Полис обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), является обязательным документом для эксплуатации автомобиля на дорогах общего назначения Российской Федерации. За отсутствие документа правила дорожного движения предусматривают штраф для автовладельца. Чтобы получить бланк водитель должен предъявить страховщику в момент обращения такой документ, как диагностическая карта для ОСАГО.
Описание документа
Основной вопрос у владельцев транспорта что такое диагностическая карта для ОСАГО? Бланк полностью заменил выдаваемый ранее талон о проведении технического осмотра автомобиля. Бумага выдаётся на листе формата А4 и содержит нужную информацию о текущем состоянии машины.
Проходить тех осмотр машины при страховке не нужно, это отдельная процедура, которую владелец автомобиля выполняет заранее, а с одной картой можно оформлять полисы ОСАГО до момента её окончания.
Документ, который будет выдан на руки, содержит блок с основной информацией (марка и модель ТС, номер кузова, шасси/рамы, VIN код, год выпуска и объём двигателя, данные оператора ТО), а также соответствие машины нормам, для дальнейшей эксплуатации на дорогах, из 7 разделов:
- Исправность тормозных систем.
- Рулевые составляющие, параметры люфта и прочее.
- Световые приборы, расположенные снаружи.
- Системы очищения и отмывки стёкол.
- Колёса и шины.
- Двигатель, его компоненты и системы.
- Другие конструкции и элементы, установленные на транспортном средстве.
Каждый из указанных пунктов содержит разбивку по значимым подпунктам, в графе каждого из них при осмотре будет установлена отметка о соответствии или несоответствии требованиям.
Если по итогам, ТО автомобиль считается непригодным к эксплуатации, его собственник вправе устранить замечания специалиста и пройти процедуру повторно. На протяжении 20 дней с дня первого осмотра, при обращении к тому же оператору, услуга будет бесплатной.
Порядок получения карты
Раньше при приобретении подержанного автомобиля для прохождения государственной регистрации на своё имя новый владелец должен был пройти ТО вне зависимости от того, когда это делал предыдущий собственник транспортного средства. С картой диагностики такая процедура упразднена, и использовать имеющийся бланк можно вплоть до окончания его срока действия.
Пригодным документ считается:
При страховании автомобильного транспорта, возраст которого менее 3 лет, осуществляется без предоставления диагностической карты, поскольку, как правило, транспорт ещё не израсходовал свой автомоторный ресурс, а регулярное техобслуживание и осмотр проводятся по гарантии, на базе дилерского автосалона. Ответственность за своевременное прохождение процедур лежит на собственнике машины.
Многие задаются вопросом, как получить диагностическую карту для ОСАГО? Чтобы получить указанный документ владелец транспортного средства должен обратиться на одно из СТО, аккредитованных в Российском союзе автостраховщиков в качестве оператора ТО, например, к таким компаниям относится ряд дилеров бывших в эксплуатации автомобилей, в том числе Автогермес, и ещё несколько компаний на станции метро Авиамоторная в Москве.
Для проведения процедуры необходимо предоставить:
- техпаспорт на автомобиль;
- паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
- доверенность на право управления (если осмотр проходит доверенное лицо).
Оператор имеет право отказать в проведении процедуры, если данные документов на автомобиль не соответствуют фактически предоставленной для проведения, ТО машине (например, неверные коды или отсутствие предусмотренных заводом производителем комплектующих).
Проведение работ закрепляется договором между клиентом и станцией технического обслуживания, в котором отражаются все важные аспекты оказания услуги, в том числе порядок оплаты, права и обязанности сторон.
По итогам проведения техосмотра машины и её тестирования на стенде автовладельцу выдаётся заполненный формуляр карты диагностики, заверенный печатью СТО и подписью проводившего его оператора. Всего документ составляется в 2 бумажных (один для собственника, другой для специалиста) и 1 электронном экземпляре.
