Оформление диагностической карты стало во многих случаях формальностью, но близятся времена, когда реальный техосмотр не только вернется в нашу жизнь, но и станет более жестким.
Диагностическая карта (ДК) — документ, который подтверждает, что транспортное средство пригодно к эксплуатации. Для получения ДК необходимо обратиться в компанию, аккредитованную Российским союзом автостраховщиков (РСА), и пройти техосмотр.
Конечно, водитель может и не оформлять диагностическую карту, но тогда он не сможет оформить полис ОСАГО. Точнее, сможет, конечно, есть и такие агенты, которые оформляют ДК без осмотра, но при аварии вся финансовая ответственность ляжет на физическое лицо, которое явилось виновником ДТП.
Водители, не желающие тратить время на технический осмотр (ТО) и не стремящиеся оплачивать штрафы, нашли выход из положения. Помогли им в этом многочисленные фирмы, предлагающие провести формальный ТО, и нечистые на руку страховщики, продающие полисы даже при отсутствии диагностической карты. Да и саму карту, если верить рекламным объявлениям, можно приобрести онлайн за пять минут. Если набрать в поисковике соответствующий запрос, на первой же странице найдется масса советов, как оформить документы быстро и легально (ну или почти легально).
Вопросом незаконного оформления диагностических карт озадачилось правительство РФ. РСА вместе с Министерством экономического развития с 2015 года готовил новый законопроект, направленный на то, чтобы путем введения дополнительных мероприятий исключить возможность формального прохождения ТО и непосещения водителями пунктов ТО. Сейчас этот законопроект прошел первое чтение в Думе, он ожидает второго чтения. В начале марта проект прошел слушания в правительстве, там оценили предусмотренные в нем предложения, которые призваны ужесточить административную ответственность всех участников системы техосмотра, нарушающих законодательство.
На заседании правительства 7 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пояснил, что законопроект вводит перечень требований к месту, где проводятся техосмотры, а также обязательную фиксацию процедуры на фото и видео. Кроме того, если закон будет принят, функции технического эксперта, проводящего осмотр, сможет выполнять частный предприниматель, аккредитованный как оператор ТО. Контролирующие органы получат право устраивать проверки операторов в виде контрольных закупок, а техосмотр пассажирских автобусов будет производиться при участии сотрудников ГИБДД.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов уточнил на встрече с журналистами в середине марта, что в РСА надеются на вступление новых правил техосмотра в силу уже в 2019 году. Он напомнил, что в конце декабря 2018 года ряд депутатов Государственной думы выступил с предложением полностью отменить ТО. Однако вскоре произошло серьезное ДТП в Смоленской области, где погибли дети, а при проверке выяснилось, что автобус формально числился прошедшим ТО в Норильске, будучи в эксплуатации в Смоленске.
Законопроектом вводятся дополнительные административные меры по отношению к водителям. С 2012 года и по настоящий момент административных наказаний за отсутствие ТО нет. Новый закон предусматривает штраф за отсутствие ТО в размере 2 тыс. рублей. Контроль наличия диагностической карты также будет проходить через видеофиксацию с помощью дорожных видеокамер, как и планируется сделать с полисом ОСАГО. Если камеры зафиксируют это нарушение несколько раз в течение суток, штраф будет приходить один раз за сутки.
На сегодняшний день в России 4 900 операторов ТО, уточнил Ефремов, в среднем один оператор проводит 50—60 диагностических проверок в сутки. По новому закону будет ограничение: каждому оператору будет предоставляться своя квота, ориентированная на его пропускную способность (в среднем 30—40 проверок в сутки). Соответственно, количество операторов ТО должно увеличиться, чтобы исключать возможные очереди, резюмировал заместитель исполнительного директора РСА.
- обратиться в пункт техосмотра, имеющий соответствующую лицензию (узнать можно н а сайте Российского союза автостраховщиков );
- пройти техосмотр: эксперт оценит исправность автомобиля, проверит государственный номер, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки на соответствие нормативам, также он измерит уровень технических жидкостей в машине и уровень вредных веществ в выхлопе;
- получить готовую карту, если нарушений не выявлено. Если есть неполадки, на их устранение дается 20 дней. ДК заверяет технический эксперт, проводивший проверку состояния машины. Электронный вариант карты заносится в единую информационную систему технического осмотра.
