Здравствуйте. У меня легковая Авто. Ехал по трассе с прицепом. Остановили сотрудники ДПС за отсутствие страховки прицепа выписали штраф. Вроде Страховка прицепа не обязательно.
Ответы юристов ( 2 )
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
страхование прицепов для легковых автомобилей не обязательно, соответственно и штраф неправомерен.
Обратитесь в ГИБДД с просьбой отменить штраф ссылайтесь на статью ФЗ, если вдруг откажут идите в прокуратуру и пишите заявление на неправомерные действия сотрудников.
ОСАГО на прицепы
Прицеп, согласно ПДД, является транспортным средством. Мы знаем, что на все, кроме определённых исключений, транспортные средства требуется страховка. Но нужна ли страховка ОСАГО на прицепы и полуприцепы или достаточно поставить пометку «используется с прицепом» в действующий полис ОСАГО?
Для того, чтобы выяснить это, нам необходимо обратиться к действующему на 2019 год законодательству. Если быть конкретнее, то обязанность страховать те или иные транспортные средства нам предписывает Федеральный закон об ОСАГО. Итак, мы купили прицеп на наш автомобиль, каковы наши следующие действия?
Нужно ли страховать по ОСАГО прицеп?
Прицеп, как мы выяснили — это транспортное средство, а вот нужен ли для него на 2019 год отдельный полис ОСАГО, мы можем выяснить, заглянув в ФЗ «Об ОСАГО», конкретно статью 4, пункт 3 которой устанавливает исключения, для каких транспортных средств страховка не нужна. Есть ли там прицепы? Есть, но с ограничением:
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
.
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
Как видим, обязанность приобретать полис на прицеп не распространяется на собственников прицепов только для легковых машин. А вот для грузовых авто прицепы придётся страховать. Точнее, не совсем так — для грузовых требуется отметка об использовании с прицепом (об этом ниже). Следует учесть, что к прицепам в данном случаев относятся и полуприцепы и прицепы-роспуски. Таким образом, страховка ОСАГО для прицепов легковых автомобилей не нужна.
Если вдруг Вам будет недостаточно отсылки к Федеральному закону, то Верховный суд РФ в своём постановлении №2 от 29.01.2015 г. подтвердил и пояснил данную норму законодательства:
49. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО).
Нужно ли вносить отметку «используется с прицепом» в полис автомобиля?
С пометкой о возможности управления автомобилем с прицепом также всё просто, и никаких автотонкостей тут нет. В указанном выше Федеральном законе прописана обязанность страхования прицепов только к грузовым автомобиля, и ни слова об отметках об использовании с прицепом легковых автомобилей не сказано.
При этом, пункт 7 статьи 4 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает порядок заключения договора обязательного страхования на прицепы к грузовым машинам:
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
И, если Вы когда-то что-то слышали об обязательном наличии отметки «используется с прицепом» в полисе страхования, то это относится к грузовым автомобилям. Вписывать прицеп в полис грузовых автомобилей нужно.
Почему ставится именно эта пометка, а не выдаётся отдельный полис к прицепу? Дело здесь в том, что среди грузовых автомобилей есть тягачи с прицепами (фуры в простонародье). И в этом случае один тягач может даже в рамках одного дня ездить с разными прицепами. Поэтому нелогично, если каждый прицеп должен иметь страховой полис. А пометка в полисе ОСАГО самой фуры даёт право ездить ей с любым прицепом.
Нужен ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта?
Проходить техосмотр на прицеп отдельно также не нужно. Вообще, талон техосмотра давно ушёл в прошлое вместе с обязанностью предъявлять его сотрудникам ГИБДД при остановке. На сегодняшний день, 2019 год, факт прохождения техосмотра подтверждается выданной пунктом технического осмотра диагностической карты. Но проверять её наличие законодательство возложило на страховые компании, и диагностическая карта становится нужна только для приобретения полиса ОСАГО.
Таким образом, для прицепов ни проходить техосмотр, ни наличие диагностической карты не нужно.
А что нужно оформить на прицеп обязательно?
