Лучшие специалисты с большим опытом работы к Вашим услугам!
консультация юриста/ судебное представительство/ составление иска
1000 р. /от 20000р/ от 6000 р
ДТП не всегда подразумевает двоих участников. Если автомобиль столкнулся с одним из элементов дороги, например, со столбом, то такая ситуация тоже входит в круг дорожно-транспортных происшествий. Но попав в такую ситуацию, водитель очень часто теряется, не знает, что делать, как квалифицировать происшествие. Очень часто такое незнание приводит к тому, что владелец автомобиля просто садится в машину и уезжает, и только потом задумывается, каким образом он получит компенсацию от страховой компании.
Ответственность за столкновение
Виновный в аварии несет ответственность за нарушение правил дорожного движения. В зависимости от тяжести последствий аварии ответственность может быть административной или уголовной. Соответственно, если машина врезалась в столб, то нужно учитывать последствия, к которым привело столкновение. Но в любом случае такая ситуация рассматривается как ДТП, и уезжать с места происшествия не стоит, поскольку за это тоже предусмотрена ответственность вплоть до лишения водительских прав на определенный срок.
Если нет пострадавших, а ущерб нанесен только имуществу, то в дальнейшем речь пойдет только об административной ответственности. Приехавший сотрудник ГИБДД по результату осмотра может либо признать водителя виновным в ДТП, т.е. привлечь к административной ответственности, либо отпустить подобру-поздорову, отказав в возбуждении административного дела, если столб не пострадал.
Обращение в страховую, если машина врезалась в столб
В страховую компанию есть смысл обращаться только в том случае, если у вас есть полис КАСКО. Таким образом вы сможете компенсировать ущерб, нанесенный вашей машине во время столкновения со столбом. Но тут надо внимательно читать текст договора, чтобы удостовериться, считается ли столкновение с элементами дорог страховым случаем, и какой размер компенсации предусмотрен в такой ситуации.
Также стоит внимательно отнестись к списку документов, подтверждающих наступление страхового случая. В большинстве случаев здесь предусмотрена подача в страховую компанию справки из ГИБДД, а также протокола об административном правонарушении. Если вы не вызвали на место происшествия сотрудников ГИБДД, то соответственно, таких документов у вас не может быть, а на этом основании в компенсации ущерба страховая вполне может отказать. В более лояльных страховых компаниях может быть установлен лимит размера страховой выплаты, ниже которого полученные повреждения компенсируются без дополнительных справок.
Размер выплат
Прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД в своей справке указывают повреждения, которые получила машина, врезавшись в столб. Процедура фиксации ущерба в страховой компании соблюдается такая же, как и при обычном ДТП с двумя участниками. Если клиент не согласен с выводами страховой компании о размере нанесенного ущерба, то можно обратиться к независимому эксперту, а также оспорить решение страховой в судебной инстанции.
А было ли ДТП?
Вопрос, которым неизбежно задается автомобилист, оправившись от шока, звучит так: а относится ли столкновение со столбом, деревом или ограждением к ДТП? Как правило, отсутствие на месте происшествия собственника неподвижного объекта и второго участника аварии заставляют водителя сомневаться в необходимости ее оформления. Внести ясность помогает закон.
В п. 1.2 гл. 1 ПДД сказано:
Итак, случай с наездом на неподвижный объект — это ДТП, если:
- автомобилист въехал в неподвижный объект на своем ТС (машина была в движении и участвовала в происшествии);
- в результате инцидента было повреждено авто и/или неподвижный объект либо нанесен иной материальный ущерб.