Для прохождения ТО нужно взять с собой документы: права и паспорт транспортного средства. Если на осмотр приезжает не владелец машины, а его доверенное лицо, потребуется доверенность на автомобиль.
Диагностическую карту нужно своевременно обновлять. Для машин возрастом меньше трех лет карта вообще не нужна, для остальных сроки действия ДК следующие:
- легковые автомобили возрастом от трех до семи лет — два года;
- легковые автомобили старше семи лет — один год;
- грузовики массой больше 3,5 тонны — один год;
- ТС, предназначенные для перевозки пассажиров, — шесть месяцев.
Для того, чтобы получить диагностическую карту, больше не нужно выстаивать длинные очереди и отпрашиваться с работы. Услуга теперь доступна онлайн. Запись на техосмотр и оплата сразу через интернет займет всего несколько минут. В результате вами будет практически сразу получена электронная выписка из базы ЕАИСТО о присвоении 21 или 25-значного номера. С электронной диагностической картой техосмотра можно выезжать на дорогу на вполне законных основаниях.
Что это такое?
Суть документа остается прежней. Диагностическая карта – электронный эквивалент в формате А4, на котором также проставлены подпись и печать, имеется регистрационный знак ЕАИСТО. В случае получения услуги через интернет электронную диагностическую карту техосмотра вам вышлют любым удобным для вас способом, который будет указан: по электронной почте, через приложение WatsApp или Viber. В страховой достаточно назвать номер карты автомобиля, который состоит из пятнадцати цифр.
Отличие обычной диагностической карты от электронной
До сих пор диагностическая карта требовалась при получении водителем талона техосмотра или международного сертификата. Теперь же карта является фактическим подтверждением того, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении. При заказе электронного сертификата о прохождении технического осмотра вы получаете услугу, эквивалентную той, что предоставляется в автосервисе при стандартной регистрации. Более того, поскольку услуга предоставляется онлайн, а готовый документ отправляется по электронной почте, место и регион регистрации водителя не играют никакой роли.
Легальность карты
Она является легальной. У вас на руках действующий, подлинный документ. Ваша диагностическая карта автоматически попадает в базу ЕАИСТО и остается там навсегда. Если потребуется бумажная копия, то ее в любой момент можно распечатать.
Страховой агент или работник страховой компании не имеет права запрашивать оригинальную карточку осмотра транспортного средства, поскольку, когда оформляется полис ОСАГО, нужна только одна заявка в базу данных ЕАИСТО, и ваша карта уже будет там.
В случае, если будет отказано в оформлении полиса, в свою очередь потребуйте письменного отказа в страховании. Ваша жалоба в Центральный банк, поддержанная письменным отказом, угрожает страховщику штрафом.
Как получить диагностическую карту онлайн?
Для получения диагностической карты для ОСАГо через интернет необходимо осуществить семь несложных шагов.
- Найдите сайт автосервиса, который предоставляет услугу ТО онлайн.
- Заполните форму, внося информацию согласно СТС и ПТС.
- Отправьте заявку на прохождение заочного осмотра.
- Ждите звонка от менеджера, который сообщит, какой номер диагностической карты вам присвоили в базе данных.
- Запишите его и убедитесь, что он действительно зарегистрирован в базе.
- Оплатите услугу.
- Готовый скан с подписью и печатью сохраните на компьютере или в телефоне.
Стоимость предоставления услуги
Стоимость электронной услуги зависит от категории вождения. Для категории А цена составляет 400 рублей, для категории В, С, Д, Е – 500 рублей. Стоимость технического осмотра онлайн составляет около 650 рублей. Комиссия автосервиса обычно включена в стоимость.
Несмотря на то, что штраф за отсутствие диагностической карты отменен в 2017 году для всех автомобилей, находящихся в личном пользовании, под исключение все-таки попали некоторые категории, а именно автобусы, легковые такси, грузовые автомобили для пассажирских перевозок, в которых более восьми мест, а также специализированные автомобили, предназначенные для транспортировки опасных грузов. Это, однако, не означает, что наличие диагностической карты не потребуется вовсе.