По той причине, что прицеп — это транспортно средство, его обязательно нужно регистрировать в ГИБДД и получить на него СТС (розовую пластиковую карточку), а также номера. И здесь уже без разницы, к легковому автомобилю это прицеп или к грузовому.
При этом, стоимость получения этих вещей для прицепов в виде госпошлин ниже, чем для автомобилей.
За что госпошлина? | Стоимость |
---|---|
Выдача нового СоРТС для прицепа | 500 рублей |
Выдача новых номеров для прицепа | 1400 рублей |
Выдача транзитных металлических номеров для прицепов (при вывозе их за границу) | 800 рублей |
Как ездить с прицепом по ПДД и что делать при ДТП с прицепом?
Исходя из всего вышесказанного, если Вы едете с прицепом на легковом автомобиле, то у Вас должно быть 4 документа, которые Вы обязаны передавать для проверки при остановке инспектору ДПС:
- водительское удостоверение;
- СТС на автомобиль;
- СТС на прицеп;
- полис ОСАГО на автомобиль.
В случае, если Вы управляете грузовым авто с прицепом, то потребуется тот же набор документов, но с небольшим отличием:
- водительское удостоверение;
- СТС на грузовую машину;
- СТС на прицеп;
- полис ОСАГО на грузовую машину с отметкой о возможности использования с прицепом.
В случае ДТП на легковом автомобиле, если точкой контакта был (в том числе) прицеп — то есть если прицеп пострадал в аварии как имущество или управляющий прицепом водитель стал виновником, то ДТП оформляется как обычно аналогично автомобилю. Просто в документах везде указывается, что водитель управлял данным автомобилем с данным прицепом и указываются регистрационные данные прицепа.
Также ничего не препятствует оформить ДТП с прицепом по европротоколу, если другие критерии такого оформления без участия сотрудников ГИБДД дают возможность.
Оформление полиса ОСАГО на сегодняшний день является обязательным условием для каждого автовладельца, что оговаривается законодательством. Существует несколько вариантов документов. Каждый из них четко оговаривает, кто может управлять транспортным средством, находясь под защитой полиса. Например, для ситуаций, когда владелец автомобиля – физическое лицо и транспорт эксплуатируется в частном порядке, нужно обязательно прописывать данные людей, которые допускаются для управления. Остальные лица не имеют права садиться за руль, потому как сделают это не на законных основаниях.
Если не вписан в страховку, какой штраф предусмотрен за нарушение
В правильном оформлении полиса обязательного страхования гражданской ответственности должен быть заинтересован каждый автовладелец и водитель. Документ необходим для ситуаций, когда случается ДТП и требуется возмещение материального ущерба, причиненного транспортным средствам и здоровью третьих лиц. Если действующего полиса нет, пострадавшая сторона будет вынуждена решать вопрос через суд.
На какую сумму оштрафуют водителя, не вписанного в полис
По правилам оформления ОСАГО его стоимость рассчитывается, исходя из количества вписанных в документ людей. Коэффициент применяется по минимальному водительскому стажу. Так, зачастую именно из соображений экономии, лица, занимающиеся оформлением полиса, стараются туда никого не вписывать или ограничивать количество вероятных водителей. К сожалению, такая экономия совершенно не оправданная. Если транспортным средством будет управлять человек, не указанный в ОСАГО, при первой же проверке документов представителем ГИБДД будет выписан штраф.
Пример страхового полиса ОСАГО c одним вписанным водителем
Ввиду отмеченного факта следует более детально рассмотреть ситуацию, если водитель не вписан в страховку, какой штраф за это предусмотрен. Этот момент регламентируется КоАП РФ, ст. 12.37 п.1. Здесь говорится о нарушении правил оформления ОСАГО владельцами автотранспорта. Величина предусмотренного штрафа – 500 рублей. Данная цифра работает только, когда транспортным средством управляет не его владелец, и сведения про лицо, находящееся за рулем, не указаны в полисе, но, остальные затребованные инспектором ГИБДД документы водитель предъявил:
- водительское удостоверение. Если его нет, следует предоставить временное разрешение на управление автотранспортом соответствующей категории;
- свидетельство о регистрации авто. Когда транспорт эксплуатируется с прицепом, на него также нужно предоставить соответствующие документы.
