безопасности.
Выплаты по страховке при отсутствии техосмотра
В соответствии с правилами дорожного движения, наличие документа о прохождении ТО у водителя на момент передвижения на машине не является обязательным. В случае проверки, сотрудник ГИБДД не может требовать его предъявления. Он может посмотреть лишь права, ПТС и полис страхования (в бумажном или электронном виде).
Исключение составляет транспорт, который должен проходить ТО раз в полгода. Предоставление диагностической карты при ДТП не является обязательным, но необходимо при оформлении страховых выплат для виновника аварии. Для пострадавших дорожно-транспортное происшествие не является поводом для предъявления доказательств прохождения техосмотра.
Виновника аварии могут обязать выплачивать все денежные средства, необходимые на восстановление автомобилей, пострадавших в ДТП, в следующих случаях:
- на момент оформления ОСАГО техосмотр был действителен, но во время происшествия срок его действия истек;
- страховка была оформлена без предъявления диагностической карты, то есть с нарушением закона. Такой договор суд признает недействительным;
- страховые выплаты были произведены, но в отношении виновника выдвинуто регрессное требование о возмещении страховой компании суммы, выплаченной пострадавшим. Оно может быть предъявлено к владельцам автотранспорта, который необходимо страховать каждые 6 месяцев.
Отсутствие диагностической карты не может стать причиной отказа в страховом возмещении ущерба. Но, согласно судебной практике, при отсутствии данных, подтверждающих исправность транспортного средства, страховые компании, скорее всего, или откажут в выплатах, или затем потребуют их возмещения.
Важно! Наличие действительного документа о прохождении техосмотра является доказательством того, что автомобиль исправен на момент ДТП. Если после проведения экспертизы доказано обратное, то возмещение ущерба пострадавшим переходит к сотруднику станции ТО, подписавшему диагностическую карту заведомо неисправного транспорта.
Таким образом, даже если есть страховка, но автомобиль не прошел своевременное ТО, рассчитывать на возмещение материального ущерба от страховой компании не имеет смысла. Страховщик в данном случае сам ответственен за исправность своего автомобиля. Гораздо проще и дешевле будет вовремя оформить диагностическую карту.