Электронная версия документа хранится в базе единой автоматизированной информационной системы проводимых технических осмотров автомобилей. Срок её сохранности установлен законодательством и составляет 5 лет. Проверить, полученную в результате экспертизы, карту или запросить её дубликат в ЕАИСТО можно на протяжении всего периода.
Заверенные печатные бланки хранятся: собственником автомобиля – до момента истечения срока действия, а дальше на его усмотрение, оператором в обязательном порядке не менее 3 лет с момента составления.
Чтобы пройти техосмотр для ОСАГО потребуется выполнить:
- Заезд передними колёсами с последующим торможением, и аналогичная процедура для задних.
- Использование стояночного тормоза, торможение и удержание автомобиля.
- Проверка осветительных приборов (фары на ближний/дальний свет, габаритные, поворотные и тормозные огни, аварийная сигнализация).
- Проверка выхлопных газов на соответствие уровня вредных веществ.
Проверку проводит компьютерный стенд и специальные приборы, управляемые специалистом станции, водитель только управляет транспортным средством по его указаниям.
Можно ли обойтись без карты или осмотра
Сейчас страховые компании нередко предлагают автовладельцу получить страховой полис без диагностической карты, в этом случае стоимость страховки увеличивается, но нет необходимости тратить время на её получение.
В таком способе обхода законодательства кроются следующие подводные камни:
- в случае наступления ДТП сотрудники полиции могут, если возникнут сомнения в исправности ТС, запросить бумагу к досмотру, отговорка об утере не поможет, поскольку дубликат должен храниться в электронной базе;
- даже если документ не был истребован, страховая компания, вероятнее всего, откажет в возмещении по такому полису, и суд станет на её сторону, т. к. по закону ОСАГО без диагностической карты не действует, тогда ремонт повреждённого транспорта придётся выполнять за свой счёт;
- полученная выплата пострадавшим лицом по ПВУ может быть в дальнейшем взыскана с виновника ДТП, полис которого не подкреплён диагностической картой.
Вторым подводным рифом в оформлении полиса и карты может стать желание избежать ТО или сэкономить на нём. Компании, которые предлагают получить диагностическую карту для ОСАГО без осмотра автомобиля или значительно занижающие цены на неё, как правило, не имеют лицензий и не аккредитованы в РСА. Для собственника транспортного средства такое сотрудничество в итоге может обернуться не меньшими проблемами чем оформление без документа, поэтому соглашаться на подобные сомнительные предложения не стоит.
Почему страховщики требуют карту диагностики
Не менее важным, для серьёзных страховых компаний, является реальное состояние автомобиля клиента. Неисправное средство с большей вероятностью окажется участником, а главное, виновником ДТП, а для страховщика это сулит необходимость выплачивать компенсации, и как следствие, потерю прибыли.
Такие компании, как правило, проверяют подлинность и юридическую силу предоставленного на оформление документа, для этого в специальную программу вносятся данные:
- VIN код страхуемого средства передвижения;
- номер государственной регистрации ТС;
- номеров кузова/шасси/рамы;
- номер самой карты автомобильной диагностики.
На основании того, как сотрудник компании страховщика подходит к сбору и проверке предоставляемых ему для процедуры страхования документов можно сделать вывод о надёжности выбранного страховщика.
Если документы скрупулёзно проверяются на правильность оформления и подлинность, то это свидетельствует ни о желании бюрократической проволочки, а о том, что такая страховая с большей вероятностью исполнит свои обязательства в случае необходимости.
Диагностическая карта действительно важный документ не только когда нужно пройти техосмотр для получения ОСАГО на автомобиль, но и для того, чтобы собственник мог спокойно ездить, не переживая о том, что техническая неисправность приведёт к ДТП.
Не меньшую пользу из такого порядка и соблюдения техкарты извлекает и государство. Если исключить из цепочки недобросовестные компании, то функция регулятора безопасности дорожного движения в части проверки ТО была переложена с полиции на страховщиков, что позволило уменьшить коррупцию и снизить вероятность аварий на дорогах, т. к. страховщики готовые выплачивать возмещения, заинтересованы в подлинности и достоверности техосмотров автомобилей.