Преимущества и недостатки
Начнём с преимуществ электронной диагностической карты техосмотра:
Что же по поводу недостатков — с распространением услуги появились недобросовестные исполнители, которые предлагают оформить карту дешевле, если будет произведена стопроцентная предоплата. То есть основные возможные риски заключаются в вероятности приобретения подделки. Запомните! Легальные агенты никогда не требуют оплаты наперед! Не переводите деньги, если номер диагностической карты не числится в базе ЕАИСТО. Если вас уверяют, что он появится там через несколько часов, дней, недель – не верьте! Номер, который зарегистрирован в базе, появляется там сразу и навсегда.
Приобретая подделку, вы, в первую очередь, рискуете столкнуться с рядом неприятностей:
- страховая компания не покрывает расходы в случае происшествия, а, значит, при наступлении страхового случая вся ответственность возлагается на владельца транспортного средства;
- возможен правомерный отказ при желании оформить ОСАГО;
- при отсутствии подтверждения об исправности транспортного средства — признание виновным в случае оформления ДТП. В последнее время страховщики стали соглашаться на оформление ОСАГО без наличия диагностической карты, ведь они в первую очередь, заинтересованы в получении дохода и бонусов от сделок. Но вы должны понимать, что в случае аварии, когда у автовладельца нет документа, который бы подтверждал исправность его автомобиля, именно его признают виновным в ДТП, даже если фактически он не виноват. Более того, при отсутствии диагностической карты вам может быть отказано в страховых выплатах, даже если ОСАГО оформлено.
Если вы все-таки оформили электронную диагностическую карту, не проверив ее через базу ЕАИСТО, садиться за руль не стоит. Убедитесь, что она полностью легальна, зарегистрирована в вышеназванном реестре и только после этого присоединяйтесь к дорожному движению.
всё об электронных полисах
Игорь Юргенс, президент РСА
Независимый портал о страховании
Какие документы требуются для оформления Е-ОСАГО
- паспорт,
- свидетельство о регистрации автомобиля или паспорт транспортного средства,
- водительские удостоверения всех водителей, которые будут вписаны в полис,
- действующая диагностическая карта.
Данный перечень документов закреплен в статье 15 Закона об ОСАГО 40-ФЗ.
Предыдущий полис ОСАГО, если он у вас есть, в большинстве случаев предъявлять не нужно. Он может пригодиться, если вы оформляете полис в той же компании, где страховались в прошлом году. Тогда информация о номере полиса и ФИО страхователя позволит компании поднять все ваши данные из базы данных и автоматически внести в заявление на страхование. Что сэкономит минимум 30 минут вашего времени.
Что является подтверждением техосмотра
Оформление ОСАГО допускается только в отношении автомобилей, находящихся в исправном состоянии и допущенных к эксплуатации на дорогах общего пользования.
С 2012 года документом, подтверждающим исправность машины, является диагностическая карта. Она заменила прежние талоны технического осмотра.
Общие положения по диагностической карте отражены в статье 19 Закона 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В диагностической карте указана информация о техническом состоянии автомобиля. Обязательные атрибуты карты — номер карты, срок действия, подпись эксперта.
Пройти техосмотр и получить диагностическую карту можно у любого аккредитованного оператора технического осмотра. На июнь 2017 года по сведениям РСА в России аккредитовано 4670 операторов.
Нужен ли оригинал диагностической карты
При заполнении заявления вы указываете только номер и срок действия диагностической карты. Без этой информации вы просто не сможете продолжить оформление Е-ОСАГО.
Несмотря на то, что на сайтах отдельных страховщиков настоятельно рекомендуется прикладывать скан-копии документов на машину, вы не обязаны этого делать.
Для того, чтобы компания смогла проверить действительность вашей диагностической карты ей достаточно знать номер карты, срок ее действия и ВИН автомобиля.
Единственная ситуация, когда вам понадобится отправить страховщику файл с копией диагностической карты, это ошибка “Не прошел проверку РСА”.
Как компания проверяет ДК
Все операторы технического осмотра после оформления диагностической карты заносят информацию в единую базу ЕАИСТО.
ЕАИСТО — единая автоматизированная информационная система технического осмотра. Система относится к зоне компетенции ГИБДД. В ней хранятся сведения о результатах техосмотра. Доступ к системе имеют операторы, инспекторы ГИБДД, Российский союз страховщиков и страховые компании.
Именно через систему ЕАИСТО страховые компании и проверяют действительность диагностической карты.