Чаще всего урегулирование страховых случаев по КАСКО осуществляется путём направления на ремонт. При заключении договора страхования это условие редко вызывает вопросы у клиентов, поскольку предполагает полное восстановление авто. В отличие от выплаты по калькуляции с учётом износа, здесь страхователям не нужно доплачивать за новые детали. Тем не менее, условие ремонта по договору страхования также может содержать различные особенности. Те или иные нюансы, прописанные (или, наоборот, не прописанные) в правилах страховщика или в полисе, могут вносить существенные коррективы в процесс урегулирования убытков.
Не секрет, что качество обслуживания машины зависит от уровня ремонтной мастерской. Речь идёт о таких параметрах, как:
- Квалификация сотрудников станции;
- Наличие современного оборудования;
- Качество используемых запчастей и материалов;
- Опыт осуществления профильной деятельности.
Рассчитать КАСКО – в 18 компаниях за 2 минуты
Ремонт гарантийных автомобилей
За последний год резко повысились цены практически во всех мастерских. И к затратам, обуславливаемым прайсами ремонтных станций, страховые компании оказались попросту не готовы. С одной стороны, предполагаемые убытки в подобных случаях не должны влиять на порядок обслуживания действующих договоров. Но, в то же время, на практике наблюдаются попытки страховщиков тем или иным способом уменьшить свои расходы.
Случается также, что место ремонта гарантийных машин не прописано прямо в официальных документах страховщика. Исходя из репутационных и политических решений компания долгое время может направлять свежие автомобили на восстановление именно к дилеру, а сотрудники и агенты декларировать это при оформлении полиса. В таком случае клиенты могут не догадываться, что происходит это в частном порядке, а не на основании официальных норм организации. И когда политика страховщика меняется, у страхователей не оказывается юридических оснований для спора. Подобных ситуаций можно избежать, заострив внимание на соответствующей позиции при заключении договора. Приемлемым будет один из следующих вариантов:
Впрочем, сейчас нередко можно столкнуться и с прямым отказом страховой компании от своих же официально прописанных условий. Расчёт здесь делается на то, что клиент согласится на предлагаемую мастерскую и не станет идти на конфликт. В противном случае восстановление машины может быть связано с более длительными сроками, что далеко не всем подходит. Между тем, здесь на стороне страхователя оказываются неоспоримые аргументы, которые при желании можно использовать для восстановления справедливости.
Перечень мастерских для ремонта по КАСКО
Как правило, крупные страховщики работают с несколькими сервисными станциями (помимо официальных дилерских центров). Сразу оговоримся, что в силу особенностей взаимоотношений с мастерскими (в том числе не всегда официального характера) страховые организации могут осуществлять направление на ремонт в какой-то один сервис. Тем не менее, при категорическом отказе клиента от предложенной станции обычно предоставляется список, из которого страхователь может выбрать наиболее подходящую мастерскую. Подобный перечень может быть продемонстрирован по запросу страхователя на этапе согласования условий договора.
Дело в том, что такой список мастерских не является приложением к полису. А значит, при урегулировании убытков страховая компания вовсе не обязана его придерживаться.
Свобода выбора стоит дорого
- Каковы географические ограничения при выборе станции?
- Существуют ли ценовые лимиты услуг мастерской?
- Имеются ли требования к характеристикам сервиса (опыт деятельности, статус и т. д.)?
Из договора страхования усматривается, что сторонами выбрана одна из форм выплаты страхового возмещения — ремонт на СТОА по направлению страховщика.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в данном случае обязанностью страховщика будет являться выплата денежных средств в размере, необходимом для осуществления восстановительного ремонта застрахованного имущества. Изменится при этом только непосредственный получатель денежных средств.
Исходя из изложенного, у стороны страховщика при наступлении страхового случая всегда возникает денежное обязательство.
Задайте свой вопрос юристу
прямо сейчас
8 (800) 350-84-13 доб. 810
(звонок на номер бесплатный)
Судья Еленчук М.С.
Гр. дело № 11-35432
24 октября 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дедневой Л.В.,
судей Суменковой И.С., Грибова Д.В.,
при секретаре С. М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Суменковой И.С.,
15 ноября 2012 года по инициативе истца произведен осмотр повреждений вышеуказанного автомобиля независимым экспертом, заинтересованные стороны уведомлены, но на осмотр не явились.
Истец ФИО А.А., представитель истца Е. Е.А. — в судебном заседании свои исковые требования полностью поддержали.