Если водитель во время движения задел столб, но на нем, как и на самой машине, нет царапин, значит событие под термин ДТП не подпадает. Не относится к ДТП и падение дерева или столба на припаркованное авто, поскольку ТС в этот момент было неподвижно. Но, когда водитель на скорости сбивает столб, налицо все признаки ДТП, которое нужно грамотно оформить. Применить европротокол в таком случае не получится, поскольку в авариях с неподвижным объектом, как правило, участвует один автомобилист и повреждается имущество третьих лиц (столб, отбойник, ограждение и т.п.), а эти обстоятельства исключают европротокол. Так что независимо от того, кто или что спровоцировало аварию, если повреждено чужое имущество, благоразумнее дождаться инспектора ДПС, предварительно выполнив все необходимые при ДТП требования Правил.
За неисполнение своих обязанностей в связи с ДТП водителя ждет штраф 1000 рублей (ч. 1 ст. 12.27. КоАП РФ), а автомобилисту, покинувшему место аварии, грозит лишение прав на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 12.27. КоАП РФ).
Даже если повреждено деревце или куст, уезжать в надежде остаться незамеченным — не лучшее решение, поскольку у растения есть собственник, а вокруг могут быть стационарные камеры (или видеорегистраторы других автомобилей), в объектив которых довольно легко попасть.
Ситуации, в которых водитель, к примеру из-за плохих погодных условий, задевает ограждение и разбивает фару своего авто, при этом никак не повреждая имущество собственника, тоже неоднозначны. Так, если у водителя и собственника нет материальных претензий друг к другу, ГИБДД рекомендует обменяться расписками, подтверждающими это, и отправиться по своим делам. Но когда у автомобилиста есть каско, а произошедший с ним случай относится к страховым, обойтись без оформления ДТП не получится.
По горячим следам
Первое, что должен сделать автомобилист после аварии, — это проанализировать все обстоятельства происшествия: нужно понять, есть ли пострадавшие или вред нанесен только имуществу. Оценив обстановку, нужно вызвать сотрудников ГИБДД и выполнять требования п. 2.5, 2.6, 2.6.1 гл. 2 ПДД. Подробный алгоритм действий при ДТП можно посмотреть здесь.
Оставшееся до приезда инспектора время стоит потратить на сбор максимально полной информации об аварии. Доказательная база играет особенно важную роль, если водитель врезался в столб не по своей вине, а потерял управление, скажем, из-за некачественного дорожного покрытия (на шоссе были ямы или выбоины), плохой работы коммунальных служб (не убрали торчащие трубы, столбики или строительный материал и т. п.), нарушения ПДД другим автомобилистом. Но даже если водитель сбил столб из-за собственной неосторожности, видео/фото или показания очевидцев помогут намного лучше разобраться в деталях случившегося. Так что есть смысл подойти к процессу со всей ответственностью.
- Для начала стоит проверить свой видеорегистратор (при наличии): возможно, он зафиксировал момент аварии. Запись восстановит картину по секундам, главное — проконтролировать, верно ли отображены дата и время инцидента, попала ли в объектив сама машина (нужна связь с объектом, как правило, это край капота), есть ли привязка к местности.
- Не менее важно побеседовать с очевидцами и записать их контактные данные. Может быть, кто-то успел сделать фото/видео ДТП или готов предоставить данные своего видеорегистратора.
- Осмотритесь. Если в округе есть камеры наружного видеонаблюдения, сообщите об этом сотрудникам ГИБДД, чтобы они истребовали запись.
Оформляем ДТП по правилам
С особой тщательностью нужно подходить и к оформлению протокола. Каждый нюанс, занесенный в документ, может сыграть решающую роль в установлении степени вины автомобилиста в произошедшем ДТП. Так что халатно относиться к этой процедуре явно не стоит.
- Заполняя протокол, подробно описывайте детали ДТП. С какой скоростью, на какой сигнал светофора, при каких погодных условиях и т. п. двигалось ваше авто. Важно максимально точно восстановить хронологию событий.
- Принимайте активное участие в установлении обстоятельств аварии, акцентируя внимание на всех нюансах ДТП: вплоть до наличия неровностей/препятствий/ям на дороге.