Штраф за отсутствие страховки
При отсутствии у водителя перечисленных документов помимо штрафа автомобиль забирают на штрафстоянку, а человека отстраняют от управления.
Вид нарушения | Статья КоАП РФ | Сумма штрафа |
---|---|---|
Вождение без страховки (забыл дома) | ч.2 ст.12.3 КоАП РФ | 500 рублей |
Вождение без страховки (не оформлял вообще) | ч.2 ст.12.37 КоАП РФ | 800 рублей |
Вождение с просроченной страховкой | ч.2 ст.12.37 КоАП РФ | 800 рублей |
Вождение вне периода использования ТС | ч.1 ст.12.37 КоАП РФ | 500 рублей |
Водитель не вписан в страховку | ч.1 ст.12.37 КоАП РФ | 500 рублей |
[blockquote_2]Обратите внимание, что если вы успеете оплатить штраф в течении 20 дней, тогда вы сможете рассчитывать на скидку в 50%.[/blockquote_2]
Размеры штрафов за страховку
Есть ситуации, когда полис ОСАГО оформлен и действует на данный период времени, но водитель забыл его дома или в другом авто. Об этом нужно честно сообщить инспектору ГИБДД, делая это корректно и вежливо. Безусловно, штраф сотрудник службы все же выпишет, но его величина может составить от 500 до 800 рублей, зависимо от ситуации. В некоторых случаях удается ограничиться предупреждением.
Штрафы за езду без полиса ОСАГО
С 2017 года автовладельцам разрешили оформлять ОСАГО по упрощенной схеме. Теперь решить вопрос можно в электронном варианте. Это позволит сэкономить время, не посещая отделения страховой компании. Тогда необходимо обязательно сделать распечатку и всегда иметь ее при себе. Данный момент оговорен в N 214-ФЗ от 23 июня 2016 г., и нарушение предполагает то же денежное наказание – 500 руб.
Какой штраф за просрочку или отсутствие полиса ОСАГО
Когда по требованию представителя ГИБДД водитель не предоставил полис ОСАГО по причине его отсутствия, или срок действия документа оказался истекшим, будет выписан штраф на основе КоАП РФ, ст. 12.37 п.2. Его размер составит 800 рублей, а в некоторых ситуациях превысит эту цифру.
Важно! Если владелец и водитель авто – не одно и то же лицо, штраф придется заплатить обоим. Владельца накажут на 800 рублей за отсутствие полиса. Водителю придется заплатить 500 руб. за эксплуатацию автотранспорта без страховки.
Чтобы не сталкиваться с лишними проблемами, избежать штрафов, лучше подумать о продлении полиса заблаговременно. С этой целью можно обратиться в страховую компанию даже за 2 месяца до истечения периода действия текущего документа, но не ранее.
Когда штраф не может быть оформлен
Есть ситуации, когда финансовой ответственности за отсутствие автогражданки удается избежать:
- скорость движения авто не превышает 20 км/ч;
- за рулем – иностранный подданный, а авто застраховано в другой стране. Здесь понадобится предъявить подтверждающие документы;
- авто относят к категории транспорта, необходимого для сельскохозяйственных нужд;
- транспорт является собственностью армейских частей и это подтверждено документально;
- с момента приобретения автомобиля не прошло 10 дней.
Штраф не может быть оформлен, если с момента приобретения автомобиля не прошло 10 дней
В перечисленных случаях представитель ГИБДД не сможет оштрафовать водителя или владельца автотранспорта.
Важно! С начала 2018 года в Госдуме рассматривают вопрос о повышении величины штрафов за управление транспортом без ОСАГО и за неправильное оформление полиса – когда водителей сюда не вписывают. Аргументируется решение пренебрежительным отношением водителей к оформлению страховки, ведь дешевле заплатить штраф 500-800 рублей, чем 6000 рублей – такова средняя цена документа по статистике. Таким образом, в планах повысить величину штрафа до 5000 рублей.