Изучив материалы дела, выслушав возражения истца ФИОа А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, — суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, — основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца на основании заключенного ими договора добровольного страхования имущества причиненный при ДТП ущерб в размере *** руб. *** коп., т.е. за минусом франшизы в размере *** долларов США, что соответствует *** руб., поскольку истец документы, предусмотренные договором страхования, представил с нарушением 10-тидневного срока.
Условия заключенного между сторонами договора страхования, определенные в страховом полисе (л.д. 13), предусматривают обязанность страховщика выплатить страхователю, в случае наступления страхового случая, страховое возмещение в размере, необходимом для полного возмещения реально причиненного ущерба и не превышающем страховую сумму.
При этом, вариантом выплаты является ремонт на СТОА по направлению страховщика. Однако ремонт застрахованного имущества не может являться формой страхового возмещения. Стороны договора страхования вправе определить порядок выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая, но не изменить предмет страхового обязательства.
При этом конкретный вариант определения размера ущерба определяется страхователем и страховщиком в договоре страхования.
Из договора страхования усматривается, что сторонами выбрана одна из форм выплаты страхового возмещения — ремонт на СТОА по направлению страховщика.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в данном случае обязанностью страховщика будет являться выплата денежных средств в размере, необходимом для осуществления восстановительного ремонта застрахованного имущества. Изменится при этом только непосредственный получатель денежных средств.
Исходя из изложенного, у стороны страховщика при наступлении страхового случая всегда возникает денежное обязательство.
Поэтому содержащийся в жалобе довод о том, что договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в денежной форме, противоречит требованиям действующего законодательства.
Условия договора страхования относительно способа возмещения ущерба противоречат вышеприведенному толкованию названых норм материального права, поэтому истец, являясь потребителем, вправе в любой момент отказаться от такой услуги как ремонт поврежденного транспортного средства на СТОА по направлению страховщика и потребовать выплаты страхового возмещения в денежном выражении.
Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения предусмотрены ст. ст. 961, 963, 964 ГК РФ.
Из приведенных выше норм ГК РФ следует, что возможность освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая может быть предусмотрена исключительно законом, в том числе и тогда, когда имела место грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя, а поскольку такого основания для освобождения от выплаты страхового возмещения в результате причинения ущерба автомобилю истца не установлено, то суд правильно пришел к выводу о частичном удовлетворении в указанной части заявленных истцом требований.
Поскольку при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя, постольку правильными являются выводы о возмещении морального вреда в пользу ФИОа А.А.
При этом все изложенные в решении суда выводы относительно данных исковых требований подробно мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал отвечающую правилам ст. 67 ГПК РФ правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Разрешая спор в указанной части, суд верно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
В данной части доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут служить основанием к отмене решения.
Так, согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2-й квартал 2007 года, утвержденному Постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007 г., — размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что указанный штраф подлежит исчислению без учета присужденной судом компенсации морального вреда, — судебная коллегия не может принять во внимание.
Наряду с этим, верными являются доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете размера штрафа, взыскиваемого с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца, не подлежат учету судебные издержки.
При таком положении, принятое по настоящему делу решение в соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, подлежит изменению.
Следовательно, указанная судом в резолютивной части решения суда итоговая сумма ущерба в размере *** руб. *** коп. также подлежит изменению, поскольку в результате математического действия путем сложения с ответчика в пользу истца подлежат взысканию *** рублей *** копеек + *** рублей + *** рубля *** копейки + *** рублей *** копеек + *** рублей *** копейка = *** рублей *** копейки.
Таим образом, так как фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно и не требуется собирания новых доказательств, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда, изложив резолютивную часть решения суда в своей редакции.
Тем не менее, в остальной части решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам, соответствует нормам права, а потому оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 22 мая 2013 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Исковые требования ФИОа А.А, — удовлетворить частично.
В остальной части иска – отказать.
УЗНАЙТЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ВАШЕГО СПОРА У ЮРИСТА БЕСПЛАТНО ПО ТЕЛЕФОНУ
8 (800) 350-84-13
доб. 810
Необходима юридическая помощь?
Необходима квалифицированная помощь для составления искового заявления в суд?
Требуется составить претензию, жалобу или правильно оформить необходимые документы?
Нужно урегулировать спор в досудебном порядке или восстановить и защитить нарушенные права в суде?
Хотите взыскать в суде свои деньги? Возникли затруднения в исполнительном производстве?