- Приобщите к протоколу показания/контакты очевидцев, данные видеорегистратора и другие материалы, связанные с ДТП.
- Заполняя протокол, тщательно опишите все повреждения машины и неподвижного объекта (столба, дерева, отбойника и т. п.), в том числе скрытые (укажите на саму возможность их наличия исходя из характера ДТП). Эта информация понадобится для определении размера материального ущерба, а также для расчета страховых выплат.
- Прежде чем подписывать протокол, внимательно ознакомьтесь с документом, схемой ДТП, сведениями о свидетелях и всеми приобщенными материалами.
Кто прав, а кто виноват?
Вопрос распределения ответственности в ДТП с неподвижным объектом во многом зависит от обстоятельств аварии, которые могут варьироваться. Так, если водитель нарушил правила ПДД (превысил скорость, ехал на неисправной машине) и из-за собственной халатности врезался в столб, расходы по его восстановлению собственнику столба может покрыть ОСАГО. Но если сумма ущерба превысит страховые лимиты, недостающую часть автомобилист уже будет оплачивать из своего кармана. Ремонтировать авто тоже придется самостоятельно, конечно, если описанный случай не входит в перечень страховых по каско, а сам водитель — в число обладателей этого полиса. Кроме того, за нарушение ПДД предусмотрены штрафы, которые водителю не удастся проигнорировать.
Если аварию спровоцировал другой автомобилист, скажем, нарушив правила маневрирования, и удастся установить его причастность к аварии, то расходы по восстановлению поврежденного имущества могут лечь на плечи нарушителя. Когда в ДТП виноваты дорожные службы, к примеру не убрали строительный материал, при наезде на который водитель потерял управление и врезался в ограждение, целесообразно взыскивать ущерб с организации, ответственной за обслуживание конкретного участка дороги.
Но какими бы ни были обстоятельства ДТП, добиться справедливости вполне под силу, если тщательно подходить к его оформлению. А избежать аварий поможет бдительность и осторожность.
Нередко случаются дорожные происшествия, когда в ДТП попадает одна машина. Например, автомобиль занесло на дороге, и он врезался в столб. Мало того, что это очень опасная ситуация, так непонятно, можно ли будет восстановить автомобиль по ОСАГО и покроет ли страховка ущерб за столб?
Согласно ПДД, если водитель врезался не в другую машину, а в столб, это считается ДТП, так как повреждено сооружение и нанесен материальный вред. Что делать в этом случае? Как и с любым другим ДТП — остановиться, включить аварийку, выйти из машины и поставить знак аварийной остановки.
Если никто не пострадал, нужно сфотографировать все обстоятельства аварии, позвонить в ГИБДД и сделать, как скажут дорожные полицейские. Если машина преграждает путь другим авто, то ее придется убрать, если она, конечно, на ходу.
Если вы врезались в столб и повредили его, тогда вас могут оштрафовать по статье 12.33 КоАП РФ за повреждение дорог, ж/д или других дорожных сооружений. Наказание по этой статье серьезное — штраф для граждан составляет от 5000 до 10 000 рублей.
Если вы врезались в столб, но смогли уехать с места ДТП, тогда вас, кроме этого, ждет еще суровое возмездие — по часть 2 статьи 12.27 КоАП, вы лишитесь прав на срок от года до полутора. Могут применить такое наказание, как административный арест до 15 суток.
В силу того, что в крупных городах везде камеры, стоят комплексы фиксации нарушений, а у водителей на авто видеорегистраторы, то вычислить вас не сложно. Так что не стоит уезжать с места ДТП, если уж оно свершилось, чтобы не остаться без прав или вообще не попасть за решетку.
Страховка покроет ущерб муниципалитету или собственнику столба или другого ограждения, которое вы разрушили. За свою машину и ее ремонт будете платить сами. Если у вас оформлена дополнительная страховка каско, тогда вы восстановите машину по полису.