Начните с консультации юриста
- Задайте свой вопрос
юристу по телефону
8 (800) 350-84-13 доб. 810
Первичная консультация
юриста БЕСПЛАТНО
Как мы работаем
Мы принимаем ваш звонок или заявку и соединяем вас с юристом
Вы рассказываете о своей проблеме юристу и формулируете вопрос
Юрист дает бесплатную консультацию о способах решения вашего вопроса
Законодательство предусматривает ряд страховых случаев, когда ремонт по КАСКО подлежит возмещению со стороны страховой компании. В то же время конкретные обстоятельства оговариваются договором между страхователем и страховщиком. Правильное оформление соглашения и знание алгоритма действий позволит избежать лишних проблем.
Как получить направление?
Одним из вариантов компенсации ущерба страхователя является проведение ремонтных работ. В договоре КАСКО могут предусматриваться такие варианты:
- направление на ремонт страховой компанией (СК);
- выбор страхователем СТО для проведения ремонта;
- ремонт по гарантии официального дилера.
Страховщик может указать в соглашении любой вариант. При определении места ремонта самой СК страхователь обычно не может выбирать СТО.
Для получения компенсации по КАСКО в форме ремонта поврежденного транспортного средства (ТС) страхователю необходимо получить направление на ремонт. Для его получения потребуются следующие действия:
- Информирование СК о наступлении страхового случая. Чаще всего договором предусматривается сообщение о происшествии в течение 4-5 дней.
- Подача заявления на страховую выплату. К заявлению необходимо приложить:
- оригинал полиса КАСКО;
- документ, подтверждающий происшествие от ГИБДД (справка по форме Ф-154, протокол и т.п.);
- ПТС;
- удостоверение личности страхователя;
- удостоверение водителя;
- документ, подтверждающий прохождение техосмотра.
- После подачи заявления и рассмотрения представленных документов СК выдает направление на ремонт.
Законодательно не установлена специальная форма направления. Она устанавливается страховщиком, но в документе обязательно отражается следующее:
- номер полиса КАСКО;
- полная информация о ТС, в т.ч. марка, номера и дата выпуска;
- информация о страхователе (владельце ТС);
- информация о СТО, куда направляется автомобиль: наименование, адрес, контактный телефон;
- страховая сумма;
- франшиза (при ее наличии);
- перечень неполадок, подлежащих устранению, намечаемые виды и сроки проведения ремонтных работ.
Последний пункт документа заполняется специалистом СТО, после проведения обследования ТС. Экземпляр направления на ремонт обязательно выдается страхователю. В соответствии с ч.2 ст.313 ГК РФ направление должно быть выдано в течение 7 суток с момента подачи заявления и предоставления необходимых документов.
Каков срок ремонта по закону?
Для устранения разногласий максимальные сроки необходимо указывать в договоре КАСКО. В зависимости от сложности работ они, как правило, устанавливаются в пределах 14-45 дней. Для мелкого ремонта требуется несколько дней, но для устранения серьезных повреждений потребуется 1-1,5 месяца.
Нельзя сказать, что данный вопрос совсем не регулируется. Приказом Минпрома РФ от 01.11.92 №43 устанавливаются нормативы проведения отдельных видов ремонтных работ:
- Капремонт двигателя – 2 суток.
- Лакокрасочное покрытие корпуса поверх старого слоя – 10 суток.
- Покраска с удалением старого покрытия – 15 суток.
- Сварочные и жестяные работы повышенной трудности – 30 суток.
- Сварочные, жестяные и лакокрасочные работы по корпусу – 35 суток.
- Полный капремонт автомобиля повышенной сложности – 50 суток.
При внесении сроков ремонта в договор следует учитывать приведенные нормативы. Обычно учитываются и уважительные причины продления продолжительности ремонта. Среди них выделяется необходимость заказа оригинальных деталей производителей и отсутствие согласия в оценке стоимости работ между исполнителем и СК, что требует дополнительных независимых экспертиз.
Где лучше отремонтировать авто?
Главная альтернатива в вопросе, где ремонтировать автомобиль по КАСКО, связана с 2-мя вариантами – официальный или неофициальный дилер. В первом случае, имеется в виду сервисное обслуживание, проводимое по договору, заключенному на длительный срок.
Официальный дилер обеспечивает проведение работ высококвалифицированными специалистами; выдачу гарантии минимум на 1 год; ремонт на высокотехнологичном оборудовании и установку оригинальных запчастей; заказ недостающих деталей у производителя ТС. Основные минусы: повышенная стоимость (на 20-30% выше, чем у неофициального дилера); риск наличия мошеннических схем; затягивание сроков ремонта (иногда более 2-х месяцев).
Услугами неофициального дилера лучше пользоваться при необходимости ремонта ТС с возрастом более 3-х лет. Стоимость ремонта будет заметно ниже. В то же время, частные СТО обеспечивают достаточно высокое качество работ.
Главные особенности ремонта по КАСКО
Условия проведения ремонта автомобиля по КАСКО должны быть четко оговорены в договоре аренды. При оформлении соглашения стороны руководствуются гл 48 ГК РФ и Законом № 3015-1, которые регламентируют обязанности сторон и ответственность страховщика. Порядок проведения ремонтных работ имеет свои особенности в зависимости от определенных обстоятельств.
Договор КАСКО с франшизой отличается разделением автоответственности между страхователем и страховщиком. Любой ущерб, причиненный автомобилю, в пределах определенной суммы (франшизы) не оплачивается СК, а выплаты начинаются только при повреждениях, стоимость которых выше. Такое автострахование обходится значительно дешевле обычного КАСКО.
Компенсация в форме ремонта ТС предусматривается и в случае договора с франшизой. Возможны 2 варианта:
- условная франшиза. Ремонт, оцененный до суммы, указанной в договоре, оплачивается самим автовладельцем. При ущербе, превышающем эту сумму, ремонт полностью оплачивается СК;
- безусловная франшиза. Компенсация за ремонт производится за вычетом франшизы. Естественно, что этот вид КАСКО более выгоден страховщику.
Для получения направления на ремонт автомобиля, застрахованного с франшизой, его необходимо представить для проведения экспертизы. Эксперт должен дать заключение о размере повреждения, что и дает основание для расчета суммы выплаты. При несогласии с ним страхователь имеет право провести собственную, независимую экспертизу. Если ее результаты не признаются СК, то решение вопроса передается в суд.
ТС, находящееся на гарантии, может ремонтироваться только у официального дилера. Это условие обязан учитывать страховщик при заключении договора. Дело в том, что при проведении любого ремонта на иной СТО, автовладелец теряет право гарантийного обслуживания в сервисном центре.
Ремонт по КАСКО гарантийного автомобиля должен производиться только на СТО, которая является официальным дилером сервисного центра. При заключении договора по КАСКО страхователь должен представить договор гарантийного обслуживания, и условие обязательного ремонта у официального дилера вносится в соглашение.
Как нужно принимать машину после починки?
Владелец автомобиля должен обязательно присутствовать при сдаче ТС на СТО и внимательно проверить качество работ при его возврате. Это поможет избежать последующих проблем, т.к. доказать виновность исполнителя работ через некоторое время будет достаточно сложно, и потребует дорогостоящих, специальных экспертиз.
Сдача автомобиля на ремонт производится на основании акта. В нем указываются следующие нюансы:
- Полный перечень неисправностей и повреждений, которые должны быть устранены.
- Список деталей, требующих замены.
- Перечень неисправностей, которые не устраняются на данном СТО.
- Указание скрытых дефектов, которые ранее не обнаруживались, а выявлены работниками СТО.
- Замечания и пожелания автовладельца по проведению ремонтных работ.
После ремонта, автомобиль принимается по акту приема-передачи. Страхователь должен получить, помимо этого акта, такие документы:
- акты выполненных работ;
- квитанция об уплате со стороны страховщика;
- заказ-наряд на проведение работ;
- документы, подтверждающие стоимость установленных деталей;
- гарантийный талон.
Перед подписанием акта необходимо все тщательно проверить. Желательно привлечь специалиста. Качество ремонта рекомендуется проверить путем тестирования.
Что делать если ремонт оказался некачественным?
За качество ремонтных работ несет полную ответственность СК, а не СТО-исполнитель. Это обстоятельство подтверждено Постановлением ВС РФ от 27.06.2013 №20. Исходя из этого, все претензии страхователь должен предъявлять страховщику.
При обнаружении некачественного ремонта автовладельцу следует действовать в следующем порядке:
- Проведение независимой экспертизы и получение заключения о допущенных нарушениях и неустраненных повреждениях. Экспертизу может проводить только аттестованный специалист, включенный в соответствующий Госреестр. Правила ее проведения утверждены ЦБ РФ от 19.09.2014 №433-П.
- Составление претензии. Это обязательный шаг досудебного решения вопроса. Она составляется автовладельцем и направляется в адрес СК. Претензия должна содержать изложение сути проблемы, доказательства допущенных нарушений и предложения по решению проблемы. Документ может оформляться в течение 2-х лет после проведения ремонта.
- Обращение в суд при отрицательной реакции СК или ее отсутствии.
При некачественном ремонте автовладелец может потребовать такие компенсации:
- бесплатное устранение недостатков;
- проведение повторного ремонта за счет СК;
- денежная компенсация на проведение дополнительных работ страхователем.
Суд на основании представленных доказательств часто встает на сторону истца. Он может присудить полную или частичную денежную компенсацию, в т.ч. морального ущерба. Кроме того, виновная сторона оплатит все понесенные расходы.
Какие могут быть причины отказа?
Законодательство РФ строго охраняет права страхователей, ограничивая СК в вольном трактовании отказа в компенсации ущерба. Однако в ряде случаев отказ признается справедливым. Основные причины законного отказа:
- Повреждение автомобиля в момент, когда водитель находился под действием алкоголя или наркотиков.
- Угоны, совершенные при подтвержденной халатности водителя (например, оставлены ключи зажигания).
- Небольшие повреждения покрытий деталей, не влияющие на их работоспособность.
- Отсутствие водительского удостоверения.
- Передвижение по экстремальной местности (например, лед).
- Самопроизвольное движение автомобиля при неиспользовании ручного тормоза.
- Проведение самостоятельных изменений конструкции без внесения в ПТС.
- Совершение намеренных действий для получения компенсаций.
При отказе в проведении ремонта, несмотря на наличии соответствующего пункта в договоре, страхователь действует аналогично проведению некачественного ремонта. При нежелании СК исполнять свои обязательства, автовладельцу следует взять у страховщика письменный отказ, где изложены его причины. Если они справедливы, то придется смириться с решением. При нарушениях со стороны СК оформляется и направляется претензия, в которой излагается несогласие с действием компании и требования выплат. Прикладываются необходимые документы. Окончательное решение принимает суд.
Неустойка за нарушение сроков
Сроки направления поврежденного ТС на ремонт и его проведения должны оговариваться в договоре страхования (ст.943 ГК РФ). Если СК срывает оговоренные сроки или СТО не торопится приступить к ремонту, то страхователь совершает такие шаги:
- оформление претензии и направление ее СК. В ней излагается требование к СК по направлению ТС на ремонт или замене СТО, затягивающей его проведение;
- проведение ремонта на СТО по своему усмотрению. Обязательно оформляются все документы, доказывающие его проведение и стоимость оказанных услуг;
- подача искового заявления в суд.
Законодательство РФ предусматривает неустойку за нарушение сроков ремонта. За каждый день просрочки назначается неустойка 1-1,5% от стоимости ремонтных работ. Кроме того, суд может наложить штраф в размере до 50% от страховой суммы за неисполнение обязательств по договору.
Как получить деньги по страховке вместо ремонта?
Денежная компенсация вместо восстановления ТС возможна только в том случае, если такое действие предусмотрено договором. Для получения выплаты необходимо своевременно подать СК соответствующее заявление и представить документы, подтверждающие наступление страхового случая. Сумма выплаты определяется на основании экспертного заключения.
Можно ли отказаться от ремонтных работ?
Как правило, право выбора формы компенсации остается за страховщиком. Если он решил направить автомобиль на ремонт, то оспорить такое решение очень сложно. Реально отказаться от проведения ремонтных работ можно в следующих случаях:
- Нарушение сроков ремонта. В этом случае суд может решить о денежной компенсации ущерба.
- Утрата товарной стоимости, т.е. невозможность восстановления первоначального вида ТС. Такая возможность распространяется на автомобиль не старше 5 (импортные) и 3 (отечественные) лет с пробегом не более 100 и 50 тыс. км, соответственно. В этом варианте необходимо проведение независимой экспертизы. На основании экспертного заключения подается заявление на имя страховщика.
Отказаться автовладельцу от ремонта ТС только на основании соответствующего пункта договора или по решению суда.
Ремонт по КАСКО считается одним из самых распространенных вариантов компенсации ущерба, нанесенного ТС. При правильном подходе, он вполне устраивает и страхователя, и страховщика. Правила и условия его проведения должны оговариваться в договоре страхования. При наличии разногласия сторон вначале проводится досудебное разбирательство, а при необходимости последнее слово остается за судом.